Шпоры для госэкзамена по аудиту
политика; порядок подготовки бух отчетности; соответствие хоз деят-ти
требованиям действующего законодательства.)
Аудитору следует убедиться в применении на проверяемом им экон субъекте
таких процедур внутреннего контроля, как: а) арифметическая проверка
правильности бух-их записей; б) проведение сверок расчетов; в) проверка
правильности осуществления документооборота и наличия разрешительных
записей руководящего персонала;
г) проведение периодических плановых и внезапных инвентаризаций на предмет
выяснения соответствия данных бух учета фактическому наличию;
д) использование для целей контроля информации из источников, вне экон
субъекта;
е) осуществление мер, направленных на ограничение доступа
несанкционированных лиц к активам предприятия, к системе ведения
документации и записей по бух-им счетам;
Средства контроля – составные части системы контроля, установленные
руководством на отдельных участках хоз деят-ти для надежного и эффективного
управления предприятием.
Оценка СВК может осуществляться различными способами:
Наблюдение. Опрос. Тестирование.
19. Необходимость и порядок прохождения аттестации аудиторов
Порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности,
формирования аттестационных комиссий и размер платы за проведение
аттестации, а также порядок получения лицензий на осуществление аудит-ой
деят-ти утверждаются Советом Министров - Правительством РФ по представлению
Комиссии по аудит деят-ти при Президенте РФ.
К аттестации на право осуществления аудит деят-ти допускаются лица,
имеющие экон-ое или юр-ое (высшее либо среднее специальное) образование, а
также стаж работы не менее 3 лет из последних 5 в качестве аудитора,
специалиста аудит-ой орг-ии, бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя
предприятия, научного работника или преподавателя по экон-ому профилю.
К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением
наказания в виде лишения права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хоз-ых отношений, в
течение отбывания наказания и в последующий период до погашения (снятия)
судимости в установленном законом порядке.
Лица, успешно прошедшие аттестацию, получают квалификационный аттестат
аудитора единого образца.
Квалификационный аттестат должен быть выдан в месячный срок со дня
проведения аттестации. Если в течение двух лет с момента получения
квалификационного аттестата лицо, прошедшее аттестацию, не приступило к
работе в качестве аудитора, аттестат утрачивает силу.
1. Квалификационные экзамены (аттестация) являются средством проверки
знаний лиц, претендующих заниматься аудиторской деятельностью (далее
именуются - претенденты).
2. Аттестация проводится на базе учебно-методических центров по обучению и
переподготовке аудиторов (далее именуются - учебно-методические центры),
определяемых Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте
Российской Федерации.
3. Претенденты представляют в Центральную аттестационно-лицензионную
аудиторскую комиссию следующие документы: заявление по установленной форме;
нотариально заверенные копию диплома о высшем (среднем специальном)
экономическом или юридическом образовании и выписку из трудовой книжки; две
фотографии размером 4 x 6 см; квитанцию о внесении платы за проведение
аттестации.
4. Претенденты указывают выбранный ими учебно-методический центр для сдачи
экзаменов. Окончательное решение об учебно-методическом центре, в котором
будут приниматься экзамены, принимает Центральная комиссия.
5. Не позднее, чем за 15 дн до даты проведения квалиф-ых экзаменов, Центр
комиссия извещает претендентов о дате и месте их проведения.
6. Состав экзаменационной комиссии учебно-методического центра
утверждается Центральной комиссией за пятнадцать дней до даты проведения
экзаменов.
7.Экзаменационные билеты и тесты разрабатываются на основе Программы
учебно-методическим центром
8. Претенденты сдают квалификационные экзамены в учебно-методическом
центре в письменной форме.
9. Результаты квалификационных экзаменов претендентам объявляются
экзаменационной комиссией не позднее двух дней после их проведения.
10. Квалификационный аттестат аудитора Центральной комиссией выдается в
месячный срок со дня принятия решения о его выдаче под расписку владельца
аттестата в государственном реестре выданных квалификационных аттестатов
аудиторов.
