рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Теория реформирования системы налогообложения и практика ее применения в Республике Беларусь

В-четвертых, сложность для плательщиков создает и неста­бильность налоговых законов, особенно касающихся налога на прибыль и НДС: существует огромное количество нормативных актов, к которым не гарантируется право доступа. Если указы Президента, законы, постановления Правительства публику­ются в печати, то ведомственные письма, инструкции, приказы с важными изменениями и дополнениями не всегда доходят до налогоплательщиков. В налоговой практике отсутствуют регу­лярная публикация и бесплатная раздача тематических сбор­ников, брошюр, как это принято за рубежом. Порой нечет­кость, противоречивость отдельных статей законов, инструк­ций не дают уверенности плательщику в правильности совер­шаемых им действий, а налоговым органам оставляют возмож­ность вольного их толкования в пользу бюджета. Методически исчисление налогов и налоговой базы представляет большие трудности для плательщиков. Особые трудности возникают при определении НДС, в налоговую базу которого заложена себесто­имость продукции, что создает криминальную основу, связан­ную с уклонением от уплаты налогов.

В-пятых, несовершенство налоговой системы связано с не­оправданно широкими правами налоговых органов, которые нередко самостоятельно трактуют положения налогового зако­нодательства, наказывая непомерным штрафом за нарушения установленных ими положений, не неся ответственности за соб­ственные ошибки. Справедливости ради следует отметить, что налоговая систе­ма создана и функционирует совсем недавно и поэтому не га­рантирована от ошибок, характерных для переходного перио­да, когда экономика подвергается постоянным колебаниям. В условиях коренной ломки производственных отношений неиз­бежны изменения и дополнения к ранее изданным норматив­ным актам, допускается поспешность в их разработке, в резуль­тате возникают недостатки в налоговой системе.

В динамике основных до­ходных статей бюджета (таблица 2.2.1) обращает на себя внимание снижение на 2 процентных пункта (2 пп.) удельного веса текущих нало­говых доходов, в том числе прямых налогов на прибыль на 1 пп. Учитывая, что никаких налоговых послаблений на те­кущий год не предполагается, остается предположить, что сокращение их удельного веса вызвано, в первую оче­редь, непропорциональным ростом иных доходов бюдже­та. А именно: рост внебюд­жетных доходов на 2,6 пп., в том числе фонда поддержки сельхозпроизводителей на 3,9 пп. А в целом на сельское хозяйство может уйти 1/9 часть бюд­жета.

Таблица 2.2.1

Основные статьи доходов республиканских бюджетов в 1998-2001 годах, в % к итогу (Рассчитана на основании законодательных актов Республики Беларусь)

Показатели 1998 1999 2000 2001

Всего доходов

100 100 100 100

Текущие налоговые доходы

77,7 75,1 73,1 72,1
Прямые налоги на доходы и прибыль 14,9 16,5 15,5 15,3
Налог на прибыль 14,5 16 15 15
Налог на доходы предприятий и граждан 0,4 0,5 0,5 0,6
Внутренние налоги на товары и услуги 44,1 44,1 44,1 44,3
НДС 28,8 31,1 27,7 26,5
Акцизы 14 11,8 15,2 15,4
Налоги, взимаемые с фонда заработной платы (Чрезвычайный налог) 4,6 4,2 4,1 4,2
Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций 10,3 10,3 9,3 9,6

Текущие неналоговые доходы

6,6 7 5,7 5,3
Доходы от госсобственности и предпринимательской деятельности 1,7 3,3 1,6 1,8
в т. ч. прибыль Национального банка 0,9 2,7 0,9 1,2
Административные сборы и платежи 1,5 1,8 1,6 1,7
Поступления по штрафным санкциям 1,9 1,1 - 1,2
Прочие текущие неналоговые доходы 1,4 0,8 2,6 2,8

Капитальные доходы

1,7 1,3 2,1 2,5
Доходы от реализации произведенных активов 1,7 1,3 2,1 2,3

Текущие безвозмездные поступления

0 0 0 0
Доходы СЭЗ 0 0,6 0,5 0,6

Доходы целевых внебюджетных фондов

14,1 15,9 18,5 19,3
Доходы республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции 8,1 8,5 11,4 12,2
Республиканского дорожного фонда 4 5,7 5,2 5,1
Государственного фонда содействия занятости 1,8 1,5 1,8 1,7
Республиканского фонда "Энергосбережение" 0 0 0 0
Республиканского фонда охраны природы 0,2 0,1 0 0

В этом аспекте не вызыва­ет особых эмоций и снижение на 3,4 пп. удельного веса НДС и такое же увеличение доли акцизов. Тем более что пос­ледних может быть собрано и поменьше по причине устой­чивой тенденции к сокраще­нию импорта, который в пер­вую очередь облагается ак­цизным налогом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.