Дипломная работа: Счетная палата как институт государственного финансового контроля
Остатки средств на отдельных счетах по учету средств Фонда
национального благосостояния в Банке России по состоянию на 1 января 2009 года
составили 33,96 млрд. долларов США, 24,13 млрд. евро, 4,38 млрд. фунтов
стерлингов; на депозитах во Внешэкономбанке - 400,0 млрд. рублей.
Как и в прошлые годы, неоднократно обращалось внимание на
рост консолидированного внешнего долга Российской Федерации и возможные риски
угрозы экономической безопасности страны. Также отмечалось, что проводимая
Минфином России политика в части внешних заимствований корпоративного сектора
оказалась недостаточно эффективной и не позволила в 2008 году адекватно оценить
состояние долговой устойчивости экономики страны. Не было принято своевременных
и обоснованных управленческих решений по контролю за внешними заимствованиями
корпоративных структур и сдерживанию опасных тенденций. В соответствии с
Бюджетным кодексом Российской Федерации в феврале, июне и октябре 2008 года
подготовлены доклады Счетной палаты о состоянии поступлений доходов и средств от
заимствований в федеральный бюджет (заключения на проект федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на
2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"). Анализ исполнения
основных характеристик и текстовых статей Федерального закона "О
федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" показал,
что со дня его утверждения (24 июля 2007 года) 5 раз вносились изменения
федеральными законами от 23 ноября 2007 г. № 269-ФЗ, от 1 декабря 2007 г. № 318-ФЗ,
от 3 марта 2008 г. № 19-ФЗ, от 22 июля 2008 г. № 122-ФЗ и от 8 ноября 2008 г. №
193-ФЗ, при этом дважды корректировались макроэкономические показатели и
основные характеристики федерального бюджета на 2008, 2009 и 2010 годы.
В докладах Счетной палаты обращалось внимание палат
Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации на то, что
увеличение ранее утвержденных доходов федерального бюджета на 2 321,3 млрд. рублей
(на 34,9%), расходов - на 451,6 млрд. рублей (на 6,9%), профицита - на 1 869,7
млрд. рублей (в 26,2 раза) свидетельствует о неточности и недостаточном
качестве макроэкономического прогнозирования и бюджетного планирования.
Данные об изменении основных показателей, используемых в
расчетах доходов и расходов федерального бюджета на 2008 год
Таблица 4
Наименование показателя
В расчетах к Федеральному закону
2008 год
от 24 июля
2007 г. №
198-ФЗ
от 3 марта
2008 г. №
19-ФЗ
отклонения
от 22 июля
2008 г. № 122-ФЗ
отклонения
факт
абс.
%
абс.
%
1
2
3
гр.4=гр. З - гр.2
гр.5=гр.3/гр.2*100
6
гр.7=гр.6 - гр. З
гр.8=гр.6/гр.3*100
гр.9
ВВП, млрд. рублей
35 000,0
38 952,0
3 952,0
111,3
42 240,0
3 288,0
108,4
41 540,4
Темп роста ВВП,%
106,1
106,7
0,6
107,6
0,9
105,6
Индекс-дефлятор,%
107,5
112,2
4,7
119,0
6,8
118,8
Уровень инфляции (декабрь 2008 года в% к декабрю 2007 года)
6,0 - 7,0
7,5 - 8,5
1,5
9,0 - 10,5
1,5 - 2
13,3
Мировая цена на нефть марки "Юралс", долларов США за 1
баррель
53,0
74,0
21,0
139,6
92,0
18,0
124,3
94,4
Среднегодовой курс рубля за доллар США, рублей за доллар США
25,9
24,1
-1,8
93,1
23,9
-0,2
99,2
24,81
Неточности прогнозирования основных макроэкономических
показателей, прежде всего уровня инфляции и индекса-дефлятор а ВВП, оказывают
влияние на исполнение федерального бюджета и в существенной мере дезориентируют
всех участников бюджетного процесса и экономических отношений в целом.
В декабре подготовлены заключения Счетной палаты на проекты
федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон "О
федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" и
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и
Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской
Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие
с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных
актов Российской Федерации".
В рамках оперативного контроля за исполнением бюджетов
государственных внебюджетных фондов на текущий финансовый год в 2008 году
Счетной палатой осуществлен необходимый комплекс контрольных и
экспертно-аналитических мероприятий, позволяющих обеспечить контроль за ходом
исполнения бюджетов ПФР, Фонда социального страхования Российской Федерации (далее
- ФСС) и ФОМС. Главными администраторами средств федерального бюджета не
приняты достаточные меры по обеспечению поступлений по всем видам доходов
федерального бюджета в запланированных объемах, несмотря на уточнение в ноябре
2007 года основных параметров Федерального закона "О федеральном бюджете
на 2007 год". Так, недопоступление в 2007 году отдельных налоговых и
неналоговых доходов по сравнению с законодательно утвержденными показателями
составило 13 927,4 млн. рублей. К факторам, повлиявшим на уровень исполнения
доходов федерального бюджета, относятся несовершенство законодательных норм и
механизмов уплаты ряда налогов, недостаточность мер по повышению эффективности
налогового администрирования и невысокая эффективность системы управления
государственным имуществом.