20. Обязательный и инициативный аудит. Критерии обязательства аудита
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо
установленных актами законодательства РФ, инициативная — по решению
экономического субъекта.
Подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке экон субъекты,
имеющие организационно-правовую форму ОАО независимо от числа их участников
(акционеров) и размера уставного капитала.
Вид деятельности экономического субъекта. По виду деятельности
обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат:
• банки и другие кредитные учреждения;
• страховые организации и общества взаимного страхования;
• товарные и фондовые биржи;
• инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды,
холдинговые компании);
• внебюджетные фонды, источниками образования средств которых, являются
предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые
юридическими и физическими лицами;
• благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, источниками
образования средств которых, являются добровольные отчисления юридических и
физических лиц;
* если в их уставном капитале (уставном фонде) имеется доля, принадлежащая
иностранным инвесторам.
* при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их
деятельности:
• объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год,
превышающего в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ МРОТ;
• суммы активов баланса, превышающей на конец отчетного года в 200 тысяч
раз установленный законодательством РФ МРОТ.
Экономические санкции за уклонение от обязательного аудита:
- штрафа с экон субъекта в сумме от 100- до 500-кратного размера
установленной законом МРОТ;
- штрафа с руководителя (руководителей) экон субъекта в сумме от 50- до
100-кратного размера установленной законом МРОТ
Обязательный аудит по поручению государственных органов: Органы дознания,
следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд
поручить аудитору провести аудиторскую проверку экономического субъекта при
наличии в производстве указанных органов
• возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела;
• принятого к производству (возобновленного производством) гражданского
дела;
• дела, подведомственного арбитражному суду.
Инициативный аудит и другие виды аудиторских услуг
Инициативный аудит проводится обычно по решению клиента. При этом цели
инициативного аудита могут быть самыми различными. Назовем некоторые из
них: контроль и анализ состояния бухучета в целом или отдельных его
разделов; выявление состояния финансовой отчетности; организация
делопроизводства по бухучету; оценка применяемых средств и методов
автоматизации учета; оценка состояния расчетов по н/о.
Можно определить несколько причин проведения инициативного аудита:
1. Многие предприятия, особенно экс-государственные, ранее подвергавшиеся
тщательному внутриведомственному контролю, прошедшие в последние годы
процедуру приватизации и акционирования и превратившиеся в АО, лишились
контроля со стороны специальных органов.
2. Текучесть бухгалтерских кадров, которая в свою очередь вызывается
различными обстоятельствами — недостаточно высокой оплатой, нежеланием
руководства новых экон структур относиться к гл бухгалтеру как к одному из
осн контролеров за законностью хоз-ых операций и др.
3. Низкая квалификация бухгалтерских кадров на некоторых предприятиях,
особенно на вновь образованных.
21. Оценка аудиторского риска. Составные части модели аудиторского риска
Аудиторские орг-ии в ходе проведения проверок не должны устанавливать
достоверность отчетности с абсолютной точностью, но обязаны установить ее
достоверность во всех существенных отношениях.
Вероятность того, что заключение об отсутствии ошибок будет верным,
зависит от 3 факторов:
. бухгалтерского учета предприятия;
. надежности систем контроля;
. аудиторских процедур.
Т.о. различают 3 вида рисков: учета, контроля и аудит-их процедур.
При оценке рисков аудитор обязан использовать не менее трех следующих
градаций: высокий; средний; низкий.
Риск учета заключается в том, что деят-ть различных служб может приводить
к ошибкам в бух отчетности. Данный риск зависит от особенностей деят-ти
пред-ия, делового окружения, стиля руководства, квалификации персонала,
экон-ой ситуации в стране и т.д.
Риск контроля заключается в невыявлении ошибок системой внутреннего
контроля пред-ия и полностью зависит от деят-ти администрации пред-ия.
предполагается, что риск контроля обратно пропорционален риску учета, так
как система контроля нацелена на поиск ошибок, допущенных в учете.
