Планирование и программа аудита
внимательно и в каких случаях будет применять аудиторскую выборку и (или)
аналитические процедуры, чтобы снизить общий аудиторский риск до приемлемо
низкого уровня.
Аудитор обязан принимать во внимание, что между уровнем
существенности и степенью аудиторского риска имеется обратная зависимость:
чем выше уровень существенность, тем ниже общий аудиторский риск, и
наоборот.
После сбора и оценки первоначальной информации и предварительного
суждения об уровне существенности показателей и эффективности внутреннего
контроля аудитору важно оценить приемлемую степень риска суммированием
всех выявленных рисков и данных о соответствующих контрольных процедурах,
учитывая различные аспекты эффективности проверки.
Проведением аналитических процедур аудиторская организация должна
выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения
аналитических процедур следует варьировать в зависимости от объема и
сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
При выборе необходимых аудиторских процедур предпочтение должно
отдаваться тем процедурам, которые в наибольшей степени позволяют выявить
возможные ошибки. По характеру эти процедуры можно подразделить на тесты,
позволяющие определить эффективность систем внутреннего контроля, и на
тесты, выявляющие ошибки по счетам и регистрам (аналитические процедуры).
Аналитические процедуры могут быть использованы как для проверки остатков
по отдельным бухгалтерским счетам, так и для оценки финансовой отчетности
предприятия в целом. Аналитические процедуры могут приемлемы, когда они
подтверждаются другими процедурами, например, сравнение с предыдущими
периодами и выявление тенденций.
Результаты проводимых аудиторских организацией процедур при
подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так
как эти результаты являются основанием для планирования аудита и могут
использоваться в течение всего процесса аудита.
Глава 2.
Разработка общего плана и программы аудиторской проверки
2.1. Общий план проведения аудиторской проверки
После завершения анализа рисков аудиторы, основываясь на
предварительных данных об экономическом субъекте и результатах проведенных
аналитических процедур, могут приступить к разработке общего плана и
программы аудиторской проверки. Созданный непосредственно перед проведением
проверки план определяет последовательность действий аудитора, т.е. по
каким направлениям и с какой интенсивностью будет проводиться проверка. Для
лучшего обзора и рациональной постановки задач могут использоваться
графики, диаграммы и компьютерные системы.
Составляя общий план и программу аудита, аудиторской организации
следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что
также позволит точнее определить объем и характер аудиторских процедур. При
проведении общего планирования большое значение придается профессиональным
качествам аудиторов. Им необходимо так организовать свои действия, чтобы
произвести оценку используемой на предприятии системы учета и внутреннего
контроля с учетом принципа существенности и экономичности проверки.
В общем плане необходимо предусмотреть сроки проведения аудита и
составить график его проведения, подготовки отчета (письменной информации
руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения. В процессе
планирования необходимо учесть: реальные трудозатраты; уровень
существенности; проведенные оценки рисков аудиторской проверки.
В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения
аудиторской проверки на основании результатов предварительного анализа,
оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков аудита. В случае
решения провести выборочную проверку аудитор формирует аудиторскую выборку.
В общем плане рекомендуется предусмотреть [1]:
V какие конкретные области надо изучить, чтобы аудит был объективен;
V какие существенные моменты следует охватить;
V какие выборочные планы надо разработать;
V формирование аудиторской группы, ее численность и квалификацию
специалистов;
V распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными
качествами и должностными уровнями по конкретным участкам проверки;
V с какими стандартами, процедурами или документами необходимо
ознакомить рабочую группу;
V бюджет рабочего времени для каждого этапа проверки;
V предполагаемые сроки работы группы;
V инструктирование всех членов группы об их обязанностях, ознакомление
их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, с
положениями общего плана аудита;
V контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы
ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации.
Аудиторская организация определяет в общем плане необходимость
привлечения экспертов в процессе проведения проверки и роль внутреннего
аудита.
Общий план проверки оформляется в виде таблицы (табл. 1).
