рефераты бесплатно

МЕНЮ


Организация службы внутреннего контроля на предприятии

проверка финансовой и хозяйственной деятельности акционерных обществ

осуществляется финансовыми, статистическими, кредитными и

правоохранительными инспекциями, а также контрольными органами пенсионного,

социального и медицинского страхования. Наряду с этими органами проверку

акционерных обществ проводят ревизионные комиссии этих обществ.

Акционерное общество обязано проводить ревизию своей финансово-

хозяйственной деятельности силами ревизионной комиссии или привлекаемых за

плату сторонних организаций не реже одного раза в год, а внеочередные

ревизии - по требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества, либо по

решению общего собрания акционеров, либо по требованию совета директоров

(акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10%

голосующих акций общества. Эти вопросы особо оговариваются в уставе

акционерного общества.

Ревизионная комиссия наряду с общим собранием акционеров и правлением

является постоянно действующим органом.

Статья 85 вышеупомянутого закона определяет задачи и полномочия

ревизионной комиссии (ревизора) общества.

1. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью

общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества

избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества.

2. Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) общества по вопросам, не

предусмотренным настоящим Федеральным законом, определяется уставом

общества.

Порядок деятельности ревизионной комиссии (ревизора) общества

определяется внутренним документом общества, утверждаемым общим собранием

акционеров.

3. Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества

осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также во всякое

время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора) общества, решению

общего собрания акционеров, совета акционера (акционеров) общества,

владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества.

4. По требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества лица,

занимающие должности в органах управления общества, обязаны представить

документы о финансово-хозяйственной деятельности общества

5. Ревизионная комиссия (ревизор) общества вправе потребовать созыва

внеочередного общего собрания акционеров в соответствии со статьей 55

настоящего Федерального закона.

6. Члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно

являться членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, а

также занимать иные должности в органах управления общества.

Акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета)

общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не

могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии

(ревизора) общества.

Как отмечалось, ревизионная комиссия акционерного общества избирается

общим собранием акционеров. В ее состав должны входить лица, имеющие опыт

бухгалтерской и финансовой деятельности, высококвалифицированные

специалисты. Желательно, чтобы в состав ревизионной комиссии входили

акционеры, не связанные с акционерным обществом трудовыми отношениями.

Как правило, в обязанности ревизионной комиссии входят:

• проверка ежегодного отчета правления, кассы и имущества акционерного

общества в срок, способами и средствами по ее усмотрению;

• предварительное рассмотрение смет и планов акционерного общества;

• проверка состояния делопроизводства и отчетности акционерного

общества;

• подготовка предложений общему собранию о приостановлении действия

решений правления, если они противоречат уставу.

Для исполнения возложенных обязанностей ревизионная комиссия:

• проводит документальные проверки финансово-хозяйственной

деятельности общества (сплошной проверкой или выборочно);

• проверяет выполнение установленных смет, нормативов и лимитов;

• проверяет своевременность и правильность платежей в бюджет;

• проверяет соблюдение обществом и его органами управления

законодательных актов и инструкций, а также решений общего собрания

акционеров;

• проверяет постановку и достоверность оперативного бухгалтерского и

статистического учета и отчетности;

• проверяет правомочность принятых советом директоров или правлением

решений, их соответствие решениям, принятым общим собранием акционеров;

• анализирует решения общего собрания акционеров, выносит предложения

по их изменению в случае несоответствия положения документам, имеющим

большую юридическую силу;

• проверяет состояние кассы и имущества;

• составляет и утверждает акты проверок и ревизий, необходимые

заключения, в том числе по годовому отчету и балансу АО.

Комиссия имеет право:

• требовать от правления и совета директоров все необходимые для своей

работы документы;

• требовать созыва заседания совета директоров и внеочередного общего

собрания акционеров;

• привлекать к своей работе специалистов, не занимающих штатных

должностей в обществе, а также внешних аудиторов, требовать от генерального

директора оплатить все необходимые расходы, связанные с проведением

проверок и ревизий;

• ставить вопрос перед уполномоченными на то органами управления

общества об исключении членов АО из числа таковых.

Члены комиссии имеют право участвовать в заседаниях правления с правом

совещательного голоса.

По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности

общества ревизионная комиссия составляет заключение, в котором должны

содержаться:

• подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных

финансовых документах общества;

• информация о фактах нарушения установленных правовыми актами

Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления

финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при

осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Ревизионная комиссия:

• предоставляет общему собранию акционеров и в копии совету директоров

и генеральному директору отчеты о проведенных ревизиях и проверках,

сопровождая их необходимыми замечаниями и предложениями по повышению

эффективности работы общества;

• соблюдает условия конфиденциальности деятельности общества;

• требует внеочередного созыва общего собрания акционеров в случае

возникновения угрозы существенным интересам общества или выявления

злоупотреблений, допущенных должностными лицами.

