рефераты бесплатно

МЕНЮ


Организация бухгалтерского учета

государства, других предприятий и физических лиц для осуществления целевых

мероприятий.

Амортизационный фонд - аккумулированные средства предприятия на простое

воспроизводство основных средств.

К заемным (привлеченным) источникам образования средств относятся: займы,

кредиты, кредиторская задолженность, обязательства по распределению

валового внутреннего продукта.

Кредиты и займы - долги предприятия другим организациям. К займам относятся

суммы выпущенных и проданных предприятием акций трудового коллектива,

облигаций. Различают краткосрочные и долгосрочные займы.

Кредиты банка - сумма полученных краткосрочных и долгосрочных кредитов

банка. Краткосрочные (срокам до одного года) кредиты банк выдает

предприятию на оплату купленных товарно-материальных ценностей, на выплату

заработной платы и т.д. Долгосрочные (сроком более одного года) кредиты

используются предприятием на финансирование капитальных вложений в основные

средства и технологии.

Кредиторская задолженность - сумма задолженности поставщикам за товары и

услуги по выданным векселям, по авансам полученным и др.

Обязательства по распределению валового внутреннего продукта - это

задолженность предприятия своим работникам по начисленной, но не

выплаченной заработной плате, возникающая в результате несовпадения во

времени момента ее начисления и выплаты. К таким же источникам относятся

долги органам социального страхования и обеспечения, бюджету по налогам.

4 Метод бухгалтерского учета

Метод бухгалтерского учета - совокупность способов и приемов, с помощью

которых познается предмет (объекты) бухгалтерского учета. Он позволяет

изучить явления в движении, изменении, взаимосвязи и взаимодействии. Метод

бухгалтерского учета зависит от предмета учета, т.е. отражаемых и

контролируемых объектов, а также поставленных перед учетом задач и

предъявляемых к нему требований. Поэтому метод нельзя рассматривать как

нечто застывшее. Изменение экономических отношений, развитие научно-

технического прогресса предъявляют новые требования к бухгалтерскому учету,

а это вызывает изменение его приемов и способов. Например, применение ЭВМ

приводит к совершенствованию способов наблюдения, контроля и регистрации

хозяйственных операций, съема информации. Содержание метода бухгалтерского

учета вытекает из его сущности и особенностей бухгалтерского учета.

Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие способы и приемы,

которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета:

документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная

запись, баланс и отчетность.

Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной

операции или о праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция

оформляется документами. Документ служит не только основанием для

фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации

их. Документация служит целям контроля, даст возможность проводить

документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества.

Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия

хозяйственных средств в натуре данным учета; как элемент метода

бухгалтерского учета — средство наблюдения и последующей регистрации

явлений и операций, неотраженных первичной документацией в момент их

совершения. Поэтому инвентаризация является дополнением документации.

Документация и инвентаризация являются приемами первичного наблюдения за

объектами бухгалтерского учета.

Оценка - способ, с помощью которого хозяйственные средства получают

денежное выражение. Оценка хозяйственных средств каждого хозяйствующего

субъекта базируется на их фактической себестоимости. Этим достигается

реальность оценки.

Для руководства хозяйственными процессами требуется знать все затраты,

связанные с их осуществлением. При этом исчисляется не только величина

каждого вида затрат, но и общая их сумма, относящаяся к определенному

объекту, т.е. исчисляется себестоимость учитываемых объектов. Себестоимость

объектов учета исчисляется при помощи калькуляции, используемой для

контроля за величиной затрат.

Для постоянного контроля за хозяйственными процессами предприятия, за

состоянием средств и источников их образования необходимо все хозяйственные

операции учитывать непрерывно по отдельным стадиям, а также в разрезе

отдельных групп и видов хозяйственных средств. В бухгалтерском учете такое

отражение хозяйственных средств и процессов производится путем наблюдения

за изменениями, происходящими с различными видами имущества и источниками

его образования, за всеми затратами, производимыми в том или ином

хозяйственном процессе.

Экономическая группировка объектов бухгалтерского учета, позволяющая

получать о них показатели, необходимые для текущего наблюдения за

хозяйственной деятельностью, обеспечивается также системой счетов.

Необходимость в счетах объясняется тем, что сведения, имеющиеся в

документах, дают только разрозненную характеристику объектов учета. Счета в

бухгалтерском учете позволяют производить группировку и получать обобщенные

характеристики объектов учета.

Отражение хозяйственных операций в системе счетов осуществляется при помощи

двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении

различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями. Например, на

счетах бухгалтерского учета процесс поступления на предприятие купленных

материалов увязывается с расходованием денежных средств, уплаченных

продавцу этих материалов. Такой способ записей раскрывает их экономическое

содержание, позволяет более глубоко изучать хозяйственную деятельность

предприятий.

