Дипломная работа: Формирование доходов бюджета Республики Беларусь
Положительное сальдо внутреннего финансирования будет
осуществляться, в основном, за счет средств размещения государственных ценных
бумаг (278 млрд. руб.) и поступлений от реализации принадлежащего государству
имущества (100 млрд. руб.).
По внешним источникам финансирования дефицита
республиканского бюджета погашение кредитов международных финансовых
организаций будет превышать привлечение на 13,7 млрд. дол. США, что в
эквиваленте равно 30,7 млрд. руб. Погашение кредитов правительств зарубежных
стран (при отсутствии их привлечения) составит 70,3 млн. дол. США (157,5 млрд.
руб.). С учетом планируемого привлечения прочих источников внешнего финансирования
в размере около 318 млн. дол. США, или в эквиваленте 711,9 млрд. руб., в целом
внешнее финансирование дефицита бюджета составит в эквиваленте 523,7 млрд.
руб., то есть будет осуществлено в полном объеме.
Законом о бюджете Республики Беларусь на 2005 г. также
определяется порядок взаимоотношений между республиканским и местными
бюджетами, регламентированы отдельные положения местных бюджетов. В частности,
установлено распределение доходов между республиканским и местными бюджетами и
нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей
в бюджеты областей и г. Минска, утверждены налоги и сборы, формирующие доходы
местных бюджетов, налоги, закрепленные за бюджетами областей и г. Минска,
перечень защищенных расходов по отдельным статьям местных бюджетов, источники
формирования и направления использования средств целевых бюджетных фондов
местных бюджетов. Указанным Законом также установлены минимальный норматив
бюджетной обеспеченности по отраслям непроизводственной сферы на одного жителя
областей и г. Минска, а также минимальный норматив бюджетной обеспеченности на
здравоохранение на одного жителя республики.
Исходя из роли и места бюджета в осуществлении
государством экономической и социальной, внутренней и внешней политики наряду с
важнейшими показателями республиканского бюджета рассмотрим параметры
консолидированного бюджета.
Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь на
2005 г. запланированы в объеме 26 трлн. руб., расходы - 26,9 трлн. руб..
дефицит бюджета - 0,9 трлн. руб. По отношению к уточненному плану 2004 г. рост
доходов и расходов бюджета предусматривается, соответственно, 131,9% и 130,4%,
то есть несколько выше темпов роста доходов и расходов республиканского
бюджета. Удельный вес доходов в ВВП возрастает с 40,9% до 44,1%, расходов - с
42,7% Д° 45,7%, что обусловлено главным образом включением в 2005 г. в состав
республиканского и местных бюджетов инновационных фондов.
В объеме доходов консолидированного бюджета 70,2%
составляют доходы республиканского бюджета и 29,8% - доходы местных бюджетов.
Резкое изменение пропорции в последние два года между
доходами и расходами республиканского и местных бюджетов в сторону увеличения
доли первого явилось следствием включения начиная с 2004 г. в республиканский
бюджет средств ФСЗН.
В общей сумме доходов консолидированного бюджета
поступления налоговых и других платежей (текущие и капитальные доходы, доходы
СЭЗ) составляют 14,9 трлн. руб. (57,3%), в том числе текущие налоговые доходы -
13,6 трлн. руб. (52,3%). платежи в ФСЗН - 6,7 трлн. руб. (26%), доходы
государственных целевых бюджетных фондов - 4,3 трлн. руб. (16,7%).
Основными источниками формирования текущих налоговых
доходов консолидированного бюджета являются внутренние налоги на товары и
услуги - 6 566,4 млрд. руб., или 25,3% от доходов бюджета, в том числе НДС - 4
546,9 млрд. руб. (17,5%) и акцизы - 1207,9 млрд. руб. (4,7%), прямые налоги на
доходы и прибыль - 3 968,8 млрд. руб. (15.3%), в том числе налоги на доходы и
прибыль - I 941,6 млрд. руб. (7,4%), подоходный налог- 1 758,1 млрд. руб.
