рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Налоговая система РФ

8. Разработать систему видов налогообложения (налогов и сборов) субъекта налога с учетом классификационных признаков.

9. Определить объекты налогообложения для разрабатываемой системы по видам налогов и сборов соответствующего территориального образования (федерального, территориального, местного).

10. Рассчитать налоговую базу каждого из видов налога и сбора соответствующего уровня территориального образования (федерального, регионального, местного).

11. Рассчитать (установить) налоговые ставки по каждому виду налога и сбора соответствующего территориального образования (федерального, регионального, местного).

12. Определить единицу (масштаб) каждого вида налога (сбора) соответствующего территориального образования (федерального, регионального, местного).

13. Установить субъектов налога (налогоплательщиков – юридических и физических лиц).

14. Организовать учет субъектов налога (налогоплательщиков).

15. Разработать (при необходимости) систему льготных мер для субъектов налога и объектов налогообложения.

16. Организовать сбор данных о реальных или предполагаемых доходах субъектов налога (налогоплательщиков).

17. Рассчитать сумму налога, уплачиваемую субъектом налога (сбора) с объекта налогообложения.

18. Определить порядок исчисления всех видов налогов и сборов, налоговый период, порядок и сроки уплаты налогов и сборов субъектами налога.

19. Проанализировать существующую систему видов налогов, налоговую систему в целом, порядок изъятия доходов, выявить возможные варианты ухода субъектов налога от уплаты налогов (сборов) с учетом объектов налогообложения, льготных условий и органов, осуществляющих изъятие налогов и организующих контроль за их уплатой.

20. Определить систему налоговых органов, осуществляющих изъятие налогов и сборов с учетом принципа оптимизации или эффективности работы органов.

21. Законодательно определить систему налогообложения (принять соответствующие законодательные акты), в том числе закрепить права и обозначить субъектов налога, налоговых органов власти соответствующих территориальных образований (федеральных, региональных, местных).

22. Рассчитать ориентировочный (расчетный) доход, поступающий в соответствующий территориальный бюджет (региональный, местный, федеральный) по всем видам налогов от всех субъектов налога, в соответствии с пунктом 14 настоящей методики.

23. Уточнить (сопоставить) полученный расчетным путем доход в соответствующий бюджет с требуемым доходом, согласно пункту 2 настоящей методики.

Если Д_р >= Д_н, то количество видов налогов, их ставки, другие элементы налогов и выбранный вариант системы налогообложения отвечают требованиям, предъявляемым к системе.

Если Д_р <= Д_н, то необходимо менять параметры системы или ее элементы или строить налоговую систему в соответствии с другими принципами и предъявлять к ней иные требования.

24. Установить контроль за собираемостью налогов и сборов, их поступлением в соответствующий бюджет (федеральный, региональный, местный).[2]


2. Характеристика налогов России

2.1 Налог на добавленную стоимость

Считается, что добавленная стоимость представляет собой часть стоимости товара (работ, услуг), которая создана живым трудом и включает в себя заработную плату и прибыль. Но, в свою очередь, налог взимается из прибыли и дважды из заработной платы: непосредственно от физического лица в виде налога на доход (подоходный налог) и с юридического лица в виде единого социального налога. В принципе, до настоящего времени не существовало и не существует в законодательстве и учебной литературе четкого определения, что же характеризует данный вид налога и что такое добавленная стоимость. Если представляется возможность накопленное в процессе производства изъять из результатов работы механизма, станка, паровоза, самолета, парохода, а не на стадиях купли-перепродажи, то можно говорить о НДС. Если же взять, например, такой вид товара, как работы и услуги (с них взимается в соответствии с законом НДС), драгоценные камни и металлы (золото, жемчуг и другие), то ничего они не производят в процессе эксплуатации и не могут давать добавленной стоимости, тем более, если они на входят в состав компонентов механизмов. Данный вид налога изначально придуман в 1954 г. французским экономистом Лоре, который впоследствии стал популярным ввиду быстрого изъятия денежных средств у налогоплательщиков и распространился в странах капитала. В начале 90-х годов США и страны Европейского экономического сообщества (ЕЭС) обязали и Россию ввести данный налог взамен включения России в Европейское сообщество.

Доходы федерального бюджета за счет изъятия доходов налогоплательщиков в виде НДС составляют до 40% от всех налоговых поступлений, или около 4% от валового внутреннего продукта (ВВП).

