рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Эффективность функционирования пенсионной системы на примере АО НПФ "БТА Казахстан"

1) установления строгого надзора за накопительной пенсионной системой Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (раньше этот комитет назывался Национальным пенсионным агентством), уполномоченного органа по регулированию рынка ценных бумаг в лице Национального Банка Р.К. (до середины 2001 года уполномоченным органом являлась Национальная комиссия) и Государственного центра по выплате пенсий;

2)четкого законодательного разграничения функций и установления системы взаимоконтроля между тремя основными группами участников новой пенсионной системы – накопительными пенсионными фондами, компаниями по управлению пенсионными активами и банками кастодианами;

3)законодательного установления пруденциальных нормативов и строгого определения перечня финансовых инструментов для инвестирования пенсионных активов. [12]

Главным же звеном накопительной пенсионной системы являются фонды, и их сегодня 15, один из которых государственный (ГНПФ), 2 – корпоративных («Казахмыс» ) и 12 – открытых негосударственных (НПФ). Это означает, что фонды работают в условиях конкуренции.

К прямым участникам пенсионной системы относятся три общественных объединения – Союз участников пенсионной системы Р.К., объединяющую негосударственные пенсионные фонды, банки кастодианы, КУПА, и разработчиков программного продукта для пенсионной сферы, Ассоциацию пенсионных фондов, а также Ассоциацию управляющих активами. Следует отметить ключевую позицию Ассоциации финансистов Р.К., полноправными членами которой являются фонды и КУПА. С системой работают также компании, предоставляющие коммуникационные услуги, различные поставщики, клиенты.

Суть накопительной пенсионной системы – это сохранение и преумножение средств вкладчиков, т.е. инвестиции в реальное производство. Механизм её функционирования заключается в следующем: работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, различные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные накопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов. Вкладчики или их работодатели могут вносить в дополнение к обязательным пенсионным взносам добровольные пенсионные взносы, размер которых не ограничен; они вносятся единовременно или многократно, регулярно или нерегулярно, наличными деньгами или перечисленными.

Пенсионные взносы направляются в Государственный накопительный пенсионный фонд или негосударственный накопительный пенсионный фонд по выбору вкладчика, которому на основании пенсионного договора открывается индивидуальный пенсионный счет и личный номер – социальный индивидуальный код (СИК).

Накапливаемые взносы вкладчиков пенсионные фонды передают через уполномоченный банк (кастодиан) компании по управлению пенсионными активами (КУПА), которая размещает средства в ценные бумаги, депозиты банков и другие финансовые инструменты. Полученный при размещении доход называется инвестиционным доходом, распределяется по индивидуальным счетам вкладчиков в соответствии с суммой накопленных средств. Таким образом, формируется индивидуальные пенсионные накопления вкладчиков, выплачиваемые им при наступлении пенсионного возраста.

Преимущества и недостатки сложившейся пенсионной системы.

Как известно 1998-2000 годы являются этапом становления пенсионной реформы и накопительных пенсионных фондов. Пенсионная реформа достигла определенных результатов за эти годы. Можно отметить и сжатые сроки её проведения и успешное привлечение частных инвесторов на рынок пенсионных услуг, сформировавшуюся законодательную и нормативную базу, а также инфраструктуру рынка. Но всё же, несмотря на издержки реформирования пенсионной системы Казахстана, её преобразование оказывает положительное влияние на финансово-экономический сектор экономики уже сегодня. На финансовом рынке появился новый институциональный инвестор, ресурсы которого уже превысили собственный капитал банков второго уровня, а в не далеком будущем активы пенсионных фондов будут вполне сопоставимы с активами банковского сектора.

Одним из главных преимуществ данной реформы является то, что бюджетное бремя заметно полегчало, так как теперь каждый работающий сам заботится о своей будущей пенсии. Второе – размер пенсии вкладчиков накопительных фондов стал зависеть от величины его пенсионных накоплений, т.е. от того, как он работал и сколько зарабатывал. А при старой системе все, начиная от героев труда и заканчивая тех, кто работал спустя рукава, - в итоге получали примерно одинаковую пенсию. Следующий аспект – раньше было время, когда в стране катастрофически не хватало денег. Сегодня в системе более 1 млрд долларов. У нас созданы крупные институциональные инвесторы, которые могут вкладывать деньги в долгосрочные проекты. И все денежные средства вложены в ценные бумаги. Они не лежат мертвым грузом, а развивают экономику и приносят инвестиционный доход вкладчику.

