рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Проблемы и пути совершенствования казначейского контроля в бюджетной системе РФ

- проектам международных договоров Российской Федерации, имеющих правовые последствия для федерального бюджета;

- проектам целевых программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.

Кроме финансовых экспертиз Счетная палата занимается анализом и исследованием нарушений в исполнении бюджетного законодательства. Так, она проводит анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а так же совершенствованию бюджетного законодательства в целом – по итогам проведенных контрольных мероприятий. Обобщая причины и последствия выявленных отклонений и нарушений, Счетная палата разрабатывает по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию финансовой (бюджетной, налоговой) системы Российской Федерации и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения Российской Федерации, федеральные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства федерального бюджета или федеральную собственность либо управляют ею, а так же имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Финансовый контроль, осуществляемый Центральным банком РФ (Банком России), отличается рядом особенностей в силу специфики своего правового положения: он одновременно является органом государственного управления, наделенным властными (в том числе надзорными) полномочиями, и юридическим лицом, занимающимся финансово-хозяйственной деятельностью. Банк России организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью  коммерческих банков, соблюдением ими банковского законодательства и нормативных актов, а так же законодательства о валютном регулировании и денежном обращении. При этом преследуется главная цель – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков, кредиторов и государства. Контрольную функцию Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган (департамент) банковского надзора. К нарушителям банковского законодательства и банковской дисциплины Банк России вправе применять соответствующие меры (от взыскания штрафной санкции до отзыва лицензии и ликвидации банка).

Важное значение в осуществлении финансового контроля имеет и внутрихозяйственный контроль, осуществляемый работниками финансово-бухгалтерских служб самих предприятий, учреждений и организаций. Особая роль при этом отводится главному (старшему) бухгалтеру. Он обязан обеспечить контроль и надлежащий учет всех финансово-хозяйственных операций своего предприятия,  с тем исключить любую возможность образования недостач, растрат, хищений, незаконного и нецелевого использования денежных средств и материальных ценностей. Главный бухгалтер несет ответственность (наряду с другими должностными лицами) за полноту исчисления и своевременность внесения в бюджет причитающейся суммы налога. Для выполнения своих функций он наделен достаточно широкими правами и полномочиями.

Наряду с государственным, внутриведомственным и внутрихозяйственным контролем в мировой практике широко используется аудиторский контроль. Становление рыночных отношений, формирование налоговой системы, денежного рынка, возникновение различных форм собственности, развитие банковского и страхового дела, расширение внешнеэкономических связей и предпринимательской деятельности вызвали необходимость создания системы аудита и в Российской Федерации.

Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а так же оказанию других аудиторских услуг. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствие совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. В зависимости от того, кто проводит проверку, аудит подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономному и рациональному использованию ресурсов предприятия с целью максимизации прибыли и рентабельности. Особенностями внутреннего аудита являются, во-первых, то, что он проводится внутри организации ее же специалистами-аудиторами; во-вторых, то, что он организуется по желанию руководства для получения информации, служащей основой для принятия управленческих решений; в-третьих, то, что расходы на его проведение финансируются самой организацией.

Внешний аудит выполняют аудиторские фирмы или частные предприниматели – аудиторы, на основании проверки обоснованности и законности всех хозяйственных операций они подтверждают достоверность бухгалтерской отчетности. Аудиторская проверка проводится в точном соответствии с требованиями соответствующих стандартов.

Аудиторская проверка может быть обязательной и добровольной (инициативной). Обязательная проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательством РФ или по поручению государственных органов.

Основные критерии, по которым бухгалтерская отчетность подлежит обязательной ежегодной юридической проверке, подразделяются на несколько групп:

- по организационно-правовой форме экономического субъекта (обязательной проверке подлежат все акционерные общества независимо от числа акционеров и размера уставного капитала);

- виду деятельности экономического субъекта. По этому критерию обязательной ежегодной юридической проверке подлежат банки и другие кредитные учреждения, страховые организации и общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, внебюджетные и иные фонды;

- источникам формирования уставного капитала экономического субъекта (если в уставном капитале имеется доля иностранного капитала, то такой субъект подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке).

При проведении аудита государство получает возможность обеспечить высокое качество и достоверность бухгалтерского (финансового) учета и отчетности, правильность исчисления и взимания налогов и других платежей, не расходуя при этом средств бюджета. Но это не значит, что аудит подменяет государственный финансовый контроль, осуществляемый специально уполномоченными государственными органами.

