Учетная политика
|9 |Затраты деятельности |Отчёт о финансовых|Ведётся всеми, кроме |
| | |результатах |небольших предприятий и |
| | | |тех, деятельность которых |
| | | |не направлена на ведение |
| | | |коммерческой деятельности |
|0 |Внебалансовые счета |Примечания к |Применяется при |
| | |финансовой |необходимости |
| | |отчётности | |
Включая счета в рабочий план счетов, бухгалтер руководствуется
практическими потребностями предприятия. Так небольшой фирме достаточно
иметь несколько десятков счетов, а крупному предприятию необходимо
пользоваться тысячами счетов. Поэтому каждый хозяйственный субъект, выходя
их своих потребностей, разрабатывает собственный рабочий план счетов,
который отображает специфику отрасли, вида деятельности, определяет
содержание аналитического учёта и характеристику формы учёта, которая
применяется.
Рабочий план счетов бухгалтерского учёта включает синтетические и
аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учёта
соответственно требованиям своевременности и полноты учёта и отчётности. В
нём могут быть использованы столько счетов и субсчетов, сколько необходимо
для отображения хозяйственной деятельности.
Разработанный предприятием рабочий план счетов должен
соответствовать таким требованиям:
быть гибким;
соответствовать международным принципам и стандартам учёта;
полностью удовлетворять потребностям как внешних, так и внутренних
пользователей;
быть удобным в пользовании;
способствовать осуществлению контроля над финансовой,
инвестиционной и операционной деятельностью предприятия путём создания
действующей системы контроля.
Гибкость плана счетов проявляется в возможности (с максимальною
эффективностью в системе единого национального Плана счетов) организации
бухгалтерского учёта на предприятиях разных форм собственности и разных по
размерам.
Так, отдельные небольшие предприятия могут не использовать счета
класса 9 «Затраты деятельности» и счёт 23 «Производство». Они ведут учёт
затрат только тех элементов, которые в конце года одновременно с доходами,
отображёнными на счетах класса 7, списываются непосредственно на счёт 79
«Финансовые результаты» (рис. 2.5).
Затраты на элементы Доходы
и результаты деятельности
(класс 8)
(класс 7)
Д К
Д
К
Списание затрат
Счёт 79
Д
«Финансовые результаты» К
Рис. 2.5. Упрощённая схема учёта затрат и доходов
Другие предприятия (кроме торговых) могут использовать счета класса
9 «Затраты деятельности (см. рис. 2.6).
Для торговых предприятий схема ведения учёта аналогична предыдущей
(за исключением счетов 23 «Производство» и 91 «Общепроизводственные
затраты»), при этом применяется счёт 28 «Товары» вместо 26 «Готовая
продукция».
Счёт 90
Д «Себестоимость реализации» К
Себестоимость
реализованной
продукции
Счёт 92
«Административные
затраты»
Д К
Счёт 79
Д «Финансовые результаты»
К
Счёт 93
Д «Затраты на сбыт» К
Списание
Списание
затрат
доходов
Счёт 94
«Другие операционные
Д затраты» К
Рис. 2.6. Схема учёта затрат и доходов основной деятельности
предприятий производственной сферы
Существует ещё один вариант ведения учёта, при котором одновременно
используются счета классов 8 и 9. Он даёт возможность системным путём
получить информацию о затратах на элементы с перегруппировкой их по центрам
ответственности и видам деятельности (рис. 2.7).
Затраты на элементы
Доходы и результаты деятельности
Д (класс 8) К
Д (класс 7)
К
Перегруппировка
затрат
Затраты деятельности
Д (класс 9) К
Счёт 79
«Финансовые результаты»
Д К
Списание Списание
затрат доходов
Рис. 2.7. Схема развёрнутого учёта затрат
Внебалансовые счета, учитывая их специфику, в Плане счетов
обособлены и раскрывают информацию о наличии и движении имущества, которое
не принадлежит предприятию, но находится во временном его пользовании или
распоряжении.
Основными задачами организации бухгалтерского учёта на
внебалансовых счетах является:
своевременное оформление документов о поступлении и выбытии
средств, которые учитываются на внебалансовых счетах;
полное сохранение имущества, которое отображается на этих
счетах;
контроль за использованием средств и источников их покрытия,
которые не принадлежат данному предприятию, соответственно действующему
законодательству;
правильная организация синтетического и аналитического учёта
имущества и обязательств, которые учитываются на этих счетах;
всесторонняя и полная информация об этих счетах для
потребностей управления, оценки кредитоспособности и финансовой стойкости
предприятия.