Аудитор, оценивая риск внутреннего контроля, может использовать
тестирование, включающее:
. проверку документов, подтверждающих функционирование внутреннего контроля
(например, проверка документов на наличие необходимых подписей,
реквизитов);
. опрос и наблюдение за контрольными процедурами, которые не находят
письменного подтверждения;
. повторение процедур контроля (например: сверка записей по банковскому
счету с выписками банка).
Значение риска аудиторских процедур определяется величиной рисков Учета и
Контроля.
Для того, чтобы измерить вероятность необнаружения ошибки, аудитор
предварительно оценивает вероятность того, что эта ошибка присутствует в
учете и не выявляется системой контроля клиента. Рассчитанное вероятностное
значение используется аудитором для расчета кол-ва доказательств, которые
необходимо собрать. Это кол-во и составит аудиторскую выборку, объем
которой будет обратно пропорционален величине риска аудит-ой процедуры.
Если аудитор допускает в своей работе больший риск необнаружения, ему
необходимо меньше доказательств, чем в том случае, когда для него приемлем
низкий риск.
Общий риск, т.о., есть доверительная вероятность правильности
предположения об отсутствии ошибок в проверенном аудитором счете.
Для определения доверительной вероятности отсутствия ошибки может
использоваться мультипликативная модель зависимости 3 видов риска: P = I –
(1 – I)*(1 – C)*(1 – R)
Р - доверительная вероятность отсутствия ошибки;
I - доверительная вероятность отсутствия ошибки в учете;
C - доверительная вероятность выявления ошибки системой контроля;
R – довер-ая вер-ть нахождения ошибки при проведении аудит процедур.
Существует аддитивная модель, в которой значения I, C, R заменяются на
соответствующие коэффициенты: р = i + c + r
Каждой величине вероятности соответствуют определенные коэф-ты.
Удобство - простота расчета риска аудит процедур по заранее установленным
рискам учета и контроля. Аудитор заранее задает значения не зависящих от
него коэффициентов I, C, R, выбирает общую доверительную вероятность
проверки и расчитывает риск аудит проверки. r = р - i - c
Признаки, указывающие на высокую вероятность присутствия ошибок: наличие
ошибок в прошлом; необычные остатки по счетам; отраслевые и общеэкон-ие
риски; необычные изменения в течение года; риски в деят-ти руководства;
наличие ошибок в орг-ции учета; применение неверных учетных методик;
значительная стоимость или высокая ликвидность; несистематические
(неповторяющиеся) учетные записи; операции с повышенным риском и
мошенничеством.
22. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по
результатам проведения аудита
Уже во время проведения аудит. проверки аудитор предоставляет клиенту
опред. инф-цию о ходе проверки и о достигнутых результатах на одном из
этапов проверки.
Цель - унификация требований, предъявляемых к аудитору в отношении
содержания, формы и порядка подготовки письменной инф-ции (отчета) аудитора
руководству (собственникам) клиента по результатам аудита.
Данные, содержащиеся в письменной инф-ции, приводятся с целью доведения до
руководства клиента всех сведений о недостатках в учетных записях, бух.
учете и СВК, которые могут привести к сущ. ошибкам в бух. отчетности, и в
порядке внесения конструктивных предложений по их улучшению. Письменная инф-
ция не может рассматриваться как полный отчет о всех существующих
недостатках. Письменная инф-ция аудитора должна быть адресована
руководителям или собственникам клиента и подписана аудиторами.
Каждый аудитор обязан разработать аккуратную и единообразную форму
представления письменной инф-ции, которую в дальнейшем применяет на
постоянной основе. В письменной инф-ии аудитора должны содержаться в
обязательном порядке следующие сведения:
1. реквизиты аудитора
2. реквизиты клиента
3. указание на период времени, к к-ому относится док-ция клиента,
проверенная в ходе аудита, дата подписания письменной инф-ции;
4. выявленные в ходе аудита сущ. нарушения порядка ведения бух. учета и
отчетности, влияющие или могущие повлиять на ее достоверность;
5. результаты проверки орг-ии и ведения бух. учета, отчетности и состояния
СВК клиента.
