Дипломная работа: Теория реформирования системы налогообложения и практика ее применения в Республике Беларусь
Отметим нововведение
2001 года: с целью упрощения налогообложения малого предпринимательства был
принят Декрет Президента РБ от 17.05.2001г. №12 «О введении единого налога с
индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих
реализацию товаров, работ (услуг), и о некоторых вопросах, связанных с указанной
деятельностью».
В системе налогов
республики с момента ее создания и до настоящего времени значительную роль
играют косвенные налоги. Большой удельный вес данной категории налогов в
формировании доходов бюджета (более 50%) обусловлен необходимостью решения
объективно возникающих задач по государственной поддержке отдельных отраслей и
финансированию инфрастуктуры, которые в переходный период не могут быть решены
иными средствами, кроме как за счет централизованных в рамках бюджета
финансовых ресурсов.
Крупнейшим из
категории косвенных - является налог на добавленную стоимость (НДС). Он введен
с января 1992г. и количественно заменил (вместе с акцизами) ранее действовавшие
налог с оборота и налог с продаж. Доля НДС в доходах бюджета в течение
1998-2001гг. сохранялась практически на неизменном высоком уровне – в пределах ¼
всех доходов бюджета.
По данным (табл.
2.2.3) прослеживается тенденция к постоянному увеличению доли оборотных
платежей (платежей из выручки без НДС) в доходах консолидированного бюджета с
12,1% в 1988 году до 20,6% в 2001 году.
Одновременно с НДС в
системе косвенного обложения используются также акцизы, устанавливаемые на
отдельные виды и группы товаров. Их введение с 1992г. обусловлено отменой
налога с оборота. Доля акцизов в формировании доходов бюджета снизилась с 11,1%
в 1998 году до 7,6% в 2001 году.
Таблица 2.2.3.
Структура косвенных налогов в РБ (1998-2001гг.) /16,
с. 92/
1998
1999
2000
2001
% в
доходах бюджета
% в
доходах бюджета
% в
доходах бюджета
% в
доходах бюджета
1. Акцизы (налог с производителя)
11,1
9,5
8,0
7,6
2. Налоги с розничного товарооборота
0,9
0,9
1,6
2,2
3. Налоги с продаж
0,7
0,7
0,8
1,3
4. Налоги на отдельные виды услуг
0,1
0,1
0,1
0,6
5. Отчисления в республиканский фонд поддержки
производителей с/х продукции и продовольствия
4,5
4,6
5,7
-
6. Отчисления в фонд стабилизации экономики
производителей с/х продукции и продовольствия
-
4,2
3,8
-
7. Целевые сборы на финансирование расходов,
связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда
1,8
3,8
3,4
-
8. Целевые сборы на содержание детских дошкольных
учреждений
-
-
2,2
-
9. Отчисления в дорожный фонд
5,8
6,7
5,6
2,6
10. Отчисления в местный целевой бюджетный
жилищно-инвестиционный фонд
-
-
2,2
-
11. Отчисления в республиканский ф-д поддержки
производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления
пользователями автомобильных дорог в дорожные ф-ы
-
-
-
8,3
12. Отчисления в местные целевые бюджетные ф-ды
стабилизации экономики производителей с/х продукции и продовольствия, местные
бюджетные целевые жил-инвестиц. ф-ды и целевой сбор на финансирование
расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного ф-да
-
-
-
9,7
13. Налог на добавленную стоимость
25,8
25,1
26,2
25,3
14. Прочие
0,1
0,1
0,7
0,3
ВСЕГО:
49,9
54,8
58,7
55,7
Проанализировав
данные таблицы, можно отметить, что в 2001г. ряд платежей был объединен (вместо
6 отчислений и сборов в различные фонды в 2000г. – 3 платежа в 2001г.). Это
несколько упростило порядок расчетов, а также уменьшило налоговую нагрузку на
2,3%.
Платежи и налоги,
включаемые в себестоимость и имеющие признаки как прямых, так и косвенных
налогов некоторые авторы выделяют в группу смешанных налогов.(табл. 2.2.4)
Таблица 2.2.4.
Структура смешанных налогов в РБ (1998-2001гг.) /16.
с. 95/
1998
1999
2000
2001
% в
доходах бюджета
% в
доходах бюджета
% в
доходах бюджета
% в
доходах бюджета
Социальные платежи
5,5
5,3
3,1
3,3
Чрезвычайный налог
2,6
2,3
2,3
-
Отчисления в государственный фонд содействия
занятости
1,0
0,8
0,8
-
Единый платеж от ФЗП в размере 5%
-
-
-
3,3
Отчисления в местный ф-д на содержание детских
дошкольных учреждений