рефераты бесплатно

МЕНЮ


Организация службы внутреннего контроля на предприятии

аудиторская деятельность в фискальных целях была формально отнесена к

предпринимательской; а во-вторых, тем, что правотворческая практика

ограничивалась тогда организационно-правовыми формами, установленными

Законом "О предприятиях и предпринимательской деятельности", в то время как

некоммерческие организации не имели своей номенклатуры правовых форм (если

не считать форму общественного объединения)

Кроме того, роковую роль сыграло то обстоятельство, что до вступления в

силу Правил деятельность физических и юридических лиц, называвших себя

аудиторами и аудиторскими фирмами, была именно предпринимательской -

осуществлялась инициативно и самостоятельно, на свой страх и риск и имела

организационно-правовые формы, предусмотренные упомянутым законом.

Чтобы объяснить клиентам, кто такие аудиторы, и доказать свое

"аудиторство", приходилось использовать целый арсенал средств, включающий в

себя даже не имеющие никакого юридического значения "лицензии, разрешающие

их обладателям осуществлять аудиторскую деятельность в Российской

Федерации", выдаваемые некоторыми общественными объединениями бухгалтеров.

Большинство руководителей аудиторских компаний знало, что для

конституирования их деятельности как аудиторской, в соответствии с

действовавшим тогда для всех юридических лиц принципом специальной

правоспособности, достаточно внесения соответствующей записи в устав

предприятия. Однако и сами аудиторы, и их клиенты полагали, что право на

аудит - своего рода вторжение в частную жизнь компаний, нарушение их

коммерческой тайны - должно санкционироваться государством. В этих условиях

"лицензирующим" общественным организациям оставалось лишь поддерживать у

публики ощущение того, что они действуют "от имени и по поручению".

Как это ни парадоксально, именно этот "потешный аудит" ко времени

опубликования Правил выполнил важную работу, без которой была бы невозможна

его последующая институциализация. Во-первых, была решена действительно

предпринимательская задача - практически на пустом месте был сформирован

лояльный потребитель аудиторских услуг. Во-вторых, государство признало за

аудиторами право на осуществление социальной функции. Об этом

свидетельствует частота появления в нормативных актах аудиторских оговорок.

В-третьих, учебно-методические центры подготовились и в организационном, и

в содержательном отношении к ускоренному обучению аудиторских кадров.

Со вступлением в силу Правил, которые предусматривают:

а) аттестацию аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности со

стороны государства;

б) ответственность юридических и физических лиц за осуществление

аудиторской деятельности без лицензии;

в) ответственность экономических субъектов за уклонение от проведения

обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению;

г) ответственность аудиторов (аудиторских фирм) за неквалифицированное

проведение аудиторской проверки (законность и обоснованность ее

результатов), предпринимательство в работе аудиторов и аудиторских

организаций уступило место процессуализации этой деятельности.

В основу разрабатываемого федерального закона, регулирующего

аудиторскую деятельность, должна быть положена юридико-процессуальная

модель аудита, наиболее адекватно отражающая его сущность в преломлении к

российским условиям. В противном случае отношение к аудиту как

предпринимательству, да еще "освященное" законом, не позволит оправдать

ожидания государства и общества относительно роли аудита в деле охраны прав

и законных интересов граждан и юридических лиц.

Возвращаясь к внутреннему контролю, необходимо отметить иную важнейшую

задачу - помочь найти наиболее эффективные методы работы и оценить

экономичность использования выделенных средств, что особенно важно для

бюджетных организаций.

В проекте стандарта 2.5 "Аудиторские доказательства (виды, источники и

методы получения)" система внутреннего контроля определяется как

"действующая на предприятии система предотвращения, выявления и исправления

ошибок и неточностей в бухгалтерских проводках и финансовых отчетах. Оценка

системы внутреннего контроля является существенным этапом аудиторской

проверки и влияет на выбор методов сбора аудиторских доказательств".

Внутренний контроль распространяется на предприятия всех форм

собственности и организационно-правовых форм, но особенно важен для крупных

структур корпоративного типа, т.е. с множеством относительно

самостоятельных подразделений. Учитывая, что в настоящее время в России

наметилась тенденция реструктуризации производства во многих отраслях

промышленности и налицо тенденция организационного закрепления

хозяйственных связей, привлечение внимания к восстановлению традиций

внутреннего контроля и разработка методов его организации, адекватных новым

условиям хозяйствования, весьма актуальны.

Внутренний контроль можно разделить на три блока:

•внутриведомственный финансовый контроль;

•внутренний контроль фирмы (компании);

•деятельность ревизионных комиссий (ревизии).

Внутриведомственный финансовый контроль - это контроль вышестоящего

органа по отношению к подведомственным организациям. Подчеркивая важность

этого направления деятельности, во Временных правилах аудиторской

деятельности в Российской Федерации отмечено, что "аудиторская деятельность

осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических

субъектов, производимым в соответствии с законодательством Российской

Федерации специально уполномоченными на то государственными органами".

