рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Налогообложение на предприятии и пути его совершенствования

     обложения      ности к уровню    ва использования   от источника      от субъектов

                              власти                    налоговых сумм     уплаты                 уплаты      


     имущество,    республикан-         закрепленные,         зарплата, вы-      физические ли-

     земля, ка-       ские, местные        регулирующие        ручка, доход       ца, юридиче-

     тал, средст-                                                                      или прибыль,      ские лица

     ва на пот-                                                                         себестоимость

     ребление 

Рис. 1.5 Классификационный состав налогов по признакам

КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ


КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ


     По способу             По методу обложения        По способу                  В зависимости

      изъятия                 (от ставки)                            обложения                    от назначения


 прямые,                 прогрессивные, регрес-      кадастровые, декла-   общие (без при-

 косвенные             сивные, пропорциональ-   рационные, налич-      вязки к конкрет-

                                ные, линейные, ступен-      но-денежные, без-      ному налогу или

                                чатые, твердые (в абсо-      наличные                      обезличенные),

                                 лютных суммах), крат-                                             целевые

                                 ные (в минимальных

                                 зарплатах в месяц)

Рис. 1.6 Классификационный состав налогов по признакам

Источником выплаты прямых налогов является прибыль (доход) налогоплательщика, что приводит к уменьшению размера получаемой прибыли (доходов). Так, доля прямых налогов в общем объеме налоговых поступлений в бюджеты государств составляет: во Франции 30 – 42%, Англии 58 – 62%, США 52 – 56%, в Республике Беларусь 24 – 30%.

В зависимости от объекта обложения прямые налоги подразделяются на: личные прямые и реальные прямые. У личных прямых налогов объект обложения и источник выплаты совпадают (ими являются прибыль или доход физического лица). У реальных прямых налогов объектом обложения является внешний признак предмета (площадь земельного участка, стоимость фондов и др.).

В Республике Беларусь к личным прямым налогам относят налог на прибыль, подоходный налог, отчисления в местный бюджет и др. К реальным прямым налогам – налог на недвижимость, земельный налог (для физических лиц) и др.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.

Основными видами косвенных налогов являются акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины и т.п.

В настоящее время акцизы делятся на индивидуальные (обложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные (универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость.

Государственные фискальные монополии делятся на полные и частичные, в зависимости от полной или частичной монополии государства по производству и продажу некоторых товаров (спиртных напитков, табачных изделий, соли, спичек, пива) с целью увеличения за этот счет доходов государственного бюджета.

Самую сложную структуру имеют таможенные пошлины. Они классифицируются по различным признакам. Наиболее распространенной является классификация по следующим четырем признакам:

- по происхождению: внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные);

- по целям взимания: фискальные, протекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические, сверхпротекционные;

- по характеру взимания (по ставкам): специфические, адвалорные (взимаемые в процентном отношении к таможенной стоимости товара) и кумулятивные (смешенные) таможенные пошлины;

- по характеру отношений: конвенционные и автономные.

Конвенционная пошлина представляет собой платеж по международному договору, устанавливающий принципы таможенного режима присоединившихся к конвенции стран с общими правилами осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин.

Автономная пошлина – вид таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке; для него характерны более высокие ставки в отличие от договорного тарифа.

Таможенные пошлины бывают возвратные и дифференциальные.

Таможенная пошлина возвратная – сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции, полученной в результате переработки ввезенного товара; применяется как способ повышения конкурентоспособности.

Таможенная пошлина дифференциальная – вид пошлины, предусматривающий различные ставки на один и тот же товар, например, импортируемый из разных стран либо экспортируемый в разное время года.

Одним из классификационных признаков налогов является их деление на общие и специальные (целевые).

Общие налоги – налоги, которые обезличиваются и поступают в единую кассу государств. Они предназначены для общегосударственных мероприятий.

Специальные целевые налоги – налоги, которые имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.). Такое деление сложилось исторически, когда не существовало бюджета, а функционировали различные фонды, счета и действовали преимущественно целевые налоги [13].

В зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжении которого он поступает, налоги классифицируются следующим образом:

а) республиканские,

б) местные.

К республиканским налогам и сборам относятся (статья 8 Налогового Кодекса Республики Беларусь): налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налоги на доходы; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины.

К местным налогам и сборам относятся (статья 9 Налогового Кодекса Республики Беларусь): налог с розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей [1].

Согласно Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» (статья 8), областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня вправе вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц следующие местные налоги и сборы:

1)  Налог с продаж товаров в розничной торговле.

2)  Налог на услуги.

3)  Целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугороднем автобусным сообщением, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района)).

4)  Сборы с пользователей.

5)  Сбор с заготовителей.

6)  Курортный сбор [2].

Классификация налогов по классификационному признаку, отражающему полноту прав использования налоговых сумм, различает налоги в качестве закрепленных и регулирующих.

Закрепленные налоги представляют собой налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.

Регулирующие налоги – налоги, используемые для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год [24].

