Дипломная работа: Проблемы и пути совершенствования казначейского контроля в бюджетной системе РФ
Виды ревизий классифицируются по ряду признаков:
- по ведомственной принадлежности ревизуемых органов – ведомственные и
хозяйственные;
- по полноте охвата ревизуемых материалов – полные и частичные,
комплексные и тематические, сплошные, выборочные и комбинированные;
- по отношению к плану контрольно-экономической работы – плановые, внеплановые,
внезапные;
- по привлекаемым материалам и способам проверки – документальные и
фактические;
- по очередности использования одних и тех же документов – первичные,
дополнительные, повторные и др.
Каждый из видов ревизии имеет свою специфику, свои достоинства и
недостатки, избирается в зависимости от характера стоящих перед ревизией общих
и частных задач, особенности деятельности проверяемого объекта и т.д.
Ревизионный процесс условно подразделяется на четыре этапа:
подготовительный; собственно проверка; систематизация и обработка материалов
ревизии; реализация выводов и рекомендаций по итогам ревизии. Акт ревизии
традиционно состоит из трех частей:
- вводной – с атрибутикой ревизионной группы и ревизуемого объекта;
- основной – с констатацией нарушений и обоснованием их причин;
- заключительной (результативной) – с окончательными выводами,
заключениями, рекомендациями.[6]
Состав и структура органов финансового контроля определяются
государственным устройством страны, функциями и задачами, выполняемыми
государством на каждом этапе своего развития. Отказ от
командно-административной системы управления экономикой и переход на
децентрализованные рыночные методы рыночные методы регулирования потребовали
разработки и реализации новой финансовой политики, направленной на усиление
воздействия финансовых рычагов на социально-экономические процессы в обществе.
Решение данной проблемы предполагает реформирование сложившихся форм контроля,
а следовательно, изменение институционального и функционального состава контролирующих
органов, равно как и нормативно-правовой базы их деятельности[7].
Принцип разделения властей предопределяет создание органов финансового
контроля посредством следующих институтов:
1.
Президентский контроль осуществляется путем реализации прав президента
РФ по формированию нормативно-правовой базы, в том числе регламентирующей
организацию контроля, и прав по формированию состава Правительства РФ.
Президентский контроль за соблюдением бюджетно-налоговой дисциплины служит
важным элементом государственного управления, гарантом единой финансовой
политики на территории всей страны. Он проводится на основании конституции РФ
путем издания указов по финансовым, бюджетным и налоговым вопросам, подписания
федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов
РФ, представлении в Государственную Думу РФ кандидатуры для назначения на должность
Председателя Банка России.[8]
2.
Контрольное управление Президента РФ действует на основе указа
Президента РФ от 08 июня 2004 г. № 729 «Об утверждении положения о Контрольном
управлении Президента Российской Федерации»[9].
Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется
непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами
законодательной и исполнительной власти. Его функциями являются:
- контроль и проверка исполнения органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а так же
организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ;
- рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц;
- подготовка на основе проведенных проверок информации Президенту РФ о
предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности исполнительных органов.
Специфика этого органа состоит в том, что деятельность организаций и
должностных лиц проверяется с точки зрения ее содержания и эффективности по
выполнению конкретных государственных задач. Однако одновременно решается много
других важных вопросов, например: проводится оценка финансово-хозяйственной
деятельности, проверяется правильность использования бюджетных ассигнований,
сохранность денежных и материальных ценностей, контролируется управление
государственным имуществом и т.п.[10]
Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей
государственных органов, организаций и предприятий (независимо от форм
собственности) представления документов, материалов и любой информации,
необходимой для проведения контрольных мероприятий и процедур, а так же
привлекать к проверкам необходимых специалистов и сотрудников
правоохранительных органов.
3.
В решении финансово-правовых вопросов Правительство РФ в соответствии со
статьями 101, 114 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 17
декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»[11]
наделено широкими полномочиями. Оно контролирует процесс разработки и
исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области
финансов; принимает решение об отмене налогов или освобождении от их уплаты,
выпускает государственные займы; контролирует и регулирует финансовую
деятельность министерств и ведомств, вопросы бюджетного федерализма и
межбюджетных отношений.
Правительство РФ формирует систему органов государственного финансового
контроля в рамках исполнительной ветви власти, определяет их функции, задачи и
компетенцию, обеспечивает их деятельность соответствующей нормативно-правовой
базой.[12]
4.
Министерство финансов РФ занимает особое место в системе
общегосударственного финансового контроля. Его задачи в области организации и
проведения государственного финансового контроля сформулированы в постановлении
Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской
Федерации»[13].