Финансовый контроль осуществляется среди субъектов, находящихся

полностью в федеральной или муниципальной собственности, т.е. для тех

субъектов, на которые не распространяется обязательная аудиторская

проверка.

Ведомственный контроль в СССР регламентировался постановлением Совета

Министров СССР от 2 апреля 1981 г. № 325, в соответствии с которым было

разработано Положение о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной

деятельностью объединений, предприятий, организаций и учреждений.

Основными задачами ведомственного контроля считались осуществление

контроля за выполнением плановых заданий, экономным использованием

материальных и финансовых ресурсов, сохранностью социалистической

собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием

контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок,

бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств.

Контрольные органы проверяли:

а) состояние экономики объединений, предприятий, организаций и

учреждений, выполнение установленных производственных и финансовых планов,

соблюдение государственной дисциплины и законности совершаемых операций,

сохранность денежных средств и материальных ценностей;

б) эффективность использования материальных, финансовых и трудовых

ресурсов, своевременность документального оформления хозяйственных

операций, полноту выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов,

причины образования непроизводительных расходов и потерь;

в) правильность и достоверность ведения бухгалтерского учета и

отчетности, финансовых, кредитных и расчетных операций, своевременность

выполнения обязательств перед бюджетом;

г) соблюдение действующего порядка установления и применения цен и

тарифов, а также своевременность внесения в доход соответствующего бюджета

(в зависимости от подчиненности объединения, предприятия, организации,

учреждения) всей суммы дополнительной выручки, полученной в результате

нарушения действующего порядка установления или применения цен и тарифов;

д) выполнение указаний по устранению недостатков, выявленных предыдущей

ревизией или проверкой.

Срок проведения ревизий и проверок не должен был превышать 30 дней.

Продление этого срока допускалось только с разрешения руководителя органа,

назначившего ревизию или проверку.

Результаты ревизии или проверки оформлялись актом за подписями

руководителя ревизионной группы (ревизора), руководителя и главного

бухгалтера объединения, предприятия, организации, учреждения, где

проводилась ревизия или проверка.

Если руководитель или главный бухгалтер объединения, предприятия,

организации, учреждения имеет возражения или замечания по акту ревизии или

проверки, то он должен был подписать акт и одновременно приложить к нему

свои письменные возражения или замечания.

В тех случаях, когда необходимо было принять срочные меры к устранению

выявленных ревизией или проверкой нарушений или злоупотреблений и привлечь

к ответственности виновных лиц, в ходе ревизии или проверки составлялся

отдельный (промежуточный) акт, а материалы ревизии или проверки

направлялись руководителю вышестоящего органа, назначившему ревизию или

проверку, с передачей соответствующих материалов следственным органам.

Руководитель объединения, предприятия, организации, учреждения обязан был

принять меры к устранению выявленных нарушений, не ожидая окончания ревизии

или проверки, о чем делалась соответствующая запись в акте ревизии.

Совершенно очевидно, что актуальность таких проверок сохранилась до сих

пор для организаций федеральной и муниципальной собственности, министерств,

бюджетных организаций (например, Министерства здравоохранения, Министерства

просвещения и т. д.). Однако аппарат ведомственного контроля в настоящее

время практически разрушен. По результатам таких проверок была введена

специальная отчетность "11-ревизия", сейчас она практически ликвидирована,

хотя ее никто не отменял. Видимо, этот вид внутреннего контроля надо

поддерживать и развивать для обслуживания организаций федеральной,

муниципальной собственности и бюджетной сферы.

В ряде крупных фирм с разветвленной структурой, где создаются филиалы и

дочерние компании, имеются объекты, расположенные на отдаленной территории,

создаются специальные подразделения внутреннего контроля.

За внутренний контроль отвечает сама фирма или компания, или один из ее

отделов. Иными словами, речь идет о контроле внутри самой фирмы. У нас в

России он чем-то напоминает внутриведомственный финансовый контроль. Его

должны проводить не главный бухгалтер или бухгалтерия данного предприятия.

Это прерогатива специальных профессиональных контрольных органов (отделов

или управлений). Руководитель такого отдела может подчиняться только

управляющему фирмой или годичному собранию акционеров. Образно выражаясь,

если фирма - это корабль, то контролер - лоцман, дающий советы капитану (т.

е. управляющему), по какому маршруту ему плыть.

Контрольная служба внутри предприятий и фирм осуществляет финансовые

проверки не только на головном объекте, но и в его филиалах, дочерних

заводах, фабриках, банковских конторах и т.д.

В развитии внутреннего контроля свою роль сыграли изменение масштабов и

усложнение функционирования предприятий. На первоначальном этапе внутренний

контроль сосредоточивал свои усилия на детальных проверках (типа прежних

ревизий сохранности основных средств, товарно-материальных ценностей,

готовой продукции, недопущения непроизводительных расходов, убытков,

злоупотреблений и т. д.). Со временем, по мере расширения систем

регистрации и обработки данных, необходимость сплошного контроля документов

сократилась, и основное внимание внутренний контроль стал уделять тому, как

функционируют системы и соответствуют ли действия установленным процедурам.

