Ревизия и аудит
стоимость, учитываются в составе основных средств.
Аналитический учет запасных частей ведется по местам хранения и
однородным группам – механическая группа, электрическая группа и тому
подобное.
Аналитический учет машин, оборудования, двигателей, узлов и агрегатов
обменного фонда ведется по группам:
- пригодные к эксплуатации (новые и возобновленные);
- подлежащие постановлению (на складе);
- находящиеся в ремонте.
На субсчете 208 «Материалы сельскохозяйственного назначения»
учитываются минеральные удобрения, ядохимикаты для борьбы с вредителями и
болезнями сельскохозяйственных культур, биопрепараты, медикаменты химикаты,
которые используются для борьбы с болезнями сельскохозяйственных животных.
Здесь также отражаются саженцы, семена и корма (покупные и собственного
выращивания), которые используются для высаживания, посева и откорма,
животных непосредственно в хозяйстве.
На субсчете 209 «Другие материалы» учитываются отходы производства
(обрубки, обрезки, стружка и т.п.), неисправимый брак, материальные
ценности, полученные от ликвидации основных средств, которые не могут быть
использованы как материалы, топлива или запасные части на этом предприятии
(металлолом, утиль), изношенные шины и т.п.
Однако, исследуемое предприятие ЗАО «Тригон» используется старый план
счетов, что является грубейшим нарушением законодательства и нормативно-
правовых актов Украины.
Ведение старого плана счетов приводит к неправомерному отражению в
бухгалтерском учете некоторых хозяйственных операций, что приводит к
неправомерному отнесению к составу валовых расходов и валовых заходов, и,
следовательно, занижает налогооблагаемую прибыль.
Организацию бухгалтерского учета на предприятии можно представить в
виде рисунка (рис.1.5.14)
Места хранения Номенклатура-
(склады, кладовые ценник Бухгалтерия
и т. п.)
Количественный
(натурально – Стоимостной учёт
качественный) учёт
Первичные документы Ведомости ведения
(приходные ордера, Учётная цена материалов в
акты, и др.) денежном
выражении
Карточки складского По
По
учёта материалов поступлению
расходованию
Реестры сдачи Книга (ведомость) остатков
документов Накопительные материалов
по пос- по рас- ведомости синтетического
тупле- ходова- учёта Ведомости, журналы-
ордера
нию нию по поступле- по использо- по поступлению
материалов
нию ванию
Ведомости, журналы-ордера
По использованию
материалов
Главная книга
Рис. 1.5.14 Схема организации учета запасов.
Раздел 2. Контроль за использованием
производственных запасов.
2.1.Задачи и источники
контроля операции с запасами.
Контроль состояния учета, полноты и своевременности оприходования,
правильности хранения и использования производственных запасов в
современных условиям имеет большее значение.
Материально производственные запасы составляют значительную часть
стоимости имущества организации, материалоёмкость в некоторых отраслях
составляет 90 % хозяйствующего субъекта.
Целью контроля операций с запасами является установление достоверности
первичных данных касающихся наличия и движения производственных запасов,
полуфабрикатов, готовой продукции, МБП, товаров; полноты и своевременности
отражения первичных, данных в свободных документах и учетных регистрах;
правильности ведения учета запасов соответственно принятой учетной
политики; достоверности отражения остатков записей в отчетности
хозяйствующего субъекта.
Поэтому основными задачами контроля операций с производственными
запасами являются:
- проверка организации складского хозяйства, состояние сохранности
запасов;
- установление законности проведенных операций с запасами;
- определение правильности отнесения затрат в состав затрат по
производству и реализации продукции (работ, услуг);
- проверка соблюдения норм затрат материалов, сырья и топлива;
- проверка правильности и эффективности использования материальных
ресурсов;
- проверка нормативов запасов;
- проверка соблюдения правил отпуска запасов;
- оценка системы внутреннего контроля за использованием запасов в
производстве;
- проверка правильности реализации излишков запасов;
- проверка правильности формирования себестоимости продукции (работ,
услуг) по объектам калькулирования затрат;
- определение правильности синтетического и аналитического учета
затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), которые
включаются в себестоимость;
- проверка соблюдения предприятиями налогового законодательства по
операциям, связанных с формированием себестоимости продукции (работ,
услуг);
- оценка полноты и правильности отражения хозяйственных операций и с
запасами в бухгалтерском учете и отчетности.
