Организация учета и налогообложения расчетов по единому социальному налогу
определении суммы ЕСН, подлежащей уплате в федеральный бюджет, необходимо
помнить, что в случае, когда ЕСН не начисляется, вычет не предоставляется.
Тарифы страховых взносов для выступающих в качестве работодателей
страхователей (за исключением выступающих в качестве работодателей
организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции,
родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся
традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских)
хозяйств) показаны в таблице (см. табл. 1.4.2.).
Налогоплательщики, выступающие в качестве страхователей по
обязательному пенсионному страхованию, представляют в Пенсионный фонд РФ
сведения и документы в соответствии с Федеральным законом, в отношении
застрахованных лиц.
Порядок исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование установлен законодательно и практически аналогичен порядку
исчисления и уплаты ЕСН.
Таблица 1.4.2.
Тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
на 2002-2005гг.
|База для |Для мужчин 1952 года|Для мужчин с 1953 |Для лиц 1967 года |
|начисления |рождения и старше и |по 1966 год |рождения и моложе |
|страховых |женщин 1956 года |рождения и женщин | |
|взносов на |рождения и старше |с 1957 по 1966 год| |
|каждого | |рождения | |
|отдельного | | | |
|работника | | | |
|нарас-тающим | | | |
|итогом с | | | |
|начала года | | | |
| |на |на |на |на |на |на |
| |финансиров|финансир|финансир|финансир|финансир|финансир|
| |ание |ование |ование |ование |ование |ование |
| |страховой |накопите|страхово|накопите|страхово|накопите|
| |части |льной |й части |льной |й части |льной |
| |трудовой |части |трудовой|части |трудовой|части |
| |пенсии |трудовой|пенсии |трудовой|пенсии |трудовой|
| | |пенсии | |пенсии | |пенсии |
|До 100000руб.|14,0% |0,0% |12,0% |2,0% |11,0% |6,0% |
|От 100 001 |14 000 |0,0% |12 000 |2 000 | 11000 |6 000 |
|руб. до 300 |руб. + | |руб. + |руб. + |руб. + |руб. + |
|000 руб. |+ 7,9% с | |+ 6,8% с|+ 1,1% с|+ 4,5% с|+ 3,4% с|
| |суммы, | |суммы, |суммы, |суммы, |суммы, |
| |превышающе| |превышаю|превышаю|превышаю|превышаю|
| |й | |щей |щей |щей |щей |
| |100000руб.| |100000ру|100000ру|100000ру|100000ру|
| | | |б. |б. |б. |б. |
|От 300 001 |29 800 |0,0% |25 600 |4 200 |17 000 |12 800 |
|руб. до 600 |руб. + | |руб. + |руб. + |руб. + |руб. + |
|000 руб. |+ 3,95% с | |+ 3,39% |+ 0,56% |+ 2,26% |+ 1,9% с|
| |суммы, | |с суммы,|с суммы,|с суммы,|суммы, |
| |превышающе| |превышаю|превышаю|превышаю|превышаю|
| |й | |щей |щей |щей |щей |
| |300000руб.| |300000ру|300000ру|300000ру|300000ру|
| | | |б. |б. |б. |б. |
|Свыше 600 000|41 650 |0,0% |35770руб|5 880 |23 780 |17870руб|
|руб. |руб. | |. |руб. |руб. |. |
Ежемесячно страхователи исчисляют сумму авансовых платежей по
страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов,
исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса.
Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам)
осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей
страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок,
установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший
месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов
страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца,
следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым
взносам.
В связи с этим при уплате организацией страховых взносов за
конкретных работников поступившие в ПФР суммы взносов подлежат
распределению по индивидуальным лицевым счетам всех работников организации,
застрахованных в системе государственного пенсионного страхования,
пропорционально суммам страховых взносов, начисленных по каждому работнику.
Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и
вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов, и сумм
страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому
лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Для учета начисленных сумм страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование в бухгалтерском учете используется счет 69 «Расчеты
по обязательному страхованию и обеспечению». При этом открываются
соответствующие субсчета:
69/2-2 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование,
направляемые на финансирование страховой части трудовой пенсии»;
69/2-3 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование,
направляемые на финансирование накопительной части трудовой пенсии».
Сумма страховых взносов представляет собой вычет, принимаемый в
целях уменьшения подлежащей уплате в федеральный бюджет суммы ЕСН.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей
страхователь отражает в Расчете по авансовым платежам по страховым взносам
на обязательное пенсионное страхование. Расчет по авансовым платежам
представляется страхователями в территориальные органы МНС России
ежеквартально, но не позднее 20-го числа месяца следующего за отчетным
кварталом, с нарастающим итогом.
Страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый
орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации
сведения, в соответствии с законодательством Российской Федерации, об
индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного
пенсионного страхования.
1.5. Организация аудиторской проверки расчетов по ЕСН
Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания
новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных
субъектов предпринимательской деятельности, среди которых достойное место
должен занять и институт аудиторства.
В Российской федерации финансовый контроль осуществляется в виде
государственного финансового контроля и аудиторской деятельности, которые
находятся в стадии становления и постепенного совершенствования в
соответствии с потребностями правового государства.
Аудит представляет собой осуществляемую на основе договора
проверку состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля,
соответствия финансово-хозяйственных операций законодательству,
достоверности отчетности, а также консультационные, экспертные и другие
услуги, оказываемые аудиторами предприятиям и организациям.
Согласно Закона об аудиторской деятельности целью аудита является
выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности
аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета
законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается
степень точности данных (финансовой) бухгалтерской отчетности, которая
позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать
правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и
имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих
выводах обоснованные решения (4, стр.21(.
С 1 января 2001г. главой 24 НК РФ установлен единый социальный налог
(ЕСН), который предназначен для мобилизации средств, с целью реализации
права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение
(страхование) и медицинскую помощь. Он объединяет в себе страховые взносы,
направляемые в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, а также
Фонд обязательного медицинского страхования. Поэтому при проверке расчетов
по ЕСН аудитору необходимо проверить правильность определения налоговой
базы для исчисления налога, правильность применения налоговых ставок,
установить порядок и сроки уплаты налога на предприятии, а также их
документальное обоснование и проверить правильность отражения
соответствующих хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
Объектами аудита по ЕСН и обязательного пенсионного страхования
являются первичная информация, в качестве которых в основном используются
унифицированные формы первичной документации, разработанные
НИПИстатинформом Госкомстата России, а также регистры бухгалтерского учета
и отчетность.
При аудите по единому социальному налогу и обязательному пенсионному
страхованию необходимо руководствоваться следующими нормативными
документами:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации, ч. 2.
2. Кодекс законов о труде.
3. Федеральный закон от 21.11.96г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
4. «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации», утв. приказом Минфина России от 29.07.98г. №43н.
5. ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия» от 09.12.98г.
6. «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности
организаций и инструкция по его применению», утв. приказом Минфина
России от 31.10.00г. №94н.
7. Постановление Госкомстата РФ от 30.10.97г. №71а «Об утверждении
унифицированных форм первичной документации по учету труда и его
оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов,
малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном
строительстве» (с изменениями и дополнениями 25 января, 2 июля, 11
ноября 1999г., 29 декабря 2000г., 6 апреля 2001г.).
8. Постановление Минтруда РФ от 17.05.00г. №38 «Порядок исчисления
среднего заработка в 2000-2001 годах».
9. Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого
социального налога (взноса), утв. приказом МНС РФ от 29.12.00г. №БГ-3-
07/465.
10. Федеральный закон от 15.12.01г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации».
11. Федеральный закон от 11.02.02г. №17-ФЗ «О бюджете Фонда социального
страхования Российской Федерации на 2002 год».
Аудит организации расчетов с Фондом социального страхования
Социальное страхование распространяется на все категории трудящихся
независимо от места их работы и должности, является обязательным и
осуществляется за счет взносов предприятий, которое должно
зарегистрироваться в качестве страхователя в отраслевом или региональном
отделении Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ).
При проверке налоговой базы, определяемой при исчислении суммы
страховых взносов в ФСС РФ, необходимо помнить, что она определяется
аналогично определению налоговой базы при исчислении суммы страховых
взносов в ПФР. Единственным дополнением будет исключение из
налогооблагаемой базы любых вознаграждений, выплачиваемых физическим лицам
по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным
договорам .
Далее аудитор определяет правильность применения размера взносов,
который также должен отвечать требованиям ст. 241 НК РФ. Налоговые ставки
также различаются в зависимости от категории налогоплательщика, однако
индивидуальные предприниматели, не являющиеся работодателями, и адвокаты
взносы на социальное страхование не осуществляют.
Кроме того, аудитору необходимо уделить внимание сумме налога,
подлежащей перечислению в ФСС РФ, и сроков ее уплаты. При определении
суммы, подлежащей перечислению, предприятие-налогоплательщик должен
уменьшить ее на сумму произведенных расходов на цели государственного
социального страхования, предусмотренных законодательством РФ, и, не
позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была начислена
зарплата, отправить платежное поручение на оплату налога (страхового
взноса).
