рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Анализ практики социального обслуживания населения

2) территориальная — в зависимости от того, где (в каких климатических
условиях) проходила деятельность, которая дает право на тот или иной вид
социального обеспечения (работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; территории, пострадавшие от радиационного заражения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или испытаний на Семипалатинском полигоне);

3) отраслевая - в зависимости от того, в какой отрасли народного хозяйства осуществлялась деятельность, дающая право на тот или иной вид социального обеспечения (пенсионное обеспечение летчиков гражданской авиации или шахтеров; пенсии за выслугу лет учителям и медицинским работникам).

Неотъемлемой частью социального обеспечения является предоставление нетрудоспособным, нуждающимся в этом гражданам, социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода льгот и преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).[52]

В социальном обеспечении нуждаются также и не работавшие ранее граждане, лишившиеся способности к труду или потерявшие кормильца вследствие войн и военных конфликтов, природных, техногенных (в том числе радиационных) катастроф, незаконных политических репрессий. Материальная поддержка необходима детям, в том числе лишенным попечения родителей, малообеспеченным семьям и лицам, одиноким нетрудоспособным гражданам, которые не были застрахованы. Поэтому параллельно с системой социального страхования развивалась и та часть социального обеспечения, которая финансируется непосредственно из государственного бюджета. В теоретическом и практическом плане эту часть социального обеспечения можно разделить на несколько подсистем: 1) обеспечение лиц из числа военнослужащих, некоторых других категорий граждан, подлежавших в период своей деятельности обязательному социальному страхованию (и их семей); 2) обеспечение жертв социальных и техногенных катастроф; 3) обеспечение детей, и семей с детьми; 4) социальная помощь (попечительство, вспомоществование) лицам, впавшим в нужду, безотносительно к их прошлой занятости.

Отстаивая идею о широкой сфере действия права социального обеспечения, Т.В. Иванкина пришла к выводу, что по своему содержанию правоотношения по социальному обеспечению являются обязательствами. «Все эти отношения имеют единую экономическую сущность: это отношения по распределению совокупного общественного продукта, аккумулированного в общественных фондах потребления».[53] Объектом таких правовых связей являются блага и услуги, распределяемые через общественные фонды потребления. Т.В. Иванкина первой в отечественной науке права социального обеспечения сформулировала концепцию социальных обязательств. Под ними понимаются отношения между государственными органами и гражданином по поводу предоставления ему материальных благ и услуг из общественных фондов потребления.[54]

Т.В. Красильникова проводит аналогию с гражданско-правовыми обязательствами и признает пенсионное правоотношение «особого рода односторонним денежным обязательством, в силу которого орган социального обеспечения, при наличии соответствующих юридических фактов, обязан ежемесячно выплачивать пенсионеру определенные законом денежные суммы (пенсию)». К сожалению, эта концепция не получила дальнейшего развития и углубления, несмотря на заложенный в ней большой научный потенциал. По своей глубине и универсальности она, несомненно, может претендовать на роль ведущего научного направления в праве социального обеспечения, будучи дополнена и дифференцирована в зависимости от применяемых сегодня форм социального обеспечения. Например, используя разработанную в гражданском праве систему критериев, можно провести классификацию социальных обязательств.[55]

Социальные обязательства, как и гражданско-правовые, они могут быть односторонними и взаимными.[56] К первому виду относятся социально-обеспечительные обязательства, в силу которых государство (обязанная сторона) в лице его органов обязано предоставить гражданину (управомоченной стороне) материальное обеспечение в случаях, указанных в законе. Социально-страховое обязательство является взаимным. Гражданин обязан уплачивать страховые взносы (либо за него это делает страхователь, что не меняет экономической природы взносов, представляющих собой часть заработной платы или дохода застрахованного лица), государство в лице его органов вправе требовать их уплаты в целях обеспечения текущих потребностей социально-страховой системы, то есть для выплаты ценсий и пособий.

Таким образом, наряду с постоянным усилением тенденции к единству -правового регулирования отношений по социальному обеспечению, в праве социального обеспечения достаточно широко применялась и применяется дифференциация. Она позволяет корректировать индивидуальную меру потребления с учетом пола, возраста, семейного и имущественного положения, состояния здоровья, условий труда и других факторов и делала ее «в каждом отдельном случае более справедливой, чем, если бы такая дифференциация отсутствовала».[57]

Анализ современного состояния права социального обеспечения показывает, что число норм, устанавливающих исключения из общего правила и льготные условия обеспечения слишком велико. Далеко не все из них целесообразно сохранять в новых экономических условиях, поскольку они значительно усиливают финансовую нагрузку государственной системы социального обеспечения и уже не соответствуют своему целевому назначению. Соглашаясь с тем, что законы рыночной экономики требуют кардинального пересмотра основных критериев предоставления льгот, следует возразить против упрощенного подхода, направленного на максимальное сокращение их количества, способного привести лишь к временной экономии средств.