Затем внутренний контроль стал развиваться в сторону не простой

фиксации отклонений от заданных процедур, а все более активного

проникновения в эти системы и процедуры, с целью дать им соответствующую

оценку. Например, проверяя использование лимита на приобретение

оборудования, ревизор дает оценку не только тому, как этот лимит

используется, но и делает заключение об обоснованности расчета этого

лимита. Прогресс внутреннего контроля на этом, однако, не остановился, и в

настоящее время перед внутренним контролем стоят задачи активного

проникновения в функции менеджмента, организационную деятельность

предприятий, где от него ждут не только информации о качестве

управленческой деятельности, но и предложений по ее усовершенствованию.

Поскольку эта служба полностью находится на содержании самого

предприятия или фирмы, она должна экономически доказывать необходимость

своего существования. При этом следует оценивать эффективность внутреннего

контроля не по количеству проведенных проверок и суммам выявленного ущерба,

а по тому, насколько работа, советы этой службы способствуют устойчивости

финансового состояния данного предприятия (фирмы).

Нет необходимости при организации внутреннего контроля полностью

отказываться и от методических разработок, которые положительно себя

зарекомендовали в деятельности ведомственного контроля.

Вместе с тем методы проведения проверок, которые представляют собой

совокупность приемов и средств, постоянно совершенствуются. Поэтому

разработка методики проведения контрольных проверок, особенно с применением

ЭВМ, имеет большое значение. Автором исследованы важнейшие особенности

проведения проверок в условиях АСУ и в частности использование

математического обеспечения для выполнения аналитических и логических

операций, применение диалогового режима "человек - машина" и др.

Требования системы внутреннего контроля на предприятии не зависят от

системы бухгалтерского учета в целом, а распространяются как на рабочие,

совершаемые вручную, операции, так и на обработку документов при помощи

электронной системы обработки данных. Необходимо описать организационную

структуру системы внутреннего контроля в зависимости от методов электронной

обработки информации для того, чтобы гарантировать полный охват рабочих

процессов.

При этом следует учитывать следующее:

. обработка информации при помощи системы электронной обработки не

позволяет сделать отметки о проведенной проверке; невозможно это

сделать и вручную, так как ручная обработка документов не

проводится;

. обработка однородных операций выполняется по единому образцу. Это

исключает возможность случайных ошибок, которые нередко возникают

при обработке документации ручным способом. Однако возможны ошибки

программирования, другие системные ошибки в Hard, Software, которые

возникают при обработке однородных хозяйственных операций или

процессов операций;

. электронная система обработки информации может автоматически

выполнять определенные рабочие операции или же на основании задания

проводить систематически внутреннюю проверку обрабатываемой

информации. Наличие хорошо функционирующей системы электронной

обработки данных исключает возможность ошибок и неточностей

(недостатков, совершаемых сотрудниками). В данном случае имеются в

виду ошибки, возникающие при обработке информации: описки,

грамматические ошибки, ошибки в подсчете итогов, ошибки, возникающие

при передаче информации. Здесь машина намного надежнее человека.

Следовательно, современная система внутреннего контроля - это

совокупность методик и процедур, принятых руководством экономического

субъекта в качестве средств для обеспечения упорядоченного и эффективного

ведения хозяйственной деятельности, включая (но не ограничиваясь)

организованный внутри данного экономического субъекта и его силами

контроль:

• точности и полноты бухгалтерской документации;

• своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;

• предотвращения ошибок и мошенничества;

• исполнения приказов и распоряжений;

• обеспечения сохранности имущества организации.

Средства контроля понимаются как составные части системы внутреннего

контроля, установленные руководством экономического субъекта на отдельных

направлениях и участках хозяйственной деятельности для обеспечения

эффективного и надежного управления ею.

Практические действия руководства экономического субъекта направлены на

установление и поддержание системы внутреннего контроля на своем

предприятии. Однако внутренний контроль имеет ряд дополнительных задач.

Во-первых, он позволяет совету директоров или исполнительному органу

наладить контроль за автономными подразделениями фирмы.

Во-вторых, проводимые целевые контрольные проверки и целевые анализы

позволяют выявить резервы производства и определить наиболее эффективные

направления развития.

В-третьих, служба внутреннего контроля, осуществляя контроль, часто

выполняет и консультативную функцию в отношении финансово-бухгалтерских

служб филиалов, дочерних компаний, зарубежных подразделений.

Особое место в системе внутреннего контроля занимают контрольно-

ревизионные комиссии, которые могут создаваться во многих коммерческих

структурах: обществах с ограниченной или дополнительной ответственностью,

акционерных обществах, ассоциациях и союзах. Статут ревизионной комиссии

определен в уставе субъекта хозяйствования. Для акционерных обществ вопросы

создания и полномочий ревизионной комиссии решены законодательно. В

соответствии с Федеральным законом № 208-ФЗ "Об акционерных обществах"

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.