Специфика ведения бухгалтерского учета в отраслях
часов 26 февраля). Плата за проживание с 8 до 12 часов в соответствии с
Правилами не взимается. Плата за проживание с 12 до 17 часов 26 февраля
насчитывается по часовому тарифу. Общая стоимость проживания составит:
(1000 руб.*5 сут.) + 45 руб.*(17-12ч)=5225 руб.
Наличие мини-сейфа в номерах класса «(((» (три звезды) ГОСТ Р 50645-94
не предусмотрено. Поэтому гостиница предоставила клиенту отдельный счет за
пользование мини-сейфом – 500 руб.
Итого клиент внес в кассу гостиницы 5725 руб. (5225+500).
Следует отметить, что, согласно, Правилам, некоторые виды услуг
гостиницы должны предоставлять своим клиентам бесплатно, например доставку
корреспонденции в номер.
Особенности организации расчетов с населением
Прием иностранных гостей
Иностранцы, прибывающие на территорию России, обязаны зарегистрировать
свой паспорт в органах внутренних дел. Делать это самостоятельно им не
нужно – как правило, гостиница берет на себя обязательство по регистрации.
За регистрацию паспорта взимается пошлина в размере 20% МРОТ.
Размещая иностранного гражданина, гостиница должна удержать с него пошлину
и перечислить ее в местный бюджет. Данное требование установлено Законом РФ
от 9 декабря 1991 г. «2005-1 «О государственной пошлине».
Сумму пошлины, взимаемой с иностранных граждан, гостиница перечисляет
в местный бюджет 10-го числа каждого месяца (п. 59 Инструкции
Госналогслужбы России от 15 мая 1996 г. №42). При этом в бухгалтерском
учете гостиницы делаются следующие проводки
|Дебет |Кредит |Содержание операции |
|50 |76, субсчет «Расчеты с |Приняты денежные |
| |местным бюджетом по |средства в уплату |
| |государственной |государственной пошлины|
| |пошлине» |за регистрацию паспорта|
|76, субсчет «Расчеты с |51 |Перечислена в местный |
|местным бюджетом по | |бюджет сумма пошлины, |
|государственной | |удержанная с |
|пошлине» | |иностранного гостя |
Использование бланков строгой отчетности
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июля 1993 г №745
организации, использующие бланки строгой отчетности, утвержденные Минфином
России, имеют право осуществлять денежные расчеты с населением, не применяя
контрольно-кассовой машины
Гостиницы при расчетах с физическими лицами используют формы
документов строгой отчетности, которые утверждены приказом Минфина России
от 13 декабря 1993 г. №121. Согласно этому приказу, получая наличные деньги
от граждан в уплату за проживание, гостиницы должны использовать бланки
строгой отчетности по форме №3-Г «Счет». Счет выписывается в трех
экземплярах. Первый экземпляр выдается гостю, а второй и третий экземпляры
сдаются в бухгалтерию.
Возвращая деньги гостю, досрочно выезжающему из гостиницы,
администратор заполняет «Квитанцию на возврат денег» (форма №8-Г).
Квитанция заполняется в одном экземпляре и сдается в бухгалтерию вместе со
счетом.
Гостиницы также используют бланк строгой отчетности «Квитанция на
предоставление дополнительных платных услуг» (форма №12-Г).
Бухгалтерский учет и налогообложение в кадровых агентствах
Сегодня предприятия все реже самостоятельно занимаются поиском и
подбором новых сотрудников. Тем более что на некоторые должности подыскать
нужного специалиста не всегда просто. Поэтому чаще всего юридические лица
обращаются в кадровые агентства и поручают им найти кандидатов на замещение
вакансий. В поисках нового места работы приходят в кадровые агентства и
физические лица.
Бухгалтерский учет и налогообложение услуг по подбору персонала и
трудоустройству имеет ряд особенностей, которые и будут рассмотрены в
данной работе.
Правовые основы деятельности кадровых агентств
Виды деятельности, для осуществления которых необходимо наличие
лицензии, установлены Федеральным законом от 25 сентября 1998 года №158-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон №158-ФЗ).
Согласно статье 19 закона №158-ФЗ, требование получать лицензию для
предприятий может быть установлено также иными Федеральными законами. Так,
законом РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения» (далее –
Закон №1032-1) определено, что лицензированию подлежит деятельность по
оказанию гражданам услуг в содействии трудоустройств. Но получать лицензию,
чтобы оказывать услуги по подбору персонала, данный закон не требует.
Поэтому бухгалтеру кадрового агентства важно понимать разницу между
услугой по трудоустройству и услугой по подбору персонала. В обоих случаях
агентство трудоустраивает граждан. Однако в первом случае заказчиком
выступает гражданин, ищущий работу (апликант), во втором – предприятие-
работодатель.
