рефераты бесплатно

МЕНЮ


Билеты по административному праву

б) его структуру;

в) его линейную и функциональную подчинённость.

3) Компетенции как совокупности властных полномочий и

подведомственности. Её можно рассматривать в функциональном разрезе

(компетенция в области планирования, контроля и т.д.), применительно к

определённым субъектам (иным государственным органам, предприятиям и

учреждениям, общественным объединениям, гражданам).

Виды органов исполнительной власти (по различным критериям):

I В зависимости от того, из какого бюджета финансируются органы

исполнительной власти (а это совпадает с их подчинённостью), различают:

1) Федеральные органы исполнительной власти.

2) Органы исполнительной власти субъектов федерации.

3) Местные органы исполнительной власти.

II По организационно-правовому принципу организации и деятельности

различают:

1) правительство;

2) министерства;

3) комитеты;

4) надзоры и т. д.

III По характеру компетенции различают:

1) Общей компетенции (Правительство РФ, Правительства других субъектов

РФ – не только правительства!).

2) Отраслевой компетенции (Министерства).

3) Межотраслевой компетенции (Комитеты).

( /дополнительно/ Специальной компетенции (Инспекции, службы).

IV По порядку разрешения дел различают:

1) Коллегиальные (Правительство).

2) Единоличные (Министр).

(Правительство решает вопросы коллегиально и принимает постановления;

распоряжения же являются единоличными актами (на уровне председателя или

заместителя председателя Правительства) – индивидуальные акты разового

пользования ( принципиален перечень вопросов, рассматриваемых

коллегиально и единолично(

2. Прохождение государственной службы.

В прохождении службы можно выделить обязательные и факультативные

стадии.

Обязательные:

I.Поступление (прием) на государственную службу:

а)появление вакансии, информирование о ней;

б)подбор кандидатов;

в)решение о приеме;

г)вступление в должность. Правом обладают граждане не моложе 18 лет,

имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям.

Претендующим надо иметь:

1)для высших и главных - высшее профессиональное образование по

специализации или равноценное с дополнительным образованием по

специализации;

2)для ведущих и старших - высшее по специальности «государственное

управление» либо по специализации государственных должностей или

образование, считающееся равноценным;

3)для младших - среднее профессиональное по специализации гос.

должностей или равноценное.

При поступлении гражданин представляет:

1)личное заявление;

2)документ, удостоверяющий личность;

3)трудовую книжку;

4)документы, подтверждающие профессиональное образование;

5)справку из органов налоговой службы о предоставлении сведений об

имущественном положении;

6)медицинское заключение о состоянии здоровья.

Гражданин не может быть принят:

1)недееспособным или ограниченно дееспособным:

2)если он лишен права занимать гос. должности;

3)при наличии заболевания, препятствующего исполнению обязанностей;

4)при отказе от оформления допуска к тайне;

5)в случае близкого родства с гос. служащим, если их служба связана с

подчиненностью или подконтрольностью;

6)при наличии гражданства иностранного государства;

7)при отказе от представления сведений об имущественном положении.

Назначение на должность производится на неопределенное время или на

определенный - не более пяти лет - срок. Служба на должностях «Б»

ограничена сроком, на который назначаются лица, замещающие должности

«А». Для гражданина, впервые принятого на государственную должность,

устанавливается испытание от трех до шести месяцев.

II. Аттестация и повышение квалификации служащих. В целях определения

служебного соответствия действует система аттестаций.

Общие аттестации проводятся через определенные промежутки времени.

Персональные аттестации - где сотрудники имеют звания, классные чины,

связаны с представлением к присвоению звания, с назначением на иную

должность, увольнением. Аттестация проводится не чаще одного раза в два

года, но не реже одного раза в четыре года. Руководителям рекомендовано

установление соответствующего денежного содержания увязывать с

результатами обучения и практического использования полученных знаний.

III. Присвоение квалификационных разрядов - указывает на соответствие

требованиям. Присваиваются по результатам гос. квалификационного экзамена

или аттестации.

Служащим могут быть присвоены следующие (15) разряды:

1.действительный государственный советник 1, 2, 3 класса (для высших

государственных служащих);

2.государственный советник РФ 1, 2, 3, класса (для государственных

служащих замещающих главные должности);

3.советник РФ 1,2,3 класса (для служащих, замещающих ведущие

должности);

4.советник государственной службы 1, 2, 3, класса (для служащих старших

государственных должностей);

5.референт 1, 2, 3, класса (для младших государственных должностей).

IV.Прекращение государственной службы:

а)по личному заявлению государственного служащего;

б)по инициативе руководителя, по решению коллегиального органа

(правительства и др.);

в)по иным, установленным законом, основаниям.

Например, служащим на должностях категории «Б» в связи с прекращением

государственной службы лицами, замещающими государственные должности

категории «А». Предельный возраст - 60 лет. Допускается продление

занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности.