Внебалансовые счета условно делятся на три группы: имущественные;
условных прав и обязательств; операционно-контрольные (рис. 2.8).
Рис. 2.8. Подгруппы внебалансовых
счетов
2.3 Формы бухгалтерского учёта
Техническая сторона учётная процесса заключается в выборе формы
ведения бухгалтерского учёта.
Под формой ведения бухгалтерского учёта понимают совокупность
учётных регистров, которые используются в определённой последовательности и
взаимодействии для ведения учёта с применением принципа двойного счёта.
Учётные регистры являются носителями данных определённой формы,
созданные соответственно для экономической группировке информации об
активах, капитале и обязательств экономического субъекта.
Формы ведения бухгалтерского учёта различаются по следующим
признакам:
количеством учётных регистров, которые применяются, их
назначением, содержанием, формою и внешним видом;
последовательностью и способами записей в учётных регистрах;
связью регистров хронологического и систематического,
синтетического и аналитического учёта.
Перечисленные признаки отличают одну форму учёта от другой в
условиях ручного ведения бухгалтерского учёта.
К формам учёта выдвигают ряд требований, в частности они должны:
обеспечивать полноту и реальность отображения в учётных
регистрах всего кругооборота средств, оперативный и повседневный контроль
управленческих решений, сохранение собственности, эффективное использование
материальных, трудовых и денежных ресурсов на предприятии;
быть экономическими. Затраты работы на сбор, обработку и
передачу информации довольно значительные, что вынуждает искать пути,
способы и средства максимального их снижения, одновременно повышая
оперативность и качество учёта;
максимально отвечать потребностям сводки информации. В
регистрах необходимо иметь такую группировку записей, которая бы позволяла
получить все отчётные показатели, не применяя выборку и не обращаясь
непосредственно к первичным документам;
обеспечивать правильное соединение синтетического и
аналитического учёта. В организации аналитического учёта существуют
огромные возможности для дальнейшего совершенствования форм учёта и
упрощения бухгалтерского учёта вообще;
обеспечивать своевременное отображение в учёте хозяйственных
операций и составление отчётности, что повышает полезность бухгалтерского
учёта, позволяет своевременно уведомить о ходе исполнения текущих планов и
улучшает управление предприятием;
наиболее полно удовлетворять требования экономического
анализа хозяйственной деятельности предприятия. Важным источником анализа
являются данные бухгалтерского учёта. Формы ведения бухгалтерского учёта
должны строится таким образом, чтобы в процессе повседневного учёта можно
было группировать и систематизировать материал соответственно требованиям
анализа.
Предприятие самостоятельно выбирает форму ведения бухгалтерского
учёта, под которой в данном случае понимается состав, структура и порядок
формирования учётных регистров, что определяется характером и масштабом
деятельности, потребностями управления, объёмом информации, которая
обрабатывается, наличными средствами, которые бы позволили автоматизировать
учёт и т.п. Можно не только использовать рекомендованные формы, но и
разрабатывать собственные, оригинальные, включая формы учётных регистров,
программы регистрации и обработки информации. Вместе с тем, необходимо
придерживаться общих методологических принципов, которые установлены в
централизованном порядке, а также технологии обработки учётных данных.
Выбрав определённую форму бухгалтерского учёта, предприятие должно
придерживаться ею на протяжении назначенного времени (однако не меньше
года). О возможной замене принятой формы бухгалтерского учёта в следующем
учётном периоде необходимо указать в Приказе об учётной политике или
Примечаниях к финансовой отчётности.
Рационально организованная форма учёта должна обеспечивать:
получение необходимой информации о хозяйственных процессах;
группировку и регистрацию первичных документов;
повышение продуктивности работы учетчиков в процессе
подготовки первичных данных, их обработки и записи в учётные регистры;
уменьшение количества ошибок при регистрации и обобщении
учётных данных;
сохранение информационного фонда, который способствует
принятию эффективных управленческих решений.
Содержание регистров бухгалтерского учёта и внутренней
бухгалтерской отчётности является коммерческой тайной. За её разглашение
виновное лицо несёт ответственность, установленную законодательством
Украины и внутренними нормативными актами предприятия.