Пенсионные накопления позволили осуществить массу государственных программ, реализовать уйму инвестиционных проектов. Все эти деньги инвестируются в государственные ценные бумаги и в облигации крупнейших казахстанских компаний. Они идут на развитие страны, на рост объема производства, а это всегда связанно с занятостью населения. Работники нужны, когда расширяется основное производство, и появляются дополнительные. Новые рабочие места возникают при транспортировке и реализации продукта, при создании и развитии инфраструктуры. Ещё одним немаловажным фактом является то, что благодаря пенсионным накоплениям зависимость экономики Казахстана от иностранных инвестиций значительно сократилась. Все эти преимущества служат результатом реализации одной из стратегических задач, которые ставились перед накопительными пенсионными фондами.

Но наряду с положительными моментами существуют и отрицательные стороны. По вине исполнителей пенсионная реформа не эффективна: несмотря на обязательность пенсионного страхования наемных работником, лишь более 3,7 млн. человек, т.е. около 80% от трудозанятых лиц заключили пенсионные договоры.

В настоящее время ни в одном пенсионном договоре не указывается финансовое обязательство самого фонда. Вкладчик не знает какой размер пенсии или процент заработной платы он будет получать при выходе на пенсию, за исключением того, что размер пенсии зависит от величины накопленных сумм, и то не в письменной виде. К тому же письменно не гарантируется годовой минимальный прирост средств, который может исчисляться в привязке к ставке НБ Республики Казахстан, ставкам МБК или начисляемый процент не может быть ниже 3,5,7% и т.д.

К тому же в развитых странах за уровень пенсии ответственны государство, предприятие и гражданин. У нас с 1998 государство выполняет лишь функцию контроля и надзора. Работодатель освобожден от заботы по пенсионному обеспечению.

Из текущих проблем самая досадная – неполное поступление пенсионных взносов. Они должны производиться у истоков выплаты доходов. Естественно, взносы работодателями удерживаются, но перечисляются в пенсионные фонды некоторыми не сразу и не всегда. Это мешает фондам качественно выполнять свои обязательства перед вкладчиками, отнимает дополнительные силы и время на «выбивание» взносов и лишает вкладчиков существенной части инвестиционного дохода.

Таким образом, можно сделать следующий вывод обо всем выше сказанном: чем больше и сильнее будут фонды, тем больший приток средств они обеспечат в отечественную экономику. Одно стимулирует другое. У нас есть все основания быть уверенными в близком экономическом расцвете Казахстана. [22]

1.2 Источники формирования и направления использования средств пенсионных фондов

Накопительный пенсионный фонд является самостоятельной банковской системой, что подразумевает собой независимость от государственного бюджета, т.е. его средства не входят в состав бюджета. Источниками же формирования средств данного фонда являются:

1)ежемесячные перечисления в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда;

2)добровольные пенсионные взносы граждан, а также пенсионные взносы в пользу третьего лица;

3)инвестиционный доход, получаемый при размещении средств вкладчиков пенсионного фонда.

Что касается направлений использования средств пенсионных фондов, то можно отметить то обстоятельство, что пенсионная реформа зашла в своеобразный тупик. На начальном этапе пенсионной реформы фонды дружно инвестировали собранные накопления в государственные ценные бумаги. Сегодня экономическая ситуация в стране складывается так, что новые заимствования на внутреннем рынке правительство особо не интересуют. В итоге финансовая система Казахстана с конца 2000 года и, особенно на протяжении 2001 года столкнулась с проблемой избыточной ликвидности: реальный сектор экономики не успевает использовать привлеченные в неё деньги, в том числе в силу недостатка качественных финансовых инструментов.

Накопительные пенсионные фонды сконцентрировали более одного миллиарда долларов США, которому в нашей стране практически нет применения. Между тем цель-то реформы была ведь не только в механическом накоплении вкладов, но и в их разумном инвестировании, что на долгие годы гарантировало бы будущим пенсионерам дивиденды. Суть накопительной пенсионной системы – это инвестиции в реальное производство. Не в ценные бумаги Министерства Финансов Республики Казахстан и даже не в банковские депозиты, а именно в те материальные объекты, которые сами не только не потеряют стоимость, но и могут создать новую стоимость. Например, взяли сегодня отчисления от зарплаты вкладчиков пенсионных фондов и вложили их в строительство газопровода или нефтепромысел, которые и через 20 лет будут рентабельными. Пока же почти 67% накоплений вложены в государственные ценные бумаги. То есть вложены в государственный долг, и, по существу, само государство препятствует инвестиционной доходности накопительных пенсионных фондов, т.е. выполнению пенсионных обязательств. Такие накопления рано или поздно обрушатся.

