Дипломная работа: Эффективность деятельности современного транспортного предприятия
, (2.1)
где
Т – среднегодовой темп роста товарной продукции, %;
Т1,
Т2, Т3 – годовые темпы роста товарной продукции %;
n
– число лет анализируемого периода
%
Таким
образом, можно сказать, что за три года объем продукции увеличился на 22%, а
среднегодовой темп роста равняется 110,5%. Такой уровень говорит положительных
тенденциях по анализируемым показателям, но в тоже время плановый уровень
вскрышных работ не выполняется, что говорит о нереализованных резервах
эффективности его деятельности.
2.3 Анализ состояния и
использования основных фондов
В
распоряжении каждого предприятия выделяются необходимые для производственной
деятельности различные материальные ценности и денежные средства, которые
являются фондами производственного назначения. Эти фонды представлены тремя
формами - денежной, производственной и товарной. Производственные фонды в виде
средств и предметов труда используются для создания товаров или оказания услуг.
Товарные фонды существуют в виде готовой реализуемой продукции.
Процесс
производства совершается с участием предметов труда и средств (орудий) труда.
Средства труда принимают участие в создании продуктов труда в течение
продолжительного времени ряда производственных циклов, перенося часть своей
стоимости на создаваемый с их помощью продукт. Предметы труда участвуют в
производственном процессе один раз, перенося свою стоимость полностью на
продукт, после чего выбывают из него.
Средства
труда составляют материально-вещественное содержание основных производственных
фондов, а предметы труда - оборотных фондов.
Основные
производственные фонды - это часть средств производства, которые длительное
время участвуют в производственном процессе. Они создают общие условия
производства (здания, сооружения) и являются орудиями труда (силовые и рабочие
машины, оборудование, транспортные средства). Основные фонды сохраняют свою
натуральную форму и первоначальное значение, но постепенно изнашиваясь, частями
переносят свою стоимость на вновь создаваемый продукт.
Отдельные
элементы основных производственных фондов (ОПФ) играют различную роль в
производственном процессе. Поэтому их принято делить на две части; активную и
пассивную. Активные основные фонды непосредственно воздействуют на продукт и
определяют главным образом масштабы ого производства. Так, в машиностроении -
это машины и станки, установленные в основных цехах предприятий, в металлургии
- доменные и мартеновские печи, на транспорте - подвижной состав.
Пассивными
основными фондами считаются такие, которые лишь обеспечивают нормальное
использование активной части фондов. Это здания, дороги, передаточные
устройства. Так, в машиностроении, строительстве, промышленности строительных
материалов транспортные средства (ТС) относятся к пассивным основным фондам, а
на транспорте - к активным.
Основные
фонды данного предприятия подразделяют на следующие группы: здания, сооружения,
передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства,
инструменты, инвентарь производственный, хозяйственный инвентарь и др.
В
отличие от основных оборотные фонды в качестве предметов труда вступают в
процесс производства постепенно и полностью входят в состав производимых
товаров или полностью уничтожаются, теряют свою материальную форму и
вещественно перестают существовать (топливо, смазочные материалы и т.п.),
перенося таким образом, свою стоимость на создаваемый продукт в течение одного
производственного цикла. После реализации продукции, перевозок и прочих услуг
стоимость используемых предметов труда возмещается доходом предприятия, что
создает возможность их возобновления.
Экономическая
сущность оборотных средств как экономической категории и составной части
производства состоит в том, что они находятся в непрерывном движении -
кругообороте, в процессе которого последовательно изменяют свою форму, переходя
из денежной в материальную, из материальной в товарную и из товарной в
денежную, т.е. проходят три стадии кругооборота. Анализируя состояние и
использование производственных фондов данного предприятия будем учитывать
специфику работы транспорта по сравнению с другими отраслями производства. Она
определяет некоторую особенность в использовании и распределении фондов АТП и
соотношении между отдельными составляющими представленную на рисунке 2.1.
Стоимостное
соотношение между основными и оборотными фондами составляет органическое
строение производственных фондов любого предприятия и для данного предприятия,
как принадлежащего к транспортному, составляет 9:1. Такое существенное различие
в структуре производственных фондов объясняется спецификой автомобильного
транспорта, который не производит продукции в материальном виде, а лишь
перемещает ее.
Характерной
особенностью основных производственных фондов данного АТП является меньший
удельный вес зданий и сооружений в их общем объеме по сравнению с промышленными
предприятиями, а также больший удельный вес активной части основных фондов -
транспортных средств. Структура ОПФ автотранспорта зависит от многих факторов,
в т.ч. от: количественного и качественного состава транспортных средств, уровня
организации производства, концентрации и специализации АТП, климатических
условий и ряда других факторов.
