Теория бухгалтерского учета
г). Разграничение в учете текущих затрат на производство, на капитальные
вложения и др. цели.
д).Тождество информации аналитического учета данным об оборотах и остатках
по синтетическим счетам на первое число каждого месяца.
Весь процесс бухучета подразделяется на четыре стадии:
1. Все хозяйственные операции оформляются документами.
2. Учетные данные классифицируются и сводятся воедино путем отражения в
специальных накопительных ведомостях (карточках, оборотных ведомостях,
регистрах).
3. Формируются отчеты, содержащие все необходимые данные для гос.
органов.
4. Анализ деятельности предприятия.
Хозяйственные операции
-
При начале работы и организации учета необходимо установить какими
средствами, правами, и обязанностями располагает предприятие.
Под средствами подразумевают имущественно-товарно-материальные ценности
и деньги, т.е.те виды ценностей, которые могут быть переведены за
исключением самих денег, в денежную форму путем их реализации.
Под правами понимают долги хозяйству. Под обязательствами понимают долги
хозяйства.
Хозяйственные операции делятся по однородности:
- процессы заготовления - это операции, связанные с обеспечением
предприятия товарно-материальными ценностями;
- процессы производства - это операции, связанные с изготовлением
продукции, с износом материалов,расходом материалов, командировочными
расходами, начислением зарплаты, общепроизводственными расходами, услугами.
Результатом процесса производства является определение себестоимости
продукции, работ, услуг.;
- процесс реализации - это операции , связанные с отгрузкой, разгрузкой,
реализацией готовой продукции, работ , услуг, рекламой, транспортными
расходами; операции связанные с расчетами за реализацию продукции.
Результатом этого процесса является прибыль или убыток от реализации
производства.
Классификация средств предприятия
|по видам и размещению |по источникам и назначению |
|средства в |средства в |средства в |источники |источники |
|сфере |сфере |непроизводств|собственных |заемных и |
|производства |обращения |енной сфере |средств |привлеченных |
| | | | |средств |
|средств|предмет|предмет|денежны|средств|взносы |здани, |оборудо|использ|
|а труда|ы |ы |е |а в |в счет |жилые |вание и|уемые |
|-здания|труда: |обращен|средств|расчета|прибыли|культ.-|инвента|материа|
|,сооруж|-сырье,|ия: |а: |х: |, |бытовог|рь в |лы в |
|ения, |вспомог|-товары|касса, |-покупа|отчисле|о |них |них |
|-трансп|ательны|на |средств|тели,пр|ния в |назначе| | |
|ортные |е |складе,|а в |очие |счет |ния, | | |
|средств|материа|ГП |банке |дебитор|прибыли|здравоо| | |
|а |лы, |отгруже| |ы; | |хранени| | |
|-хоз.ин|-п-ф, |нная | |-подотч| |я,спорт| | |
|вентарь|топливо| | |етные | |сооруже| | |
|. |, | | |суммы | |ния | | |
| |запчаст| | | | | | | |
| |и, | | | | | | | |
| |-незаве| | | | | | | |
| |ршенное| | | | | | | |
| |произво| | | | | | | |
| |дство | | | | | | | |
источники собственных средств источники заемных
и привлечен.ср
|фонды: |резервы: |прибыль: |целевые |кредиты: |кредиторс|обязатель|
|-УК |-целевые | |поступлен|-краткоср|кая |ства по |
|-фонды |-резервны| |ия(целево|очные |задолженн|распредел|
|экономиче|й капитал| |е |-долгосро|ость: |ению: |
|ского | | |финансиро|чные | |-задолжен|
|стимулиро| | |вание | | |ность по |
|вания | | | | | |з-п, |
| | | | | | |-задолжен|
| | | | | | |ность |
| | | | | | |соцфондам|
| | | | | | | |
| | | | | | |-задолжен|
| | | | | | |ность |
| | | | | | |бюджету |
Итак, каждое предприятие, чтобы функционировать должно обладать
средствами (экономическими ресурсами). Эти средства должны быть кем-то
внесены, следовательно:
средства(экономические ресурсы)= средства(собственность учредителей и
кредиторов)
чем располагает предприятие = что вложили в предприятия
(карман)
экономический смысл = юридический смысл
активы = капитал+
задолженность (пассивы)
подкрепляется договором
Экономические ресурсы - это все то, чем располагает действующее
предприятие и что необходимо для его функционирования. Экономические
ресурсы, которыми владеет предприятие и от которых оно ожидает получить
выгоду в будущем, используя их в своей деловой активности, называется
активами.
