рефераты бесплатно

МЕНЮ


Учетная политика

|9 |Затраты деятельности |Отчёт о финансовых|Ведётся всеми, кроме |

| | |результатах |небольших предприятий и |

| | | |тех, деятельность которых |

| | | |не направлена на ведение |

| | | |коммерческой деятельности |

|0 |Внебалансовые счета |Примечания к |Применяется при |

| | |финансовой |необходимости |

| | |отчётности | |

Включая счета в рабочий план счетов, бухгалтер руководствуется

практическими потребностями предприятия. Так небольшой фирме достаточно

иметь несколько десятков счетов, а крупному предприятию необходимо

пользоваться тысячами счетов. Поэтому каждый хозяйственный субъект, выходя

их своих потребностей, разрабатывает собственный рабочий план счетов,

который отображает специфику отрасли, вида деятельности, определяет

содержание аналитического учёта и характеристику формы учёта, которая

применяется.

Рабочий план счетов бухгалтерского учёта включает синтетические и

аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учёта

соответственно требованиям своевременности и полноты учёта и отчётности. В

нём могут быть использованы столько счетов и субсчетов, сколько необходимо

для отображения хозяйственной деятельности.

Разработанный предприятием рабочий план счетов должен

соответствовать таким требованиям:

быть гибким;

соответствовать международным принципам и стандартам учёта;

полностью удовлетворять потребностям как внешних, так и внутренних

пользователей;

быть удобным в пользовании;

способствовать осуществлению контроля над финансовой,

инвестиционной и операционной деятельностью предприятия путём создания

действующей системы контроля.

Гибкость плана счетов проявляется в возможности (с максимальною

эффективностью в системе единого национального Плана счетов) организации

бухгалтерского учёта на предприятиях разных форм собственности и разных по

размерам.

Так, отдельные небольшие предприятия могут не использовать счета

класса 9 «Затраты деятельности» и счёт 23 «Производство». Они ведут учёт

затрат только тех элементов, которые в конце года одновременно с доходами,

отображёнными на счетах класса 7, списываются непосредственно на счёт 79

«Финансовые результаты» (рис. 2.5).

Затраты на элементы Доходы

и результаты деятельности

(класс 8)

(класс 7)

Д К

Д

К

Списание затрат

Счёт 79

Д

«Финансовые результаты» К

Рис. 2.5. Упрощённая схема учёта затрат и доходов

Другие предприятия (кроме торговых) могут использовать счета класса

9 «Затраты деятельности (см. рис. 2.6).

Для торговых предприятий схема ведения учёта аналогична предыдущей

(за исключением счетов 23 «Производство» и 91 «Общепроизводственные

затраты»), при этом применяется счёт 28 «Товары» вместо 26 «Готовая

продукция».

Счёт 90

Д «Себестоимость реализации» К

Себестоимость

реализованной

продукции

Счёт 92

«Административные

затраты»

Д К

Счёт 79

Д «Финансовые результаты»

К

Счёт 93

Д «Затраты на сбыт» К

Списание

Списание

затрат

доходов

Счёт 94

«Другие операционные

Д затраты» К

Рис. 2.6. Схема учёта затрат и доходов основной деятельности

предприятий производственной сферы

Существует ещё один вариант ведения учёта, при котором одновременно

используются счета классов 8 и 9. Он даёт возможность системным путём

получить информацию о затратах на элементы с перегруппировкой их по центрам

ответственности и видам деятельности (рис. 2.7).

Затраты на элементы

Доходы и результаты деятельности

Д (класс 8) К

Д (класс 7)

К

Перегруппировка

затрат

Затраты деятельности

Д (класс 9) К

Счёт 79

«Финансовые результаты»

Д К

Списание Списание

затрат доходов

Рис. 2.7. Схема развёрнутого учёта затрат

Внебалансовые счета, учитывая их специфику, в Плане счетов

обособлены и раскрывают информацию о наличии и движении имущества, которое

не принадлежит предприятию, но находится во временном его пользовании или

распоряжении.

Основными задачами организации бухгалтерского учёта на

внебалансовых счетах является:

своевременное оформление документов о поступлении и выбытии

средств, которые учитываются на внебалансовых счетах;

полное сохранение имущества, которое отображается на этих

счетах;

контроль за использованием средств и источников их покрытия,

которые не принадлежат данному предприятию, соответственно действующему

законодательству;

правильная организация синтетического и аналитического учёта

имущества и обязательств, которые учитываются на этих счетах;

всесторонняя и полная информация об этих счетах для

потребностей управления, оценки кредитоспособности и финансовой стойкости

предприятия.

