рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Эффективность функционирования пенсионной системы на примере АО НПФ "БТА Казахстан"

Финансовое состояние фондов за 2006 год характеризовалось следующими показателями: см. таблицу 17. [24]

Таблица 17.

Финансовое состояние фондов

Из приведенной таблицы видно, что собственный капитал фондов за 2006 год увеличился на 11 498,6 млн. тенге и на 1 января 2007 года составлял 23 137,2 млн. тенге, в том числе совокупный уставный капитал составлял 8,5 млрд. тенге или 36,80% от объема собственного капитала. [24]

Необходимо отметить, что за 2006 год все фонды, кроме фондов «им. Д.А.Кунаева» (убыток – 22,0 млн. тенге) и «Валют–Транзит Фонд» (убыток – 65,7 млн. тенге), получили чистый доход (после уплаты подоходного налога) на общую сумму 9 137,4 млн.тенге, в том числе наибольшую сумму чистого дохода получили фонды: «Народного Банка Казахстана» - 41,42%, «ГНПФ» - 20,29%, «БТА Казахстан» - 19,60% и «УларУмит» - 8,82% или на эти четыре фонда приходилось 90,13% от общей суммы чистого дохода всех фондов.

Таблица 18.

Роль пенсионного сектора в экономике республики [24]

2.3 Анализ деятельности АО НПФ «БТА Казахстан»


Рисунок 12. Динамика количества вкладчиков АО НПФ «Бта Казахстан» [6]


Коэффициент номинального дохода (К2)

Коэффициент номинального дохода (К2) – это показатель, характеризующий доходность пенсионных активов. На 1 Марта 2009 года коэффициент номинального дохода (К2) НПФ «БТА Казахстан» за период февраль 2008 – февраль 2009 года (12) составил 7,79%.

Как видно на нижеприведенном графике, НПФ «БТА Казахстан» за период с февраля 2008 по февраль 2009 года является одним из крупнейших НПФ, демонстрирующих, в целом, положительную динамику коэффициента номинального дохода К2.см рисунок 13. [10]

Рисунок 13. Динамика К2 12 месяцев пяти крупнейших НПФ[7]

Доходность пенсионных накоплений

На 1 Марта 2009 года коэффициент номинального дохода АО “НПФ БТА Казахстан” за последние 60 месяцев (5 лет) составил 99,76%, против средневзвешанного “К2” по пенсионным активам НПФ – 41,07% и накопленного уровня инфляции за рассматриваемый период – 61,91%; за 36 месяцев (3 года) составил 50,09%, против средневзвешанного “К2” по пенсионным активам НПФ – 23,15% и накопленного уровня инфляции за рассматриваемый период – 39,34%;см.рисунок 14 [23]



Рисунок 14. Сведения о коэффициенте номинального дохода «К2» по состоянию 01.03.2009[23]

Чистый инвестиционный доход

«Чистый инвестиционный доход показывает сумму, которая непосредственно распределятся на счета вкладчиков.

На 1 Марта 2009 по показателю прироста чистого инвестиционного дохода за период с 1 января 2008 по 1 марта 2009 НПФ БТА Казахстан является лидером пенсионной системы с показателем более 15 млрд. тенге. см. рисунок15.[10]



Рисунок 15. Прирост чистого инвестиционного дохода за период 01.01.2008 по 01.03.2009

Инвестиционная деятельность

АО “НПФ БТА Казахстан” ДО АО “БТА” осуществляет самостоятельное управление пенсионными активами.

(Лицензия № 3.2.7/31 от 5 января 2009 года)

Хранение и учёт пенсионных активов Фонда осуществляет кастодиан: АО “Евразийский банк”.[23]

Таблица 19.

