Курсовая работа: Налоговые доходы бюджета
Курсовая работа: Налоговые доходы бюджета
Введение
Тема
курсовой работы «Характеристика налоговых доходов бюджета» актуальна, так как доходы
бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с
предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного
фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные
виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а
их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в
бюджетный фонд. Налоги формируют необходимую финансовую базу для операций
государства в экономической сфере. Сама структура, масштабы и методы налоговых
изъятий создают возможность целенаправленного государственного воздействия на
темпы и пропорции накопления общественного капитала, позволяют контролировать
практически весь совокупный спрос.
Налоги
являются наиболее древним экономическим инструментом. Они крепко впаяны в ткань
общественной жизни, нерасторжимо связаны с государством. Государственная власть
опирается на материальную основу, которую воплощают, прежде всего, налоги. На
налогах лежит и центр тяжести современного финансового хозяйства. Ныне в
большинстве развитых капиталистических стран налоги составляют 40–60% валового
национального продукта. В налогах переплетаются проблемы экономической мощи
государства, его бюджетной политики, а также вопросы социальной справедливости
и уровня жизни народа.
Экономическая
сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у
государства с юридическими и физическими лицами. Этим денежные отношения
объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение –
мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может
рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя
функциями – фискальной и экономической.
Бюджетные
доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости
общественного продукта между различными участниками воспроизводственного
процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения
сконцентрированной в руках государственной стоимости, так как последняя
используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и
целевого назначения.[1]
Таким образом, доходы бюджеты являются важнейшей часть бюджетной системы и
экономики в целом, этим объясняется тема выбранной мной работы.
Целью
данной курсовой работы является рассмотрение налоговых доходов бюджета РФ.
В
соответствии с поставленной целью необходимо рассмотреть следующие задачи:
1.
Экономическое содержание и значение налогов РФ;
2.
Классификация налоговых доходов бюджетов РФ;
3.
Рассмотреть основные виды доходов федерального бюджета;
4.
Анализ налоговых доходов федерального бюджета 2006–2009 гг.;
5.
Проблемы действующей налоговой системы РФ.
Объектом
исследования данной курсовой работы являются налоговые доходы бюджета Российской
Федерации.
1.
Налоговые доходы бюджета
1.1 Экономическая роль и функции бюджета
В соответствии со статьей 6 Бюджетного Кодекса РФ бюджет – форма
образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового
обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления[2].
Существует и более широкое определение бюджета, когда под бюджетом
понимают систему денежных отношений, возникающих у государства с юридическими и
физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с
образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для
финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд
обороны и государственного управления. В этом случае бюджет представляет собой
сложную систему экономических отношений, посредством которых, с одной стороны,
осуществляется перераспределение созданного в обществе валового национального
продукта, а, с другой, происходит выделение денежных средств из
централизованного фонда на финансирование отдельных функций государства,
деятельности хозяйствующих субъектов, финансирование социальных потребностей
отдельных категорий граждан.[3]
В финансовой системе страны бюджет занимает ведущее место.
В бюджете концентрируется часть национального дохода, которая
затем перераспределяется, что позволяет осуществлять государственное
регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной
политики. Перераспределяемая посредством бюджетных отношений часть
национального дохода поступает в распоряжение федеральных, региональных и
местных органов власти и направляется на строго определенные цели в зависимости
от разграничения функций между уровнями управления. Сосредоточение финансовых
ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет соответствующим органам
государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих
полномочий. СОВОКУПНОСТЬ федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации (региональных бюджетов) и местных бюджетов образует бюджетную
систему Российской Федерации, основанную на ее экономических отношениях
и государственном устройстве.[4]
1.2 Налоговые доходы бюджета
В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации (ст. 6)
доходы бюджета – это
денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в
соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов
государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.[5]
Формирование доходной части бюджета с переходом на рыночные
отношения имеет в основном налоговый характер.
