Валютный клиринг: Мировой опыт и его значение для стран СНГ
| |процесс, а не в результате подгоняемой правительством кооперации через | |
| |политический процесс." (Friedman, 1991). Могут также возникнуть новые | |
| |формы денег, вроде тех, которые предвидел Хайек и другие. [Возможные | |
| |варианты описаны у Greenfield and Yeager (1987), Hall (1982), Hayek | |
| |(1976), Yeager (1987).] | |
| |Денежные вопросы -- предмет дискуссий в содружестве независимых | |
| |государств, образованном 11 республиками бывшего СССР. Россия хочет | |
| |сохранить рубль и превратить его в надежную валюту, а другие республики| |
| |-- особенно настойчиво Украина -- заинтересованы в создании собственных| |
| |денег. Договорятся ли страны СНГ о сохранении рубля для общего | |
| |пользования или нет, они могут договориться о том, чтобы: | |
| |1) разрешить частным лицам и предприятиям использовать любые частные | |
| |деньги по выбору; | |
| |2) принимать или нет частные деньги, выпущенные на территории других | |
| |стран, при уплате налогов; | |
| |3) разрешать или нет открытие местных отделений банкам со | |
| |штаб-квартирой в другой стране; | |
| |4) требовать ли соблюдения контрактов, условия которых сформулированы в| |
| |частных деньгах других республик (где-то контракт всегда будет защищен | |
| |законом). | |
| |При наличии таких соглашений частные банкноты, конвертируемые в твердую| |
| |валюту, могли бы служить инструментом обмена между странами СНГ | |
| |независимо от надежности рубля (или любых других республиканских | |
| |денег), и независимо от того, решат ли остальные республики иметь | |
| |собственные деньги. | |
| |Фактически, СНГ может принять высказывание Ф. А. Хайека (F. A. Hayek; | |
| |1976, р. 17), сформулированное им для европейского Общего рынка: | |
| |Страны (Общего рынка) ... взаимно связывают друг друга формальным | |
| |договором не чинить каких-либо препятствий свободному совершению сделок| |
| |на своей территории в валютах других стран (включая золотые монеты) или| |
| |свободному занятию банковским делом любому учреждению, основанному на | |
| |любой из их территорий. | |
| |Со своей стороны, банки должны обменивать твердую валюту на собственные| |
| |депозиты или банкноты. Банки примут обязательство разменивать депозиты | |
| |и банкноты в выбранной резервной валюте (скажем, в долларах) по | |
| |требованию (или с определенной задержкой во времени). Их твердая валюта| |
| |будет конвертирована, в этом примере, в доллары и вложена в (как | |
| |правило) краткосрочные долларовые ценные бумаги -- обязательства | |
| |Казначейства США или коммерческие бумаги. В конкурентной системе банки | |
| |станут платить проценты по большинству вкладов. | |
| |Банк будет выдавать кредиты в собственных деньгах, увеличивая тем самым| |
| |общее предложение денег. Но как только вклады конвертированы в банкноты| |
| |и потрачены или переданы другим в виде чека, банку придется делать | |
| |выплаты из своих резервов или удовлетворять требования с помощью | |
| |принадлежащих ему требований к другим банкам -- банкнотами, которые он | |
| |принял, или чеками подлежащими учету; тем самым экспансия банковских | |
| |обязательств будет ограничена спросом публики. В конце концов, | |
| |разовьется организованная система клиринга межбанковских обязательств, | |
| |и клиринговая палата или отдельные банки будут предоставлять ссуды | |
| |банкам, переживающим временные трудности. | |
| |Дикий Восток | |
| |Предлагаемая государствам СНГ свободная банковская система отличается в| |
| |некоторых отношениях от известных исторических образцов. | |
| |Во-первых, во всех известных истории примерах выпуска частных банкнот, | |
| |за исключением Швейцарии, бумаги, эмитированные различными банками, | |
| |подлежали размену на одну и ту же валюту -- как правило золотые либо | |