Необходим комплексный анализ каждой конкретной нормы, скрепляющей дополнительные преимущества для отдельных категорий населения, с учетом таких факторов, как причины введения, круг субъектов, имеющих право на нее, стоимость и экономическая эффективность в сочетании с другими видами социального обеспечения. Чтобы снизить количество споров, вызываемых нарушением установленных законом прав, предлагается произвести упорядочение социально-бытовых и других видов льгот с учетом доходов и имущественного положения реципиентов и жестко соблюдать принцип адресности при их назначении.[58]

Условия предоставления адресной социальной помощи должны дифференцироваться в зависимости от индивидуального или среднедушевого дохода семьи, состояния здоровья и других факторов.

Анализ принципа дифференциации правового регулирования отношений по социальному обеспечению показывает, что в современных социально-экономических условиях существуют объективные обстоятельства для его дальнейшего применения в качестве руководящего начала. Они служит основой для установления различий в правовом регулировании. «Дифференциация правового регулирования была и остается объективно необходимой в целях наиболее полного удовлетворения потребностей различных групп социально незащищенных граждан и восстановления их статуса как полноценных членов общества».[59] Однако она должна осуществляться в таких пределах, чтобы не нарушать нормального функционирования государственной системы социального обеспечения.

В конечном же счете речь идет о выборе между двумя концепциями: а) классической либеральной концепцией свободы, основанной на противопоставлении равенства и свободы и предполагающей минимальное участие государства в социальном вспомоществовании, исключающей юридически зафиксированные в конституции социальные обязанности государства перед гражданином и делающей основной упор на задачах защиты человеческого достоинства при возможном осуществлении государственных, а также (в большей мере) негосударственных, коммерческих социальных программ[60]; б) концепцией «социально-ориентированной» свободы в социальном правовом государстве. Конституция России, весьма либеральная с точки зрения общефилософских, мировоззренческих подходов к решению фундаментальных проблем политической власти, рыночной экономики, положения личности в обществе и государстве, в то же время безоговорочно закрепляет нормативно-правовую модель «социально-ориентированной» свободы.[61]

Достаточно отметить тот факт, что в ст. 7 (ч. 1) Конституции РФ, содержащей формулу социального государства, присутствует указание на «свободное развитие человека» как сущностную характеристику, важнейшую цель социального государства. Между тем свобода - главная доминанта правового, но не социального государства. Для социального государства такой доминантой являются идеи справедливости и равенства. Есть основание полагать, что конституционная модель социального государства, закрепленная в российской Конституции, содержит некий внутренний резерв для преодоления противоречий между принципами социального государства, с одной стороны, и правового государства, с другой, на основе баланса соответствующих конституционных ценностей. И это важнейшая основа обеспечения социальной стабильности в обществе, его конституционной безопасности и безопасности его членов.

В поиске такого баланса особая роль принадлежит Конституционному Суду. Показательно, что в постановлении Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. (п. 2 мотивировочной части постановления).[62] Более того, в этом же постановлении принцип справедливости выводится из норм ст. 1 и 7 Конституции наряду с принципом равенства (ст. 19).

Принцип справедливости (некоторые авторы, например, О.И. Цыбулевская именуют его «принцип социальной справедливости»[63] имеет особую значимость.

Данный принцип в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством.

Справедливость как многогранная, многокомпонентная категория находит свое проявление во всех сферах общественной жизни, интегрирует в себе экономические, политические, нравственные, правовые и духовные аспекты, содержит требования реального соответствия между положением различных индивидов и их значимостью в обществе, между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием.

Особенность юридической справедливости заключается в том, что она в правовой сфере носит наиболее четкий, формально-определенный характер, зачастую связана с государственным принуждением. Вся правовая система стоит на страже справедливости, служит средством ее выражения и закрепления, охраны и защиты. Принцип справедливости имеет нормативно-оценочный характер, заложен в самом содержании права и находит свое воплощение в правах и обязанностях, мерах поощрения и наказания и т.п.

Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, Преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.[64]

Справедливость имеет парную категорию — «несправедливость». Устранение несправедливости — одно из средств утверждения справедливости. Опережение возникновения несправедливости — важнейшая прогностическая функция юридической науки. На это же должна быть направлена деятельность государства. Законодатель, предпочитающий сейчас развитие рыночных отношений, должен создать эффективный механизм устранения причин, снижающих социально-экономическую гарантированность юридического статуса личности.