(6,8%). доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций- 410,1 млрд.
руб. (5,4%). [51, c. 110-111]
Поступления подоходного налога прогнозируются в сумме
1758,1 млрд. рублей, или с ростом к уточненному плану 2004 года на 29,7
процента, что связано с увеличением облагаемого фонда оплаты труда. Подоходный
налог с физических лиц рассчитан в сумме 1698,6 млрд. рублей, подоходный налог
с доходов от предпринимательской деятельности - 59,6 млрд. рублей. Уровень
изъятия подоходного налога с физических лиц по отношению к облагаемому фонду
оплаты труда определен в размере 9,7 процента, что соответствует исполнению за
2003 год и оценке 2004 года.
В основу расчета налогов на прибыль и доходы заложены
прогнозные объемы ВВП и прибыли до налогообложения, представленные
Министерством экономики, динамика поступлений налогов за текущий год, а также
изменения налогового законодательства. В 2005 году ожидается получить 1941,6
млрд. рублей указанных платежей, в том числе налога на прибыль - 1685,3 млрд.
рублей, налога на доходы - 256,3 млрд. рублей. Согласно установленным в Законе
о бюджете на 2005 год нормативам распределения между бюджетами, поступления
налогов на прибыль и доходы в республиканский бюджет определены в сумме 1276,3
млрд. рублей.
На планируемый в 2005 году объем поступлений по
чрезвычайному налогу оказали влияние снижение ставки взимания с 4 до 3
процентов и рост фонда оплаты труда в экономике. В результате поступления этого
налога прогнозируются в сумме 360,9 млрд. рублей, что составляет 97,3 процента
к оценке поступлений в 2004 году. [3], [4]
Поступления налога на добавленную стоимость
прогнозируются в 2005 году в сумме 4546,9 млрд. рублей, или с ростом по
сравнению с оценкой текущего года на 19,2 процента. Расчет поступлений НДС произведен
исходя из прогнозируемого роста номинального валового внутреннего продукта,
уровня изъятия налога по отношению к ВВП, динамики поступлений, валютного
курса, темпов роста импорта и средней налоговой ставки.
В структуре налога на добавленную стоимость поступления
по товарам, производимым в республике, составят 3124,8 млрд. рублей (68,7
процента), по товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь, -
1371,5 млрд. рублей (30,2 процента), по товарам, происходящим из третьих стран
и ввозимым из Российской Федерации, -15,8 млрд. рублей (0,4 процента). В 2005
году 50 процентов налога на добавленную стоимость по товарам, производимым на
территории Республики Беларусь, и уплачиваемого резидентами свободных
экономических зон, поступает в республиканский бюджет в сумме 34,8 млрд. рублей
(0,7 процента).
С учетом установленных отчислений в бюджеты областей и
г.Минска поступления НДС запланированы в республиканском бюджете в сумме 3053,7
млрд. рублей и местных бюджетах - 1493,2 млрд. рублей.
Поступления акцизов в 2005 году оцениваются в сумме
1207,9 млрд. рублей, или с ростом против плана на 2004 год на 13,7 процента.
Акцизы по всем группам алкогольной продукции рассчитаны с
учетом действующих в 2004 году ставок, увеличенных исходя из среднегодового индекса
потребительских цен в 2005 году (112-113 процентов). Поступления акцизов на
алкогольную продукцию, производимую в республике, и пиво определены в размере
574,1 млрд. рублей, что составляет 47,5 процента от общей суммы акцизов. Акцизы
по пиву в 2005 году составят 32,7 млрд. рублей, и их доля в акцизах увеличится
с 2,3 процента в текущем году до 2,7 процента в 2005 году, что связано с
прогнозируемым ростом объемов реализации производимого в республике пива.
Поступления акцизов на автомобильное топливо
запланированы в сумме 492,7 млрд. рублей, или с ростом на 3,9 процента к плану
2004 года. Общая сумма поступлений по указанному доходному источнику определена
исходя из установленных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
21 января 2004 года № 63 «О ставках акцизов по подакцизным товарам» ставок
акцизов в евро, прогнозируемых концерном «Белнефтехим» на 2005 год объемов
реализации топлива (895 тыс. тонн автомобильных бензинов и 1495 тыс. тонн
дизельного топлива) и курса евро.