| |серебряные монеты, либо на правительственные банкноты, которые, в свою | |
| |очередь, подлежали размену в золотые или серебряные монеты. Таким | |
| |образом, существовал единый денежный стандарт или единица учета. Можно | |
| |предположить, что свободная банковская система также выберет | |
| |предпочтительный стандарт, хотя он может быть разным для разных | |
| |территорий (Советский Союз покрывал 11 часовых поясов), и быть | |
| |непостоянным во времени -- может быть понадобятся годы для выработки | |
| |единого стандарта. Но мешанина из денег, номинованных в рублях, | |
| |долларах, марках, йенах, а может быть и в иных валютах, не слишком | |
| |отличается от того, что есть сейчас; просто ситуация, в отличие от | |
| |нынешней, станет узаконенной и открытой. | |
| |Легализация сделок в различных денежных единицах выведет эти сделки из | |
| |сферы черного рынка и сделает их доступными для налогообложения. | |
| |Техническая сторона сбора налогов не столь проста, но удобства | |
| |правительства не могут служить основанием для отказа от политики, | |
| |благотворной во всем другом. Если для каждых имеющих хождение на рынке | |
| |денег доходы превышают издержки (т. е. добавленная стоимость | |
| |положительна), налоги могут быть уплачены в каждой разновидности денег.| |
| |Если нет, от каждого налогоплательщика можно потребовать, чтобы он | |
| |выбрал подходящую единицу учета и платил налоги, конвертируя другие | |
| |деньги в этот стандарт либо по текущей рыночной цене, либо по средней | |
| |за период, либо по курсу на конец периода. Впрочем, республика может | |
| |потребовать, чтобы деньгами учета и налоговыми деньгами были | |
| |официальные деньги государства. | |
| |Эти рекомендации отличаются от известных исторических образцов и в том,| |
| |что предлагается система свободных банков в то время, когда продолжает | |
| |существовать рубль (и другие республиканские деньги). Похоже, что | |
| |правительство России намерено сохранить рубль как единую валюту (а если| |
| |возможно, то и для всего СНГ) и, при этом, сделать его надежным. Если | |
| |эксперимент со свободными банками окажется успешным и возникнут частные| |
| |деньги, конвертируемые в доллары, марки, йены, золото и пр., возникнет | |
| |вопрос о судьбе рубля. | |
| |Леланд Игер (Leiand Yeager; 1985, р. 105) обсуждает переход к иного | |
| |типа системе в США: "Появление привлекательных альтернатив приведет к | |
| |свертыванию спроса на традиционные деньги". Уайт, с другой стороны, | |
| |склонен думать, что в случае разрешения частных субститутов | |
| |правительственные декретные деньги не сразу утратят ценность (White, | |
| |1989a). Хайек комментирует, что | |
| |Для правительства ... главной задачей будет защита от быстрого | |
| |вытеснения и, как следствие, ускоренного обесценивания денет, | |
| |выпускаемых нынешним центральным банком. Вероятно, этого можно достичь | |
| |немедленным предоставлением ему полной свободы и независимости, то есть| |
| |дать ему то же положение, что и у других эмиссионных банков, | |
| |иностранных или вновь создаваемых внутри страны, при одновременном | |
| |возврате к политике сбалансированного бюджета, ограниченной только | |
| |возможностью получения ссуд на открытом ссудном рынке, которым | |
| |правительство не может манипулировать. (Hayek; 1976, р. 93) | |
| |Иностранные твердые валюты уже теснят рубль. После окончания первой | |
| |мировой войны четыре больших гиперинфляции (в Австрии, Венгрии, Польше | |
| |и Германии) окончились не в тот момент, когда центральные банки этих | |
| |стран сократили эмиссию, но когда их правительства заявили о решимости | |
| |сбалансировать бюджет и прекратить финансирование дефицита с помощью | |
| |займов у центрального банка (Sargent, 1982). "В Австрии, Венгрии, | |
| |Польше и Германии гиперинфляцию остановили, во-первых, создав | |