Контроль за всей совокупностью объектов в бухгалтерском учете производится

путем сопоставления хозяйственных средств с источниками их образования.

Такое сопоставление носит название балансового обобщения. Балансовое

обобщение характеризуется равенством общей суммы видов средств и суммы

источников их образования. Равенство это сохраняется постоянно. Балансовое

обобщение позволяет осуществлять строгий контроль за наличием и

использованием средств любого хозяйствующего субъекта.

Результаты хозяйственной деятельности, а также конкретизация отдельных

показателей баланса содержатся в отчетности. Бухгалтерская отчетность -

единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за

определенный период времени. К отчетности, как элементу метода

бухгалтерского учета, предъявляется целый ряд требований:

. достоверность

. целостность;

. сопоставимость;

. последовательность:

. отчетный период;

. оформление.

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

1 Понятие о бухгалтерском балансе, его строение и содержание

Средства предприятия участвуют в процессе производства непрерывно.

Вещественный состав средств на разных предприятиях неодинаков, поэтому для

руководства предприятием нужно знать, какими средствами оно располагает, из

каких источников они получены, для какой цели предназначены. На эти вопросы

дает ответ бухгалтерский баланс.

Бухгалтерский баланс - способ обобщения и группировки имущества хозяйства и

источников его образования на определенную дату в денежной оценке.

Схематично бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, составленную из

двух вертикально расположенных частей: верхняя - актив - отражает имущество

хозяйственного органа, а нижняя - пассив - источники его образования.

Бухгалтерский баланс

|Номер |Наименование раздела|Группа статей |Сумма |

|раздела| | | |

| |АКТИВ | | |

|1 |Внеоборотные активы |Нематериальные активы | |

| | |Основные средства Финансовые вложения | |

|Итого по разделу 1 |

|11 |Оборотные активы |Запасы | |

| | |Дебиторская задолженность | |

| | |Финансовые вложения | |

| | |Денежные средства | |

| |Итого по разделу 11 | | |

|III |Убытки |Непокрытые убытки прошлых лет | |

| | |Убытки отчетного года | |

|Итого по разделу III |

|БАЛАНС |

|ПАССИВ |

|IV |Капитал и |Уставный капитал | |

| |резервы |Добавочный капитал Резервный капитал | |

| | |Нераспределенная прибыль отчетного года | |

|Итого по разделу IV |

|V |Долгосрочные|Заемные средства | |

| |пассивы |Прочие пассивы | |

|Итого по разделу V |

|VI |Краткосрочн|Заемные средства | |

| |ые пассивы |Краткосрочная задолженность | |

|Итого по разделу VI |

|БАЛАНС |

Баланс в переводе с французского означает равенство, весы. Поэтому в нем

всегда должно присутствовать равенство итогов актива и пассива (имущество

хозяйства равно источникам его образования).

Все имущество (средства) в активе и источники его образования в пассиве

представлены в сгруппированном виде. Имущество в активе сведено в три

раздела. Разделы в активе баланса расположены в порядке возрастания

ликвидности. В разделе 1 представлены наименее ликвидные активы, в разделе

II - активы с высокой ликвидностью, в разделе III - средства, полностью

выбывшие из оборота (потеря средств).

В пассиве баланса тоже три раздела, расположенные в зависимости от срока

погашения долгов. В разделе IV пассива представлены собственные источники

образования имущества, в разделе V - долгосрочные заемные источники, в

разделе VI - краткосрочные заемные источники.

Каждый из разделов актива и пассива баланса включает экономически

однородные виды средств и источников, которые называются статьями баланса.

В разделе 1 актива баланса представлены три группы статей. Группа

"Нематериальные активы" представлена несколькими статьями (см. с. 39). Они

в балансе оценены по остаточной стоимости (первоначальная стоимость минус

сумма

начисленного износа). Так же оцениваются и статьи группы "Основные

средства", за исключением "земельных участков.

Износ по этому виду основных средств не начисляется. В балансе все основные

средства и нематериальные активы представлены в одном разделе независимо от

сферы эксплуатации. По статьям группы "Финансовые вложения" отражается

вложение средств в другие хозяйствующие субъекты на срок более одного года.

В разделе II актива баланса "Оборотные активы показываются оборотные

средства независимо от сферы использования. Они представлены несколькими

группами. В группе "Запасы" в первую очередь отражены отдельными статьями

оборотные средства сферы производства. Здесь же приведены и предметы

обращения: готовая продукция и товары отгруженные, расходы будущих

периодов. Запасы должны оцениваться по фактической себестоимости. Однако в

условиях высокой инфляции используются особые методы оценки как предметов

труда, так и продуктов труда.

