Дипломная работа: Теория реформирования системы налогообложения и практика ее применения в Республике Беларусь
В-четвертых,
сложность для плательщиков создает и нестабильность налоговых законов,
особенно касающихся налога на прибыль и НДС: существует огромное количество
нормативных актов, к которым не гарантируется право доступа. Если указы
Президента, законы, постановления Правительства публикуются в печати, то
ведомственные письма, инструкции, приказы с важными изменениями и дополнениями
не всегда доходят до налогоплательщиков. В налоговой практике отсутствуют регулярная
публикация и бесплатная раздача тематических сборников, брошюр, как это
принято за рубежом. Порой нечеткость, противоречивость отдельных статей
законов, инструкций не дают уверенности плательщику в правильности совершаемых
им действий, а налоговым органам оставляют возможность вольного их толкования
в пользу бюджета. Методически исчисление налогов и налоговой базы представляет
большие трудности для плательщиков. Особые трудности возникают при определении
НДС, в налоговую базу которого заложена себестоимость продукции, что создает
криминальную основу, связанную с уклонением от уплаты налогов.
В-пятых,
несовершенство налоговой системы связано с неоправданно широкими правами
налоговых органов, которые нередко самостоятельно трактуют положения налогового
законодательства, наказывая непомерным штрафом за нарушения установленных ими
положений, не неся ответственности за собственные ошибки. Справедливости ради
следует отметить, что налоговая система создана и функционирует совсем недавно
и поэтому не гарантирована от ошибок, характерных для переходного периода,
когда экономика подвергается постоянным колебаниям. В условиях коренной ломки
производственных отношений неизбежны изменения и дополнения к ранее изданным
нормативным актам, допускается поспешность в их разработке, в результате
возникают недостатки в налоговой системе.
В
динамике основных доходных статей бюджета (таблица 2.2.1) обращает на себя
внимание снижение на 2 процентных пункта (2 пп.) удельного веса текущих налоговых
доходов, в том числе прямых налогов на прибыль на 1 пп. Учитывая, что никаких
налоговых послаблений на текущий год не предполагается, остается предположить,
что сокращение их удельного веса вызвано, в первую очередь, непропорциональным
ростом иных доходов бюджета. А именно: рост внебюджетных доходов на 2,6 пп.,
в том числе фонда поддержки сельхозпроизводителей на 3,9 пп. А в целом на
сельское хозяйство может уйти 1/9 часть бюджета.
Таблица 2.2.1
Основные статьи доходов республиканских бюджетов в 1998-2001
годах, в % к итогу (Рассчитана на основании законодательных актов Республики
Беларусь)
Показатели
1998
1999
2000
2001
Всего
доходов
100
100
100
100
Текущие
налоговые доходы
77,7
75,1
73,1
72,1
Прямые
налоги на доходы и прибыль
14,9
16,5
15,5
15,3
Налог
на прибыль
14,5
16
15
15
Налог
на доходы предприятий и граждан
0,4
0,5
0,5
0,6
Внутренние
налоги на товары и услуги
44,1
44,1
44,1
44,3
НДС
28,8
31,1
27,7
26,5
Акцизы
14
11,8
15,2
15,4
Налоги,
взимаемые с фонда заработной платы (Чрезвычайный налог)
4,6
4,2
4,1
4,2
Доходы
от внешней торговли и внешнеэкономических операций
10,3
10,3
9,3
9,6
Текущие
неналоговые доходы
6,6
7
5,7
5,3
Доходы
от госсобственности и предпринимательской деятельности
1,7
3,3
1,6
1,8
в
т. ч. прибыль Национального банка
0,9
2,7
0,9
1,2
Административные
сборы и платежи
1,5
1,8
1,6
1,7
Поступления
по штрафным санкциям
1,9
1,1
-
1,2
Прочие
текущие неналоговые доходы
1,4
0,8
2,6
2,8
Капитальные
доходы
1,7
1,3
2,1
2,5
Доходы
от реализации произведенных активов
1,7
1,3
2,1
2,3
Текущие
безвозмездные поступления
0
0
0
0
Доходы
СЭЗ
0
0,6
0,5
0,6
Доходы
целевых внебюджетных фондов
14,1
15,9
18,5
19,3
Доходы
республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции
8,1
8,5
11,4
12,2
Республиканского
дорожного фонда
4
5,7
5,2
5,1
Государственного
фонда содействия занятости
1,8
1,5
1,8
1,7
Республиканского
фонда "Энергосбережение"
0
0
0
0
Республиканского
фонда охраны природы
0,2
0,1
0
0
В этом аспекте не
вызывает особых эмоций и снижение на 3,4 пп. удельного веса НДС и такое же
увеличение доли акцизов. Тем более что последних может быть собрано и поменьше
по причине устойчивой тенденции к сокращению импорта, который в первую
очередь облагается акцизным налогом.