Внебалансовые счета условно делятся на три группы: имущественные;

условных прав и обязательств; операционно-контрольные (рис. 2.8).

Рис. 2.8. Подгруппы внебалансовых

счетов

2.3 Формы бухгалтерского учёта

Техническая сторона учётная процесса заключается в выборе формы

ведения бухгалтерского учёта.

Под формой ведения бухгалтерского учёта понимают совокупность

учётных регистров, которые используются в определённой последовательности и

взаимодействии для ведения учёта с применением принципа двойного счёта.

Учётные регистры являются носителями данных определённой формы,

созданные соответственно для экономической группировке информации об

активах, капитале и обязательств экономического субъекта.

Формы ведения бухгалтерского учёта различаются по следующим

признакам:

количеством учётных регистров, которые применяются, их

назначением, содержанием, формою и внешним видом;

последовательностью и способами записей в учётных регистрах;

связью регистров хронологического и систематического,

синтетического и аналитического учёта.

Перечисленные признаки отличают одну форму учёта от другой в

условиях ручного ведения бухгалтерского учёта.

К формам учёта выдвигают ряд требований, в частности они должны:

обеспечивать полноту и реальность отображения в учётных

регистрах всего кругооборота средств, оперативный и повседневный контроль

управленческих решений, сохранение собственности, эффективное использование

материальных, трудовых и денежных ресурсов на предприятии;

быть экономическими. Затраты работы на сбор, обработку и

передачу информации довольно значительные, что вынуждает искать пути,

способы и средства максимального их снижения, одновременно повышая

оперативность и качество учёта;

максимально отвечать потребностям сводки информации. В

регистрах необходимо иметь такую группировку записей, которая бы позволяла

получить все отчётные показатели, не применяя выборку и не обращаясь

непосредственно к первичным документам;

обеспечивать правильное соединение синтетического и

аналитического учёта. В организации аналитического учёта существуют

огромные возможности для дальнейшего совершенствования форм учёта и

упрощения бухгалтерского учёта вообще;

обеспечивать своевременное отображение в учёте хозяйственных

операций и составление отчётности, что повышает полезность бухгалтерского

учёта, позволяет своевременно уведомить о ходе исполнения текущих планов и

улучшает управление предприятием;

наиболее полно удовлетворять требования экономического

анализа хозяйственной деятельности предприятия. Важным источником анализа

являются данные бухгалтерского учёта. Формы ведения бухгалтерского учёта

должны строится таким образом, чтобы в процессе повседневного учёта можно

было группировать и систематизировать материал соответственно требованиям

анализа.

Предприятие самостоятельно выбирает форму ведения бухгалтерского

учёта, под которой в данном случае понимается состав, структура и порядок

формирования учётных регистров, что определяется характером и масштабом

деятельности, потребностями управления, объёмом информации, которая

обрабатывается, наличными средствами, которые бы позволили автоматизировать

учёт и т.п. Можно не только использовать рекомендованные формы, но и

разрабатывать собственные, оригинальные, включая формы учётных регистров,

программы регистрации и обработки информации. Вместе с тем, необходимо

придерживаться общих методологических принципов, которые установлены в

централизованном порядке, а также технологии обработки учётных данных.

Выбрав определённую форму бухгалтерского учёта, предприятие должно

придерживаться ею на протяжении назначенного времени (однако не меньше

года). О возможной замене принятой формы бухгалтерского учёта в следующем

учётном периоде необходимо указать в Приказе об учётной политике или

Примечаниях к финансовой отчётности.

Рационально организованная форма учёта должна обеспечивать:

получение необходимой информации о хозяйственных процессах;

группировку и регистрацию первичных документов;

повышение продуктивности работы учетчиков в процессе

подготовки первичных данных, их обработки и записи в учётные регистры;

уменьшение количества ошибок при регистрации и обобщении

учётных данных;

сохранение информационного фонда, который способствует

принятию эффективных управленческих решений.

Содержание регистров бухгалтерского учёта и внутренней

бухгалтерской отчётности является коммерческой тайной. За её разглашение

виновное лицо несёт ответственность, установленную законодательством

Украины и внутренними нормативными актами предприятия.