| |независимый центральный банк с правом отказывать правительству в | |
| |предоставлении необеспеченных кредитов, и, во-вторых, одновременно | |
| |измененив режим фискальной политики" (Sargent; 1982, р. 89). | |
| |Предположительно то же самое необходимо и для рубля, а вовсе не | |
| |подавление альтернативных валют или получение стабилизационных фондов | |
| |от международных финансовых организаций. | |
| |Россияне, с которыми я обсуждала эту тему, убеждены, что появление | |
| |альтернативных денежных инструментов приведет к дальнейшему падению | |
| |ценности рубля. Но причиной этого обесценивания рубля будет нежелание | |
| |правительства отказаться от возможности финансировать дефицит бюджета | |
| |за счет денежной эмиссии и от произвольного повышения заработной платы | |
| |и других платежей. При свободной банковской системе большая доступность| |
| |денег, размениваемых на твердую валюту, окажет понижающее давление на | |
| |курс рубля по отношению к доллару. Если при этом правительство | |
| |преуспеет в контроле эмиссии, курс рубля по отношению к твердым валютам| |
| |и банкнотам, конвертируемым в эти валюты, стабилизируется. По мере | |
| |того, как правительство станет получать в виде налогов конвертируемые | |
| |частные деньги, оно сможет их использовать для скупки рублей и вывода | |
| |их из обращения. Общее предложение денег, конечно, будет включать как | |
| |правительственную эмиссию рублей, так и банкноты и вклады в частных | |
| |банках; но денежное предложение уже сейчас включает иностранные валюты,| |
| |а займы, предоставляемые частными банками, сократят спрос на рублевые | |
| |займы. | |
| |В-третьих, обстоятельства в рублевой зоне иные, чем существовали в | |
| |Шотландии или в Швейцарии, в Швеции или в США во времена свободного | |
| |банковского дела. Одно очевидное различие представляют современные | |
| |средства связи -- радио, телевидение, электронные средства связи, хотя | |
| |они и развиты в СНГ не так хорошо, как в Западной Европе или в США. Нет| |
| |необходимости отправлять информацию или банкноты почтой или на лошадях,| |
| |а не по воздуху. [См. обсуждение деталей технологии установления цен на| |
| |банковские билеты у Gorton (1992).] Хотя Россия (и особенно СНГ в | |
| |целом) очень обширна, можно предположить, что банкноты будут | |
| |возвращаться в банк-эмитент относительно быстро, даже если обращаться | |
| |будут на большом отдалении, и что будет доступна информация о | |
| |деятельности различных банках на всем пространстве обращения денег. | |
| |Современные средства связи ослабляют опасение Фридмана, что "отдельные | |
| |люди могут оказаться в договорных отношениях с теми, кто живет вдали от| |
| |них и с кем они мало знакомы, и между эмиссией обязательства и | |
| |предъявлением требования о его выполнении может пройти много времени" | |
| |(Friedman; 1960, р. 60). | |
| |Другое отличие в том, что принципы частной собственности и личного | |
| |богатства не столь укоренены или прочны в странах СНГ, как это было в | |
| |Шотландии, где неограниченная ответственность собственников так надежно| |
| |защищала вкладчиков и держателей банкнот шотландских банков, или в США,| |
| |где некоторые штаты потребовали от банкиров перехода к режиму | |
| |неограниченной ответственности и, тем самым, сделали неприменимыми свои| |
| |законы о банках. Альтернативным подходом может быть требование о | |
| |наличии первоначального капитала -- не для защиты клиентов от | |
| |чрезмерного выпуска банкнот или от ошибок в решениях о выдаче кредитов,| |
| |но для гарантии того, что владельцы сами чем-то рискуют и что они | |
| |заинтересованы в успехе банка. | |
| |Похоже, что в республиках бывшего Советского Союза проблема доверия к | |
| |банкам -- и к их владельцам -- также стоит иначе, чем в исторических | |
| |образцах. Республиканские правительства проявили бы мудрость, если бы | |