Для того, чтобы восстановить пошатнувшуюся систему «сдержек и противовесов», в течение 2007 года принимается ряд мер по изменению нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность институциональных инвесторов с целью создания более выгодных условий их функционирования. Теперь к продаже на КАSE в качестве почина с 03 февраля 2007 года допущены евроноты Международного банка реконструкции и развития. А накопительные пенсионные фонды могут с полным основанием считать себя глобальными инвесторами – ведь упомянутые организации ведут свои операции по всему миру. Казахстан отныне – экспортер не только сырья, но и капиталов, причем не теневых, а вполне легальных – пенсионных. Ежегодно будущим пенсионерам вполне по силам скупать иностранные ценные бумаги примерно на 250 млн долларов США.

Следует отметить и то, что с 10 июля 2001 года введено в действие постановление НКЦБ «О внесении изменений и дополнений в постановление НКЦБ «О нормативных актах по вопросам компаний по управлению пенсионными активами» от 13 августа 1998 года № 11, которым изменены нормы, регулирующие инвестирование пенсионных активов. Нормативный акт устанавливает следующее:

1)разрешить КУПА инвестировать пенсионные активы негосударственных накопительных пенсионных фондов в ипотечные облигации, установив минимальный лимит такого инвестирования на уровне 5% при условии, что эти облигации включены в официальный список КASE вне зависимости от категорий листинга;

2)увеличить для КУПА максимальный лимит на приобретение негосударственных ценных бумаг организаций РК за счет пенсионных активов ННПФ с 40% до 45%;

3)увеличить для КУПА максимальный лимит на приобретение негосударственных ценных бумаг иностранных организаций за счет пенсионных активов ННПФ с 10% до 15%.

Но все же, несмотря на все принимаемые меры по решению проблемы дефицита финансовых инструментов пенсионные фонды, накопившие уже более одного миллиарда долларов, не имеют ни высокодоходных объектов для вложения средств, ни адекватного разнообразия финансовых инструментов.

Обобщая вышесказанное, можно сделать выводы, что характерной особенностью рынка пенсионных активов является ограниченность круга инструментов, в которые могут быть инвестированы средства вкладчиков. В первую очередь – это государственные ценные бумаги. На сегодняшний день это наименее рискованный инструмент в стране. Однако из-за такого «перекоса» у фондов отсутствует возможность диверсификации рисков. В итоге судьба пенсионных вкладов полностью зависит от «поведения» государственных ценных бумаг. Очевидно, предпринимательская деятельность фонда явилась бы выходом из положения. Если учесть, что пенсионные взносы долгосрочные, то нет опасности, что накопительный пенсионный фонд не сможет выплатить свои финансовые обязательства перед вкладчиками. Поэтому необходимо разрешить фондам заниматься предпринимательской деятельностью хотя бы до стабилизации экономики страны. [23]

1.3 Проблемы накопления и диверсификации активов накопительной пенсионной системы

Пенсионные активы – деньги, ценные бумаги, иные финансовые инструменты, предназначенные для обеспечения и осуществления пенсионных выплат и переводов, а также изъятий из накопительных пенсионных фондов в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.

Пенсионные активы накопительных пенсионных фондов хранятся и учитываются на счетах в банках-кастодианах в соответствии с кастодиальным договором. Кастодиальный договор заключается между банком-кастодианом, накопительным пенсионным фондом и организацией, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами. В случае, если инвестиционное управление пенсионными активами осуществляется накопительным пенсионным фондом самостоятельно, то кастодиальный договор заключается между банком-кастодианом и накопительным пенсионным фондом.

Инвестиционное управление пенсионными активами накопительного пенсионного фонда осуществляется организацией, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, либо накопительным. Суммарный уставный капитал организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами, с иностранным участием не может превышать 50% совокупного объявленного уставного капитала всех организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами Республики Казахстан.

Организация, осуществляющая инвестиционное управление пенсионными активами накопительных пенсионных фондов, является юридическим лицом, профессиональным участником рынка ценных бумаг и создается в форме акционерного общества в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.

Дефицит финансовых инструментов сопровождает пенсионную реформу с тех самых пор, как на счетах граждан накопилась более-менее приличная сумма. И причина этого общеизвестна – неразвитость фондового рынка. Еще некоторое время назад НПФ хотели вкладывать пенсионные активы в любые бумаги – только не государственные, поскольку те были заведомо убыточными и, кстати, создавали нежелательную конъюнктуру на рынке. Теперь ситуация поменялась на 180 градусов. НПФ хотят покупать государственные ценные бумаги (ГЦБ) – с 2005 года они индексированы на уровень инфляции, а маржа определяется посредством аукционов, – но государственные долговые обязательства предлагаются на рынке в недостаточном количестве. Стабильное перевыполнение бюджета и сопутствующий ему профицит не позволяют правительству свободно заниматься заимствованиями на внутреннем рынке – по законодательству ГЦБ выпускаются только на покрытие бюджетного дефицита.