Аудиторский контроль не только информирует руководство экономического субъекта и государственные органы, являющиеся заказчиками аудита, о состоянии финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта, но и позволяет ему выйти на качественно новый уровень производства, выдержать рыночную конкуренцию, ориентироваться в мире бизнеса, избежать много проблем во взаимоотношениях с государственными органами, в первую очередь с налоговыми инспекциями, и в итоге успешно развиваться. По результатам аудиторской проверки составляется заключение, имеющее силу официального документа.

Итак, повышение качества и действенности финансового контроля – это целая система организационных, методических и правовых мероприятий, направленных на совершенствование видов и форм контроля, обеспечение тесного взаимодействия всех органов, осуществляющих контрольные функции.[16]

2. Казначейский контроль за исполнением федерального бюджета в Российской Федерации.

2.1. Организация работы по контролю за исполнением федерального бюджета в органах федерального казначейства в Российской Федерации.

Начиная с 1992 г. задачи исполнения федерального бюджета, обе­спечения предварительного и текущего его контроля, подготовки отче­та об исполнении федерального бюджета были возложены на вновь созданные органы федерального казначейства.

В условиях, когда через федеральный уровень перераспределяет­ся около трети ВВП, неэффективные методы исполнения бюджета могут стать генератором дестабилизирующих экономику факторов, в то же время оперативный учет состояния бюджета позволяет в значитель­ной мере смягчить или устранить негативные явления в экономике.

Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О федераль­ном казначействе»[17] в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процес­се исполнения федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государствен­ных средств в Российской Федерации была образована единая центра­лизованная система органов федерального казначейства, включающая ГУФК Минфина России и территориальные органы по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным обра­зованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам, районам и районам в городах. Этим Указом органам федерального казначейст­ва были предоставлены значительные права по контролю за движени­ем и использованием средств федерального бюджета. Данный конт­роль позволяет гарантировать эффективное управление государствен­ными федеральными финансами.

Дальнейшие изменения в работе органов федерального казначей­ства в области контроля за исполнением федерального бюджета нашли отражение в нормативных документах, постановлениях Правительства РФ. В соответствии с п. 13 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[18] федеральное казначейство получило статус федеральной служ­бы с правоприменительными функциями Министерства финансов Российской Федерации по обеспечению исполнения федерального бюджета. При этом иерархия органов федерального казначейства пред­ставлена следующим образом: федеральное казначейство (казначей­ство России) в Москве, Управления федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, отделения Управления феде­рального казначейства по субъекту Российской Федерации.

Полномочия, организация деятельности федерального казначей­ства (казначейства России) закреплены в Положении о федеральном казначействе, утвержденном постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 «О федеральном казначействе»[19]. В соответ­ствии с этим Положением федеральное казначейство (казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законода­тельством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполне­ния федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предвари­тельному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета и находится в ведении Министерства финансов РФ.[20]

Анализ нормативных документов, изменений в Бюджетном кодек­се Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что в работе органов федерального казначейства произошел определенный сдвиг с последующего контроля в сторону предварительного и текущего. Это обусловлено, прежде всего, изменением концепции государственного финансового контроля и переходом от фискального подхода к процес­су управления финансовыми потоками. В связи с этим значительно смягчились санкции за нарушения бюджетного законодательства и сде­лан упор на предупредительные (профилактические) меры.

Система реализации контрольных функций основывается на линей­но-функциональной структуре организации органов федерального казначейства.

Горизонтальная структура управления базируется на функциональ­ном разделении осуществляемой деятельности. В состав Управления федерального казначейства по субъектам Российской Федерации вклю­чены следующие структурные подразделения, осуществляющие конт­рольные функции: отдел анализа доходов, отдел операций по доходам на едином казначейском счете, отдел платежей из федерального бюдже­та, отдел кассового исполнения бюджета, отдел учета внутреннего долга и бюджетных кредитов, главная бухгалтерия по операциям со средства­ми федерального бюджета, контрольно-инспекторский отдел.

Каждое подразделение проводит контрольную работу по своему направлению специализации. Например, контрольные функции отде­ла анализа доходов и отдела операций по доходам на едином казна­чейском счете заключаются в следующем:

- контроль за поступлением налоговых и неналоговых доходов на едином казначейском счете в соответствии с Бюджетной классифи­кацией доходов;

- выяснение неклассифицированных поступлений;

- контроль за распределением доходов между уровнями бюдже­тов в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством по нормативам отчислений;

- контроль за возвратом доходов на счета плательщиков в соот­ветствии с бюджетным законодательством по представлениям адми­нистраторов доходов.