| |не стали убеждать публику в надежности банков или брать на себя | |
| |ответственность за их платежеспособность, но всего лишь гарантировали | |
| |бы доступность информации о банках. Может быть, будет полезно, чтобы | |
| |первые частные банки были созданы хорошо известными иностранными | |
| |банками с устоявшейся репутацией, или людьми, вызывающими доверие. | |
| |Почему не достаточно валютного управления | |
| |У меня нет возражений против денег, выпускаемых валютным управлением на| |
| |базе корзины валют, и правительственные деньги, конвертируемые в одну | |
| |или несколько твердых валют, были бы хорошим дополнением для системы | |
| |свободных банков. Но без нового законодательства о банках | |
| |конвертируемая валюта попадет в ловушку существующей огосударствленной | |
| |банковской системы с ее ограничениями на конвертацию вкладов в | |
| |наличность, с ее контролем процентов на вклады и ссуды. Нужна не | |
| |параллельная валюта или валюты, а параллельная система банков. | |
| |Минимальная система позволит создание банков на выше описанных | |
| |условиях, но без права эмитировать собственные банкноты; тогда деньги, | |
| |выпущенные валютным управлением, были бы единственной альтернативой | |
| |рублю. Ограничение на эмиссию банкнот было бы искусственным | |
| |ограничением спроса публики на валюту в условиях, когда публика еще не | |
| |приучена к использованию чеков, а банковские переводы занимают много | |
| |времени. | |
| |Более либеральная система позволит частным банкам эмитировать | |
| |собственные деньги, основанные на валюте, эмитируемой валютным | |
| |управлением. Это придаст дополнительную гибкость предложению денег, но | |
| |по прежнему принудит банки продавать валютному управлению твердую | |
| |валюту в обмен на резервы. Частная банковская система может привлечь | |
| |больший объем вкладов в твердой валюте (а значит, быстрее устранить | |
| |преимущество иностранных правительств, валюты которых используются | |
| |странами СНГ), если не будет существовать валютного управления, в | |
| |котором частные банки должны будут держать счета в твердой валюте. Это | |
| |утверждение исходит из того, что публика может отнестись с недоверием к| |
| |валютному управлению. В конце концов, валютное управление должно быть | |
| |создано правительством, а советская история дает много примеров | |
| |использования конфискации как инструмента денежной политики. Есть риск,| |
| |что правительство захочет, изъяв ценности у валютного управления, | |
| |объявить его деньги законным средством платежа (обязательными для всех | |
| |физических и юридических лиц), неконвертируемым в резервную валюту. | |
| |(Этот риск отпадет, если валютным управлением будет управлять МВФ). | |
| |Конкурентная эмиссия денег со свободой выбора денежного стандарта есть | |
| |предприятие не более рискованное, чем конкурентная эмиссия денег, | |
| |ограниченная валютой валютного управления как единственного денежного | |
| |стандарта и единственной резервной валюты. Преимущество свободной | |
| |банковской системы с правом выбора денежного стандарта и выпуска | |
| |банковских билетов в том, что она делает возможной конкуренцию между | |
| |альтернативными резервными валютами. Выбранный денежный стандарт, | |
| |скорее всего, будет разным на разных территориях и будет изменяться со | |
| |временем, а конкурирующие между собой банки будут реагировать на | |
| |изменения спроса более гибко и эффективно, чем валютное управление. | |
| |Исходное многообразие денежных стандартов облегчит торговлю внутри СНГ | |
| |и со странами Восточной Европы. Действительно свободная банковская | |
| |система сможет также привлечь новые отечественные и зарубежные банки, | |
| |что облегчит быструю монетизацию хозяйства стран СНГ и аккумуляцию | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|