Бухгалтерский баланс
установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы
максимальный эффект отведения учета. Под эффектом в данном случае
понимается своевременное формирования финансовой и управленческой
информации, ее достоверность, доступность и полезность для широкого круга
пользователей.
Указание по разъяснению понятие учетной политике, ее содержание приведены в
Приложение по бухгалтерскому учету “ Учетная политика предприятия “ (ПБУ
1/98)- утверждена приказом Минфина РФ от 9 октября 1998 г. № 60н.
Общие положения учетной политике предприятия устанавливают основы
формирования (выборы и обоснования) и раскрытия (предания гласности)
учетной политике организации.
Под учетной политикой организации понимается принятые её совокупность
способов ведения бухгалтерского учета первичного наблюдения, стоимостного
измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной
деятельности.
Учётная политика организации должна обеспечивать полноту отражения в
бухгалтерском учёте всех факторов хозяйственной деятельности (требование
полноты); - своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в
бухгалтерском учёте и отчётности (требование своевременности).
К способам ведения бухгалтерского учёта, принятым при формировании учётной
политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчётности,
относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и д.р.
активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершённого
производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции,
товаров, работ, услуг и другие способы.
Изменение учётной политики организации может производиться в случаях:
. изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по
бухгалтерскому учёту;
. разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учёта.
Учётная политика организации формируется её руководителями и подлежит
оформлению приказом, копия которого представляется с годовым отчётом в
налоговую инспекцию.
Информация финансовой отчётности не пользуется внешними пользователями,
заинтересованными юридическими и физическими лицами: поставщиками,
покупателями, настоящими и потенциальными кредиторами, кредитными
учреждениями, налоговыми и статистическими органами - а так же для
экономического анализа в самой организации. В результате бухгалтерские
отчёты способствуют информированности служащих об управленческих планах и
политике, побуждают работающих в организации действовать в соответствии с
общими целями и задачами.
Всё это позволяет конкретизировать цели учёта и отчётности на уровне
предприятия, которые в общем можно определить как оценку:
. платёжеспособности предприятия (обеспеченности его кредиторской
задолженности, ликвидности и т. п.)
. рентабельности;
. степени ответственности лиц, занятых хозяйственной деятельностью в рамках
предоставленных им полномочий - по распоряжению средствами производства
и рабочей силой.
Все эти цели достигаются при помощи информационного моделирования.
Наиболее общей моделью, которая оберегает имущество предприятия, его
обязательства и фонды на определенный момент времени, является
бухгалтерский баланс. Баланс отчётом о прибылях и убытках и некоторые др.
формы отчётности документально связывают предприятие с “внешним лицом “,
т.е. сторонними юридическими и физическими лицами.
Данные бухгалтерской (финансовой) отчётности используются на уровне
общества для статистических сводок, сопоставлений, а так же для
взаимоотношений с бюджетом.
Исходя из бухгалтерской (финансовой) отчётности изменяющееся решения о
распределении инвестиционных ресурсов, определяется экономическая политика
в регионах, выявляется влияние хозяйственных процессов на социальное
положение отдельных членов общества и др.. В последние годы в связи с
осуществлением рыночных реформ был выполнен ряд методологических и
организационных работ, необходимых для внедрения системы национальных
счетов (СНС) в российскую учётную практику. Бухгалтерская же отчётность
формируется в рамках конкретного предприятия на микро уровне.
Освоение государственной программы перехода на международные стандарты в
области бухгалтерского учёта и статистики должно обеспечить постепенную
разработку наиболее значимых показателей СНС. Хотя СНС возникла намного
позднее бухгалтерского учёта, она восприняла его многие общие принципы,
например: принцип двойной записи каждой операции, разграничение между
активами и пассивами, оценки отдельных статей доходов и расходов и т.д.
Эта общность состоит в том, что в конечном итоге целью обеих систем учёта и
отчётности является обеспечение информации для принятия решений, связанных
с управлением экономикой и повышением её эффективности, хотя и на разных
уровнях.
В настоящее время развиваются рекомендации по уточнению бухгалтерской
отчётности предприятий с целью интеграции финансовых показателей в систему
счетов по секторам экономики. Ближайшей задачей, стоящей перед
экономической наукой, является обеспечение через бухгалтерский баланс и др.
формы отчётности информационной базы системы национального счетоводства.
