Дипломная работа: Анализ практики социального обслуживания населения
По настоянию
депутатов были сохранены госгарантии по предоставлению социальных услуг
чернобыльцам и лицам, проживающим в районах Крайнего Севера. Были учтены
вопросы применения районных северных коэффициентов. Как заверил на
пресс-конференции депутат Государственной Думы Российской Федерации Виталий
Шуба, жители северных районов нашей области не лишатся своих надбавок, они
останутся прежними - 1,7 процента.
В Иркутской
области на сегодняшний день проживает около двухсот человек, пострадавших на
Чернобыльской АЭС. Они будут получать ежемесячно 1700 рублей.
В трудовом
законодательстве было сохранено положение о минимальном размере оплаты труда,
введена норма о невозможности снижения зарплаты работникам бюджетной сферы ниже
уровня, установленного на 31 декабря 2004 года.[136]
Законом
оговаривается, что Российская трехсторонняя комиссия будет вырабатывать
рекомендации по установлению минимальных размеров оплаты труда, которые будут
впоследствии рекомендованы субъектам федерации для определения заработной платы
работникам бюджетной сферы.
В документ
также была введена норма о так называемом "социальном пакете". В этот
пакет стоимостью 450 рублей входит льготный проезд на пригородном
железнодорожном транспорте, лекарственное обеспечение и санаторно-курортное лечение.
На сегодняшний день средняя стоимость санаторной путевки на 21 день составляет
24 тысячи рублей. Понятное дело, что таких денег у ветерана нет. Но, во-первых,
не все пенсионеры пользуются этой льготой. Поэтому таким людям нет смысла
терять деньги - каждый год в семейный бюджет будет прибывать по 5400 рублей.
Деньги не малые. А во-вторых, предполагается, что с 2005 года этот
"социальный пакет" предоставляется всем без исключения льготникам. С
2006 года граждане смогут выбирать либо социальные услуги, либо деньги.
Парламентариям
не удалось отстоять свою поправку о финансировании из федерального бюджета
денежных компенсаций жертвам политических репрессий.В итоге был найден
компромиссный вариант. Денежные выплаты этой категории граждан будут осуществляться
из бюджетов субъектов федерации. Вместе с тем из федерального бюджета будет
обеспечено софинансирование мер социальной поддержки жертвам политрепрессий
путем предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий. [137]
В отдельные
законы были выведены положения о Героях Советского Союза, РФ и полных кавалерах
ордена Славы и ордена Трудовой Славы. Многие ветераны труда недовольны тем, что
суммой их выплат станет только "социальный пакет", то есть 450
рублей. Но это не точная информация: выплаты этой категории граждан будут
осуществляться из областного бюджета. К счастью, область у нас не бедная, так
что будем надеяться, что депутаты Заксобрания не обделят ветеранов труда. Поэтому
в наших же интересах выбирать новый состав законотворцев с особой
тщательностью. Многие поправки в пользу льготников, внесенные в первоначальный
вариант Федерального закона о монетизации льгот, прошли под давлением правящей
партии. Так что есть шанс полагать, что они отстоят интересы льготников и на
местном уровне.
Заключение
Таким образом, развитие социального обслуживания — важное достижение
государства за последние годы. Ведь при социализме были пенсии и стационары
(Дома престарелых), но с потерей способности к самообслуживанию пожилой человек
уже не мог оставаться дома, если ему не помогали родственники или знакомые.
Более того, случалось и до сих пор случается, что именно родственники
инициируют переезд в стационар. Но сегодня у одиноких пожилых людей существует
возможность получать социально-бытовые услуги на дому, как правило, два раза в
неделю (покупка продуктов питания и лекарств, помощь в приготовлении пищи,
помощь в уборке квартиры и т. д.). Если пожилой человек нездоров, его может в
дополнение к социальному работнику обслуживать медицинская сестра, так что
посещения могут быть ежедневными. Существуют социальные столовые и
парикмахерские, оказывается натуральная помощь продуктами, одеждой и т. п. Во
многих местах открылись отделения дневного пребывания, где пожилые люди
получают комплексное обслуживание, от двухразового питания до концертов.
Управление и координацию деятельности по предоставлению социальных услуг
осуществляют Центры социального обслуживания населения (ЦСОН), которые есть в
настоящее время в каждом районном центре, а в крупных городах — в каждом
районе.