Источники информации для контроля операций с запасами:
1 – приказ о принятой учетной политике;
2 – плановые показатели, включая расчеты норм и нормативов;
3 – договора с поставщиками;
4 – первичные документы по учету запасов, такие как:
- журналы учета грузов;
- доверенности;
- журнал регистрации доверенностей;
- приходные ордера;
- акты приемки материалов;
- лимитно-заборные карты;
- ведомости учета остатков материалов на складе;
- материальный ярлык;
- материальные отчеты;
- карточки складского учета материалов;
- счета фактуры;
- товарно-транспортные накладные;
- маршрутные листы;
- акты закупки запасов;
- акты о браке;
- ведомости о браке;
- карты движения кроя;
- накладные на сдачу готовой продукции;
- опись-акт уценки товаров и продукции, которая осталась, и остатков
запасов;
- налоговые накладные;
- требования на внутренне перемещение запасов;
- ордера складов и т.п.
5 – книги складского учета;
6 – инвентарные карточки;
7 – сальдовые книги, карточки количественно-стоимостного учета;
8 – книги учета приобретений и продажи товаров;
9 – разработочная таблица №1 по учету списания материалов, начисляется
заработной платы и отчисления от неё;
10 – разработочная таблица №8 по учету МПБ.
11 – ведомость №10 по учету движения производственных запасов на складах;
12 – ведомость №11 по учету движения материалов в цехах запасов на складах;
13 – журналы-ордера №6,7,5,5-А;
14 – главная книга;
15 – акты предыдущих проверок, заключения и другая документация, которая
обобщает результаты контроля;
16 – отчетность – контролеру необходимо знать порядок отражения
хозяйственных операций по учету производственных запасов в регистрах учета
и отчетности (таблица 2.1.15)
Таблица 2.1.15
Отражение запасов в регистрах учета и отчетности.
|Шифр и название |Регистры учета |Номер рядка в|Номер рядка в |
|счета | |балансе |приложениях к |
| | |(Ф № 1) |финансовой |
| | | |отчетности |
| | | |(Ф № 5) |
|20 | | |800, 810, 820, |
|«Производственные |Журнал 5,5-А |100 |830, |
|запасы» | | |840, 850, 860 |
|21 «Животные на | | | |
|откорме и | |100 |870 |
|выращивании» | | | |
|22 «МПБ» | |100 |880 |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| |Журнал-ордер 5, 5-А | | |
|23 «Производство» | |120 |890 |
|24 «Брак на | |-- |-- |
|производстве» | | | |
|25 «Полуфабрикаты» | |100,120 |-- |
|26 «Готовая | | |900 |
|продукция» | | | |
| | |130 | |
|27 «Продукция с/х |Журнал сельского | |-- |
|производства» |хозяйства | | |
|28 «Товары» |Журнал 5, 5-А |140 |910 |
2.2. Контроль за сохранностью
производственных запасов на складах.
Методом обследования складских помещений, выявляются условия хранения
производственных запасов, соответствуют ли они требованиям обеспечения их
сохранности.
Основные направления контроля по операциям с производственными
запасами представим в виде рисунка (схема 2.2.16)
| |Проверка | |Проверка | |
| |сохранности | |закрепления | |
| |производственных | |материальной | |
| |запасов | |ответственности | |
| |
|Проверка специальных| |Проверка правил |
|складов для | |приемки и отпуска|
|специфических | |материалов |
|производственных | | |
| |
| |Организация | |
| |контроля | |
| |
|Проверка правил | |Проверка |
|складирования | |пропускной |
|материалов | |системы |
| |
| |Проверка | |
| |подбора | |
| |кадров | |
Рис. 2.2.16 Основные направления контроля по операциям с запасами.
Рассмотрим основные направления контроля подробнее.
І. Проверка организации сохранности материалов на предприятии.
Во время проведения инвентаризации производственных запасов
производится обследование на предмет обеспечения сохранности запасов от
возможных краж, порчи, пожаров, а именно:
1. состояние охраны складских помещений (наличие решеток на окнах,
регистрация в журнале сдаче объектов под охрану и их приемку, наличие
сигнализации и т.п.);
2. состояние противопожарной безопасности;
3. соблюдение санитарных норм, температурных режимов, порядка
складирования запасов;
4. обеспечение складов весоизмерительными приборами и техникой с целью
установления сроков их клеймения и проверки соответствующими специалистами.