В зависимости от различных признаков налоги и сборы делятся на следующие группы:

1)  По характеру ставок налоги бывают:

а) пропорциональные, когда ставка налога не изменяется, а его величина растет или сокращается в зависимости от налогооблагаемой базы;

б) прогрессивные, когда ставка налога растет в определенной закономерности в зависимости от полученного дохода (например, подоходный налог).

2) По способу формирования источника выплаты налога различают:

а) налоги и отчисления, выплачиваемые из выручки после реализации продукции;

б) налоги, сборы, пошлины, выплачиваемые из прибыли;

в) налоги и отчисления, выплачиваемые из доходов физического лица (подоходный налог, отчисления в пенсионный фонд).


3) По принципу включения в структуру цены налоги и неналоговые платежи разделены на следующие группы:

а) включаемые в себестоимость продукции;

б) взимаемые из балансовой прибыли предприятия или его дохода;

в) взимаемые из чистой прибыли;

г) включаемые в цену продукции [28].


2. Налогообложение на предприятии

2.1  Платежи, уплачиваемые из выручки от реализации продукции, работ, услуг (косвенные налоги)

Согласно Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» в первоочередном порядке из выручки исчисляется и уплачивается налог на добавленную стоимость.

Объектом налогообложения являются обороты по реализации товаров (работ, услуг) и товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь.

Начиная с 2000 года, в Беларусь применяется зачетный метод исчисления НДС, аналогичный используемому в Российской Федерации.

Поскольку применяется зачетный метод исчисления НДС, то для учета сумм НДС по приобретенным товароматериальным ценностям, подлежащих зачету (возмещению) необходимо завести книгу покупок.

Книга покупок может вестись автоматизированным способом. Она хранится у плательщиков в течение 5 лет с даты последней записи и может быть уничтожена только после проведения проверки налоговыми органами.

В новых условиях НДС определяется исходя из стоимости товара без НДС, ставки НДС (стоимость товара без НДС * ставка / 100). При этом следует иметь в виду, что стоимость без НДС содержит себестоимость, прибыль, все налоги, включаемые в выручку.

Начиная с 1 января 2000 года, в отгрузочных документах поставщики обязаны выделять суммы НДС.

С 1 января 2004 года максимальная ставка НДС установлена в размере 18 процентов.

При импорте товаров продавцы из Российской Федерации до 2005г. предъявляли белорусским покупателям сумму налога на добавленную стоимость, так как до этого времени в торговых отношениях между этими странами применялось взимание косвенных налогов по принципу страны происхождения товаров. Поскольку сумма налога была предъявлена и оплачена, то она принималась к вычету при исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет Республики Беларусь. С 1 января 2005 г. вступило в силу Соглашение между Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15 сентября 2004 г., согласно которому в торговых отношениях между Республикой Беларусь и Российской Федерацией взимание косвенных налогов стало осуществляться по принципу страны назначения. А это значит, что теперь суммы налога на добавленную стоимость по товарам, ввозимым из Российской Федерации в Республику Беларусь, поступают в бюджет Республики Беларусь, а не в бюджет Российской Федерации. Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Республикой Беларусь и Российской Федерацией установлено, что суммы косвенных налогов, уплаченные по товарам, ввозимым с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь [30].

НДС представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации. НДС - многоступенчатый налог, он взимается каждый раз, когда товар меняет владельца, но облагается не весь оборот, а только его часть - добавленная стоимость.

Механизм налога на добавленную стоимость наиболее ярко раскрывается при рассмотрении способов исчисления налога.

Первый способ называется прямым (бухгалтерским). НДС определяется по формуле (2.1):

, (2.1)

где  - ставка налога;

 - оплата труда;

 - прибыль.

При этом методе необходимо рассчитывать добавленную стоимость в каждом акте купли-продажи, что весьма трудоемко.

Второй способ называется косвенным (аддитивным), и формула расчета (2.2) формируется производно от первой:

 (2.2)

Такой способ позволяет дифференцировать ставки налога на трудовой доход и прибыль с целью их регулирования.

Третий способ называется методом прямого вычитания. В данном случае налог рассчитывается по формуле (2.3):

, (2.3)

где  - выручка от реализации;

- материальные затраты.

Способ такого исчисления более унифицирован, однако требует четкого определения понятий «добавленная стоимость» и «материальные затраты».

Самый распространенный способ исчисления НДС называется косвенным методом вычитания или зачетным методом по счетам и рассчитывается по формуле (2.4):

 (2.4)

Этот метод получил название также счет фактурного, или инвойсного, от названия основного носителя информации - инвойса (счет фактуры), в котором отдельно указываются стоимость сделки (без учета налога) и валовой НДС по установленной ставке. Данный способ расчета обеспечивает техническое и юридическое преимущество: наличие инвойса поставщика становится принципиальным моментом совершения сделки с одновременной информацией партнеров о налоговых обязательствах. Инвойс позволяет проследить движение товара, процесс сбора налога приобретает почти автоматический характер, а налоговые органы выполняют лишь контрольные функции [14].

Уплата НДС производится на основании налоговой декларации, представляемой налогоплательщиком в налоговые органы и отражающей самостоятельно исчисленную сумму налога. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком независимо от того, имеются ли у него обязательства по уплате налога за соответствующий налоговый период.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.