Порядок получения лицензии на оказание услуг по трудоустройству
населения установлен постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г.
№1046. В соответствии с этим постановлением такая лицензия выдается органом
исполнительной власти субъекта РФ и действительно только на территории
данного региона. Если кадровое агентство собирается осуществлять свою
деятельность также и на территории других регионов, оно должно
зарегистрировать имеющуюся у него лицензию в органах исполнительной
власти этих регионов.
Постановление Правительства РФ и иные нормативные акты, регулирующие
порядок лицензирования той или иной деятельности, применяются в части, не
противоречащей ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
За рассмотрение заявления о выдаче лицензии с предприятия взимается
плата в размере 0,1 МРОТ. За выдачу лицензии взимается плата в размере 3
МРОТ.
Чтобы оказывать услуги по трудоустройству граждан РФ за рубежом,
кадровое агентство должно получить отдельную лицензию (ст. 18 Закона №1032-
1). Выдают такие лицензии Федеральная миграционная служба (ФМС) РФ и ее
территориальные органы. Необходимо отметить, что данная лицензия
необходима и в том, случае, если заказчиком выступает не гражданин, а
иностранное предприятие.
Приказом ФМС РФ от 15 июля 1996 г. №57 утверждена Инструкция «О
порядке осуществления контроля...» (зарегистрирована в Минюсте РФ 23 июля
1996 г., рег. №1131). В соответствии с данной Инструкцией территориальные
органы ФМС РФ не реже 2-х раз в год проводят проверку предприятий,
оказывающих услуги по трудоустройству граждан за рубежом. Если в ходе таких
проверок будет обнаружено, что предприятие нарушает условия действия
лицензии, то она может быть аннулирована. К числу таких нарушений, в
частности, относятся:
- взимание денежных средств за предоставление бланков анкет;
- взимание предоплаты за оказание содействия в трудоустройстве до
того, как гражданин заключит трудовой договор с иностранным
работодателем;
- получение отчислений от заработной платы трудоустроенных за
границей граждан;
- продажа адресов иностранных работодателей, посреднических
организаций, государственных органов занятости зарубежных стран без
предварительной проработки с ними вопроса о возможности
трудоустройства российских граждан, без разъяснения действующего в
стране работодателя порядка трудоустройства иностранных граждан и
положений иммиграционного характера законодательства.
Порядок получения лицензии на осуществление деятельности, связанной с
трудоустройством граждан РФ за рубежом, установлен постановлением
Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. №1095.
Лицензия на оказание услуг по трудоустройству граждан (и на территории
РФ, и за рубежом) выдаются, как правило, сроком на 3 года. В соответствии с
Положением по введению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ
(утверждено приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н) стоимость этих
лицензий должна учитываться на счете 04 «Нематериальные активы». В
бухгалтерском учете кадрового агентства получение лицензии отражается
следующими проводками:
|Дебет |Кредит |Содержание проводимых операций |
|08 |76 |Расходы, связанные с получением лицензии на оказание |
| | |услуг по трудоустройству граждан, включены в состав |
| | |капитальных затрат |
|04 |08 |Затраты на получение лицензии учтены в составе |
| | |нематериальных активов |
Затраты по приобретению лицензии списываются на издержки обращения
ежемесячно, равными долями в течение срока действия лицензии:
|Дебет |Кредит |Содержание проводимых операций |
|20 |05 |Произведены амортизационные отчисления за отчетный |
| | |месяц |
Расчеты с юридическими лицами
По договору на подбор персонала агентство обычно обязуется представить
работодателю 3-5 кандидатов на определенную должность. Представителю
организации-работодателя (как правило, это менеджер по персоналу)
предлагается заполнить бланк заявки, где указываются требования, которым
должен отвечать кандидат (пол, возраст, стаж, знание иностранных языков и
т.д.). Обычно такая заявка оформляется как Приложение к договору.
Бухгалтеру кадрового агентства следует обратить внимание на то, как в
договоре определен момент оказания услуг. Обычно в договоре указывается,
что агентство считает свои обязательства выполненными с того момента, как
работодатель утвердит представленного кандидата и согласует с ним сроки
выхода на работу. В не которых случаях услуги считаются оказанными в
момент выхода сотрудника на работу. Но зачастую предприятия оплачивают
услуги агентства только после того, как сотрудник проработал в должности
некоторое время. Исходя из этого, кадровым агентствам целесообразно
предусмотреть в своей учетной политике метод определения выручки в целях
налогообложения «по оплате». Этот способ является наиболее предпочтительным
с точки зрения оптимизации налогообложения.