В этом году немало сделано для того, чтобы фонды получили хорошие инструменты. То, о чем долго говорили – учитывать прогнозные объемы выпуска ГЦБ при планировании денежных потоков, которые могли бы удовлетворить текущую потребность НПФ, – уже в какой-то мере реализуется. Однако наблюдается дефицит такого инструментария. В пенсионную систему ежемесячно поступает около 10 млрд тенге, которые нужно инвестировать. Потребность увеличивает и погашение предыдущих размещений. А вдобавок к этому в портфеле любого фонда есть активы, которые в свое время были размещены в бумаги со ставкой ниже инфляции. Они и создают накопленный эффект потребности.

Самые крупные фонды предлагали ГЦБ продавать по подписке, мотивируя это тем, что по запросам фонды разные, и потребности в инструментах у них зависят от объема аккумулированных пенсионных активов.

Пенсионные активы в стране растут быстрыми темпами. За последние два года их объем в долларовом выражении вырос с 2 млрд. до 4,1 млрд. (на 1 августа 2005 года – 568,98 млрд. тенге). В то же время оценки специалистов НПФ качества портфеля сдержанны. Если на 1 января 2003 года доля финансовых инструментов, номинированных в иностранной валюте, составляла почти 40%, то сейчас почти все пенсионные сбережения находятся в казахстанских финансовых инструментах. На внешнем рынке инвестируется не более 5–6% пенсионных активов, да и то это доля почти исключительно ГНПФ. На высоком уровне остается доля инвестиций в ГЦБ – порядка 41%. [11]

Одна из главных проблем пенсионной системы – недостаточная диверсификация пенсионных активов в разрезе финансовых инструментов и валют. Практически все пенсионные активы инвестируются в Казахстане, качество пенсионного портфеля постепенно снижается и, с точки зрения внешних управляющих, качество портфелей казахстанских фондов, по сравнению с портфелями западных фондов, несопоставимо ниже. Например, инфраструктурные облигации, в целом являющиеся привлекательным инструментом для длинных инвестиций, не обеспечены достаточными гарантиями. Если первый проект строительства железнодорожной линии Шар – Усть-Каменогорск на первый взгляд действительно может покрыть все расходы, связанные с выпуском инфраструктурных облигаций, то в дальнейшем могут реализовываться проекты, где риски покрытия денежных потоков по выплате купонов могут быть выше, учитывая их недостаточно коммерческий характер и длительность осуществления.

Фонды должны активнее работать на внешнем рынке и улучшать с помощью иностранного инструментария качество своего портфеля: Если разрешат работать с производными финансовыми инструментами, то часть вопросов по хеджированию может быть снята. Понятно, что будут проблемы по поиску контрпартнеров и по методологии учета таких инвестиций. Однако из нашего опыта работы на внешнем рынке ясно, что фактически инвестировать в отдельные акции, облигации на внешнем рынке достаточно сложно. Тем более что мы находимся не в Лондоне, и эффективность управления может оказаться недостаточно высокой. Поэтому представляют интерес те структурные продукты, которые позволяют защитить базовый актив и нивелировать риски НПФ.

Среди консолидированных предложений НПФ – расширить список рейтинговых агентств для того, чтобы увеличить возможности для инвестирования. ГНПФ на своем опыте убедился, что те рейтинговые агентства, которые сейчас признаются казахстанскими пруденциальными нормативами, не котируются, к примеру, в США. Между тем именно там наибольшее количество паевых фондов – более 18 тыс., за счет которых можно было бы расширить инструментарий.

Есть и более экзотичная идея – дать возможность НПФ выходить на фондовую биржу с тем, чтобы они могли покупать валюту наравне с банками. Однако специалисты фондов понимают, что громадные пенсионные активы неизбежно будут оказывать негативное влияние на курс тенге. Поэтому «пенсионники» пришли к мнению, что они могут предлагать только следующий компромисс: отнести иностранные валюты в перечень иностранных инструментов. С одной стороны, это помогло бы снизить остроту дефицита инструментария, а с другой – отпала бы необходимость всякий раз после транзакций возвращать эти активы в страну и превращать их в тенге. Возможности внешнего рынка практически не ограничены. Там обращается финансовых инструментов на сумму 82,5 трлн. долларов, и они могут покрыть все потребности фондов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.