Однако, на исследуемом предприятии по нашему мнению, руководство (как
уже было сказано в предыдущем разделе 1.5) не обращает внимания на
состояние складских помещений и сохранность производственных запасов.
ІІ. Проверка закрепления материальной ответственности за работниками,
которые производят приемку, хранение и отпуск производственных запасов. При
этом в отделе кадров предприятия необходимо проверить методом обследования
личных дел, своевременно ли составлены с материально ответственными лицами
соглашения о полной материальной ответственности, а в бухгалтерии – наличие
актов приемки-передачи производственных запасов при увольнении с работы
одних и приему на работу новых работников.
Методом сравнения данных об остатках производственных запасов в главной
книге и оборотных ведомостях по материально ответственным лицам и анализа
данных о фактически отработанном времени за исследуемый период на личных
счетах расчетов по заработной плате устанавливается «фиксированные»
материально ответственные лица.
ІІІ. Проверка соблюдения работниками установленных правил, которые
касаются приемки и отпуску запасов, своевременность и правильность ведения
записей в карточках складского учета.
IV. Проверка организации пропускной системы при вводе и выводе
материалов с предприятия. При этом анализируются данные книги регистрации
пропусков, акты проверки органов правопорядка, приказов о используемых
методах по ликвидации нарушений.
V. Проверка подбора кадров материально ответственных лиц (имеют ли они
специальную подготовку, не привлекались ли раньше к уголовной
ответственности за кражи).
VI. Проверка правил складирования производственных запасов
(сгруппированы ли они по сортам, типам, есть ли на них ярлыки, в которых
указан номенклатурный номер, единицы измерения и нормативы запасов).
VII В случаях наличия на предприятии специфических материалов,
проверяется, есть ли специальные склады для их хранения.
Систематизация данных о нарушениях в организации запасов дает
возможность обосновать критерии для выбора объектов инвентаризации по
конкретным материально ответственным лицам, видам и номенклатуры
производственных запасов, где наиболее большая вероятность недостач, краж,
фактов бесхозяйственности и утере материалов.
Контроль за операциями с производственными запасами начинают с проверки
их сохранности. Самым наилучшим приемом является инвентаризация. Она может
быть полной и выборочной. Полная инвентаризация проводится в случаях,
когда проверяющие имеют информацию о кражах. Во всех других случаях
проводят выборочную инвентаризацию тех материалов, на которые указывает
контроль.
Главной целью инвентаризации является определение фактического наличия
и состояния имущества объекта инвентаризации.
Объекты инвентаризации представлены по рис.2. 2. 17.
|Сырье, основные и | |МБП, которые | |Незавершенное |
|вспомогательные | |используются не больше | |производство в виде |
|материалы, | |одного года или | |незаконченных |
|предназначенные для | |нормального | |обработкой и сборами|
|производства, | |операционного цикла, | |деталей, узлов, |
|обслуживания и | |если он больше одного | |изделий или |
|административных нужд | |года | |технологических |
| | | | |процессов |
| |
| |Объекты инвентаризации | |
| | | | | |
|Молодняк животных и | | | | |
|животные на откорме, | |Готовая продукция | | |
|продукция сельского и | |изготовлена на | |Товары |
|лесного хозяйств, если | |предприятии | | |
|они оцениваются П(С)БУ | | | | |
|9 | | | | |
Рис.2.2.17 Объекты инвентаризации.
До начала инвентаризации заведующий складом должен составить последний
на момент проверки отчёт. Этот отчёт проверяется контролёром и сдаётся в
бухгалтерию для учёта.
Потом заведующий складом даёт расписку о том, что все документы,
которые относятся к оприходованию или расходованию материалов, включенные в
отчёт, не оприходованные и не списанных на расход материалов на складе нет.
После этого проверяющий и члены инвентаризационной комиссии, в состав
которой должны входить главный бухгалтер и ответственные лица клиента, в
присутствии заведующего складом проводят фактический пересчёт ценностей.
Результаты подсчёта отражаются в инвентаризационной описи. Её подписывает
проверяющий и другие члены инвентаризационной описи. Её подписывает
проверяющий и другие члены инвентаризационной комиссии. За качество
проведенной инвентаризации несет как руководитель, так и инвентаризационная
комиссия. До начала проверки фактического наличия ценности
инвентаризационная комиссия обязана опломбировать подсобные помещения и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|