В
отличие от промышленного производства на автотранспорте в составе оборотных
средств доля оборотных фондов меньше, чем доля фондов обращения. По мере
повышения эффективности использования оборотных фондов это соотношение
изменяется в сторону увеличения доли фондов обращения. Такое же изменение может
наблюдаться при образовании на предприятиях значительной дебиторской
задолженности, т.е. когда за выполненную транспортную работу заказчики
несвоевременно производят расчет с АТП. Поэтому система расчетов за автомобильные
перевозки должна быть такой, чтобы она обеспечивала быстрое прохождение
оборотных средств через стадию реализации, оплаты материальных ценностей и
услуг. Оборотные фонды АТП состоят главным образом из производственных запасов.
В
составе оборотных фондов учитывают все виды топлива, масел и других
эксплуатационных материалов для подвижного состава. Автомобильные шины
учитывают только те, которые находятся на складах предприятия, на автомобилях
технической помощи, на автостанциях. Автомобильные шины, установленные на
автомобилях и эксплуатируемые, относят к стоимости автомобилей.
В
сфере обращения на автотранспорте находятся преимущественно денежные средства.
Это средства в расчетных документах за выполненные перевозки,
погрузочно-разгрузочные работы, экспедиционные операции и другие услуги. К ним
относятся также дебиторская задолженность заказчиков, поставщиков и прочих
дебиторов, денежные средства на расчетных счетах и кассе “УМР”.
В
деятельности АТП оборотные средства в каждый отдельно взятый момент находятся
по частям во всех трех стадиях кругооборота и во всех формах, участвуя в сфере
производства и сфере обращения. Кругооборот оборотных средств на автотранспорте
имеет свои специфические особенности, связанные с экономической природой
транспортной продукции и с процессом ее производства. Т.к. продукцией
транспорта является процесс перемещения грузов, который не имеет вещественной
формы, а только стоимостную, то на третьей стадии кругооборота реализация
транспортной продукции совпадает по времени с ее производством, т.е. со второй
стадией. В связи с этим, применительно к автотранспортному предприятию,
оборотные средства имеют только две стадии кругооборота, которые и будем
анализировать.
Так
как между процессом перевозок и возмещением затрат на него имеется некоторый
промежуток времени, в течение которого предприятие получает деньги от
потребителей транспортных услуг, то этот промежуток времени и составляет
продолжительность третьей стадии кругооборота. Если затраты на перевозки
возмещаются авансом, то в этом случае затраты времени на третью стадию
кругооборота отсутствуют или сокращаются до минимума.
Анализ
состава и структуры основных фондов и оборотных средств АТП представлен ниже в
таблице 2.5.
Таблица 2.5 Состав и структура ОПФ
Виды фондов
тыс. грн.
Абсолютное отклонение, тыс. грн.
Относительное отклонение, %
план
факт
Здания
1320
1291
-29
24,2
Сооружения
450
220
-230
4,1
Машины и оборудование
275
282
7
5,3
Транспортные средства
3420
3394
-26
63,7
Производственные и хоз. инвентарь
150
142
-8
2,7
Другие виды ОПФ
-
-
-
-
Итого:
5615
5329
-292
100
в т.ч. производственные
5615
5329
-292
100
непроизводственные
-
-
-
-
В
составе основных фондов наибольшую долю занимают транспортные средства (63,7%),
здания (24,2%), сооружения (4,1%).
Структура транспортных средств
представлена в таблице 2.6
Таблица 2.6 Состав и структура подвижного
состава по типам и маркам
Грузоподъемность, т
коли че-ство, шт.
по типам и маркам, %
по маркам, %
Общая грузоподъемность, т
по типам и маркам %
% по маркам
Всего автомобилей
42
100
473,4
100
из них
Цистерны
5
11,9
100
24,0
5
100
иззззииз них них
ГАЗ-53
4,2
2
4,8
40,0
8,4
1,8
35,0
МАЗ-5320
7,6
1
2,3
20
7,6
1,6
31,7
МАЗ-5549
8
2
4,8
40
8
1,6
33,3
Бортовые
3
7,1
100
13,6
2,9
100
из них
КрАЗ-255
10
1
2,4
33,3
10
2,1
73,5
ГАЗ-3302
1,8
2
4,7
66,7
3,6
0,8
26,5
Самосвалы
31
73,9
100
411
86,9
100
из них
КрАЗ-256Б1
12
5
11,9
16,1
60
12,7
16,6
КрАЗ-6510
13,5
26
62
83,9
351
74,2
83,4
Специальные
1
2,3
100
16
3,8
100
КС-4561
16
1
2,3
100
16
3,4
100
Прочие
2
4,8
100
8,8
1,8
100
из них
ЛАЗ-699Р
8
1
2,3
50
8
1,6
90,9
ГАЗ-31029
0,8
1
2,3
50
0,8
0,2
9,1
Наибольшую
долю занимают самосвалы (86,9%), представленные главным образом автомобилями
марки КрАЗ. В этой связи целесообразно дальнейший анализ выполнять акцентируя
изменения именно по этой составляющей автопарка.