Продуктивность работы учетчиков в значительной мере зависит от
выбранной формы учёта и организации её структуры. Если форма базируется на
распределении работы бухгалтеров, позволяет отделить логические,
контрольные функции бухгалтера от счётных, арифметических, то скорость
обработки данных существенно повышается.
На предприятиях, в учреждениях и организациях Украины сегодня
приобрели широкое распространение такие бумажные формы ведения
бухгалтерского учёта, как мемориально-ордерная, журнально-ордерная,
упрощённая.
Мемориально-ордерная форма учёта получила название от мемориального
ордера, которым завершается обработка
первичных документов. Это форма
предусматривает составление проводок на
каждый первичный документ отдельной справкой в мемориальных ордерах. Для
операций с одинаковой корреспонденцией счетов устанавливаются отдельные
ведомости, по которым в конце месяца подводятся итоги и составляются
итоговые мемориальные ордера.
Основными принципами мемориально-ордерной формы учёта являются:
оформление бухгалтерских проводов мемориальными орденами;
деление синтетического учёта на хронологический и
систематический;
ведение аналитического учёта на карточках;
особенная структура Главной книги, которая раскрывает
корреспонденцию счетов.
Мемориально-ордерная форма даёт широкие возможности для деления
бухгалтерской работы, но требует многоразового переписывания данных из
регистра в регистр (см. рис. 2.9).
Условные обозначения:
запись
сверка
Рис. 2.9. Схема мемориально-ордерной формы учёта
Аналитические (вспомогательные) счета ведут в книгах, на карточках,
на свободных листах. Карточки или свободные листы соответственно
регистрируются. Аналитический учёт кассовых операций осуществляется только
в кассовой книге, а материалов – путём раскладывания первичных документов в
картотеке или с помощью оперативно-бухгалтерского (сальдового) метода.
Записи по аналитическим счетам делают ежедневно с ссылкой на номер
мемориального ордера. В конце месяца по всем счетам подводятся итоги и
составляют оборотную или сальдовую ведомость – одну на группу аналитических
счетов, которые объединяются определённым синтетическим счётом.
Мемориальные ордера нумеруются в хронологическом порядке,
подписываются главным бухгалтером предприятия и исполнителем и записываются
в регистрационном журнале.
Преимущества и недостатки мемориально-ордерной формы учёта
приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2. Преимущества и недостатки мемориально-ордерной формы учёта
|Преимущества |
|1. Довольно простая |Вместо многочисленных регистров синтетического учёта |
|структура |применяется один регистр синтетического учёта – Главная |
| |книга. Удачно сочетается использование книг и карточек |
|2. Наглядность |Все синтетические счета располагаются на одном листе, что |
|записей |даёт возможность проверять правильность записей в учётных |
| |регистрах и выявлять допущенные ошибки |
|3. В любое время |Для этого достаточно подсчитать суммы по итоговой графе и |
|можно получить |корректированным счетам |
|баланс по счетам | |
|4. Возможность |Простота и доступность учётной техники, строгая |
|разделения учётной |последовательность учётного процесса |
|работы между | |
|специалистами | |
|разного уровня | |
|квалификации | |
|Недостатки |
|1. Многоразовость |Каждая хозяйственная операция, чтобы пройти путь с момента|
|записей |выписки документа до момента передачи его в архив, |
| |записывается от семи до девяти и больше раз в учётных |
| |регистрах. Это приводит к неоправданным затратам работы |
| |учётных работников, затраты оперативности и гибкости учёта|
|2.Отрыв |Для связи синтетического и аналитического учёта |
|синтетического учёта|используются оборотные ведомости, которые ведутся |
|от аналитического |практически по всем счетам. Синтетический учёт ведётся |
| |возле аналитического, причём, как правило, опережает его. |
| |Громоздкость записей в большинстве случаев на конец месяца|
| |делают невозможным завершение разнесения документов в |
| |регистры аналитического учёта и сверки с данными |
| |синтетического учёта до составления баланса. Ошибки, |
| |которые возникают после этого, исправить можно только в |
| |следующем периоде |
|3. Длительность |Многоразовость записей, отрыв синтетического учёта от |
|учётного цикла работ|аналитического, накопление учётной работы за месяц |
| |приводят к увеличению объёма учётных работ. После подачи |
| |годового отчёта годовой учётный цикл не завершается, а |
| |продолжается, пока не завершится разнесение данных по |
| |аналитическим счетам и их сверка. |
|4. Неудобность |Проверка расчётов или расшифровка, с каких сумм |
Страницы: 1, 2, 3
|