Данный вид налога в Российской Федерации введен в действие с 1 января 1992 г. в результате проведения налоговой реформы по рекомендации ряда зарубежных стран.

НДС относится к группе косвенных налогов и является регулирующим федеральным налогом. Законом о федеральном бюджете установлены пропорции распределения НДС, на драгоценные металлы и драгоценные камни полностью засчитываются в федеральный бюджет.

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Налог имеет универсальный характер, поскольку взимается со всех товаров, работ и услуг в течение всего производственного цикла – от завода-изготовителя до места реализации. Причем каждый промежуточный участник процесса уплачивает налог.

Добавленная стоимость представляет собой часть стоимости товаров, работ и услуг, которая создается трудом и включает в себя заработную плату и прибыль. Поэтому законодательно определено, что сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы и услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщиками за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Плательщиками НДС являются субъекты налога (российские и иностранные юридические лица), осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность, а также индивидуальные частные подразделения.

Не являются плательщиками налога физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

От НДС освобождаются организации и индивидуальные предприниматели сроком на 12 месяцев, если в течение предшествующих последовательных календарных месяцев сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), без учета НДС и налога с продаж, не превышает в совокупности 1 млн. рублей, то есть

S – (S – S) < 1 млн. руб.

в ндс нп

где S_в-сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг);

S_ндс – сумма НДС, уплачиваемая с реализуемого товара (работ, услуг);

S_нп – сумма налога с продаж при реализации товаров (работ, услуг).

По истечении 12 месяцев субъект налога освобождается вновь от НДС при соблюдении данного условия.

Положение не распространяется на субъект налога, реализующего подакцизные товары (подакцизное минеральное сырье), а также на ввозимые им товары.

Объектами налогообложения на НДС не являются:

– выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, то есть суммы средств, затраченные для этих нужд, S_cмp;

– передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электросетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других объектов государству и органам местного самоуправления или по их решению специализированным организациям;

– имущество государственного и муниципального назначения (предприятий), выкупаемое в порядке приватизации;

– выполнение работ и услуг органами, входящими в систему органов государственной власти и местного самоуправления.

Не подлежат налогообложению операции по аренде жилых и нежилых помещений, медицинские товары и услуги, услуги по детским учреждениям, архивам, перевозкам пассажиров, образованию, культуре и искусству, отдельные виды работ, банковских операций, ввозимые товары (всего около 100 операций согласно ст. 149 – 150 НК РФ)[3].

В каких случаях предприятия общественного питания не платят НДС? Прежде всего, НДС не должны уплачивать льготники, о которых говорится в статье 149 Налогового кодекса РФ. Впрочем, освобождение от этого налога могут получить и другие организации, если выполнят требования статьи 145 Налогового кодекса РФ. Конечно, НДС не уплачивают те организации, которые переведены на единый налог, на вмененный доход или применяют «упрощенку».

Сразу же замечу, что если организация не платит НДС, то возмещать этот налог по купленным товарам, работам и услугам она не имеет права. В этом случае «входной» НДС учитывают в стоимости приобретаемых ценностей. Этого требует подпункт 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Право на льготу по НДС имеют: столовые: студенческие, школьные, в медицинских организациях и в детских дошкольных учреждениях. Льгота установлена подпунктом 5 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Там сказано: на стоимость продуктов и блюд, которые продаются в учебных учреждениях, детских садах и в больницах, НДС можно не начислять. Правда, чтобы воспользоваться льготой, эти столовые должны хотя бы частично финансироваться из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования. Исключение сделано лишь для дошкольных учреждений. Они могут применять льготу независимо от источника финансирования. На это указано в пункте 11 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2000 г. N БГ-3–03/447.

Кроме того, могут не начислять НДС и предприятия, которые поставляют продукты питания в столовые учебных и медицинских учреждений, детских садов и яслей. Но для этого им необходимо вести раздельный учет (п. 4 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Объясню, зачем. Дело в том, что тогда предприятие сможет возместить «входной» налог по тем продуктам, продажа которых облагается НДС. Если же вы не ведете раздельного учета «входной» НДС зачесть из бюджета не удастся. Впрочем, все это не касается налоговых периодов, когда доля затрат на производство льготируемой продукции не превышает 5 процентов общих расходов. В таких периодах, НДС можно возмещать из бюджета в полном объеме. На это указано в пункте 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Пример

ООО «Лакомка» готовит и продает полуфабрикаты. Среди покупателей – столовая районной больницы, которая частично финансируется из бюджета.