Активы включают:здания, оборудование, запасы товарно-материальных
ценностей, задолженность клиентов, средства в банке, наличные деньги в
кассе.
Активы должны отвечать 2 требованиям:
- находиться во владении предприятия;
- иметь денежное выражение.
Активы делятся на 2 группы:
- материальные активы (их можно потрогать, увидеть )
- нематериальные активы (без физических измерений, их оценка базируется
на юридически оформленных правах и привилегиях, которые имеет владелец).
Активы могут быть 4-х видов:
1. Текущие активы - товарные запасы, деньги в кассе и на расчетном
счету, ценные бумаги и задолженность клиентов - их можно превратить в
наличные деньги в течении года.
2. Финансовые вложения - имеют долговременную природу и не используются в
текущих финансовых операциях предприятия, а также не могут быть превращены
в денежную форму в течении года (акции, облигации).
3. Собственность (земля, здания, оборудование) - долговременные или
долгосрочные.
4. Нематериальные активы - обычно долгосрочного характера (патенты,
лицензии, торговые марки и т.д.).
Под вновь организуемое предприятие привлекают собственный и заемный
капитал (УК, кредиты и т.д.).
Оценка имущества и обязательств производится организацией для их
отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном
выражении.
Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем
суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества,
полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования;
имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его
изготовления.
Начисление амортизации основных средств и нематериальных активов
производится независимо от результатов хозяйственной деятельности
организации в отчетном периоде.
Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования,
допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование
бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциям в
иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной
валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения
операции.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию
имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально
подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем
организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации
обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при
преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций,
вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием
имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах
бухгалтерского учета в следующем порядке:
а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на
финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на
увеличение финансирования (фондов);
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли
относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет
виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во
взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи
списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации
- на уменьшение финансирования (фондов).
БАЛАНС
Текущий учет операций основывается на 3-х процессах:
1. Регистрация операций заключается в записи каждой хозяйственной
операции, вызывающей обмен средств в особых бланках - документах (первичный
учет). Такие документы устанавливаются для каждой однородной группы
хозяйственных операций.
2. Группировка и запись операций сводятся к тому, что хозяйственные
операции, оформленные документами, в учете группируются в счетах по
принципу однородности средств предприятия методом двойной записи.
3. Обобщение учетных данных заключается в своде результатов записей
ежемесячно в особой таблице - балансе.
Название баланс (лат. биланж) - уравновешенный, двучашечный.
Двухсторонняя таблица, в левой стороне - актив, правой пассив.
Баланс - таблица, которая в активе показывает состав средств
предприятия, их размещение и функциональную роль, пассив - показывает
источники возникновения этих средств. Актив равен пассиву - обязательно
и непременно.
Классификация бухгалтерских балансов может быть представлена по
следующим признакам:
1. Время составления.
2. Источник составления.
3. Объем информации.
4. Характер деятельности.
5. Форма собственности.
6. Объект отражения.
7. Способ очистки.
8.По расположению актива и пассива.
9. По форме отражения оборота.
1. По времени составления бухгалтерские балансы могут быть: а)
Вступительный баланс - составляется на момент возникновения предприятия;
б). Текущий баланс - составляется переодически в течение всего
времени существования предприятия. Он может выступать в трех формах:
начальный (входящий) - на начало отчетного года;
заключительный (исходящий) - составляется на конец отчетного
года;
промежуточный баланс - составляется за период между началом
и концом года.
в) Ликвидационный баланс - формируется при ликвидации предприятия.
Такие балансы составляются в течение всего периода ликвидации, поэтому они
могут быть: вступительные, ликвидационные, промежуточные ликвидационные и
заключительно ликвидационные.