Акцизы по табачным изделиям (кроме импортированных) на
2005 год запланированы в сумме 42,5 млрд. рублей, или с ростом на 5,8 процента
к 2004 году. В 2004 году складывается и учтено при планировании акцизов на 2005
год снижение производства табачных изделий Гродненской табачной фабрикой
«Неман» на 1 млн. штук с адекватным ростом на СП «Табак - инвест» (г. Минск).
[3], [4]
Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций
запланированы в бюджете на будущий год в сумме 1410,1 млрд. рублей, или с
увеличением против плана 2004 года на 15,9 процента. В 2005 году основной
частью доходов от внешнеэкономической деятельности являются импортные пошлины -
1035,5 млрд. рублей (73,4 процента) и экспортные пошлины - 370,1 млрд. рублей
(26,2 процента), в составе которых преобладают пошлины при экспорте
нефтепродуктов - 257,8 млрд. рублей (69,7 процента). [3], [4]
Объем неналоговых доходов на 2005 год прогнозируется в
общей сумме 1199,1 млрд. рублей, или с ростом против уточненного плана на 71,2
процента. Доля неналоговых поступлений в общем объеме доходов (без учета ФСЗН и
государственных целевых бюджетных фондов) составит 8,1 процента, что на 2,2
процентных пункта выше, чем в уточненном плане 2004 года.
В Законе о республиканском бюджете поступления по
неналоговым доходам и обязательным платежам в 2005 году определены в размере
917,5 млрд. рублей. Удельный вес неналоговых поступлений в объеме доходов
бюджета (без учета ФСЗН и государственных целевых бюджетных фондов) составит
11,3 процента. Структура указанных платежей по республиканскому бюджету
складывается следующим образом:
доходы от государственной собственности и
предпринимательской деятельности - 338,9 млрд. рублей (36,9 процента);
административные сборы и платежи - 263,2 млрд. рублей
(28,7 процента);
прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи
- 315,4 млрд. рублей (34,4 процента). [4]
Доходы от государственной собственности и
предпринимательской деятельности формируются, главным образом, за счет
поступлений в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий (225
млрд. рублей). Указанная сумма определена исходя из прогнозируемой на 2005 год
суммы прибыли до налогообложения, а также динамики поступлений.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджете
Республики Беларусь на 2005 год» 80 процентов прибыли Национального банка
Республики Беларусь перечисляется в доход республиканского бюджета в общей
сумме 15,0 млрд. рублей.
Поступления дивидендов по акциям, принадлежащим
государству, планируются в сумме 11,6 млрд. рублей. Указанная сумма определена
из совокупного пакета акций, принадлежащих Республике Беларусь, стоимостью 4,7
млрд. рублей, и средней доходности на одну акцию. Общий объем акций
прогнозируется с учетом возможной продажи акций работникам акционерных обществ
по конкурсу и на аукционах, передачи в коммунальную собственность, а также
реструктуризации задолженности по платежам в бюджет.
Совершенствование законодательства, регламентирующего
лотерейную деятельность, в части порядка использования невостребованных вещевых
выигрышей и формирования призового фонда, разработка новых видов лотереи,
увеличение сети реализации за счет использования вспомогательной сети, а также
расширение рекламной кампании и объемов реализации лотерей способствует
повышению эффективности лотерейной деятельности. С учетом динамики поступлений
и прогнозируемого привлечения средств за 2004 год налог на доходы от лотерейной
деятельности в республиканском бюджете на 2005 год запланирован в сумме 2,4
млрд. рублей.
