Дипломная работа: Формирование доходов бюджета Республики Беларусь
С целью обеспечения унификации учета доходов бюджетной
системы применяется классификация доходов Республики Беларусь.
Классификация доходов представляет собой
систематизированную группировку доходов республиканского и местных бюджетов,
государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств
бюджетных учреждений и основывается на актах законодательства Республики
Беларусь, определяющих источники их формирования.
Доходы бюджетов делятся на следующие категории: текущие,
капитальные и безвозмездные, состоящие из групп доходов. Группы доходов состоят
из видов доходов. Доходы по видам объединяются в разделы и подразделы доходов в
зависимости от источников их получения.
Категория «Текущие доходы» включают все доходные
невозвратные платежи в бюджет, представляющие собой обязательные безвозмездные
потоки средств, поступающие в сектор государственного управления, а также
добровольные и компенсируемые поступления средств от предоставления
государственными учреждениями услуг, штрафы и санкции, за исключением средств,
полученных от других государственных органов или международных организаций.
Текущие доходы, в свою очередь, по форме, методам изъятия
и содержанию подразделяются на три группы - текущие налоговые доходы,
социальные отчисления и текущие неналоговые доходы и обязательные платежи.
В группу «Текущие налоговые доходы» включаются следующие
виды доходов, взимаемые в бюджет и классифицируемые в зависимости от объекта
налогообложения или в соответствии с источником возникновения налоговых
обязательств: прямые налоги на доходы и прибыль; налоги, взимаемые с фонда
заработной платы; внутренние налоги на товары и услуги; налоги на
собственность; доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операции;
прочие налоги, сборы и пошлины.
В свою очередь данные виды доходов включают следующие
доходные источники (разделы):
прямые налоги на доходы и прибыль - подоходный налог;
налог на прибыль; налог на доходы; прочие налоги на доходы и прибыль;
налоги, взимаемые с фонда заработной платы - чрезвычайный
налог;
внутренние налоги на товары и услуги - налог на
добавленную стоимость; налоги с продаж; налог на приобретение автотранспортных
средств; прочие налоги на товары и услуги; акцизы и др.;
налоги на собственность, налог на недвижимость за
незавершенное строительство; земельный налог; налог на недвижимость;
доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций
- таможенные пошлины, прочие доходы;
Прочие налоги, сборы и платежи.
К группе Социальные отчисления относят обязательные
страховые взносы в Фонд социальной защиты населения и государственный фонд
содействия занятости с целью создания резервов для социальной поддержки
незанятого населения и обеспечения их занятости. В названную группу включаются
два вида доходов: взносы работающих по найму и отчисления работодателей.
Взносы работающих по найму включают обязательные взносы в
Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты
Республики Беларусь.
В группу «Текущие неналоговые доходы и обязательные
платежи» включаются платежи и иные поступления, классифицируемые по характеру
их поступления в бюджет и включающие возмездные операции от прямого
предоставления государством услуг и продажи товаров (доходы от государственной
собственности и предпринимательской деятельности, поступления от некоммерческих
и сопутствующих продаж товаров, чистая прибыль или проценты, получаемые от
Национального банка и органов денежно-кредитного регулирования в виде
эмиссионного дохода), а также некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов,
санкций, конфискации, все добровольные текущие поступления из негосударственных
источников (от физических и юридических лиц) и др.
Данная группа доходов разграничивается на четыре вида:
доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности,
административные сборы и платежи, поступления по штрафам и санкциям, прочие
текущие неналоговые доходы и обязательные платежи.
К категории «Капитальные доходы» относятся невозвратные
платежи, классифицируемые по видам реализуемых основных фондов, и связанные с их
приобретением, передачей, сооружением или продажей.
Эта категория включает также поступления в бюджет от
продажи нематериальных активов, от реализации государственных материальных
резервов и ценностей, от продажи земли и реализации других непроизводственных
активов, а также разовые безвозмездные предоставления средств для приобретения
материальных ценностей.
Капитальные доходы подразделяются на капитальные
налоговые и капитальные неналоговые доходы и обязательные платежи.
В группу «Капитальные налоговые доходы» включаются налоги
на капитальные активы, взимаемые нерегулярно и со значительными временными
интервалами. К ним относятся поступления от налогов на передачу имущества по
наследству, наследство и дарение, другие непериодические налоги на имущество.