г). Разделительные балансы - составляются в момент разделения
крупного предприятия на несколько более мелких структурных единиц или
передачи одной, или несколько структурных единиц данного предприятия
другому предприятию. В последнем случае балансы часто называют
передаточными.
д). Объединительный баланс - формируют при объединении нескольких
предприятий в одно или присоединениии одной или нескольких структурных
единиц к данному предприятию.
2. По источникам составления балансы подразделяются на:
а). Инвентаризационные балансы - составляются на основании
инвентаря (описи) средств; они представляют собой сокращенный и упрощенный
его вариант.
б). Книжный баланс - составляют на основании только книжных
записей (данных текущего бухгалтерского учета) без предварительной проверки
их путем инвентаризации.
в). Генеральный баланс составляют на основании учетных записей и
данных инвентаризации.
3).По объему информации балансы подразделяются на:
а). Единичные балансы - отражают деятельность только одного
предприятия.
б). Сводные балансы - составляются путем механического
сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов, и
подсчета общих итогов актива и пассива.
В таком балансе отдельные графы характеризуют состояние средств тех
или иных предприятий, а графа “Всего” отражает общее состояние средств всех
предприятий в целом.
4. По характеру деятельности балансы бывают:
а). Основной деятельности - соответствующий профилю
предприятия, его уставу;
б) Неосновной деятельности - на все прочие виды деятельности
предприятий (транспортные хозяйства, жилищно-коммунальные и т.д.).
5. По формам собственности балансы могут быть представлены в
зависимости от организационно-правовой формы: государственные,
муниципальные, кооперативные, совместных предприятий и т.д.
6. По объекту отражения балансы подразделяются на:
а). Самостоятельный баланс - имеют только предприятия,
являющиеся юридическими лицами.
б). Отдельный баланс составляют структурные
подразделения.
7. По способу очистки:
а) Баланс-брутто - это баланс, включающий в себя
регулирующие статьи (регулирующие статьи - это статьи, суммы по которым при
определении фактической себестоимости (или остаточной стоимости) средств,
вычитаются из суммы другой статьи);
б) Баланс-нетто - это баланс, из которого исключены
регулирующие статьи.
8. По расположению актива и пассива баланса:
а) Параллельное расположение статей и разделов актива и
пассива называется баланс в форме счета;
б) Последовательное расположение актива и пассива называется
балансом в форме отчета.
9. По форме отражения оборота: сальдовые балансы и оборотные.
Оборотный баланс
|наименование |сальдо на |оборот за |сальдо на |
|счетов |01.10.97 |октябрь |01.11.97 |
| |Д |Д |Д |
| |К |К |К |
Основные средства 200 20
220
Материалы 50 10
30 30
Итого
Сальдовый баланс
| |
|баланс за октябрь 1997 г. |
| Актив |сальдо |сальдо |Пассив |сальдо |сальдо |
| |на |на | |на01.10.9|на |
| |01.10.97 |01.11.97 | |7 |01.11.97 |
К любому бухгалтерскому балансу предъявляются определенные
требования, как к одному из источников отчетной информации: правдивость
(верность), реальность, единство, преемственность, ясность.
Правдивым является баланс, составленный на основании записей,
сделанных по всем документам, отразившим факты хозяйственной жизни
предприятия за отчетный период.
Условие правдивости баланса - обоснование его показателей документами,
записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами и
инвентаризацией, т.е. документально обоснованы показатели баланса (
бухгалтерскими счетами, бухгалтерскими расчетами, инвентаризацией).
Отсутствие вуалирования, т.е. недостоверного отображения состояния средств,
искажение результатов работы предприятия.
Приемы вуалирования:
а) отражение ценностей в балансе не на тех статьях, где их следует
показывать;
б) сальдирование кредиторской и дебиторской задолженности, т.е. те
суммы, которые должны показываться реально по активу (дебиторы) и по
пассиву (кредиторы), вычитаются одна из другой и в баланс попадает только
разность между ними (сальдо);
в) списание недостач ценностей за счет выявленных излишков;
г) неправильное (увеличенное или уменьшенное по сумме, чем
следовало) создание фондов и резервов;
д) несписание на издержки расходов, относящихся к отчетному периоду;
е) включение в баланс чужого имущества;
ж) составление баланса на неправильных или даже фальшивых
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|