рефераты бесплатно

МЕНЮ


Валютный клиринг: Мировой опыт и его значение для стран СНГ

негибкость бартерных сделок, недейственность механизма таможенных

льгот на Востоке в силу того, что внешняя торговля подчинялась

плановым нормам.

Эти трудности прибавлялись к общей асимметрии в области торговли,

состоящей в том, что социалистические страны импортировали главным

образом капиталовложения и потребительские товары, а страны

Сообщества полезные ископаемые и энергию. В этих условиях даже

переговоры о двусторонних отношениях были затруднены, еще сложнее

обстояло дело для переговоров от имени ЕЭС. После отказа советской

стороны заключить торговый договор с Сообществом каждая страна-член

приступила к заключению договоров о сотрудничестве (более широких,

чем договоры о торговле) с СССР и другими социалистическими

странами. В ожидании того, что Сообщество будет уполномочено

государствами-членами их изменять, в 1976 г. были начаты переговоры

о природе и порядке торговых договорных связей.

В соответствии с советской концепцией разрядки, в том виде, в

котором она была конкретизирована на Конференции по безопасности и

сотрудничеству, СССР предложил, чтобы Сообщество установило

договорные связи не просто с отдельными социалистическими странами,

а с Советом Экономической Взаимопомощи и дополнительно с каждым

социалистическим государством. Сообщество со своей стороны

стремилось заключить прямые соглашения с социалистическими

государствами, опасаясь роста возможностей управления своими

союзниками, которыми располагал СССР. Ожидая принятия решения на

этих переговорах, Сообщество приступило к процедуре консультаций и

информированию о соглашениях с третьими странами. Кроме того оно

предприняло под названием "автономной" торговой политики различные

меры (режим импорта, предоставление режима наибольшего

благоприятствования, кредиты на оплату экспорта для социалистических

стран). В то же время квоты на рыбную ловлю были установлены в

одностороннем порядке до заключения соглашения о рыболовстве.

В то время, как несколько отдельных соглашений (о

сельскохозяйственной продукции, об импорте металлургической

продукции, о таможенных тарифах) были заключены с некоторыми

социалистическими странами (Румыния, Чехословакия и др.), переговоры

с СССР натолкнулись на проблему формы и содержания договорных

связей. На проект торгового соглашения Общего рынка с каждым

социалистическим государством, Совет Экономической Взаимопомощи

ответил предложением о сотрудничестве двух региональных организаций.

Этот договор мог бы быть дополнен другими договорами различных типов

(государство - государство, ЕЭС - социалистическое государство,

КОМЕКОН - государство-член ЕЭС и т.п.).

Сообщество приняло принцип договора, устанавливающего связи между

двумя организациями, дискуссии были перенесены на его содержание:

символическую сторону, содержащую ссылки на общие принципы торговой

политики (что было особенно важно для ЕЭС, тогда как Совет

Экономической Взаимопомощи не располагал, как заявляли его

представители, необходимой юридической компетенцией, чтобы заменять

государства, являющиеся его членами,) и практическую сторону -

соглашение о создании смешанной комиссии, имеющее важное значение

для советской стороны. II. Российская Федерация, полноправный

партнер Европейского Союза А. Запоздалое изменение (1988 - 1991)