К группе «Капитальные неналоговые доходы и обязательные
платежи» относятся капитальные доходы, отражающие реализацию нефинансовых
активов (произведенных и непроизведенных), за исключением капитальных налоговых
доходов.
В названную группу включаются следующие виды доходов:
доходы от реализации произведенных активов, доходы от реализации
непроизведенных активов, капитальные трансферты за исключением безвозмездных
поступлений; другие капитальные неналоговые доходы и обязательные платежи.
Произведенные активы представляют собой активы,
возникающие в процессе производства и включающие доходы от реализации
государственного имущества (в том числе основных фондов), акций и продажи
нематериальных активов, а также доходы от реализации государственных резервов.
К нематериальным активам относятся права пользования
активами (приобретенные за плату права пользования землей, водой, полезными
ископаемыми, другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями,
оборудованием, патенты, лицензии, права на товарные знаки и торговые марки, а
также прочие имущественные права, брокерские места, программное обеспечение) и
другие аналогичные расходы, не имеющие материальной основы.
Непроизведенные активы не являются результатом процесса
производства и включают поступления от продажи активов естественного
происхождения, на которые были установлены права собственности, а также
условных объектов, оформленных правовыми или бухгалтерскими актами. К ним
относятся материальные активы - земля, некультивируемые лесные угодья,
внутренние водоемы и месторождения полезных ископаемых, а также некоторые
нематериальные активы - запатентованные объекты, договоры аренды, касающиеся
непроизведенных активов.
Капитальные трансферты за исключением безвозмездных
поступлений поступления добровольных невозвратных платежей в бюджет на
осуществление капитальных расходов или приобретение материальных ценностей. Эта
статья включает поступления средств от не являющихся государственными
юридических и физических лиц.
Категория «Безвозмездные поступления» классифицируется по
источникам получения доходов и представляет собой добровольные и необязательные
текущие или капитальные трансферты, получаемые от иностранных государств, от
других уровней государственного управления ( из бюджетов одного уровня в
другой) и от стран - участниц международных организаций и соглашений. В доходы
бюджетов могут зачисляться безвозмездные поступления по взаимным расчетам.
В соответствии с классификацией доходов бюджетов
полученные безвозмездные поступления подразделяются на две группы- текущие
безвозмездные поступления и капитальные безвозмездные поступления.
В группу « Текущие безвозмездные поступления» включаются
виды доходов: текущие безвозмездные поступления из-за границы и от других
уровней государственного управления; текущие безвозмездные поступления от
стран-участниц международных организаций и соглашений и предназначены для
осуществления текущих расходов в сфере государственного управления.
К группе «Капитальные безвозмездные поступления»
относятся поступления, которые предназначены для осуществления капитальных
расходов в сфере государственного управления. В данную группу включаются два
вида доходов: капитальные безвозмездные поступления из-за границы и от других
уровней государственного управления, а также капитальные безвозмездные поступления
от стран - участниц международных организаций и соглашений. [21, c.11-15]
Налоги - важная экономическая категория, исторически
связанная с существованием и функционированием государства. Главным назначением
налогов является обеспечение материальных условий существования государства и
выполнения им функций управления экономикой и обществом.
По своей форме их можно определить, как обязательные
денежные платежи, изымаемые в бюджет. Если рассматривать материальное
содержание налогов, то они представляют ту часть национального дохода, которая
взимается у субъектов хозяйствования и населения на общегосударственные нужды.
При изъятии налогов между государством и плательщиками налогов возникают
денежные отношения, затрагивающие существенные интересы участников создания и
распределения национального дохода. Интерес государства заключается в изъятии
части национального дохода на общегосударственные нужды, в мобилизации и
перераспределении этих средств через бюджет. У собственников созданного или
полученного за выполненные работы или услуги национального дохода при изъятии
налогов затрагиваются первостепенные экономические интересы, поскольку
уменьшаются их реальные доходы, что влечет в свою очередь за собой сокращение
ресурсов на расширение и совершенствование производства. Процесс
принудительного отчуждения имеет одностороннее движение стоимости от
налогоплательщика к государству без прямого эквивалентного обмена.