В соответствии со статьей 41 Бюджетного Кодекса РФ «К налоговым
доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том
числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами,
региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.»[6]
В соответствии со статьей 50 Бюджетного Кодекса в федеральный
бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов,
налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
·
налога на прибыль организаций по ставке, установленной для
зачисления указанного налога в федеральный бюджет, – по нормативу 100
процентов;
·
налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных
организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через
постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде
дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) – по
нормативу 100 процентов;
·
налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе
продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря
1995 года №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих
специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный
бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, – по нормативу 20 процентов;
·
налога на добавленную стоимость – по нормативу 100 процентов;
·
акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья – по нормативу 50
процентов;
·
акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением
пищевого, – по нормативу 100 процентов;
·
акцизов на спиртосодержащую продукцию – по нормативу 50 процентов;
·
акцизов на табачную продукцию – по нормативу 100 процентов;
·
акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное
топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей –
по нормативу 40 процентов;
·
акцизов на автомобили легковые и мотоциклы – по нормативу 100
процентов;
·
акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию
Российской Федерации, – по нормативу 100 процентов;
·
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья
(газ горючий природный) – по нормативу 100 процентов;
·
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья
(за исключением газа горючего природного) – по нормативу 95 процентов;
·
налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных
ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и
общераспространенных полезных ископаемых) – по нормативу 40 процентов;
·
налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе
Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации,
за пределами территории Российской Федерации – по нормативу 100 процентов;
·
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при
выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ
горючий природный) – по нормативу 100 процентов;
·
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при
выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за
исключением газа горючего природного) – по нормативу 95 процентов;
·
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на
континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской
Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении
соглашений о разделе продукции – по нормативу 100 процентов;
·
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов
(исключая внутренние водные объекты) – по нормативу 70 процентов;
·
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по
внутренним водным объектам) – по нормативу 100 процентов;
·
водного налога – по нормативу 100 процентов;
·
единого социального налога по ставке, установленной Налоговым
кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в федеральный бюджет, – по
нормативу 100 процентов;
·
государственной пошлины – по нормативу 100 процентов.[7]
1.3 Основные налоговые
поступления в бюджет Российской федерации
1.3.1 Налог на прибыль организации
В настоящее время налог на прибыль организаций действует на всей
территории России и взимается в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ.
Плательщиками налога на прибыль организаций являются предприятия, в том числе и
малые, независимо от сфер деятельности и форм собственности, которые получают
прибыль.
Не платят этот налог:
1) предприятия, получающие прибыль в области игорного бизнеса;
2) предприятия, применяющие специальные налоговые режимы, а именно
являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход для определенных видов
деятельности, единого налога, если они предпочли упрощенную систему
налогообложения.[8]
Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью
которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие
экономики. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного
налогоплательщиком дохода, через механизм предоставления или отмены льгот и
регулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционную
активность в различных отраслях экономики и регионах. Этим же целям служит и
механизм инвестиционного налогового кредита, предоставляемого
налогоплательщикам и погашаемого ими за счет прибыли. Значительную роль в
регулировании экономики играет также амортизационная политика государства,
напрямую связанная с налогообложением прибыли организаций.
Велика роль этого налога в развитии малого предпринимательства, а
также в привлечении в экономику страны иностранных инвестиций, поскольку в
законодательстве многих стран предусматривается полное или частичное
освобождение от уплаты именно этого налога в первые годы создания и
функционирования малых и совместных с иностранным участием предприятий и
организаций.[9]
1.3.2 Налог на добавленную стоимость
В соответствии со статьей 143 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками
налога на добавленную стоимость признаются:
1.
организации;
2.
индивидуальные предприниматели;
3.
лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную
стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской
Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской
Федерации.
Не признаются налогоплательщиками
организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и
Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об
организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских
зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического
курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации», в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения
XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе
Сочи.[10]
Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее трудных
для понимания, сложных для исчисления, уплаты и соответственно контроля со
стороны налоговых органов.