Целью обслуживания на дому является создание условий, чтобы любой человек
мог жить самостоятельно и независимо, в привычном социальном окружении. В
основании такого определения легко просматриваются принципы самопомощи и
взаимопомощи, уход от социалистического патернализма в сторону коммунитарной
идеологии.
Оптимальная модель отношений пожилых людей с обществом еще не найдена.
Пожилые с трудом воспринимают социальные и культурные изменения и оказываются в
числе уязвимых групп населения. Во многих случаях пожилые и их родственники
даже не знают, куда обращаться по поводу своих проблем. Это говорит не столько
об их ретроградных установках, сколько о плохой работе социальных служб по
информированию населения.
В социальное обслуживание пожилых должна быть включена профориентация,
профпереподготовка и поиск достойной работы для лиц предпенсионного возраста и
пожилых первого десятилетия после выхода на пенсию. Она будет способствовать
замедлению темпов старения и сохранению трудового потенциала, а также
восстановлению уровня трудоспособности. Это особенно важно в России, где
современная ситуация, дискриминирующая пожилых, сконструирована нормами
пенсионирования.
Женщины в РФ получают пенсию по старости с 55 лет, мужчины — с 60 лет.
Из-за раннего возраста выхода на пенсию в России, как нигде в мире, велик
разрыв между пожилым населением и населением пенсионного возраста и выражение
«молодые пенсионеры» звучит уместно.
Особенно необходима серьезная дискуссия о том, как сделать социальное
обслуживание эффективным, поскольку критерии эффективности во многих случаях
действительно не вполне ясны. Ведь такое обслуживание должно принимать
различные формы, когда речь идет, например, о людях с постепенно снижающейся
способностью к самообслуживанию, что во многих случаях неизбежно. Или о
хронических больных, которых можно лечить, но невозможно излечить и которым
можно обеспечить повышение жизненного комфорта за счет возможности жить дома, а
не в стационаре и т. д.
В России переход от универсальной системы предоставления социальных услуг
государством к селективной, адресной системе, основанной на различных формах
взаимопомощи и обслуживания на местном уровне, оказался весьма сложен. Он
требует опоры на общезначимые ценности. Расчеты эффективности социальной
помощи, где система страхования до сих пор не сложилась, а отношения пожилых и
государства описываются на основе понятия «долга», весьма сложны. Переход на
селективную/адресную систему помощи не только сложен, но и дорог, так как нет
информационной базы, а перевод льгот в денежную форму способствует росту
инфляции. Кроме того, предоставление льгот в натуральной форме имеет эффект
самоотбора, т. е. добровольного отказа/исключения тех, кто не слишком нуждается
в именно такой натуральной помощи. Льготы в денежном эквиваленте, естественно,
хотят получать все, что давно известно специалистам по адресной помощи, но,
видимо, до сих пор неизвестно правительству и законодателю, чьи резоны носят
формально монетарный характер.
Итак, развитие практики социального обслуживания предъявляет серьезные
требования к учету особенностей нужд клиентов, что можно реализовать именно в
рамках более гибкой, привязанной к местным особенностям и доступной населению
системы социальных служб. Наличие общих законов и норм оказания помощи,
считавшихся преимуществом государственных, институциональных систем социальной
работы, оказалось недостатком, придающим адресной помощи «безличный» характер,
когда потребности конкретного клиента «не укладываются» в универсальный
гарантированный перечень. Если необходимы дополнительные услуги, клиент должен
платить или мириться с невозможностью их получения. При этом во многих случаях
даже минимальная плата за определенную услугу воспринимается как моральная
травма, оскорбление.
Трудно спорить с тем, что государство должно предоставить людям
возможность действовать самим и отказаться от практики принятия универсальных,
но экономически не обеспеченных правовых норм, связанных с помощью населению,
финансируя в то же время конкретные общественные инициативы или проекты. Для
пенсионеров организация обществ взаимного кредита, ремонтных услуг, хранилищ
для овощей или мини-цехов для их переработки была бы весьма уместна.
Переходя снова с уровня индивидуальных нужд на работу местных сообществ,
отметим, что международная практика говорит об эффективности
микрофинансирования для их развития. Эффективность связана с тем, что
сообщество само выдвигает организационных лидеров и решает, под какие нужды
просить деньги. Естественно, самостоятельное решение проблем пожилых с помощью
самоорганизации, общественных организаций и современных информационных ресурсов
требует времени, терпения и мотивации. Между тем «нетерпение», иллюзия
возможности достигнуть быстрых результатов глубоко пронизывает наш социум. Но,
как показывает исторический опыт, постепенные изменения в конце концов более
продуктивны, чем «щучье веление» государства.