В экономической литературе дается множество трактовок
сущности налога. В целом, налог - это обязательный безвозмездный платеж,
взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им
денежных средств, для финансового обеспечения деятельности государства и
региональных образований.
Налоги в структуре общественных отношений выполняют ряд
важных задач. Условно их можно свести к трем основным функциям: фискальной,
регулирующей и стимулирующей.
Фискальная функция - основная, характерная изначально для
всех видов государств. С ее помощью образуются государственные фонды денежных
средств, т.е. материальные условия для функционирования государства. Мобилизуя
через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное
соприкосновение с участниками процесса производства, что обеспечивает ему
реальные возможности влиять на развитие экономики.
Регулирующая функция заключается в воздействии налогов на
многие стороны общественно - экономических отношений. Она реализуется через
совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства
путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или
понижения общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот,
поощряющих деловую активность в отдельных сферах деятельности или регионах
страны. Регулирующая функция налогов взаимосвязана с их стимулирующим
значением.
Стимулирующая функция ориентирует налоговый механизм
государства на стимулирование плательщика к определенным действиям. Задача
стимулирующей функции налогов заключается в том, чтобы наряду с применением
оптимального уровня изъятий, создавать стимулы для развития приоритетных
отраслей и производств, обеспечивающих экономический прогресс общества.
Кроме налогов в государственный бюджет поступают также
различные сборы, пошлины и другие обязательные платежи. Они имеют с налогами
единую экономическую сущность, но в тоже время отличаются спецификой назначения
и характером использования.
Сборы и пошлины в отличия от налогов всегда имеют целевое
назначение. Они строятся на эквивалентной основе как уплата государству за
определенные оказываемые им услуги или за предоставляемые права. Пошлины - это
денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, при этом
субъект пошлины получает определенные права на осуществление каких - либо
хозяйственных операций (вывоз, ввоз товаров или специальные разрешения
(лицензии, свидетельства). Сборы представляют собой платежи в бюджет за
обладание специальным правом (право торговли, право проведения аукционов, право
на парковку в специально оборудованных местах и т.д.).
В соответствии с Общей частью Налогового Кодекса
Республики Беларусь (2002 г.) «Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж
в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических
лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их
государственными органами юридически значимых действий, включая предоставление
определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с
перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь». [1]
Совокупность экономических, политических и исторических
факторов обусловливают особенности налоговых систем каждой страны. Вместе с тем
при всех национальных особенностях возможно выделение ряда общих для них
характеристик. Систему налогов, поступающих в бюджеты разных уровней, можно
классифицировать по различным признакам: по методам взимания, по объектам
обложения, по виду плательщиков, по использованию, по характеру построения
налоговых ставок и т.д.
По методам изъятия, объектам обложения все налоги можно
подразделить на прямые и косвенные.
Прямые налоги - это налоги, которые взимаются
государством с доходов или имущества налогоплательщика (подоходно-имущественные
налоги), и непосредственно обусловлены величиной объекта обложения. К ним,
например, относятся налог на доходы, налог на прибыль, подоходный налог, налоги
на собственность и др.
Косвенные налоги уплачиваются с оборотов по реализации
товаров, работ, услуг или с чистых оборотов - добавленной стоимости. Косвенные
налоги включаются в цену товаров и поступают в бюджет после их реализации. Перечисляют
косвенные налоги в бюджет производители и импортеры товаров, фактическими же
плательщиками являются потребители этих товаров, оплатившие их в составе цены.
Косвенные налоги считаются наиболее удобными для государства, поскольку они
являются устойчивыми видами доходов государственного бюджета и не зависят от
результатов финансовой деятельности предприятий. Помимо этого, механизм их
взимания достаточно прост и прозрачен для контроля со стороны налоговых и
других органов. Недостатком косвенных налогов является то, что они практически
не учитывают уровень платежеспособности налогоплательщиков.
Мировая практика знает много косвенных налогов. В
Республике Беларусь к косвенным налогам относятся: налог на добавленную
стоимость и акцизы.
Исходя из значимости, налоги подразделяются на
общегосударственные и местные. Общегосударственные налоги устанавливаются
Правительством и законодательным органом страны, действуют на всей ее
территории и поступают в государственный бюджет. Местные налоги утверждаются
местными представительными органами власти, действуют сугубо на определенной
территории и поступают в соответствующие региональные бюджеты.