Бухгалтерская (финансовая.) отчётность - совокупность итоговых данных
бухгалтерского учёта, выраженная в определённой системе показателей,
используется для анализа имущественного состояния хозяйственных процессов,
обязательств и финансовых результатов. Бухгалтерской информации присуща
более высокая достоверность, т.к. она базируется на сложном,
документальном оформлении всех совершаемых хозяйственных операций и её
данные подтверждаются материалами инвентаризации. Бухгалтерский учёт
отличается спецификой методологии, особыми целями, характером использования
данных. Только по данным бухгалтерского учёта составляются, по
установленным формам, расчёты по налогам с бюджетом, с внебюджетными
фондами и расчётные ведомости по расчётам с государственными внебюджетными
социальными фондами.
Бухгалтерская (финансовая) информация должна удовлетворять следующим
требованиям: формироваться в системном (бухгалтерском) учёте. быть не
только достоверной, но и значимой, что позволит использовать её для влияния
на результат принимаемого решения, иметь прогнозную ценность, основываться
на обратной связи.
В бухгалтерских отчётах не допускается никаких подчисток и помарок. В
случаях исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которые
заверяют лица, подписывающие отчёт, с указанием даты исправления.
Одним из непременных требований к бухгалтерской отчётности в рыночной
экономике являются её открытость для всех заинтересованных пользователей.
Постановлением Правительства от 5 декабря 1991 года №35 установлено, что
коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять:
учредительные документы, дающие право заниматься предпринимательской
деятельностью.сведения по установленным формам отчётности и иные сведения,
необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и др.
платежей, сведения о численности,составе работающих, их заработной плате и
условиях труда, несоблюдении условий труда.
И кроме того, публикуемая бухгалтерская (финансовая) отчётность подлежит
обязательной аудиторской проверке и подтверждению её достоверности
независимым аудитором. Эта норма закреплена в части первой Гражданского
кодекса, Федеральном законе об акционерных обществах постановлении
Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 года №1355 “Об
основных критериях (системы показателей)деятельности экономических
субъектов, по которым их бухгалтерская отчётность подлежит обязательной
аудиторской проверке “(с изменениями, внесёнными Постановлением
Правительства РФ от 25 апреля 1993года№408
Глава 2. Методика составления бухгалтерского баланса.
2.1. Подготовительные работы к составлению баланса.
Составление бухгалтерской отчётности - завершающий этап всего учётного
процесса на предприятии. Т.к. отчёты - и квартальный и годовой - являются
результатом обобщения текущего учёта, максимальное подчинение
бухгалтерского учёта в течении года составления отчётности обеспечит
получение отчётных показателей с надёжными качественными характеристиками в
установленные сроки.
Для достижения высокого качества отчётности необходимо заблаговременное
проведение большого объёма подготовительных работ. В частности, процесс
составления годового отчёта условно можно разделить на два этапа:
. первый этап - подготовительная работа;
. второй этап - непосредственное заполнение отчётных форм при соблюдении
определённой очерёдности.
Подготовительная работа в свою очередь делится на три части:
а) разработка плана работы по составлению отчётности.
б) инвентаризация статей бухгалтерского баланса к составлению годового
отчёта.
в) заключительные записи к составлению бухгалтерского баланса.
Подготовительные работы по составлению отчётности фактически являются
разделом в системе организации бухгалтерского учёта на предприятия. А
организация бухгалтерского учёта в Российской Федерации, отвечающая
Международным стандартам учёта и отчётности, ориентированная на требования
рыночной экономики, предполагает систему документов, регулирующих
бухгалтерский учёт и отчётность.
Основным нормативным документом, регламентирующим организацию
бухгалтерского учёта и отчётности является закон “О бухгалтерском учёте
“№ 129ф3 от 21.1996, статьи которого конкретизируются в стандартах, дающих
рекомендации о ведении учёта на отдельных его участках по видам операций и
специфическим видам деятельности предприятия. К системе нормативного
регулирования бухгалтерского учёта и отчётности относится также
законодательные акты и решения правительства, затрагивающие вопросы
бухгалтерского учёта. К ним относятся: Гражданский кодекс (часть 1и 2),
закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” № 2118 - 1 от
27 декабря 1991 года и др.
2.1. а) разработка плана работы по составлению отчётности.
Своевременное составление отчётности высокого качества обеспечивается
последовательной группировкой данных аналитического учёта применительно к
целям отчётности и контроля за соответствия нормам, сметам. При этом данные
аналитического учёта должны отражаться таким образом, чтобы фактические
показатели уже в самих регистрах сопоставлялись с нормативами. Такой
принцип учёта, например, затрат на производство превращает учётные
регистры в аналитические таблицы, которые могут использоваться в
оперативном управлении.