При этом федеральные законы, программные документы правительства и
президента, связанные с формированием нового типа социальной политики, носят до
сих пор противоречивый характер, а способность известных политиков
согласовывать интересы различных групп вызывает глубокие сомнения.
Таким образом, в таком дезинтегрированном обществе, как российское, где
интересы разных групп конфликтуют, важнейшей задачей реформирования становится
создание культуры социальных взаимодействий (партнерства) и умения достигать
приемлемых соглашений по наиболее спорным вопросам развития общества, к
которым, очевидно, относятся и приоритеты социальной политики в отношении
разновозрастных групп населения.
Список использованных источников
и литературы
1. Нормативно-правовые
и другие официальные документы
1.1.
Всеобщая
декларация прав человека 1948 г. // Российская газета. 1998. 10 декабря.
1.2.
Конвенция
Международной Организации Труда № 102 о минимальных нормах социального
обеспечения (Женева, 4 июня 1952 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые
Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I. Женева, Международное бюро труда, 1991.
1.3.
Конституция
Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.
1.4.
Основы
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля
1993 г. № 5487-1 (с изм. и доп. на 7 марта 2005 г.) // Ведомости Съезда
народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. №33. Ст. 1318; Собрание
законодательства РФ. 2005. № 10. Ст. 763.
1.5.
Федеральный закон
от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания
населения в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 10, 25 июля 2002 г.,
10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства Российской
Федерации. 1995. № 50. Ст. 4872; 2004. № 35. Ст. 3607.
1.6.
Федеральный закон
от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в
Российской Федерации" (с изм. и доп. 22 августа 2004 г.) // Собрание
законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4831; 2004. №35. Ст. 3607.
1.7.
Федеральный закон
от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изм.
и доп. на 29 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст.
3803; 2005. № 1. Ст. 28.
1.8.
Федеральный закон
Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ О страховых тарифах на
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний на 2006 год // Российская газета. 2005. 27 декабря.
1.9.
Закон РФ от 28
июня 1991 г. № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской
Федерации" (в редакции от 2 апреля 1993 г.) (с изм. и доп. на 23 декабря
2003 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета
РСФСР. 1991. №27. Ст. 920; Российская газета от 27 декабря 2003 г.
1.10.
Федеральный закон
от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с
изменениями от 29 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 26.
Ст.2729; 2005. № 1. Ст. 24.
1.11. Федеральный закон от 24 октября 1997
г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (с изм. и
доп. от 22 августа 2004 г.) // Российская газета. 1997. 29 окт.; 2004. 31
декабря.
1.12. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // СЗ РФ.
1995. № 50. Ст. 4872.
1.13. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // СЗ РФ.
1995. № 50. Ст. 4872.
1.14. Закон Приморского края «О социальном
обслуживании населения в Приморском крае» Принят Законодательным Собранием
Приморского края 22 декабря 2004 года (в ред. Закона Приморского края от
06.12.2005 N 317-КЗ)
1.15. Закон о монетизации льгот (Принят
05.08.2004. Вступил в силу 24.08.2006)
1.16.
Постановление
Правительства РФ от 31 августа 1999 г. № 975 "Об утверждении Правил
отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального
риска" (с изм. и доп. от 8 августа 2003 г.) // Собрание законодательства
РФ. 1999. № 36. Ст. 4408; 2003. № 33. Ст. 3270.
1.17. Постановление Правительства РФ от 7
августа 1995 г. № 790 "О мерах по реализации концепции реформы системы
пенсионного обеспечения в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 30 мая
1997 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3388; 1997. № 23. Ст.
2689.
1.18. Постановление губернатора Приморского
края от 22 мая 1997 г. № 218 «О предоставлении на территории Приморского края
социальных услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам, лицам, находящимся в
трудной жизненной ситуации» // Владивосток. 1997. 30 мая. С. 2.
1.19. Приказ Минсоцзащиты РФ от 25.01.1994
№ 10 об утв. Временного положения о доме ночного пребывания // СПС Гарант 2006 г.
1.20. Порядок и условия зачисления граждан
пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание на дому. Утв. Приказом
Министерства социальной защиты населения РФ от 15.09.1995. №218. // СПС Гарант 2006 г.
2. Специальная
литература
2.1. Андреев B.C. Право социального обеспечения в
СССР. М.: Юридическая литература, 1987.
2.2.
Баркер Р. Словарь
социальной работы. М.: Институт социальной работы. 1994.