Продуктивность работы учетчиков в значительной мере зависит от

выбранной формы учёта и организации её структуры. Если форма базируется на

распределении работы бухгалтеров, позволяет отделить логические,

контрольные функции бухгалтера от счётных, арифметических, то скорость

обработки данных существенно повышается.

На предприятиях, в учреждениях и организациях Украины сегодня

приобрели широкое распространение такие бумажные формы ведения

бухгалтерского учёта, как мемориально-ордерная, журнально-ордерная,

упрощённая.

Мемориально-ордерная форма учёта получила название от мемориального

ордера, которым завершается обработка

первичных документов. Это форма

предусматривает составление проводок на

каждый первичный документ отдельной справкой в мемориальных ордерах. Для

операций с одинаковой корреспонденцией счетов устанавливаются отдельные

ведомости, по которым в конце месяца подводятся итоги и составляются

итоговые мемориальные ордера.

Основными принципами мемориально-ордерной формы учёта являются:

оформление бухгалтерских проводов мемориальными орденами;

деление синтетического учёта на хронологический и

систематический;

ведение аналитического учёта на карточках;

особенная структура Главной книги, которая раскрывает

корреспонденцию счетов.

Мемориально-ордерная форма даёт широкие возможности для деления

бухгалтерской работы, но требует многоразового переписывания данных из

регистра в регистр (см. рис. 2.9).

Условные обозначения:

запись

сверка

Рис. 2.9. Схема мемориально-ордерной формы учёта

Аналитические (вспомогательные) счета ведут в книгах, на карточках,

на свободных листах. Карточки или свободные листы соответственно

регистрируются. Аналитический учёт кассовых операций осуществляется только

в кассовой книге, а материалов – путём раскладывания первичных документов в

картотеке или с помощью оперативно-бухгалтерского (сальдового) метода.

Записи по аналитическим счетам делают ежедневно с ссылкой на номер

мемориального ордера. В конце месяца по всем счетам подводятся итоги и

составляют оборотную или сальдовую ведомость – одну на группу аналитических

счетов, которые объединяются определённым синтетическим счётом.

Мемориальные ордера нумеруются в хронологическом порядке,

подписываются главным бухгалтером предприятия и исполнителем и записываются

в регистрационном журнале.

Преимущества и недостатки мемориально-ордерной формы учёта

приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2. Преимущества и недостатки мемориально-ордерной формы учёта

|Преимущества |

|1. Довольно простая |Вместо многочисленных регистров синтетического учёта |

|структура |применяется один регистр синтетического учёта – Главная |

| |книга. Удачно сочетается использование книг и карточек |

|2. Наглядность |Все синтетические счета располагаются на одном листе, что |

|записей |даёт возможность проверять правильность записей в учётных |

| |регистрах и выявлять допущенные ошибки |

|3. В любое время |Для этого достаточно подсчитать суммы по итоговой графе и |

|можно получить |корректированным счетам |

|баланс по счетам | |

|4. Возможность |Простота и доступность учётной техники, строгая |

|разделения учётной |последовательность учётного процесса |

|работы между | |

|специалистами | |

|разного уровня | |

|квалификации | |

|Недостатки |

|1. Многоразовость |Каждая хозяйственная операция, чтобы пройти путь с момента|

|записей |выписки документа до момента передачи его в архив, |

| |записывается от семи до девяти и больше раз в учётных |

| |регистрах. Это приводит к неоправданным затратам работы |

| |учётных работников, затраты оперативности и гибкости учёта|

|2.Отрыв |Для связи синтетического и аналитического учёта |

|синтетического учёта|используются оборотные ведомости, которые ведутся |

|от аналитического |практически по всем счетам. Синтетический учёт ведётся |

| |возле аналитического, причём, как правило, опережает его. |

| |Громоздкость записей в большинстве случаев на конец месяца|

| |делают невозможным завершение разнесения документов в |

| |регистры аналитического учёта и сверки с данными |

| |синтетического учёта до составления баланса. Ошибки, |

| |которые возникают после этого, исправить можно только в |

| |следующем периоде |

|3. Длительность |Многоразовость записей, отрыв синтетического учёта от |

|учётного цикла работ|аналитического, накопление учётной работы за месяц |

| |приводят к увеличению объёма учётных работ. После подачи |

| |годового отчёта годовой учётный цикл не завершается, а |

| |продолжается, пока не завершится разнесение данных по |

| |аналитическим счетам и их сверка. |

|4. Неудобность |Проверка расчётов или расшифровка, с каких сумм |

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.