В заключение аудита расчетов с ФСС РФ аудитор осуществляет проверку
правильности составления бухгалтерских записей. Как известно,
бухгалтерский учет расчетов с ФСС РФ ведется на балансовом счете 69
«Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому открывается
субсчет 69.1 – «Расчеты по социальному страхованию».
По кредиту счета 69/1 должны отражаться суммы отчислений в ФСС РФ, а
также поступление частичной стоимости путевок и суммы, полученные в случае
превышения соответствующих расходов над отчислениями. При этом записи
производятся в корреспонденции со:
счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, - в части
отчислений, производимых за счет организации (Д-т 20, 23, 25, 26, 44 и др.
К-т 69.1);
счетом 91 «Прочие доходы и расходы» -- на сумму пеней за
несвоевременный взнос платежей (Д-т 91 К-т 69/1);
счетом 51 «Расчетный счет» -- на сумму, полученную в случаях
превышения соответствующих расходов над платежами (Д-т 51 К-т 69/1).
По дебету счета 69/1 должны отражаться перечисленные суммы платежей (Д-
т 69/1 К-т 51), а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное
страхование (Д-т 69.1 К-т 70).
Аудит организации расчетов с Фондом обязательного медицинского
страхования
Обязательное медицинское страхование призвано обеспечить всем
гражданам страны равные возможности в получении медицинской и лекарственной
помощи. В этих целях все организации, независимо от форм собственности, а
также индивидуальные предприниматели обязаны перечислять взносы в фонды
обязательного медицинского страхования (ФОМС РФ) по тарифу страховых
взносов, установленному главой 24 НК РФ «Единый социальный налог», в
процентах от начисленной оплаты труда по всем основаниям.
Т.к. медицинское страхование создано с целью гарантии гражданам на
случай возникновения необходимости медицинской помощи и проведения
профилактических мероприятий за счет средств этого фонда, для этого
создаются Федеральный (ФФОМС РФ) и территориальные (ТФОМС РФ) фонды
обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие
финансово-кредитные учреждения.
Страховые взносы, направляемые предприятием в ФОМС РФ, являются
составной частью ЕСН, поэтому налоговая база, подлежащая аудиторской
проверке и определяемая при исчислении суммы страховых взносов в ФОМС РФ,
определяется аналогично определению налоговой базы при исчислении суммы
страховых взносов в ПФР и ФСС РФ.
Размер взносов в ФОМС РФ также определяется на основании ст.241 НК РФ
и представляет собой разные налоговые ставки для разных категорий
налогоплательщиков.
При аудите расчетов с ФОМС РФ аудиторам также следует проверить сроки,
в течение которых данный налог должен быть перечислен, а именно: не позднее
15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была начислена
зарплата, его необходимо уплатить двумя платежными поручениями на счета
ФФОМС РФ и ТФОМС РФ.
И, наконец, в заключение аудитор проверяет правильность составления
бухгалтерских записей. Бухгалтерский учет расчетов на обязательное
медицинское страхование ведется на балансовом счете 69 «Расчеты по
социальному страхованию и обеспечению», к которому открывается субсчет 69/3
– «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию». Кроме этого, на
предприятии используются следующие субсчета 69/3-1 «Расчеты по
обязательному медицинскому страхованию с ФФОМС РФ» и 69/3-2 «Расчеты по
обязательному медицинскому страхованию с ТФОМС РФ».
По кредиту счета 69/3 должны отражаться суммы отчислений в ФОМС РФ, а
также суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над
отчислениями. При этом записи производятся в корреспонденции со:
счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, - в части
отчислений, производимых за счет организации (Дт 20, 23, 25, 26, 44 и др.
Кт 69/3);
счетом 91 «Прочие доходы и расходы» -- на сумму пеней за
несвоевременный взнос платежей (Дт 91 Кт 69/3);
счетом 51 «Расчетный счет» -- на сумму, полученную в случаях
превышения соответствующих расходов над платежами (Дт 51 Кт 69/3).
По дебету счета 69.3 должны отражаться перечисленные суммы платежей
(Дт 69/3 Кт 51).
Аудит организации расчетов с Пенсионным фондом.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован в целях
обеспечения социального страхования. Он предназначен для выплаты
государственных пенсий, оказания материальной помощи престарелым и
нетрудоспособным гражданам и т.д. Для этого каждая организация и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|