Увольнение может быть осуществлено по инициативе руководителя в

случаях:

1)достижения им предельного возраста;

2)прекращения гражданства;

3)несоблюдения обязанностей и ограничений;

4)разглашения сведений;

5)возникновения других обстоятельств (совместная служба родственников).

Факультативные:

I.Перевод государственного служащего на другую должность допускается

только с его согласия. Варианты переводов:

а)на вышестоящую должность;

б)на равнозначную должность в другом структурном подразделении органа

или даже в другом органе, ведомстве;

в)в другую местность в связи с передислокацией органа;

г)на нижестоящую должность - в порядке взыскания работник без его

согласия.

II.Поощрение - за успешное и добросовестное исполнение обязанностей,

продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности

и сложности - различные поощрения. Виды устанавливаются ФЗ и законами

субъектов. Поощрение должно быть обоснованным, своевременным,

разнообразным, гласным. Поощрение может быть коллективным и

индивидуальным, а по содержанию моральным, материальным и смешанным.

III.Ответственность государственных служащих. За невыполнение могут

привлекаться к ответственности - дисциплинарной, административной,

материальной, уголовной. Дисциплинарные взыскания: замечание; выговор;

строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии;

увольнение. Может быть временно (но не более, чем на месяц), до решения

вопроса отстранен.

Уголовная ответственность - за совершение преступлений. В УК особо

выделены должностные преступления: злоупотребление властью или служебным

положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность,

получение взятки, должностной подлог.

Материальная ответственность наступает за служебный поступок,

причинивший материальный ущерб организации, и выражается в возмещении

виновным служащим причиненного им вреда.

Билет №11

1. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной

власти.

Статус Президента определяется Конституцией РФ (она такова, что

Президент иногда выступает не только как глава государства, но и как

глава исполнительной власти (ZB., когда он председательствует на

заседаниях Правительства(), все его полномочия вытекают из нее.

Президент:

- представляет РФ внутри страны и в международных отношениях;

- определяет основные направления внутренней и внешней политики;

- обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов

гос. власти.

По характеру полномочий президентская власть тяготеет к исполнительной,

но есть сферы деятельности, которыми Президент руководит непосредственно

в силу своих полномочий. Нельзя утверждать, что Президент относится к

исп. власти, но на этот счет не существует единого мнения.

Взаимоотношения Президента с исполнительной властью:

1.П. назначает с согласия ГД председателя Правительства.

2.Имеет право председательствовать на заседаниях правительства.

3.Принимает решения об отставке правительства.

4. По предложению председателя Правительства назначает и снимает с

должности заместителей председателя и федеральных министров.

Взаимоотношения с законодат властью.

1.П. вносит законопроекты в ГД.

2.Он имеет полномочия подписывать и обнародовать федеральные законы,

обращаться к федеральному собранию с ежегодным сообщением о положении в

стране, основных направления внутренней и внешней политики.

Сфера обороны и безпасности - непосредственное руководство Президентом:

1.Формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ.

2.Утверждает военную доктрину РФ.

3.Является Верховным Главнокомандующим ВС РФ.

4.В случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии вводит на

территории РФ или в отдельных местностях военное положение с

незамедлительным сообщением об этом в СФ и ГД.

5.Вводит на территории РФ или в местностях чрезвычайное положение с

сообщением СФ и ГД.

6.Назначает и освобождает высшее командование ВС РФ.

7. Присваивает высшие воинские звания.

Сфера внешних сношений (подведомственна непосредственно президенту):

1.Осуществляет руководство внешней политикой РФ.

2.Ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ.

3.Подписывает ратификационные грамоты.

4.Принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем

дипломатических представителей.

5.Назначает и отзывает после консультации с комиссиями палат ФС

дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и

международных организациях.

Полномочия по формированию аппарата:

1.Назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ.

2.Формирует Администрацию Президента РФ.

Иные полномочия:

1. Представляет ГД кандидатуру для назначения на должность председателя

ЦБ РФ. Ставит перед ГД вопрос об освобождении от должности председателя

ЦБ.

2.Решает вопросы гражданства, награждает государственными наградами,

осуществляет помилование.

3.Назначение выборов, роспуск ГД. Проведение референдума.

4. Представление кандидатуры Ген.прокурора.

Президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на

всей территории РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и

федеральным законам.

2. Понятие и виды методов управления.

Метод - это средства, способы, приемы достижения цели. В АП метод

управления - это средство практического осуществления функций

государственной управленческой деятельности, достижения ее целей.

Методы управления выступают как особая связь людей, проявляющаяся как

способы обеспечения подчинения воли, как способ организации и

упорядочения происходящих в системе процессов, как средство достижения

цели управления.

Методы условно можно подразделить на:

n демократические - диктаторские;

n гибкие - жесткие;

n государственные - общественные;

n научные - ненаучные;

n творческие - шаблонные;

n косвенного воздействия - прямого воздействия.