После пятнадцати лет переговоров 25 июня 1988 года соглашение между

Сообществом и Советом Экономической Взаимопомощи о взаимном

признании было заключено. Это соглашение вписалось в рамки глубоких

изменений, начавшихся в Советском Союзе с 1985 г. в форме

перестройки. Соглашение было скорее символическим, так как в

действительности переговоры Европейского Сообщества с некоторыми

странами Восточной Европы (особенно с Венгрией) уже начались. Тем не

менее, соглашение от 25 июля 1988 г. имеет важное историческое

значение, ибо включало сферы торговли, а также научных исследований,

связей в области транспорта, окружающей среды. Список охватываемых

секторов указывал на те направления, которые предполагалось

развивать в дальнейшем, и на сферы, которые уже были затронуты

участием и сотрудничеством. Запоздание в принятии соглашения о

взаимном признании было осложнено разрушением Совета Экономической

Взаимопомощи. Возможность сохранения Совета Экономической

Взаимопомощи вытекала, главным образом, из того, что Советский Союз

был производителем и поставщиком энергии для своих социалистических

союзников на условиях, благоприятных для них. Устранение Советским

Союзом последних связей с СЭВ произошло вместе с принятием

международных торговых цен и стремлением ввести оплату

энергетической продукции в девизах. Известно, что Совет

Экономической Взаимопомощи, который стоял в 1985 г. на пороге новой

эры изменения комплексной программы научного сотрудничества, был

распущен в середине 1991 г. Изменения произошли также и в

определении роли и идентификации Сообщества. С момента своего

создания Сообщество выступало и во внутренних делах, и во внешних

как духовная сила, осуществляющая экономическую и политическую

интеграцию, цели которой были поставлены перед ним в эксплицитной и

имплицитной форме. В 1989 г. анализ, принципиально обновленный

вследствие внутренних перемен, произошедших в стране, был дан в

документе (14 тезисов), созданном в Институте Мировой Экономики и

Международных Отношений Академии Наук. 14 тезисов знаменовали полный

разрыв с прошлым. В целом, процессы экономической интеграции

рассматривались позитивно, так же как и завершение создания

внутреннего рынка на базе единого акта. По словам авторов,

Сообщество было и оставалось фактором развития производительных сил

региона и способствовало перераспределению внутриполитических сил в

Западной Европе. Европейскому Сообществу приписывались заслуги в

установлении подлинного полицентризма внутри капиталистического мира

и способность участвовать в системе многосторонней безопасности и

сотрудничества со всеми странами Европы независимо от их социально-

политической природы. Начиная с 1989 г., с заключения двусторонних

соглашений, связывающих Сообщество с каждой из стран Центральной и

Восточной Европы, к нему были предъявлены новые требования. От

Сообщества было потребовано внести вклад в экономическую и

политическую модернизацию стран Восточной Европы и включить их более

тесно в европейскую систему.

Вопрос связей с Сообществом был решен очень быстро в результате

дифференциации партнеров Сообщества, особенно после исчезновения

крупных международных организаций, а затем и распада Советского

Союза в 1991 г. Б. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве В 90-е

гг. Россия действительно стала полноправным партнером Европейского

Союза благодаря своим экономическому, научному и технологическому

потенциалам, а также благодаря своей выдающейся роли в установлении

стабильности на европейском континенте в целом. Кроме того,

Европейский Союз является первым торговым партнером России, с

которым она к тому же имеет смежную территорию после вступления

Финляндии 1 января 1995 г. Соглашение о партнерстве и

сотрудничестве, подписанное на Корфу в июле 1994 г., развивает

дальше механизмы, установленные соглашением о торговле и

сотрудничестве 1989 г., которое ввело понятие нации наибольшего

благоприятствования и двустороннего политического диалога. Ввиду

того, что ратификация соглашения о партнерстве затягивается, было

принято временное соглашение призванное осуществить часть положений

о торговле и сотрудничестве. В настоящее время соглашение о

сотрудничестве по прежнему еще не ратифицировано, хотя уже в 1997 г.

должны были начаться переговоры о создании зоны свободной торговли.

Соглашение не было ратифицировано несколькими государствами-членами

Европейского Союза, среди которых находится Федеративная Республика

Германии, и не было ратифицировано также Россией из-за возражений,

высказанных Думой.