А также следует включать в письменную инф-цию аудитора след. сведения:
1. особенности выполнения аудит. проверки;
2. перечень осн. областей или направлений бух. учета, к-ые подлежали
проверке;
3. сведения о методике аудит. проверки, подтверждение того, что аудитор
следовал в работе Стандартам, указание на то, какие разделы бух. док-ции
были проверены сплошным способом, а какие - выборочным порядком, и на
основе каких принципов производилась аудит. выборка;
4. перечень замечаний, указаний на недостатки и рекомендаций;
5. сведения об осуществлении проверок филиалов, подразделений и дочерних
фирм клиента, изложение общих результатов таких проверок и анализ влияния
этих частных результатов на итоги аудит. проверки всего клиента в целом;
6. в случае отклонения от требований Стандарта - сам факт и причины такого
отклонения.
В письменной инф-ции в обязат. порядке должно быть указано, какие из
сделанных замечаний являются сущ-ными, а какие - нет. Письменная инф-ция
готовится в ходе аудит. проверки и представляется руководителю или
собственнику клиента на завершающей стадии аудит. проверки.
Письменная информация может быть передана только след. лицам:
а) лицу, подписавшему договор на оказание аудит. услуг;
б) лицу, прямо указанному в качестве получателя письменной инф-ции в
договоре;
в) любому другому лицу - в случае письменного указания на то в адрес
аудитора, подписанного лицом, подписавшим договор.
Письменная инф-ция составляется в двух экземплярах. Один экземпляр –
клиенту, 2ой экземпляр - у аудитора и приобщается к прочей раб. док-ции
аудитора. Письменная инф-ция является конфиденциальным документом.
23. Письмо-обязательство аудитора. Подготовка к заключению договора на
проведение аудиторской проверки
В настоящее время руководители клиента по-разному понимают процесс работы
аудитора, объем работы, характер результатов работы. Поскольку договором на
проведение проверки эти вопросы не оговариваются, не раскрываются, то
письмо-обязательство представляется клиенту до заключения договора.
Письмо-обязательство не заменяет договор.
Аудиторам предоставляется выбор:
. послать клиенту письмо-обязательство, содержащее все существенные условия
договора, и получив его назад, подписанное заказчиком, считать себя
связанным с ним договорными отношениями;
. послать клиенту письмо-обязательство и получив его соглашение, заключить
с ним обычный договор возмездного оказания услуг;
. заключить с клиентом обычный договор по результатам переговоров и не
использовать письмо-обязательство как оферту;
. заключить с клиентом обычный договор, а письмо-обязательство считать
приложением к договору.
Письмо-обязательство должно содержать обязательные указания по следующим
вопросам:
> условия аудиторской проверки;
> обязательства аудитора;
> обязательства клиента.
По условиям аудиторской проверки:
а) об объекте и цели аудиторской проверки;
б) должно ли аудит заключение о достоверности Бух отчетности клиента
включать заключение о достоверности БО филиалов, подразделений и дочерних
компаний;
в) о законодательных актах и нормативных документах;
г) о дополнительных вопросах, решаемых в ходе аудита.
По обязательствам аудиторской организации:
а) о форме отчетности аудит орг-ии по результатам проведенной работы;
б) об ответственности аудит орг-ии за оказываемые услуги;
в) обязательство аудит орг-ии по соблюдению коммерческой тайны;
г) о наличии риска необнаружения существенных неточностей или ошибок в БУ
и БО в связи с выборочным характером применяемых аудит процедур и
несовершенством системы внутреннего контроля клиента.
По обязательствам экономического субъекта:
а) об ответственности клиента и его исполнительного органа за полноту и
достоверность представленной документации БУ и БО;
б) об обеспечении свободного доступа к первичным документам и бух
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|