ООО «Лакомка» подает декларацию по НДС ежемесячно.

В марте 2006 года ООО «Лакомка» приобрело говядину за 154 000 руб. (в том числе НДС по ставке 10% – 14 000 руб.). В этом же месяце было продано полуфабрикатов на 318 000 руб. Из них:

– 48 000 руб. – поступило от столовой районной больницы;

– 270 000 руб. (в том числе НДС – 45 000 руб.) – заплатили коммерческие организации.

Поэтому ООО «Лакомка» сможет зачесть из бюджета лишь такую сумму «входного» налога по приобретенному мясу:

14 000 руб. х (270 000 руб. – 45 000 руб.): (318 000 руб. – 45 000 руб.) = 11 539 руб.

Оставшуюся часть НДС нужно включить в стоимость полуфабрикатов. Это 2461 руб. (14 000 – 11 539).

В бухгалтерском учете ООО «Лакомка» делают следующие записи:

Дебет 10 Кредит 60

– 140 000 руб. (154 000 – 14 000) – оприходована говядина (без НДС);

Дебет 19 Кредит 60

– 14 000 руб. – отражен НДС;

Дебет 60 Кредит 51

– 154 000 руб. – оплачена говядина;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 11 539 руб. – принята к вычету часть НДС;

Дебет 10 Кредит 19

– 2641 руб. – включен в стоимость говядины НДС, приходящийся на выручку от реализации полуфабрикатов в столовую районной больницы.

Чтобы получить освобождение от НДС надо, чтобы выполнялись требования пункта 1 статьи 145 Налогового кодекса РФ. А именно: выручка за три предшествующих календарных месяца у предприятий общепита не должна превышать 1 000 000 руб. Причем выручку нужно брать без НДС и налога с продаж. Если вы соответствуете этому критерию, то можете не платить этот налог в течение 12 календарных месяцев.

Правда, до недавнего времени НДС не могли освободиться бары, рестораны и кафе. Ведь они продают алкогольные напитки, которые облагаются акцизами (ст. 181 Налогового кодекса РФ). А в пункте 2 статьи 145 Налогового кодекса РФ указано, что не могут получить освобождение те предприятия, которые продают подакцизные товары. Сейчас ситуация изменилась. Это – следствие решения, которое вынес Конституционный Суд РФ в своем определении от 11 ноября 2006 года №313-О.

Суд справедливо отметил, что от уплаты НДС освобождается не налогоплательщик, а его деятельность. Поэтому, если вы помимо алкоголя продаете и продукты, не являющиеся подакцизными товарами, то можете получить для них освобождение от НДС. Понятно, что это возможно лишь при соблюдении требований пункта 1 статьи 145 Налогового кодекса РФ. И естественно, чтобы воспользоваться правом на освобождение от НДС, подакцизную продукцию надо учитывать отдельно.

Пример

Кофейня ООО «Десерт» выпекает и продает пирожные, а кроме того реализует алкогольные коктейли. На предприятии ведут раздельный учет подакцизных и неподакцизных товаров. ООО «Десерт», продавая пирожные, выручило:

– в январе – 252 000 руб. (в том числе налог с продаж по ставке 5% – 12 000 руб., НДС – 40 000 руб.);

– в феврале – 441 000 руб. (в том числе налог с продаж по ставке 5% – 21 000 руб., НДС – 70 000 руб.);

– в марте – 535 500 руб. (в том числе налог с продаж по ставке 5% – 25 500 руб., НДС – 85 000 руб.).

В итоге за три календарных месяца общая сумма выручки без учета НДС и налога с продаж равна:

252 000 – 12 000 – 40 000 + 441 000 – 21 000 – 70 000 + 535 000 – 25 500 – 85 000 = 975 000 руб.

Получается, что выручка от продажи кондитерских изделий за три месяца не превышает 1 000 000 руб. Поэтому с 1 апреля 2006 года ООО «Десерт» решило не платить НДС. Для этого 15 апреля в налоговую инспекцию оно представило уведомление, выписки из бухгалтерского баланса и книги продаж, а также копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

По моему мнению, барам, ресторанам и столовым, которые зарабатывают немного и не применяют «упрощенку», очень выгодно не платить НДС. Ведь они продают свою продукцию гражданам. А физические лица этот налог не платят, а значит им не важно, можно ли возместить его. А потому им все равно, платят НДС предприятия общественного питания или нет.