Консульские сборы, поступающие от дипломатических
представительств и консульских учреждений Республики Беларусь за рубежом,
доходы от консульских сборов, поступающих в консульский пункт аэропорта Минск-2
и консульское управление Министерства иностранных дел, предусмотрены в сумме
29,8 млрд. рублей. [3], [4]
На 2005 год сумма доходов от сдачи в аренду
государственного имущества оценивается в 21,5 млрд. рублей и сформирована за
счет поступлений арендной платы от сдачи в аренду государственного имущества,
находящегося в безвозмездном пользовании открытых акционерных обществ; зданий,
сооружений и иных помещений, находящихся в республиканской собственности;
имущественных комплексов.
Фонд предупредительных (превентивных) мероприятий по
обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний формируется в доходах республиканского бюджета за
счет плановых отчислений в размере 5 процентов от поступивших страховых взносов
и прогнозируется на 2005 год в сумме 6,6 млрд. рублей.
С 2005 года согласно Указу Президента Республики Беларусь
от 12 июня 2000 г. № 339 «О совершенствовании порядка и условий проведения
обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных
средств» в республиканском бюджете предусматриваются поступления в фонд
предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию
гражданской ответственности владельцев транспортных средств в сумме 4 млрд.
рублей. Источником его образования являются суммы прогнозируемых отчислений от
страховых взносов, полученных при осуществлении обязательного страхования
гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В 2005 году предусматривается значительное (почти в 9
раз) увеличение доходной части бюджета по «прочим неналоговым поступлениям». В
целях выполнения задачи пополнения доходной части бюджета Министерством
финансов совместно с заинтересованными республиканскими органами
государственного управления будет продолжена работа по привлечению в бюджет
дополнительных поступлений. В результате по прогнозной оценке в бюджет
ожидается привлечь до 150 млрд. рублей дополнительных доходов. [3], [4]
Еще одной доходной статьей бюджета являются капитальные
доходы.
Исходя из планируемого отпуска ценностей из
Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики
Беларусь в доход республиканского бюджета средства от реализации драгоценных
металлов и драгоценных камней ожидается получить в размере 4168 млн. рублей.
При этом структура платежей распределяется по следующим направлениям:
от реализации драгоценных металлов для обеспечения
производственных нужд РАУП «Гомельское ПО «Кристалл» - 2081 млн. рублей;
от реализации драгоценных металлов Национальному банку -
1183 млн. рублей;
от реализации драгоценных металлов для обеспечения
производственных, научных, социально-культурных нужд юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей - 664 млн. рублей;
от реализации драгоценных металлов в виде ювелирных
изделий - 240 млн. рублей. [4]
В 2005 году доходная часть бюджетов свободных
экономических зон формируется за счет поступающих от резидентов СЭЗ налогов на
доходы и прибыль, акцизов и налога на добавленную стоимость в размере 50
процентов. Доходы бюджетов СЭЗ включаются в республиканский бюджет в размере
45,9 млрд. рублей.
В состав доходов государственных целевых бюджетных фондов
включаются поступления в Государственный фонд содействия занятости (131,5 млрд.
рублей), республиканский фонд охраны природы (66 млрд. рублей), а также с 2005
года - поступления в инновационные фонды республиканских органов
государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных
Правительству Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси,
планируемые в сумме 897,8 млрд. рублей.
В составе республиканского бюджета в 2005 году также
предусмотрены средства Фонда социальной защиты населения Министерства труда и
социальной защиты Республики Беларусь в размере 6747,8 млрд. рублей. [3], [4]
Таким образом, Доходы республиканского бюджета (без учета
государственных целевых бюджетных фондов и ФСЗН) запланированы в сумме 8141,4
млрд. рублей, или возрастают по сравнению с ожидаемым исполнением в 2004 году
на 21,6 процента.
В общей сумме доходов поступления налоговых и других
платежей в бюджет составят 14,9 трлн. рублей (57,3 процента), доходы
государственных целевых бюджетных фондов, включая инновационные фонды, - 4,3
трлн. рублей (16,7 процента), платежи в Фонд социальной защиты населения - 6,7
трлн. рублей (26 процентов).