Вторую группу оборотных активов составляют краткосрочные финансовые

вложения в другие предприятия.

Группа "Денежные средства" представлена статьями Расчетные счета",

"Валютные счета", "Прочие денежные средства" В настоящее время предприятия

и организации могут иметь несколько расчетных и валютных счетов в банках. В

балансе остатки средств по этим счетам отражаются общими суммами независимо

от количества открытых счетов. Остатки средств по банковским валютным

счетам показываются в рублевом эквиваленте.

В разделе III актива баланса отражаются убытки по времени их возникновения.

Такой порядок необходим для контроля за их покрытием.

В разделе IV пассива баланса "Капитал и резервы" показаны самостоятельными

статьями собственные источники образования средств: уставный капитал,

добавочный капитал, резервный капитал. В этом же разделе приводится

нераспределенная прибыль предприятия. Она представлена двумя позициями,

соответствующими времени ее возникновения.

Статьи раздела V пассива показывают задолженность банкам по кредитам и

займам, полученным от других предприятий на срок более одного года.

Раздел VI пассива баланса объединяет несколько групп краткосрочной

задолженности: заемные средства, кредиторскую задолженность, резервы

предстоящих расходов и платежей.

По группе "Заемные средства" самостоятельными статьями показаны долги

банкам по краткосрочным кредитам и другим предприятиям.

По статьям группы "Кредиторская задолженность" представлены долги

поставщикам и подрядчикам за поступившие от них товарно-материальные

ценности, дочерним и зависимым предприятиям, работникам предприятия,

бюджету, социальным фондам.

2 Виды баланса

В зависимости от назначения, содержания и порядка составления различают

несколько видов балансов. Сальдовый баланс характеризует в денежной оценке

имущество хозяйствующего субъекта и источники образования имущества по

состоянию на определенную дату.

Сальдовый баланс

|Пассив |На начало |На конец |

|Актив |отчетного |отчетного |

| |периода |периода |

| | | |

|БАЛАНС | | |

Баланс составляется бухгалтерией предприятия путем подсчета остатков

(сальдо) по счетам.

Оборотный баланс помимо остатков средств и источников образования имущества

на начало и конец периода содержит данные об их движении (дебетовые и

кредитовые обороты) за отчетный период. По своему строению он будет

отличаться от сальдового баланса.

Оборотный баланс

|Пассив |На начало |Движение имущества (источников) |На конец отчетного |

|Актив |отчетного | |периода |

| |периода | | |

| | |увеличение |уменьшение | |

| | | | |

|БАЛАНС | | | |

Оборотный баланс имеет большое значение в качестве промежуточного рабочего

документа, используемого в процессе составления вступительного,

заключительного и ликвидационного балансов.

Вступительный баланс (начальный) - первый баланс, составляемый в начале

деятельности предприятия. В его активе отражается состав имущества

предприятия, полученного при его организации, а в пассиве - источники его

возникновения. Вступительный баланс содержит меньше статей, чем последующие

балансы, отражающие результаты хозяйственной деятельности за определенный

период времени. Перед составлением вступительного баланса, как правило,

проводится инвентаризация и оценка имеющегося у предприятия имущества.

Заключительный баланс - отчетный документ о производственно-финансовой

деятельности предприятия за определенный период времени. Он составляется на

основе проверенных бухгалтерских записей (выверка оборотов и остатков по

счетам, проверка инвентаризацией средств и расчетов).

Ликвидационный баланс составляется для характеристики имущественного

состояния предприятия на дату прекращения его деятельности как юридического

лица.

Предварительный (провизорный) баланс - бухгалтерский баланс, составляемый

заранее на конец отчетного периода с учетом ожидаемых изменений в составе

имущества предприятия. Основой такого баланса служат фактические

бухгалтерские данные о состоянии активных и пассивных статей к моменту его

составления и ожидаемые данные о хозяйственных операциях, которые будут

совершены до окончания отчетного периода. Составление предварительного

баланса имеет целью заранее установить финансовое положение предприятия, в

котором оно окажется в конце отчетного периода.

Баланс-брутто (грубый) включает в себя регулирующие статьи, используется

для научных исследований, совершенствования информационных функций баланса

и др.

Баланс-нетто (чистый) - баланс, из которого исключены регулирующие статьи:

"Износ основных средств", "Износ нематериальных активов" и др. В

современных условиях возросло значение баланса-нетто, так как он позволяет

определить реальную стоимость имущества предприятия. В настоящее время

сальдовый баланс-нетто является действующей формой отчетности.

3 Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций

Ежедневно на предприятиях совершается множество хозяйственных операций,

которые влияют на величину хозяйственных средств и источников их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.