Структура инвестиционного портфеля на 01.03.2009 года [23]

Финансовый инструмент Доля, в %
Облигации казахстанских эмитентов 47,55
Облигации иностранных эмитентов 17,42
Акции казахстанских эмитентов 19,19
Средства в БВУ и на инвест. счете 2,34
Долгосрочные и краткосрочные ГЦБ 13,56
Итого 100%

 



Рисунок 16.Структура инвестиционного портфеля [23]

НПФ “БТА Казахстан”, единственный фонд, акции которого включены в официальный список KASE.


Глава 3. Проблемы и перспективы развития накопительной пенсионной системе в Республике Казахстан

3.1 Участие страховых компаний в пенсионном обеспечении населения Казахстана

Становится все более очевидным, что важный недостающий компонент в нынешнем пенсионном обеспечении – это отсутствие механизма страхования активов частных пенсионных фондов. Это абсурд, когда ни один гражданин не в состоянии рассчитать будущую пенсию, с чем встретит свою старость. В пенсионном обеспечении состоявшихся пенсионеров, участие страховых компаний нет надобности, так как их пенсии финансируются за счет обязательных пенсионных взносов юридических и физических лиц, а также прямые ассигнования из государственного бюджета страны (трансфертные платежи). В условиях же экономической нестабильности, в которой в настоящее время пребывает Казахстан, как никогда актуальным становится вопрос развития пенсионного страхования. Роль страховых компаний: как субъекта пенсионного страхования, как управляющих компаний для накопительных пенсионных фондов; как субъекта страхования других рисков, чего не могут обеспечить накопительные пенсионные фонды; как субъекта страхования финансовых рисков накопительных пенсионных фондов, иными словами гаранта их устойчивости, безусловно, важна и необходима.

Задача любой страховой организации, независимо от её формы является предоставление страховой защиты своей клиентуре от возможных опасностей и случайностей. С этой целью задумано страхование дополнительной пенсии, которое предусматривает накопление страхователем денежных средств для обеспечения себе в пенсионном возрасте пожизненного стабильного дополнительного дохода. Причем, чем моложе страхователь, тем легче ему решить эту проблему. [5]

Пока человек молод и в состоянии, приложив усилия, заработать значительную сумму денег, он вполне может, заключив договор страхования дополнительной пенсии, внести в любую выбранную им страховую компанию, занимающуюся данным видом страхования. Условия договора будут: либо единовременно внести всю пенсионную сумму взносов со значительной скидкой, либо воспользоваться рассрочкой платежа на годы без скидки. А дальше страхователю уже не о чем беспокоиться. За 10-15 лет уплаченная сумма превращается в совершенно фантастическую и в состоянии в будущем защитить его от превратностей инфляции.

Страхование пенсионных активов – это прерогатива страховых компаний не рисковых видов страхования, а долгосрочного страхования жизни. Альтернативным методом, благодаря которому можно получить дополнительный пенсионный доход, является покупка пенсионной ренты (аннуитета) у страховой компании. Под аннуитетом подразумевается соглашение между страховой компанией и частным лицом, согласно которому страховая компания с некоторого оговоренного момента времени берет на себя обязательство выплачивать (пожизненно или временно) определенную сумму денег данному лицу. Различают два типа аннуитета: фиксированный и переменный.

По фиксированному аннуитету гражданин уплачивает страховой компании определенную сумму денег единовременно или в рассрочку. Страховая компания выступает затем в качестве инвестора до конца жизни застрахованного лица или в течение определенного времени, указанного в договоре.

По переменному аннуитету страховая компания выплачивает сумму средств, которая может колебаться в зависимости от эффективности инвестирования. Как правило, переменные аннуитеты более эффективны в долгосрочном периоде, поэтому они чаще используются в пенсионном планировании.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что в странах, где система частного пенсионного обеспечения существует уже много лет, компании по страхованию жизни покупают все накопления физического лица в пенсионном фонде в обмен на выплату аннуитетов, т.е. пожизненной ренты. Человек при выходе на пенсию может выбрать разные варианты пенсионных выплат: будут ли это аннуитеты или выплаты непосредственно из пенсионного фонда, рассчитанные на количество лет, предполагаемых быть прожитыми.