Финансовый контроль осуществляется всеми управлениями и отделами Минфина
России в пределах своих компетенций и сфер деятельности. Однако Минфин России
имеет в своей структуре и специальные подразделения, предназначенные для
проведения контроля – это Департамент финансового контроля и аудита и
Департамент страхового надзора. Организованны так же контрольно-ревизионные
управления Минфина России в субъектах РФ (территориальные КРУ).
Департамент финансового контроля и аудита организует и проводит
самостоятельно и с привлечением территориальных КРУ ревизии и проверки;
контролирует исполнение бюджетов и внебюджетных фондов, организацию денежного
обращения, использование валютных и кредитных ресурсов, состояние
государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов,
предоставление налоговых льгот; организует контроль за качеством проведения
проверок аудиторами и аудиторскими организациями.
Функции государственного страхового надзора возложены на Департамент
страхового надзора Минфина России. Его контрольные (надзорные) полномочия
ограничены сферой страховой деятельности. Департамент осуществляет
лицензирование страховых операций страховщиков, разрабатывает соответствующие
методические и нормативные документы, а так же предложения по применению
страхового законодательства, защищает интересы страхователей в случае
банкротства страховых организаций, проводит проверки отдельных сторон
финансово-хозяйственной деятельности страховщиков, контролирует соблюдение ими
страхового законодательства и страховой дисциплины. В случае выявления
нарушений по результатам проверок он имеет право давать предписания страховым
организациям об увеличении размера резервных фондов, изменении тарифов
страховых взносов (премии), правил и условий страхования и перестрахования. В
случае невыполнения этих предписаний могут приниматься более жесткие решения,
вплоть до аннулирования лицензии или полного прекращения деятельности страховой
организации.
В процессе ревизий и проверок названные субъекты контроля вправе
принимать меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины и
неэффективного расходования средств, давать обязательные указания об устранении
этих нарушений, о возмещении причиненного ущерба и привлечении к
ответственности виновных лиц в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Другим управлением Минфина России, наделенным широкими контрольными
функциями за полнотой поступления, целевым и экономным использованием
государственных средств, является Федеральное казначейство. Этот орган
образован в соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О
Федеральном казначействе»[14].
Основная задача Федерального казначейства – организация и осуществление
контроля за исполнением федерального бюджета РФ и федеральных внебюджетных
фондов. На казначейство возложена функция перераспределения поступивших налогов
между бюджетами разных уровней в соответствии с установленными
законодательством нормативами (процентными отчислениями). Кроме того,
казначейские органы осуществляют (совместно с другими финансовыми органами)
сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансовых
фондов и представляют в высшие представительные и исполнительные органы
государственной власти и управления отчетные данные о финансовых операциях
Правительства РФ (по федеральному бюджету РФ), государственных внебюджетных
фондов, а так же состоянии бюджетной системы РФ в целом; управляют и
обслуживают вместе с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками
государственный внутренний и внешний долг РФ; управляют доходами и расходами
федерального бюджета и внебюджетных фондов на счетах казначейства в банках,
исходя из принципа единства кассы; прогнозируют объемы государственных
финансовых ресурсов; разрабатывают методологические и инструктивные материалы
по вопросам, относящимся к компетенции казначейства; ведут операции по учету
государственной казны РФ.
Как контрольному органу в целях укрепления финансовой дисциплины
Федеральному казначейству предоставлены следующие права:
- производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях
и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях любых форм
собственности, включая совместные предприятия, проверки денежных документов,
регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов,
связанных с зачислением, перечислением и использованием средств
республиканского (федерального) бюджета РФ;
- получать от финансово-кредитных и налоговых органов справки и сведения
о состоянии счетов предприятий и учреждений, использующих средства федерального
бюджета и федеральных внебюджетных фондов, необходимые для контроля и
регулирования бюджетных процессов;
- приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и
организаций, использующих средства федерального бюджета РФ и внебюджетных
фондов, в случае непредставления органам казначейства бухгалтерских финансовых
документов, связанных с использованием указанных средств;
- налагать на банки и иные кредитные учреждения штрафные санкции в
случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в доход
федерального бюджета и внебюджетных фондов, или перечисления средств из этих
фондов на счета получателей;
- взыскивать в бесспорном порядке бюджетные и внебюджетные средства,
полученные предприятиями, учреждениями и организациями, в случае использования
их не по целевому назначению с наложением штрафа в размере действующей учетной
ставки Центрального банка РФ;
- изымать на основе письменного постановления должностного лица органа
казначейства документы, свидетельствующие о нарушениях финансовой дисциплины;
- требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов
устранения выявленных нарушений и недостатков в порядке исполнения бюджета.
Для усиления контроля за исполнением доходной части бюджета в Российской
Федерации созданы и функционируют государственные органы налогового контроля.
5.
Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) представляет собой единую
централизованную и независимую систему инспекционных органов, входящую в
систему центральных органов государственного управления. Структура ФНС РФ
организована по функциональному и территориальному признакам. Основными
подразделениями налоговых органов являются отделы и сектора. Функциональные
управления (отделы, сектора) образованы в зависимости от вида налога (например,
Управление косвенных налогов), категории плательщика (Управление
налогообложения физических лиц), сферы деятельности (Управление налогов и
сборов от внешнеэкономической деятельности), формы собственности (Управление
налогообложения негосударственных организаций), объема платежей и других
факторов.
Основные задачи ФНС РФ: контроль за соблюдением налогового
законодательства; проверка правильности исчисления, полноты и своевременности
внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных
законодательством РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления.
6. К числу специализированных органов финансового контроля относится
Федеральная таможенная служба РФ. Она осуществляет свою деятельность на
основании Таможенного кодекса РФ (2003 г.) и Положения о Федеральной таможенной
службе от 21 августа 2004 г. № 429[15].
Таможенный кодекс РФ от 2003 г. возложил все таможенные дела непосредственно на
таможенные органы РФ. Таможенный орган – это государственный правоохранительный
исполнительной власти, наделенный специальными властными полномочиями в целях
выполнения возложенных на него задач и функций в сфере таможенного дела и
других связанных с ним областях, в том числе налоговой сфере и в сфере
валютного контроля. Все они находятся в иерархической соподчиненности.
Центральный орган, осуществляющий непосредственное руководство таможенным
делом, - Федеральная таможенная служба РФ. Полномочия таможенных органов в
сфере налогов распространяются на налогообложение товаров, работ, услуг при их
перемещении через таможенную границу
РФ.
7. В проведении финансового контроля участвуют так же министерства и
ведомства, отделы и управления территориальных органов исполнительной власти. В
отличие от контроля со стороны общегосударственных финансовых органов, который
распространяется на все предприятия, учреждения и организации независимо от
организационно-правовых форм и подчиненности, ведомственный финансовый контроль
ограничен кругом юридических лиц, находящихся в административной подчиненности
от контролирующего министерства и ведомства. Последние несут ответственность за
состояние экономики и финансов, организацию учета и отчетности подотчетных им
предприятий и организаций. С этой целью осуществляется систематический
финансовый контроль и периодический документальные ревизии специально
созданными в министерствах и ведомствах контрольно-ревизионными отделами
(группами).
Основными задачами ведомственного контроля являются: проверка законности
финансово-хозяйственных операций, произведенных предприятиями, учреждениями и
организациями; соблюдение ими финансовой, бюджетной, налоговой и сметной
дисциплины; контроль за рациональным и целевым использованием полученных от
главных распорядителей бюджетных кредитов; выявление хищений, злоупотреблений и
незаконного расходования материально-денежных средств и ценностей; проверка
правильности постановки бухгалтерского учета и отчетности, достоверности
первичных и бухгалтерских документов и т.д.
Наряду с органами исполнительной власти существенные контрольные функции
возложены на органы законодательной власти и Центральный банк РФ.
Парламентский контроль. В обеих палатах Федерального собрания РФ созданы
финансовые комитеты и комиссии, в функции которых входит проверка правильности
и полноты предусмотренных в проекте бюджета государственных доходов и расходов,
его рассмотрение и утверждение, контроль над рациональным и целевым
использованием государственных средств и другие вопросы. Парламент через
специальные отраслевые комитеты и комиссии может осуществлять выборочную
проверку деятельности отдельных звеньев финансовой системы, министерств,
ведомств и государственных комитетов. По депутатскому запросу парламент вправе
получить информацию о нарушениях и недостатках, допущенных при формировании и
использовании государственных средств.
Кроме того, парламент регулярно получает данные о состоянии
государственных финансов через специально созданный Советом Федерации и
Государственной Думой контрольный орган – Счетную палату РФ. Задачи Счетной
палаты РФ:
- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением
доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
- определение эффективности и целесообразности расходования
государственных средств и использования федеральной собственности;
- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального
бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а так же
нормативно-правовых актов федеральных органов государственной власти,
предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета и
бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального
бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ,
уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;
- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе
информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых
контрольных мероприятий.
В процессе реализации поставленных задач Счетная палата осуществляет
контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные
деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального
бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. В случаях выявления
нарушений, наносящих ущерб и требующих пресечения, Счетная палата РФ вправе
давать администрации проверяемой организации предписание, обязательное для
исполнения. Если этого не происходит, то по согласованию с Государственной
Думой Счетная палата вправе принять решение о приостановлении всех видов
финансовых, платежных, расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций.
Счетная палата проводит экспертизу и дает заключения:
- по проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и
расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга и
дефицита федерального бюджета;
- проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного
процесса в Российской Федерации;
- проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по
бюджетно-финансовым вопросам, выносимым на рассмотрение Государственной Думы;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|