В Республике Беларусь перечень общегосударственных
(республиканских) налогов, объекты налогообложения, виды льгот, ставки,
плательщики, порядок взимания и зачисления налогов в бюджет и др.
устанавливаются актами Президента и законами Республики Беларусь. В состав
республиканских налогов и сборов входят: налог на добавленную стоимость,
акцизы, налог на доходы, налог на прибыль, чрезвычайный налог, подоходный налог
с физических лиц, налоги с пользователей природных ресурсов, налоги на
имущество, земельный налог, дорожные налоги и сборы, таможенная пошлина и
таможенные сборы, гербовый сбор, оффшорный сбор, консульский сбор, государственная
пошлина, регистрационные и лицензионные сборы и др.
Перечень местных налогов и сборов в нашей стране
устанавливается законодательными актами Республики Беларусь и вводятся решением
соответствующих Советов депутатов. Областные, Минский городской Совет
депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня (городские
(городов областного подчинения), районные Советы) самостоятельно определяют
базу и объекты налогообложения, конкретные размеры ставок, плательщиков,
льготы, порядок исчисления и сроки уплаты местных налогов и сборов в
соответствии с действующим законодательством.
В зависимости от характера распоряжения и назначения
налоги и сборы подразделяются на закрепленные и регулирующие. К закрепленным
относятся налоги и сборы, закрепленные на длительный срок в качестве доходного
источника бюджета определенного уровня. Например, за республиканским бюджетом
Республики Беларусь закреплены следующие налоги: налог на добавленную
стоимость, акцизы, налог на доходы, налог на прибыль, чрезвычайный налог и т.д.
Регулирующие налоги - это республиканские налоги,
используемые ежегодно в виде нормативов отчислений для сбалансирования бюджетов
различных уровней. В качестве регулирующих налогов используются налог на
добавленную стоимость, налоги на доходы и прибыль, акцизы на автомобильное
топливо.
В зависимости от вида плательщиков, налоги подразделяются
на две группы. Первую из них образуют поступления от юридических лиц, т.е.
предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, производственных и
потребительских кооперативов и др., а вторую - от физических лиц. Первая группа
налогов и сборов существенно преобладает в доходах бюджета. С ростом доходов
населения доля поступлений в бюджет Республики Беларусь от физических лиц имеет
тенденцию к увеличению.
Государственные пошлины, поступающие в бюджет Республики
Беларусь, можно условно подразделить на следующие виды:
а)государственные пошлины за совершение услуг
(нотариальных действий, регистрацию актов гражданского состояния и др.);
б)государственные пошлины за предоставление особых прав
(права на рыбную ловлю, на охоту и т.п.);
в)регистрационные пошлины (за выдачу лицензий, авторских
свидетельств и т.д.);
г)таможенные пошлины (в случаях совершения
экспортно-импортных операций).
Согласно закону Республики Беларусь о бюджете Республики
Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, областным, Минскому
городскому Советам депутатов, Советам депутатов базового уровня предоставляется
право на введение в соответствующих регионах местных налогов и сборов.
В соответствии со значимостью (удельным весом) налогов в
формировании доходной части бюджета Республики Беларусь, рассмотрим основные из
них. В частности, дадим экономическую характеристику следующих налогов: налога
на добавленную стоимость, подоходного налога с физических лиц, налога на
прибыль, акцизов, налога на доходы, чрезвычайного налога и налога на
недвижимость.
Налог на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость относится к разряду
налогов на потребление и представляет собой форму изъятия в бюджет части
добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения
продукции, работ и услуг. Он определяется как разница между стоимостью
реализованной продукции, работ, услуг и стоимостью материальных затрат,
отнесенных на издержки производства и реализации.
Объектами обложения налогом на добавленную стоимость
признаются:
а)обороты по реализации товаров, работ и услуг на
территории Республики Беларусь (за исключением оборотов, освобождаемых от
налогообложения);
б)обороты по реализации товаров, работ и услуг за пределы
Республики Беларусь;
в)товары, ввозимые на таможенную территорию Республики
Беларусь (за исключением товаров, освобождаемых от налогообложения при ввозе на
таможенную территорию Республики Беларусь).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|