Что касается условий выплаты дополнительной пенсии, то здесь существует масса вариантов: и страхование по принципу пожизненной ренты, прекращающейся со смертью страхователя, и перевод пенсии в редуцированной сумме на наследников страхователя, и возможность досрочной выплаты пенсии в связи с наступившей инвалидностью или потерей работы за несколько лет до наступления пенсионного возраста, и сочетания страхования дополнительной пенсии со страхованием траурного обряда – словом, налицо широкий простор для фантазии страховых компаний. Разница только в определении тарифа, подкрепленного квалифицированными актуарными расчетами. Правильно рассчитанный тариф должен не только обеспечить старость страхователя, но и сделать этот вид страхования рентабельным для страховой компании.

В данном случае мы рассмотрели вариант самостоятельного обеспечения страхователем своей старости. Но это не единственная возможность. Оплатить стоимость страхования дополнительной пенсии своих сотрудников может и предприятие. Если предприятие не располагает средствами для оформления договоров страхования на всех сотрудников, то это можно сделать поэтапно, например, по отделам или по цехам. Кроме того, страхование дополнительной пенсии за счет средств предприятия – это хороший экономический рычаг для предотвращения нежелательного увольнения ценного работника, поскольку, выступая в данном случае в роли страхователя, предприятие вправе расторгнуть договор досрочно. [12]

Итак, при создании системы пенсионного страхования принято руководствоваться определенными принципами, которые гарантируют её успешное функционирование. Это принцип:

1)свободного волеизъявления, что предполагает право свободного выбора предприятиями и физическими лицами заключать договор пенсионного страхования со страховыми компаниями;

2)полноценного финансового контроля со стороны государства за деятельностью страховых компаний;

3)создание равных экономических и правовых условий для всех участников этого рынка.

Создание же таких условий предполагает:

1)введение в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, включив в него платежи по договорам пенсионного страхования, заключенным со страховыми компаниями.

2)в Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в пенсионный фонд, включить сумму платежей работодателей по договорам пенсионного страхования, заключенным со страховыми компаниями.

В заключении нужно отметить, что совместная работа представителей законодательной и исполнительной власти, накопительных пенсионных фондов и страховых компаний, а также всех остальных заинтересованных участников рынка негосударственного пенсионного обеспечения должна привести к тому, что в Казахстане наконец-то будет построена эффективная пенсионная система, способная обеспечить нашим гражданам достойный уровень жизни в пенсионном возрасте.

3.2 Совершенствование механизма реализации пенсионной реформы в Казахстане

Сегодняшняя накопительная система представляет собой лишь сферу действия гражданско-правовых отношений и не является по своей природе страховой. В пенсионировании известны две системы финансирования обеспечения граждан в старости: перераспределительная (солидарная) и накопительная.

Перераспределительная система характеризуется тем, что на выплаты пенсии пожилым людям используется актуарные поступления в фонды пенсионного страхования. Лица, платившие страховые взносы, получают при достижении пенсионного возраста право на пенсию, которая финансируется в свою очередь следующими поколениями плательщиков страховых взносов. В таком случае говорят о так называемом договоре между поколениями.

При использовании же накопительной системы финансирования поступающие страховые взносы не сразу расходуются на выплату пенсий, а накапливаются в виде определенного (резервного) капитала.

Для кардинального изменения ситуации в пенсионной сфере требуется решить две группы задач.

Во-первых, совершенствование пенсионного обеспечения состоявшихся пенсионеров (все нынешние пенсионеры и те, которые ими станут в течении 10 лет).

Предлагается установить всем состоявшимся пенсионерам при трудовом стаже 20 и 25 лет (согласно полу) пенсию в размере 60% от номинальной средней заработной платы по стране.

В качестве ограничителя предлагается размер средней зарплаты в стране, так как такой подход используется в ряде развитых стран: считается, что размер средней зарплаты является базой для сопоставления заработной платы выходящего на пенсию при исчислении последней.