При этом методе начисление налога на добавленную стоимость отражается
в бухгалтерском учете следующими проводками:
|Дебет |Кредит |Содержание проводимых операций |
|46 |76, субсчет |Учтен налог на добавленную стоимость по |
| |«Расчеты по |оказанным, но неоплаченным услугам |
| |неоплаченному| |
| |НДС» | |
|76, субсчет |68, расчеты |Начислен НДС в бюджет по оказанным и |
|«Расчеты по |по НДС |оплаченным услугам |
|неоплаченному| | |
|НДС» | | |
| | | |
Заключив договор с предприятием, кадровое агентство начинает поиск
сотрудника. Основные расходы, которые при этом несет агентство, - плата за
размещение информационных объявлений об имеющейся вакансии в СМИ. Агентство
также имеют возможность разместить тексты с предложениями о трудоустройстве
на специальных сайтах в Интернете. Важный вопрос – является ли подобное
объявление материалами рекламного характера и облагается ли их стоимость
налогом на рекламу?
Согласно ФЗ РФ от 18 июля 1995 г. №108-ФЗ «О рекламе», реклама – это
информация о предприятии, которая призвана формировать или поддерживать
интерес к этому предприятию и способствовать реализации его товаров, идей и
начинаний. В объявлениях с предложением о трудоустройстве содержится
информация об имеющейся вакансии (должность, оклад, профиль деятельности
предприятия) и требования к кандидатам. Очевидно, что такое объявление
является чисто информационным и не содержит материалов рекламного
характера. Однако многие агентства публикуют такие объявления единым
блоком, в котором также содержится информация для работодателей: расценки
на подбор персонала, сроки оказания услуг и т.д. Очень часто после
объявления о требуемых специалистах указываются номера телефонов с пометкой
«Телефоны только для работодателей». Такие объявления могут быть
квалифицированы налоговыми органами как рекламные. Поэтому рекомендуется
кадровым агентствам требовать от печатных изданий 2 счета-фактуры: отдельно
на объявления с предложениями о трудоустройстве, отдельно - на публикации
с информацией для заказчика.
Порядок отражения в бухгалтерском учете кадрового агентства операций
по подбору персонала, рассмотрим на условном примере:
Пример 1
Кадровое агентство заключило договор с предприятием. Согласно
заключенному договору, агентство должно подобрать для предприятия
сотрудника на должность менеджера по закупкам. Стоимость услуг кадрового
агентства составила 12 000 руб. (в т.ч. НДС – 2 000 руб.).
Агентство представило предприятию нескольких кандидатов, один из
которых устроил работодателя. После того, как были согласованы сроки выхода
специалиста на работу, стороны подписали акт выполненных работ. В этом же
отчетном периоде на расчетный счет агентства поступили денежные средства на
оплату услуг.
Расходы агентства по публикации в специализированных печатных изданиях
объявлений о наличии вакансии составили 3 500 руб. В целях упрощения
примера прочие факторы хозяйственной деятельности кадрового агентства не
рассматриваются.
Согласно принятой учетной политике, кадровое агентство определяет
выручку в целях налогообложения «по оплате».
В бухгалтерском учете кадрового агентства должны быть сделаны
следующие проводки:
|Дебет |Кредит |Сумма, руб. |Содержание |
| | | |операции |
|20 |60 |3500 |Отражены расходы |
| | | |по поиску |
| | | |специалиста |
|62 |46 |12000 |Между агентством |
| | | |и предприятием |
| | | |подписан акт |
| | | |выполненных работ|
| | | |после утверждения|
| | | |одного из |
| | | |представленных |
| | | |кандидатов в |
| | | |должности |
|46 |76, субсчет |2000 |Учтен НДС |
| |«Расчеты по | | |
| |неоплаченному | | |
| |НДС» | | |
|51 |62 |12000 |Поступили |
| | | |денежные средства|
| | | |от заказчика |
|76, субсчет |68, субсчет |2000 |Начислен НДС к |
|«Расчеты по |«Расчеты по НДС» | |уплате в бюджет |
|неоплаченному | | | |
|НДС» | | | |
|20 |67 |2500 |Начислен налог на|
| | |((12000-2000)*2,5|пользователей |
| | |%) |автодорог |
|46 |20 |250 |Списан на |
| | | |реализацию налог |
| | | |на пользователей |
| | | |автодорог |
|46 |20 |3500 |Списаны на |
| | | |реализацию |
| | | |расходы по поиску|
| | | |специалиста |
|46 |80 |6250 |Сформирован |
| | |(12000-2000-250-3|финансовый |
| | |500) |результат |
|80 |68 |150 |Начислен налог на|
| | |((12000-2000)*1,5|содержание |
| | |%) |жилищного фонда и|
| | | |объектов |
| | | |социально-культур|
| | | |ной сферы |
| | | | |
Стоимость услуг, средств массовой информации (за исключением рекламного и
эротического характера) по размещению объявлений освобождена от НДС
Иногда заказчики отказываются от услуг кадрового агентства. Происходит
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|