Соглашение о торговле содержит экономический и социальный аспекты, а

также аспект политического диалога. Что касается торговых связей, то

существует асимметрия между уровнем таможенных пошлин, взимаемых

Сообществом, и средним уровнем пошлин, принятым в России. Российская

сторона утверждает, что торговые уступки, сделанные Европейским

Союзом, в целом очень ограниченны и, в частности, включают широкое

применение антидемпинговых мер с тех пор как торговля не

рассматривается как полностью либерализированная. Такое положение

дел будет подталкивать к переговорам о свободной торговле, но в то

же время создает риск отсрочить момент их наступления, ибо положения

соглашения о партнерстве должны быть рассмотрены вместе с другими

видами связей: программой ТАСИС, другими формами сотрудничества, в

частности в области энергетики, чтобы создать законодательную

основу, способную обеспечить рост торговли и в дальнейшем поощрять

иностранные инвестиции в энергетику. Вместе с тем в настоящее время

иностранные инвестиции в России остаются очень слабыми и не

соответствуют потенциалу и численности населения Российской

Федерации.

Политический диалог уже начался. Его логика состоит в том, чтобы в

конечном итоге Россия стала участником многих международных

организаций и конференций. Заметим, что большая семерка, собравшаяся

в Денвере в июне 1997 г., решила немного больше открыться, чем на

предыдущей встрече, по отношению к России, таким образом большая

семерка идет к тому, чтобы стать большой восьмеркой. Кстати, этот

политический диалог создает механизм, способствующий разрешению

местных конфликтов, продолжает оказывать помощь в проведении

демократических преобразований и в расширении сферы применения прав

человека. В связи с этим заметим, что соглашение о партнерстве

включает для России особые положения, связанные с правами человека:

не только статью, называемую болгарской, цель которой состоит во

введении процедуры повторной консультации в случае трудностей или

возникновения противоположных трактовок ситуации, связанной с

правами человека, но и кроме того специальную процедуру

урегулирования, в случае особой необходимости, которая состоит в

том, чтобы отражать некоторый договорный реализм. Соглашение о

партнерстве и сотрудничестве представляет собой, возможно, основу,

еще не достаточно устойчивую, для отношений между Европейским Союзом

и Россией. Установление равновесия сможет произойти только в

результате развития торговли и изменения представлений о российском

партнере со стороны Европейского Союза. 31 мая 1995 г. Комиссия

представила заявление, которое содержит несколько точных указаний на

будущие отношения между Европейским Союзом и Россией. Совет принял

общую точку зрения, касающуюся целей и приоритетов Европейского

Союза по отношению к Российской Федерации. Соглашение о партнерстве,

с того момента, когда оно будет ратифицировано, должно дать гибкий

инструмент для управления связями между Россией и Европейским

Союзом. В. Теория "модели сообществ" С начала 90-х гг. система

сообществ, система интеграционных связей государств поднялась на

новый уровень. Она представляет, в действительности, модель, которая

привлекает внимание и вызывает интерес многочисленных представителей

правительственных кругов в различных частях мира. Европейское

Сообщество стало источником вдохновения для латиноамериканских

стран, которые создали зону, идя по пути интеграции. Наиболее

близким европейскому союзу был Мегсорит. Аналогичное явление мы

видим в отношениях между африканскими государствами, особенно в

восточной Африке и, в меньшей степени, в Центральной Африке.

Эксперимент сообществ может действительно способствовать

экономической и политической интеграции государств, которые ранее,

исторически и политически, существовали отдельно. В других случаях,

можно опираться на прецедент создания Европейского сообщества,

стабилизировавшего и, следовательно, поддержавшего связи, которые

раньше уже существовали; модель сообществ является также

ограничителем центробежных тенденций политической дезинтеграции.

Интереса к модели сообществ не избегли ни советские руководители

накануне распада Союза, ни руководители новой России, стремящиеся

поддержать в различных формах связи, настолько тесные, насколько это

возможно, с государствами-членами Содружества Независимых Государств

(СНГ). Такой подход не носит релятивного характера и не зависит от

состояния экономических и политических отношений между Европейским

Союзом и странами Восточной Европы. Он открывает тем не менее

возможности институционального регулирования сотрудничества.

Если анализировать международные отношения, то можно заметить, что

Европейский Союз представляет для Российской Федерации интересные в

двух отношениях. Во-первых, Союз может, с того момента, когда речь

заходит об урегулировании проблем строго европейского характера,

облегчить разрешение противоречий с североатлантической системой.