Для пенсионного обеспечения состоявшихся пенсионеров нужны большие средства. Как известно, у государства их пока нет. Необходимо изыскать крупные дополнительные ресурсы для поддержки сегодняшних пенсионеров, чтобы материализовать их заработанные в советское время пенсионные права. Для повышения размера пенсий и своевременной ежемесячной выплаты, необходимо использовать не только взносы предпринимателей – 6% от фонда оплаты труда, но и за счет других нетрадиционных для нашей страны источников финансирования (установление государственной монополии на торговлю газом, нефтью, лесом и т.д., выделив часть получаемого монопольного дохода на пенсионные цели; учреждения дополнительного целевого таможенного сбора на ввозимые товары и целевого акцизного сбора на алкоголь и табачные изделия; введения целевого социального налога на доходы богатых и сверхбогатых слоев населения и т.д.). Принцип социальной справедливости требует, чтобы эти виды доходов принадлежали обществу в целом и направлялись прежде всего на обеспечение тех, кто еще или уже не способен трудиться. Подобный опыт оправдал себя во Франции, ФРГ, Скандинавии. [17]

Во-вторых, совершенствование пенсионного обеспечения будущих пенсионеров, то есть нынешних работников, которым до пенсии больше 10 лет, и вновь вступающих в трудовую деятельность. Проблема в том, что у нынешних наемных работников объем заработной платы, с которого уплачиваются пенсионные взносы в пенсионный фонд – крайне мал.

По итогам первого полугодия 2000 года 51,9% населения имело доходы до 3000 тенге и 34,7% - от 3001 до 6000 тенге в месяц, поэтому весьма проблематично накопить средства на старость.1 Кроме того, не исключается безработица, болезнь, инвалидность и т.д. Отсюда – и беспросветная бедность.

Если доля низкооплачиваемых работников радикально не сократиться, то число будущих пенсионеров, не заработавших (не «накопивших») себе пристойную пенсию, будет столь же велико, как число низкооплачиваемых работников. Бедность работников трансформируется в бедность пенсионеров без остановки. К тому же, в пенсионном обеспечении возникает дифференциация, подобная различиям в оплате труда. [22]

Для будущих пенсионеров был разработан новый механизм пенсионного обеспечения – «солидарно-индивидуальная пенсия». По обеспеченности пенсия будущих пенсионеров должна быть трехуровневой: гарантированной социальной, обязательной солидарно-индивидуальной, добровольной.

Первый уровень – это социальная пенсия, которая определяется гарантией прожиточного минимума пенсионера в конкретном регионе; её получают все граждане страны, достигшие пенсионного возраста, не работавшие или не выработавшие необходимый трудовой стаж. Финансовым источником является бюджет страны.

Второй уровень – это обязательная солидарно-индивидуальная пенсия, которую получает наемный работник при достижении пенсионного возраста и при наличии необходимого трудового стажа.

Формирование солидарно-индивидуальной пенсии предлагается из двух финансовых источников: солидарной и индивидуальной. Солидарная пенсия, выплачивается за счет обязательных отчислений работодателям 4% от фонда оплаты труда, которые регистрируются на солидарном пенсионном счете (СПС) каждого работника. Индивидуальная пенсия выплачивается за счет обязательных отчислений 6% от заработной платы наемного работника, которые регистрируются на его индивидуальном (персональном) пенсионном счете (ИПС). Каждый наемный работник должен иметь единый пенсионный счет с регистрацией солидарной и индивидуальной пенсионных взносов за время трудовой деятельности. Собираемые пенсионные средства фиксируются на индивидуальных счетах работников. Они инвестируются в экономику, а доход от этих инвестиционных вложений, за вычетом комиссионных, получаемых пенсионными фондами, распределяется пропорционально накопляемому взносу на индивидуальных счетах работников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.