Таблица 1. Общий план аудиторской проверки.
|Проверяемая организация | |
|Период аудиторской проверки | |
|Количество человеко-часов | |
|Руководитель аудиторской группы | |
|Состав аудиторской группы | |
|Планируемый аудиторский риск | |
|Планируемый уровень существенности | |
|№ п/п |Планируемые |Период |Исполнитель |Примечания |
| |виды работ |проведения | | |
Руководитель аудиторской организации:
Руководитель аудиторской группы:
Общий перечень объектов проверки (планируемых видов работ) при
составлении общего плана аудиторской проверки может иметь следующий вид:
. учредительные и другие общие документы организации (устав, лицензии,
приказы, распоряжения, служебные записки, штатное расписание и т.п.);
. учетная политика предприятия;
. основные средства;
. нематериальные активы;
. производственные запасы;
. расчеты по оплате труда;
. затраты на производство;
. готовая продукция, товары и реализация;
. денежные средства;
. расчеты (с покупателями, с поставщиками, с бюджетом и внебюджетными
фондами, с прочими дебиторами и кредиторами);
. финансовые результаты и использование прибыли;
. капитал и резервы;
. кредиты и финансирование;
. учет по забалансовым счетам;
. бухгалтерская отчетность и приложения
Из-за влияния непредвиденных факторов на проверяемые элементы даже
хорошо составленный план должен содержать различные альтернативы, которые
могут быть определены лишь при наличии информации о реальном положении дел
в проверяемой компании.
2.2. Программа аудиторской проверки
Разработка программы проведения аудиторской проверки включает те же
этапы, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием
общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских
процедур, необходимых для практической реализации общего плана аудита (см.
приложение). Программа необходима для наиболее эффективного распределения
работы внутри аудиторской группы и для контроля за ходом аудиторской
проверки со стороны руководства аудиторской фирмы.
Аудитор документально оформляет программу аудиторской проверки,
присваивает код каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы иметь
возможность в процессе работы делать ссылки ни них в рабочих документах.
Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов
средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.
Программа тестов средств контроля представляет собой совокупность
действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы
внутреннего контроля и учета. Ее цель – выявление существенных недостатков
средств контроля экономического субъекта.
Программа аудиторских процедур по существу включает в себя перечень
действий аудитора для детальной проверки верности отражения в бухгалтерском
учете оборотов и сальдо по счетам. Аудитор должен составить программу
аудиторской проверки по каждому разделу бухгалтерского учета, который он
будет проверять. Программа может пересматриваться в процессе проверки в
зависимости от изменений условий проведения проверки и результатов
аудиторских процедур.
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы,
документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим
материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения, а
также основанием для формирования объективного мнения аудитора о
бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
По окончании процесса планирования аудита общий план и программа
аудиторской проверки должны быть документально оформлены и завизированы в
установленном порядке.
Заключение
В настоящей курсовой работе рассмотрены основные этапы планирования
и составления программы аудиторской проверки.
С чего начинается аудиторская проверка? Уж наверняка не с
заключения договора. Сначала аудиторская организация собирает подробную
информацию о компании - возможном клиенте, ее руководстве, бизнесе, отрасли
в целом и ее положении в отрасли. Источниками информации могут быть как
юридические и физические лица, сотрудничающие с экономическим субъектом,
так и руководство и персонал самой организации. При этом информация
должна быть реальной, уместной, беспристрастной и доказательной.
На стадии планирования аудиторская группа с помощью различных
аналитических процедур должна сделать предварительное заключение о величине
существенных показателей, определить уровень существенности и эффективность
внутрихозяйственного контроля, произвести оценку аудиторского риска. Если
на основе анализа перечисленных показателей аудиторская фирма считает
проведение аудита возможным, она готовит письмо-обязательство и отсылает
его в адрес экономического субъекта. Затем формируется группа аудиторов для
проведения проверки и заключается договор с экономическим субъектом.
Если аудиторская организация не считает возможным проведение
аудита, в адрес экономического субъекта посылается отказ от его проведения.
Далее на основании предварительных данных и результатах проведенных
аналитических процедур разрабатывается общий план и программа аудита.
Общий план должен служить руководством в осуществлении программы
аудита.
В процессе проведения аудиторской проверки у аудиторской
организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений
общего плана.
В общем плане предусматриваются сроки проведения аудиторской
проверки, график ее проведения, подготовки отчета и аудиторского
заключения. В общем плане определяется способ проведения аудита на
основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы
внутреннего контроля и рисков аудита.