Как начисляют НДС предприятия общественного питания?

Отдохнув в клубе, ресторане, баре, кафе, клиенты все чаще расплачиваются, используя банковские карты. В том случае, когда кассовый аппарат подключен к компьютеру, который связан с терминалом процессингового центра, то деньги с «прогоняемой» карточки списываются сразу и зачисляются на счет предприятия общественного питания в этот же день. Если гражданин рассчитывается принадлежащей ему банковской карточкой, то начислить налог с продаж нужно. (ст. 349 Налогового кодекса[4].

2.2 Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Как я уже отмечал, что предприятия общественного питания не платят НДС, если они переведены на ЕНВД или же применяют упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Так сказано в пункте 2 статьи 346.11 и пункте 4 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Предприятия общепита вправе перейти на него только по решению своего субъекта РФ (пп. 5 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ). Правда, платить этот налог должны лишь те, у кого площадь помещений, где обслуживают посетителей, не превышает 150 квадратных метров. Сюда включают площадь всех залов и открытых площадок, где установлены столы для клиентов, находятся барные стойки и т.п. А вот подсобки, складские помещения и кухни в расчет не входят. Площадь определяют исходя из данных, прописанных в техническом паспорте здания или в других документах (например, в договоре аренды – если вы арендуете помещение).

Единый налог рассчитывают по итогам каждого месяца следующим образом:

ЕНВД = (БД х П х К) х 15%: 100%,

где БД – базовая доходность на единицу физического показателя;

П – количество единиц физического показателя;

К – корректирующие коэффициенты (в зависимости от сезонности, особенностей местоположения, ассортимента и т.д.).

Базовый показатель для предприятий общественного питания – это площадь помещений, где обслуживают посетителей (п. 3 ст. 346.29 Налогового кодекса РФ).

Пример

В Люберецком районе Московской области, где работает ресторан «Услада», оказание услуг общественного питания облагается единым налогом на вмененный доход. Площадь ресторана – 54 кв. м. Базовая доходность на один квадратный метр – 700 руб. в месяц. Корректирующий коэффициент для ресторанов, баров, кафе и столовых – 1 (Закон Московской области от 27 ноября 2002 г. №136/2002-ОЗ).

Значит, вмененный доход ресторана «Услада» в I квартале 2006 года будет равен:

(54 кв. м. х 700 руб./кв. м. х 1) х 3 мес. = 113 400 руб.

То есть, сумма единого налога на вмененный доход, в I квартале 2006 года составит 17 010 руб. (113 400 руб. х 15%).

Пример

ЗАО «Скатерть-самобранка» владеет тремя кафе. Одно из них – кафе «Магнолия», расположенное в г. Реутове Московской области. Его площадь составляет 90 кв. м. Еще есть кафе «Астория» и «Лиана», которые находятся в Москве – площадь зала по 200 квадратных метров.

В Московской области введен единый налог на вмененный доход. Уплачивать этот налог обязаны предприятия общественного питания, площадь зала которых не превышает 150 кв. м. Таким образом, кафе «Магнолия» переведено на ЕНВД, то есть оно освобождено от НДС. А в Москве единый налог на вмененный доход не введен. И кафе «Астория» и «Лиана», принадлежащие ЗАО «Скатерть-самобранка» будут платить налоги в общеустановленном порядке, включая и НДС. Ведь у них нет права применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

Определение услуги общественного питания как вида деятельности, переводимой на ЕНВД, также с 1 января 2006 года претерпевает определенные изменения. Как и в отношении розничной торговли с нового года решен вопрос с площадью. Проблема получила предсказуемое разрешение (аналогично розничной торговле) – если площадь не превышает 150 м2, то по данному объекту подлежит применению ЕНВД, если превышает – ЕНВД в отношении данного объекта не применяется.

Если создаваемое предприятие общественного питания не имеет своей целью извлечение прибыли и обслуживает ограниченный круг посетителей (сотрудников конкретной организации), то данное предприятие общественного питания не будет являться плательщиком ЕНВД.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.