Объем неналоговых доходов на 2005 год прогнозируется в
общей сумме 1199,1 млрд. рублей. Доля неналоговых поступлений в общем объеме
доходов (без учета ФСЗН и государственных целевых бюджетных фондов) составит
8,1 процента, что на 2,2 процентных пункта выше, чем в уточненном плане 2004
года.
В основу расчетов доходов бюджета Республики Беларусь на
2005 год положены оценка ожидаемых результатов исполнения бюджета за 2004 год,
параметры прогноза социально-экономического развития республики на 2005 год, а
также предлагаемые изменения налогового законодательства.
3. Основные направления увеличения доходной части
республиканского бюджета Республики Беларусь
3.1 Формирование доходной части бюджета стран с рыночной
экономикой
В мире известны две формы государственного устройства:
унитарное (единое) и федеративное. Бюджетная система унитарных государств
представлена государственным бюджетом и бюджетом местных органов
самоуправления. В федеративных государствах бюджетная система состоит их трех
звеньев: федеральный бюджет, бюджет членов федерации и местные бюджеты. К
первому типу государств относятся, например, такие страны как Франция,
Великобритания, Италия, Япония, ко второму - Российская Федерация, ФРГ, США,
Канада и др.
Изучение положительного опыта стран с развитой рыночной
экономикой помогает выработать рациональные предложения по совершенствованию
бюджетного процесса в Республике Беларусь, а в нашем случае - путей повышения
доходов республиканского бюджета Беларуси. С этой целью в данном параграфе нами
будет рассмотрено формирование доходной части бюджетов ряда зарубежных стран.
В США, как федеративном государстве, существуют три
бюджетных уровня: государственный (федеральный) бюджет, бюджеты штатов и
местные бюджеты.
Налоговые поступления являются основным источником
доходной части бюджетов всех уровней, но их характер достаточно различен. Так,
доходная часть федерального бюджета США в основном формируется за счет прямых
налогов, в том числе подоходного налога с населения (примерно 45% от всех
доходов федерального бюджета), взносов по социальному страхованию (около 35%),
налога на прибыль корпораций (около 10%). Доля косвенных налогов незначительна
(акцизы - около 5%, таможенные пошлины -1.5 - 2%). Что же касается бюджетов
штатов, то их доходная часть формируется прежде всего за счет косвенных налогов
(налоги на продажи и акцизы); источником доходов местных бюджетов являются
главным образом местные налоги, особенно налог на недвижимость.
В США около 2/3 налогов поступает в федеральный бюджет;
остальная часть примерно поровну распределяется между штатами и местным
уровнем.
Самый крупный в США налог - подоходный на население -
взимается по прогрессивной шкале. В результате налоговой реформы 1980-х гг.
прогрессивность этого налога была заметно снижена (максимальная ставка упала с
70 до 33%), необлагаемый минимум - увеличен, но наряду с этим уменьшилось
количество налоговых льгот. Исчисление данного налога производится по
установленной ставке от суммы всех получаемых отдельным лицом или семьей
доходов за вычетом деловых издержек, связанных с получением этих доходов (для
свободных профессий и мелкой предпринимательской деятельности), необлагаемого
минимумом доходов, необлагаемых расходов, подпадающих под налоговые льготы
(взносы в благотворительные фонды, алименты, расходы на медицинское
обслуживание не более 15% облагаемой суммы и др.). На практике расчеты
подоходного налога достаточно сложные и трудоемкие. [34, c.481-483]
Вторая по величине статья доходов федерального бюджета -
отчисления на социальное страхование. В отличие от европейских стран, где
основную часть этого взноса делает работодатель, в США он делится пополам между
работодателем и наемным работником. Ставка меняется ежегодно при формировании
бюджета. В начале 90-х годов общая ставка была 15,02% от фонда заработной
платы, причем работодатель и трудящийся вносили по 7,51%. Но облагается не весь
фонд заработной платы, а только первые 48,6% тыс. дол. в год в расчете на
каждого занятого. Отчисления имеют строго целевое назначение. Тенденция здесь -
к повышению ставок.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|