В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует
аудиторскую выборку.
Программа аудиторской проверки должна включать перечень всех
аудиторских процедур, необходимых для сбора достаточного количества
достоверных свидетельств; подробные описание каждой процедуры.
На основании выводов аудитора по каждому разделу аудиторской
программы составляется аудиторский отчет и аудиторское заключение, а также
формируется объективное мнение аудитора о бухгалтерской отчетности
экономического субъекта.
Список литературы
1. Аудит: Учебник для вузов/Подольский В.И., Поляк Г.Б., Савин А.А. и др.;
Под ред. проф. Подольского В.И. – 2-е изд., перераб. и доп., - М.: ЮНИТИ-
ДАНА, 2001. – 665 с.
2. Данилевский Ю.А.
Аудит: организация и методика проведения. – М.: Финансы и статистика,
1998 г. – 318 с.
3. Полисюк Г.Б. и др.
Аудит предприятия. Организация аудиторских проверок и комплексный анализ
финансовых результатов деятельности предприятия: Учебное пособие/Полисюк
Г.Б., Кузьмина Ю.Д., Суханова Г.И.; М. – «Экзамен», 2001 г. – 352 с.
Приложение
Программа аудиторской проверки [2]
|№ |Разделы, темы и подтемы программы |Отметка |Рабочие |Примечани|
|п/п |аудиторской проверки |об |документы|е |
| | |исполнени| | |
| | |и | | |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|О |Код экономического субъекта |О-I-327-9| | |
| | |8 | | |
|1. |Цель аудиторской проверки | | | |
| |Клиент нуждается в: | | | |
| |постановке учета, | | | |
| |восстановлении учета, | | | |
| |ведении учета, | | | |
| |составлении отчетности, | | | |
| |аудиторской проверке, | | | |
| |анализе хозяйственной деятельности, | | | |
| |консультировании. | | | |
| |2. Экономический субъект подлежит | | | |
| |обязательной ежегодной проверке как | | | |
| |открытое АО, как предприятие с | | | |
| |иностранными инвестициями, как | | | |
| |кредитное учреждение, как фонд, как | | | |
| |страховая организация, как биржа, при| | | |
| |объеме выручки за год более 500 тыс. | | | |
| |ММОТ, при сумме активов на конец года| | | |
| |более 200 тыс. ММОТ | | | |
| |3. Инициативная проверка вызвана: | | | |
| |недоверием собственников, | | | |
| |предстоящей налоговой проверкой, | | | |
| |получением кредита, | | | |
| |заключением контракта. | | | |
| |4. Необходимость проверки связана: | | | |
| |с регистрацией проспекта эмиссии, | | | |
| |с получением лицензии, | | | |
| |по поручению государственных органов.| | | |
| |5. Потенциальными пользователями | | | |
| |отчета являются: | | | |
| |собственники, | | | |
| |администрация, | | | |
| |поставщики, | | | |
| |покупатели, клиенты, | | | |
| |займодавцы, | | | |
| |государственные органы. | | | |
| |6. Пользовался ли экономический | | | |
| |субъект прежде аудиторскими услугами,| | | |
| |указать, кто эти услуги оказывал, | | | |
| |причину смены аудита. | | | |
| |7. Взаимоотношения клиента с | | | |
| |налоговыми органами (результаты | | | |
| |последней проверки, когда она прошла,| | | |
| |за какой период, основные вопросы). | | | |
| |8. Взаимоотношения клиента с | | | |
| |внебюджетными фондами страхования | | | |
| |(результаты проверок, период, | | | |
| |основные вопросы). | | | |
| |9. Взаимоотношения клиента с | | | |
| |акционерами (как часто проводились | | | |
| |собрания за проверяемый период, | | | |
| |повестки, объявлялись ли дивиденды, | | | |
| |их суммы). | | | |
|II. |Знание бизнеса клиента | | | |
|II.1|Учредительные документы | | | |
|. |экономического субъекта | | | |
| |1. Полное наименование экономического| | | |
| |субъекта | | | |
| |2. Организационно-правовая форма | | | |
| |3. Дата регистрации | | | |
| |4. Уставный капитал, | | | |
| |зарегистрированный и оплаченный, | | | |
Страницы: 1, 2, 3
|