Методы прямого воздействия. Осуществляется прямое воздействие на волю

управляемого. Имеют директивный приказной характер. Отсутствует

возможность выбора вариантов решений для исполнителей. Использование

таких методов влечет создание большого числа нормативных и

правоприменительных актов. Наличие большого аппарата, контролирующего

выполнение команд. Стимулирование используется по усмотрению руководителя

за выполнение команды или за послушание. Широко используется

внеэкономическое принуждение.

Косвенные методы: воздействие через создание ситуации, через

потребности, интересы исполнителей. Ситуация стимулирует нужное

направление деятельности. При этом основной формой становятся

управленческие акты, которые управомачивают на определенные действия. У

управляемых существует возможность выбора одного из нескольких вариантов

поведения. Механизм стимулирования либо закреплен в нормативных актах,

либо существует как обычай, но используется для всех одинаково,

независимо от усмотрения руководителя. При косвенных методах воздействия

как необходимая составная часть является наличие развитой системы

правосудия для решения споров, обеспечивающих защиту законных интересов

граждан.

Также выделяют стимулирующий метод (особенно часто в экономической

сфере - это различные налоговые, таможенные и другие льготы).

Деление на:

а)убеждение - использование различных разъяснительных, воспитательных и

организационных мер. Направлено на то, чтобы подвластные сами поняли

выраженную в правовых актах волю законодателя;

б)принуждение - отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на

его поведение.

В литературе также различают :

-административные (приказные) методы;

-экономические (стимулирующие методы.

В качестве метода деятельности органов исполнительной власти можно

выделить регулирование (причём, подзаконное – УПРФ, акты правительства и

так дальше, вниз по ступеням иерархической лестницы подзаконных актов).

Сущность этого метода заключается в подзаконном регламентировании

общественных отношений в части порядка, процедур, формы исполнения

требований законов.

Форма: акт-регламентатор /правила, положения и т.д. – в любой сфере/.

Учёт и регистрация

Сущность этого метода заключается в государственном учёте и регистрации

некоторых сторон деятельности субъектов административно-правовых

отношений, имеющих публичный характер (или государственное значение). Это

в первую очередь, регистрация предприятий: преследуются финансовые цели,

налоговые проблемы.

Форма: акты-констаторы /различные отчётности, акты регистрации и т.д./

Выдача различного рода разрешений

Суть: выдача разрешений на владение, использование, хранение и т.д.

различного рода специальных средств /оружия, наркотических веществ,

радиоактивных препаратов и т.д./ при соблюдении определённых условий.

Форма: периодические инспекции /эффективность этой системы сейчас

сведена к нулю/.

Квотирование (в хозяйственной сфере – особенно в области внешней

торговли).

Сущность: устанавливаются квоты на ввоз определённой продукции (для

поддержки отечественного производителя).

Форма: специальные акты о квоте.

Лицензирование

Сущность: органы исполнительной власти выдают лицензии – суть

разрешения – на занятие определённым видом деятельности (а не на

использование определённых средств, как в случае с разрешениями), либо на

использование определённых особых технологий, либо на подготовку, либо на

занятие деятельностью, связанною с обеспечением общественной

безопасности.

Форма: лицензионные акты (о выдаче лицензий).

По прежнему имеют значение методы контроля и надзора. В

действительности в российском законодательстве между надзором и контролем

не проводится различия, хотя (сущность:) контроль предполагает не только

наблюдение за соблюдением законности, но и применение определённых мер

взыскания за её нарушение, в то время как при надзоре отвечающий за это

орган не вправе никого ни к чему принудить. Количество контрольных

органов в государстве с рыночной экономикой должно сокращаться, но тем не

менее оба этих метода и по сей день используются и, соответственно, имеют

определённую форму – акты контроля, надзора.

Естественно, что в процессе надзора и контроля осуществляется и

правоохранительная деятельность. Используются и правоохранные меры

(методы):

-меры пресечения;

-принуждения;

-применения взыскания (( акты пресечения, принуждения и

юрисдикционные).

Такой подход к методам и формам имеет несомненное преимущество.

Особенно важно говорить о конкретных методах, т.к. многие из них впервые

используются, скажем, в воздействии на хозяйственную жизнь страны.

Наконец, они накрепко увязываются с формами деятельности органов

исполнительной власти. А в этом-то и заключается суть юридической науки.

Билет №12

1. Система федеральных органов исполнительной власти.

Орган исполнительной власти – это организационный коллектив,

осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность, наделённый

оперативной самостоятельностью, имеющий постоянный штат, образующийся

вышестоящим органом, подотчётный и подконтрольный вышестоящему органу

исполнительной власти, образование, структура и порядок деятельности

которых регламентируется в основном нормами административного права.

В ст. 110 К РФ прямо устанавливается, что исполнительную власть РФ

осуществляет Правительство РФ. Кроме того, Президент РФ, формально не

входя ни в одну из трёх властей, по существу, имея ряд конституционных

полномочий в области исполнительной власти, в неё входит. Более того,

Президент РФ назначает (с согласия ГДФСРФ) и смещает Председателя

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.