Рассматриваемый принцип как представляется, является своеобразным продолжением принципа равноправия, который в свою очередь, закрепляет равный правовой статус всех граждан, т.е. их равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ говорится: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной; расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

В соответствии с принципом равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности. Степень реализации этих возможностей зависит от социально-правовой активности самого человека.[65]

Равноправие граждан является развитием принципа справедливости и одной из характерных черт демократии. Равноправие как политико-правовой принцип и юридическую категорию необходимо отличать от понятия равенства. Последнее является материальной основой равноправия. Равенство — более широкое понятие, чем равноправие, поскольку не все элементы социального равенства получают закрепление в праве.


Глава 2. Содержание принципов социального обслуживания  

2.1 Понятие социального обслуживания граждан

В 90-е годы одной из наиболее существенных тенденций социальной политики является становление системы социального обслуживания, широкое применение в работе с населением современных технологий и методик.

Социальное обслуживание населения в одних работах рассматривается как современная парадигма социальной работы, в других как высокоэффективная социальная технология, позволяющая оказывать результативную социальную поддержку гражданам в условиях сложной социально-экономической ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность человека или социальной группы, в-третьих, как принципиально важный сектор социальной сферы.[66]

Возможность осуществления социального обслуживания населения в условиях современной России становится реальной и ощутимой по мере организации и развития сети территориальных социальных служб и быстрого формирования отрядов профессиональных социальных работников и других специалистов в области социальной работы, социальной педагогики и практической психологии.

Теоретики социальной работы, анализируя процесс становления социальной науки, практики и профессии, констатируют, что социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одной из парадигм социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, т.е. на практике - системой определенных способов социально-гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или определенной совокупности людей.

Не во всех странах мира социальное обслуживание понимается одинаково. Нередко в этот термин вкладывается различное содержание. Например, в Финляндии в «Законе о социальном обслуживании» (1982) под социальным обслуживанием понимается «совокупность социальных услуг, поддержки средствами к существованию, социальных пособий и связанных с ними действий, которые призваны служить укреплению социальной обеспеченности и способствовать развитию отдельного человека, семьи, сообщества».[67]

В «Словаре социальной работы» Р. Баркера социальное обслуживание трактуется как предоставление конкретных социальных услуг для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других, и которые не могут сами о себе позаботиться.[68]

Г.В. Сулейманова определяет социальное обслуживание населения как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.[69]

Социальные службы — предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.[70]

Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным законодательством.

Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ тем же правом на социальное обслуживание, что и граждане РФ, если иное не установлено международными договорами РФ.[71]

Для обслуживания пожилых людей в России по примеру зарубежных стран была создана сеть нестационарных учреждений, которые вместе с существующими стационарными учреждениями составили комплексную систему социального обслуживания населения. Как подтверждают исследования, пожилые нуждаются в личном уходе и социально-медицинском обслуживании на дому. Социальные работники обеспечивают стандартный комплекс услуг, который может быть улучшен и расширен за счет платных услуг. К нестационарным учреждениям относятся центры социального обслуживания, отделения социального обслуживания на дому, отделения срочного социального обслуживания, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому.

В начале 90-х годов в практику социального обслуживания населения стала внедряться новая для России модель нестационарного центра социального обслуживания (ЦСО), включая отделения социального обслуживания на дому. Учитывая кризисные социально-экономические условия, возникла необходимость оказания срочной социально-бытовой помощи престарелым в привычных домашних условиях с помощью сотрудников отделения социального обслуживания на дому, организация которых не требует больших затрат.

Количественный анализ показывает, что в целом по России на обслуживание в этих отделениях спрос удовлетворен. Статистические данные подтверждают, что темпы роста численности граждан, обслуженных на дому персоналом этих отделений, сопоставимы с показателями динамики их развития. К началу 2002 года количество отделений стабилизировалось, их количество достигло 12178. Таким образом, можно говорить как о насыщенности рынка спроса, так и о недостатке средств на дальнейшее развитие, т.п.

Существуют услуги, за оказание которых готовы платить, формируется особый рынок, который требует изучения и развития. Социологические опросы показывают, что престарелые и инвалиды более всего нуждаются в гигиенических, бытовых, оздоровительных услугах.

Служба срочного социального обслуживания была создана, когда в России по сути была введена карточная продуктовая система, большая часть пожилых людей потеряла вклады и осталась без средств к существованию. Отделениям срочного социального обслуживания, созданным в 1992г., на начальном этапе было поручено распределение гуманитарной помощи, впоследствии — продуктовых наборов и денежных средств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.