2.3.
Бондарь Н.С.
Конституционная безопасность личности, общества, государства: постановка
проблемы в свете конституционного правосудия, обеспечения социальной
справедливости, равенства и прав человека // Законодательство и экономика.
2004. № 4. С. 18-22.
2.4.
Бондарь Н.С.
Конституционный императив социальных прав (О практике Конституционного Суда
Российской Федерации по социальной защите граждан) // Конституционное право:
восточноевропейское обозрение. 2002. № 2(39). С. 216-225.
2.5.
Васецкий Н.А.,
Краснов Ю.К. Российское законодательство на современном этапе. Государственная
Дума в формировании правового пространства России (1994-2003). - М.: Издание
Госдумы РФ, 2003.
2.6.
Госпорьян А.
Анализ практики социального обслуживания населения // Социальное обеспечение.
2004. № 12. С. 2-12.
2.7.
Григорьева И.
Особенности системы обслуживания пожилых в России // Отечественные записки.
2005. № 3. С. 154-166.
2.8.
Дегтярев Г.П. От
общественного призрения к социальному обеспечению и социальной защите //
Пенсия. 1998. № 3. С. 8-12.
2.9.
Делягин М. Замена
льгот на компенсации выгодна бюджету, а не людям // Человек и труд. 2004. № 7.
С. 20-29.
2.10. Егоров А.Н. Основные принципы
советского права социального обеспечения. - М.: Изд-во Московск. ун-та, 1984.
2.11. Егоров А.Н., Зайкин А.Д., Тарасова
В.А. Методические разработки по курсу права социального обеспечения в СССР.
Вып. I. - М., 1975.
2.12. Жинкин С.А. Некоторые проблемы видов
эффективности норм права // Журнал российского права. 2004. № 2. С. 39-45.
2.13. Жуковская Н. Монетизация льгот с
поправками // Библиотека журнала «Социальная защита». 2006. № 2. С. 15-19.
2.14. Законодательство зарубежных стран по
социальному обслуживанию населения. М.: Минсоцзащиты России, 1994.
2.15.
Захаров М.Л.,
Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. - М.: Волтерс Клувер, 2005.
2.16.
Захаров М.Л., Тучкова
Э.Г. Право социального
обеспечения. М.: Статут, 2001.
2.17. Зорькин В.Д. Тезисы о правовой
реформе в России // Адвокат. 2004. № 10. С. 14-21.
2.18. Иванкина Т.В. Проблемы правового
регулирования распределения общественных фондов потребления. Л.: ЛГУ, 1979.
2.19. Иванова О. Закон о монетизации льгот
// Комсомольская Правда Байкала. 10.08.2004.
2.20. Иванова Р.И., Тарасова В.А. Предмет и
метод советского права социального обеспечения. - М.: Изд-во Московск. ун-та,
1983.
2.21.
Казимирчук В.П.
Социальный механизм действия права // Советское государство и право. 1970. №
10. С. 39.
2.22. Комментарий к Конституции Российской
Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. - М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура,
2002.
2.23.
Концепции
развития российского законодательства. Институт законодательства и
сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - М.:
Городец, 2004. С. 133-138.
2.24. Красильникова Т.В. Пенсионные
правоотношения и общие основания их возникновения. - Свердловск: СЮИ, 1972.
2.25. Курбатов А. Обеспечение баланса
частных и публичных интересов — основная задача права на современном этапе //
Хозяйство и право. 2001. № 6. С. 47-52.
2.26.
Лепихов М.И. Право и социальная защита населения
(социальное право). М.: Юристъ, 2000.
2.27.
Мачулъская Е.Е.,
Горбачева Ж.А. Право
социального обеспечения. М.: Феникс, 2000.
2.28. Мачульская Е.Е. Принципы права
социального обеспечения. Перспективы развития. - М: Городец, 2000.
2.29. Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В.
Право социального обеспечения. Учебное пособие. М.: Книжный мир. 2006.
2.30. Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Право
социального обеспечения. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
2.31. Ореховский П. Старые и новые пороки
российской бюджетной системы // Библиотека журнала «Социальная защита». 2006. №
2. С. 55-59.
2.32. Панов А.М. Социальное обслуживание
населения как новый сектор социальной сферы // Ученые записки МГСУ. 2004. № 3.
С. 57.
2.33. Понятовская О. Социальное
законодательство в регионах // Общество и экономика. 2006. № 3. С. 54-85.
2.34. Право социального обеспечения / Под
ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 1999.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|