Важно отметить, что российские политики не настроены враждебно по

отношению к расширению Европейского Союза в направлении Центральной

и Восточной Европы, со странами, которые не были частью Советского

Союза. Россия проявляет гораздо большее беспокойство по поводу

попыток создать основы альянса на ее восточном фланге. Можно

утверждать, что в этом имеется определенного рода преемственность

подходов между периодом, далеко предшествовавшим 1990 году, и

периодом недавнего прошлого. Кроме того, Европейский Союз, явно и

неявно, в соглашениях о партнерстве и сотрудничестве, которые он

заключил со странами Восточной Европы, проводит экономическую и даже

политическую модернизацию своих партнеров. Очевидно, что связи с

ним, во всей их совокупности, подчинены двум условиям:

экономическому (полному завершению создания рыночной экономики) и

политическому, принцип которого провозглашенный в июле 1989 г. на

встрече в Арше группой семи, был воспринят и развит в соглашениях и

программах технического и финансового содействия новым государствам

- бенефициариям. Существует одна сложность, вытекающая, несомненно,

из концепции "переходной" экономики, оценка которой значительно

варьируется. Руководители Европейского Союза понимают под переходной

экономикой ту экономическую систему, которую российские

руководителями рассматривают как уже прошедшую переходную фазу и

полностью соответствующую критериям либеральной экономики. Это

создает одно из самых, быть может, больших общеевропейских

недоразумений, которое подпитывает, в некотором смысле слова, два

процесса: неблагодарность российских руководителей и сомнение в

европейском подходе Союза. Возможность преодолеть эти недоразумения

может проявиться только в долгой перспективе сотрудничества и более

глубокого взаимного узнавания. Это лейтмотив будущего.

В этой связи стоит особо отметить методы валютной политики

применявшиеся СССР для достижения необходимых целей .

Под «валютной политикой» мы условимся

понимать определенную совокупность мероприятий, направленных на

поддержание определенных курсов национальной денежной единицы к

иностранным валютам; определенное состояние платежного баланса, и,

наконец, определенного уровня золотых и валютных резервов.

Практиковавшиеся Советским Союзом, начиная с 1930-х гг. методы

валютного регулирования являлись совершенно новыми как в теории, так и

на практике. Система валютного регулирования была построена на целом

ряде планов, из которых на первом месте и по важности, и по сложности

стоял план по внешней торговле, дополнявшийся так называемым «валютным»

планом — содержавшим утвержденный перечень поступлений по экспорту и

платежей по импорту, и, наконец, планами получения и погашения

иностранных кредитов и накопления валютных ресурсов за счет внутренней

добычи золота и скупки его у населения. Кроме «торговой» общие валютные

планы включали в себя и «неторговую» часть — внешний валютный оборот по

всем статьям, кроме торговли. В таком же порядке кроме пятилетних

составлялись годовые и квартальные планы.

Еще один важный круг вопросов связан с установлением валютного паритета

рубля. Вплоть до середины 30-х гг. за отправную точку бралось золотое

содержание рубля, установленное реформой 1922—1924 гг. Череда

охвативших мир с начала 30-х гг. валютно-финансовых кризисов, в ходе

которых абсолютное большинство валют утратили твердый паритет к золоту,

заставили перейти на новую расчетную базу в виде еще сохранявших такой

паритет к золоту капиталистических валют (французский франк, а затем

доллар США). В начале 50-х гг. в связи с произошедшими важнейшими

изменениями экономического и политического положения СССР было

осуществлено повышение паритета рубля к доллару, а затем вновь перевод

его на золотую базу.

Клиринг СССР 30-80 гг.

До наступления полосы валютно-финансовых кризисов 30-х гг. важной

частью усилий СССР являлось ведение переговоров о предоставлении

внешних кредитов, увеличивающих импортные возможности страны и

ускорявших реализацию пятилетних планов социалистической

индустриализации. Крупнейшими удачами советской дипломатии на этом пути

явилось распространение на СССР рядом стран правительственных гарантий

оплаты их экспорта — кредитных линий объемом в десятки и сотни

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.