Комиссия не вправе разглашать результаты ревизий и проверок до их

утверждения органом, по поручению которого они проводились. Члены

ревизионной комиссии (организаций, представители которых являются членами

ревизионной комиссии), допустившие разглашение коммерческой тайны или

другие нарушения в процессе выполнения своих обязанностей, могут быть

исключены из числа акционеров. По решению совета директоров к ним могут

быть применены штрафные санкции. Уставом акционерного общества могут быть

предусмотрены дополнительные полномочия ревизионной комиссии

(ревизора) общества. Это относится прежде всего к дополнительному праву

получить объяснения от должностных лиц общества по любым вопросам,

связанным с деятельностью общества, и к праву требования наложить взыскание

на работников общества за нарушения, выявленные в процессе ревизии. Такие

предложения ревизионная комиссия выносит на заседание совета директоров

(наблюдательного совета) или исполнительного органа общества.

Ревизору или члену ревизионной комиссии может быть выплачено

вознаграждение за выполнение им установленных обязанностей. Этот вопрос

решает либо совет директоров, либо исполнительный орган.

Ревизионная комиссия представляет результаты проведенных ею проверок

общему собранию акционеров или совету директоров акционерного общества.

Без заключения ревизионной комиссии по годовым отчетам и балансам общее

собрание акционеров не вправе утверждать баланс акционерного общества.

Члены ревизионной комиссии обязаны потребовать созыва внеочередного

общего собрания акционеров, если возникла угроза существенным интересам

акционерного общества или отдельных его членов.

Ревизии и проверки на должны нарушать нормальный режим работы

акционерного общества.

Ревизионная комиссия составляет программу ревизии, в которой

определяются объекты ревизии (контроля), а также их значимость в отраслевой

направленности акционерного общества.

Целью ревизии является контроль, во-первых, за соответствием финансово-

хозяйственной деятельности общества требованиям российского

законодательства и, во-вторых, за соблюдением интересов акционеров. В

процессе контроля ревизионная комиссия подтверждает правильность и

объективность отражения финансовых и хозяйственных операций в бухгалтерском

учете общества и их соответствие законодательным и нормативным актам,

действующим в стране, а также на основе анализа хозяйственной деятельности

достоверность (чистоту) бухгалтерской отчетности. Особо следует отметить,

что достоверность данных, содержащихся в годовом отчете исполнительного

органа общества, подготовленном общему собранию акционеров, должна

подтвердить ревизионная комиссия.

В акционерных обществах среднего размера, где нет специальных органов

внутреннего контроля, ревизионная комиссия должна стать активным помощником

совета директоров и исполнительного органа, помогать руководству общества

выявить слабые стороны, наметить пути их преодоления и разработать меры по

закреплению и развитию прогрессивных тенденций развития общества,

способствующих повышению рентабельности его работы и укреплению финансового

состояния.

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ. СУЩЕСТВОВАНИЕ И ОЦЕНКА

ЭФФЕКТИВНОСТИ

В ближайшее время Правительство Российской Федерации рассмотрит

предложение Минэкономики по переводу бухгалтерского учета на международные

стандарты. Предполагается также установить единые требования к аудиту

бухгалтерской отчетности, установить стандарты аудита и единые

квалификационные требования к аттестации аудиторов. Сегодня аудиторы должны

знать и уметь применять на практике не только все многообразие требований

законов и нормативных актов в сфере бухучета и налогообложения, но и новые

термины и понятия, вытекающие из международной практики аудита. Одним из

таких понятий является понятие "система внутреннего контроля", которой

посвящена данная статья.

Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте России Протоколом

№ 1 от 09 февраля 1996 года рекомендован Порядок составления аудиторского

заключения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Пунктом

4.4.5. указанного Порядка предлагается, что при изложении общих результатов

проверки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта в

аудиторское заключение рекомендуется включить:

•ответственность исполнительного органа экономического субъекта за

организацию и состояние внутреннего контроля;

•цель и характер рассмотрения состояния внутреннего контроля при

проведении аудита;

•общую оценку соответствия системы внутреннего контроля масштабам и

характеру деятельности экономического субъекта;

•описание выявленных в ходе аудита существенных несоответствий системы

внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности экономического

субъекта.

Изучение системы внутреннего контроля экономического субъекта и

вытекающая из этого оценка риска контроля важны для аудиторов; оценка этого

риска включена в международные стандарты аудита. (В настоящее время проект

российских стандартов аудита находится на стадии разработки).

Предполагается, что один из рабочих стандартов аудита будет гласить:

Аудитор должен достаточно разбираться в системе внутреннего контроля

для того, чтобы спланировать аудит и определить характер, временные рамки и

объем необходимых процедур.