В начале каждого нового года в результате анализа организации
бухгалтерского учета в предыдущем году и инструктивных указаний вносятся
изменения или вводятся дополнительные регистры для накапливания
показателей счетных форм. Таким образом, подчинение аналитического
учета целям отчетности обеспечивает своевременное и более качественное
составление форм периодической и годовой отчетности.
Рассмотрим примерный план работ по составлению годового отчета.
Таблица 1
План работает по составлению годового отчета
за 1998 год на ОАО “Симбирск - спирт “
|Содержание работы |Срок исполнения |Исполнители |
|1. Проверка | | |
|правильности |20 октября |Зам. Главного |
|отражения в учете | |бухгалтера |
|результатов | | |
| | | |
|инвентаризация денежных | | |
|средств, | | |
| | | |
|материальных средств, | | |
| | | |
|материальных ценностей и| | |
|расчетов | | |
| | | |
|проведенных в течении |по плану |инвентаризации |
|года. |инвентаризационная |комиссия |
| | | |
|2. Инвентаризация | | |
|основных | | |
|средств и расчетов и д.р.| | |
| | | |
|3. Проверка правильности| | |
|распределения работ и | | |
|услуг вспомогательных |25 декабря. |Бухгалтер отдела |
|производств между | |производств |
|основным производством и | | |
|ТКХ, отражение в учете | | |
|результатов проверки | | |
|4. Завершение учетных | | |
|записей по операциям за |10-12 января | |
|декабрь | | |
|5. Заключение | | |
|балансовых счетов в | |Главный бухгалтер, |
|аналитических и | |зам. главного |
|синтетических учетных |25 января |бухгалтера |
|регистрах и составление | | |
|проверяемого баланса на 1| | |
|января | | |
|6. Исчисления | | Главные бухгалтеры |
|себестоимости работ и |20 января |спиртзаводов |
|услуг спиртовых | | |
|производств. | | |
|7. Распределение кален -| | Бухгалтеры |
|затрат |10 января |основного |
| | |производства. |
|8. Распределение | | |
|общепроизводственных и |10 января | |
|общехозяйственных | | |
|расходов. | | |
|9. Исчисление | | |
|себестоимости продукции |10 января | |
|10. Заполнение форм |25 февраля | Главный бухгалтер |
|годового отчета в | | |
|установленные сроки, |25 февраля |Зам. главного |
|других форм и | |бухгалтера |
|взаимоувязка показателей | | |
|отчетности. | | |
После разработки плана работ по составлению годового отчета, обсуждения
его в бухгалтерии с участием экономистов и других специалистов издают
приказ, где объявляют сроки началам отдельных работает по годовому
отчету, указывают исполнителей отдельных видов работ.
2.1.б) Инвентаризация статей бухгалтерского баланса к составлению
годового отчета.
Основной задачей формирования годового бухгалтерского отчета предприятия
является обеспечение своевременности, полноты и достоверности данных
бухгалтерской и налоговой отчетности, предъявляемой в налоговые органы
и заинтересованным пользователям. Не случайно п.2 ст. 12 Федерального
закона от 21.11.96 №129-Ф3 “О бухгалтерском учете” (в редакции от
23.07.98) и п. 15. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в
Российской Федерации предусмотрено перед составлением годовой
бухгалтерского отчетности проведение на предприятии инвентаризации его
имущества и денежных обязательств. Согласно Приказа Минфина РФ от 9.12.98
№60-Н, зарегистрированное в Минюсте РФ 31ю12ю98 г. №1673 введено в
действие 1.01.99 г. Положение по бухгалтерскому учету “ Учетная политика
организации” (ПБУ 1.98), где один из способов введения бухгалтерского
учета является организация инвентаризации.
Чтобы быть уверенным в правильности показателей годовой бухгалтерской
отчетности на предприятии необходимо еще раз проверить записи
бухгалтерского учета и убедиться в том, что:
. на счетах бухгалтерского учета предприятия отражены все хозяйственные
операции отчетного года. ( полнота отражения);
. записи в бухгалтерском учете произведены на основании
соответствующих первичных документов. (обоснованность отражения);
. отражение хозяйственных операций не противоречит соответствующим
положениям действующих нормативных актов (правильность отражения);
В частности, используемые бухгалтером проводки должны быть
предусмотрены Инструкцией по применению Плана счетов финансово-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|