Для обеспечения контроля за поступлением доходов в Управлении федерального казначейства по субъектам Российской Федерации ве­дется большая работа по внесению в базу данных изменений по класси­фикации доходов бюджетов Российской Федерации в соответствии с изменениями в бюджетном законодательстве. Например, в 2004 г. (согласно со ст. 7 Закона о федеральном бюджете на 2004 год[21]) появи­лись новые источники формирования доходов федерального бюджета:

- доходы от сдачи в аренду иностранным государствам вооруже­ния и военной техники, находящихся в федеральной собственности;

- плата за услуги (работы), оказываемые государственными учреждениями по формированию Государственного фонда драгоцен­ных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хране­нию, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Минфине России (Гохран России) при осуществлении опе­раций с ценностями из Государственного фонда драгоценных метал­лов и драгоценных камней Российской Федерации;

- средства, которые юридические лица и индивидуальные предприниматели, реализующие и производящие товары или услуги, возмещают Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Минэкономразвития России за проведе­ние экспертиз, испытаний (исследований) образцов (продукции);

- плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;

- средства, полученные за выдачу лицензий, разрешений и серти­фикатов, предусмотренных Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», а также за продление срока их действия;

- прибыль Банка России.

С 1 января 2005 г. в соответствии с этими дополнениями были внесены изменения в Бюджетную классификацию доходов.

Отдел платежей, главная бухгалтерия по операциям со средства­ми федерального бюджета организуют контрольно-экономическую работу по вопросам, входящим в компетенцию отделов:

- предварительный контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, в том числе сбор и учет лимитов бюджетных обязательств распорядителей и бюджетополучателей;

- текущий контроль и учет принятых распорядителями и бюджетополучателями денежных обязательств.

Контрольные функции контрольно-инспекторского отдела:

- координация работы отделов управления и отделений по рай­онам;

- проверка финансово-хозяйственной деятельности отделений (целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на содержание отделения; постановка бухгалтерского учета; анализ контрольной работы, выполняемой отделением, эффективности рабо­ты отделов);

- проверка осуществления отделениями предварительного конт­роля при финансировании организаций через лицевые счета казначей­ства с целью определить правильность и своевременность работы соот­ветствующих отделов отделений со средствами федерального бюджета, выделенными бюджетополучателям.

В начале года территориальные органы федерального казначейства разрабатывают план основных вопросов экономической и контрольной работы, в котором предусмотрены следующие основные направления:

- исполнение доходной части бюджетов;

- исполнение расходной части федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, а также работа по обслуживанию лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

- учет и отчетность;

- контроль за использованием средств федерального бюджета, выделенных на возвратной и безвозвратной основе;

- контрольно-инспекторская работа;

- правовое обеспечение органов федерального казначейства;

- повышение квалификации, совершенствование кадровой ра­боты;

- развитие и защита информационного обеспечения.

На базе годового плана, в котором отражены основные вопросы экономической и контрольной работы, каждый отдел Управления федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (УФК) формирует индивидуальный план работы отдела по вопросам, входящим в его компетенцию. Каждым отделом УФК составляется отчет о выполнении пла­на экономической и контрольной работы за I квартал, полугодие, де­вять месяцев и год. Работа отделов строится на взаимодействии с другими подразделениями (проведение совместных контрольных ме­роприятий, анализ проводимой работы, составление отчетов). В целом контрольная деятельность отделов УФК составляет единую систему, на­правленную на реализацию стоящих перед органами казначейства задач по выполнению контрольных функций.

Вертикальная или линейная структура органов казначейства предполагает несколько уровней руководства и представляет собой систе­му «федеральное казначейство – управление – отделение», где каж­дый элемент выполняет свои контрольные функции.

Основные контрольные функции управления — организационно-методическая работа, проведение комплексных контрольных мероп­риятий, анализ результатов проводимой контрольной работы, а также подготовка отчетов, информации, предложений для передачи в феде­ральное казначейство.

Отделения федерального казначейства участвуют непосредствен­но в контрольных мероприятиях, подготавливают отчеты о своей рабо­те. В условиях перевода средств на лицевые счета бюджетополучате­лей перед отделениями встает задача предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств федерального бюджета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.