1. Понятие и элементы системы внутреннего контроля

Под системой внутреннего контроля подразумевается существующая политика

предприятия и все связанные с ней процедуры, направленные на выявление,

исправление и предотвращение существенных ошибок и искажений информации,

которые могут появиться в бухгалтерской отчетности. Такой контроль

позволяет руководству предприятия осуществить правильное и эффективное

ведение бизнеса, обеспечить соблюдение действующего законодательства при

осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, разработать

методы защиты и сохранности активов, предотвратить и обнаружить

мошенничество и ошибки, обеспечить точность, полноту и защиту учетных

записей и своевременную подготовку достоверной бухгалтерской и финансовой

отчетности.

Система внутреннего контроля выходит за рамки тех вопросов, которые

относятся непосредственно к функциям системы бухгалтерского учета, и

включает:

а) контрольную среду, в которой происходят действия, отражающие общее

отношение руководства, Совета директоров и акционеров предприятия к

контролю. К факторам контрольной среды относятся:

•политика и методы управления,

•организационная структура предприятия,

•деятельность Совета Директоров,

•деятельность внутреннего аудита,

•методы распределения функций управления, ответственности и контроля,

•кадровая политика и практика, разделение обязанностей,

•внешние воздействия (проверка со стороны гос. органов);

б) систему учета - учетную политику и процедуры предприятия, касающиеся

адекватности записей хозяйственных операций в соответствующих регистрах;

в) процедуры контроля - специальные проверки, выполняемые должностными

лицами и работниками предприятия.

Процедуры контроля на предприятии определяются компетентностью

руководителей, менеджеров, специалистов и работников предприятия,

разделением функциональных обязанностей,контролем доступа к активам,

документам и осуществлением периодических сравнений учетных данных.

Эти три составляющие системы внутреннего контроля во взаимосвязи должны

обеспечивать предотвращение, выявление и исправление существенных ошибок и

искажения учетной информации при подготовке бухгалтерской отчетности.

2. Цели руководства предприятия при организации СВК

Руководство предприятия, разрабатывая эффективную систему внутреннего

контроля, учитывает самые различные обстоятельства, в том числе те

обстоятельства, которые входят в задачу аудитора по оценке системы

внутреннего контроля предприятия. Управленческий учет требует различной

информации о всех сторонах планирования и ведения бизнеса. Бухгалтерский

учет, о котором аудитор представляет заключение руководству предприятия,

ограничен правовыми рамками Законов и Положений, содержащих требования о

целях, системе, методах, сроках и формах бухгалтерской отчетности

предприятия.

При разработке эффективной системы внутреннего контроля руководство

предприятия, как правило, преследует следующие цели:

1. Обеспечение надежной информацией для успешного руководства

предприятием и принятием эффективных управленческих решений. Например:

при появлении фактов уменьшения спроса на производимую продукцию необходимо

своевременно обеспечить руководство информацией о причинах падения спроса

для принятия управленческих решений о способах учета пожеланий покупателей

и координации деятельности в целях снижения расходов.

2. Обеспечение сохранности активов, документов и регистров предприятия.

Материальные активы предприятия должны быть защищены надежной системой

контроля в целях предупреждения их хищения, использования в неподобающих

целях или случайного уничтожения.

Серьёзной защиты и контроля требуют и неосязаемые активы (дебиторская

задолженность), важные документы (договора и контракты) и регистры

бухгалтерского учета (Главная книга и журналы).

В связи с развитием компьютерных систем требуют должных мер к

обеспечению сохранности объемы информации, хранящиеся на компьютерных

носителях.

3. Обеспечение эффективности хозяйственной деятельности в целях

избежания непроизвольных затрат во всех областях хозяйственной

деятельности, а также для предотвращения неэффективного использования всех

прочих ресурсов. (Иногда затраты на выполнение задач, указанных в первых

двух пунктах в цифровом выражении превышают ту возможную прибыль, которая

может быть получена в результате проведения предлагаемых мероприятий.

Следовательно, на первый взгляд, мероприятия, указанные в пунктах 1,2 могут

казаться неэффективными.

Но отказ от выполнения мероприятий по обеспечению надежной информацией

и сохранности активов и регистров может привести к непоправимым потерям.

При утрате или хищении заинтересованными лицами данных о количестве и ценах

поставляемого сырья возможно снижение конкурентоспособности производимой

продукции.)

4. Обеспечение соответствия предписанным учетным принципам. Система

внутреннего контроля должна обеспечить необходимую степень уверенности в

том, что должностные лица и работники предприятия следуют требованиям и

правилам, закрепленным внутренними документами предприятия:

• положениями об отделе, службе, иных подразделениях предприятия.

• должностными инструкциями руководителей, менеджеров и специалистов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.