Он относится к тем налогам, которые имеют в России наиболее
разветвленную сеть исключений из общих налоговых правил, множество льгот, а
также огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия
непосредственно связана. Поэтому именно при исчислении и уплате НДС у
налогоплательщика возникает много ошибок и неточностей. Тем не менее он успешно
применяется в большинстве стран с рыночной экономикой.
Как известно, этим налогом облагается доход, идущий на конечное
потребление. Однако доход, идущий на накопление и инвестирование, освобождается
от налога, что косвенно стимулирует эти процессы. Преимуществом НДС является и
то, что он позволяет значительно увеличить доходы государства от доходов,
идущих на потребление, поскольку имеет более широкую, чем у других налогов,
базу обложения. Одновременно данный налог в определенной степени стимулирует
расширение производства товаров, идущих на экспорт, так как при продаже
продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка НДС – в размере 0%.
НДС, в отличие от прочих разновидностей косвенных налогов и
налогов с оборота, позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии
производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход
государства от этого налога не зависит от количества промежуточных
производителей.[11]
1.3.3 Единый социальный налог
Единый социальный налог является серьезным новаторством,
включенным во вторую часть Налогового кодекса. Введенный в действие с 1 января
2001 г., этот налог заменил собой действовавшие ранее отчисления в три
государственных внебюджетных социальных фонда – Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд
социального страхования РФ (ФСС России) и федеральный и региональные фонды
обязательного медицинского страхования (ОМС). Необходимо отметить, что замена
отчислений на единый социальный налог не отменила целевого назначения налога.
Средства от его сбора будут поступать как в указанные выше фонды, так и
частично в федеральный бюджет. Основное назначение этого налога осталось
прежним – обеспечить мобилизацию средств для реализации права граждан России на
государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Единый социальный налог является одним из наиболее значимых как
для формирования доходов государства, так и для финансового положения
налогоплательщиков. Достаточно сказать, что платежи по нему хоть и
незначительно, но превышают поступления самого крупного налогового источника
доходов консолидированного бюджета страны – НДС.
Определение плательщиков единого социального налога имеет особо
важное значение, поскольку в отличие от большинства других видов налогов,
входящих в российскую налоговую систему, ставки уплаты этого налога в
значительной мере зависят от категорий налогоплательщиков.
В первую
очередь плательщиками этого налога являются работодатели, которые производят
выплаты наемным работникам. В их число входят организации, индивидуальные
предприниматели, а также физические лица, не признанные индивидуальными
предпринимателями, но производящие выплаты другим физическим лицам. В
дальнейшем эту группу будем именовать как налогоплательщики-работодатели.
Ко второй категории относятся индивидуальные предприниматели, а
также адвокаты. Члены крестьянского или фермерского хозяйства также
приравниваются к индивидуальным предпринимателям. В отличие от первой группы
входящие во вторую группу налогоплательщики выступают таковыми как
индивидуальные получатели доходов от предпринимательской или другой
профессиональной деятельности. В дальнейшем их будем именовать как
налогоплательщики-предприниматели.
Объект
налогообложения для исчисления единого социального налога зависит от того, к
какой группе принадлежат налогоплательщики.[12]
1.4 Цели, задачи и показатели
деятельности Министерства финансов Российской Федерации
Миссией Минфина России является обеспечение эффективного и ответственного
управления системой общественных финансов Российской Федерации.
Стратегическими
целями Минфина России и подведомственных ему
федеральных служб являются:
1.
Обеспечение выполнения
и создание условий для оптимизации расходных обязательств Российской Федерации.
2.
Поддержание
макроэкономической и финансовой стабильности как основы для устойчивого
социально-экономического развития страны.
3.
Формирование и
функционирование эффективной налоговой системы.
4.
Создание условий для
эффективного выполнения полномочий органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления.
5.
Оптимизация управления
государственным долгом и финансовыми активами.
6.
Обеспечение надежности
и прозрачности финансовой системы.
Основой
деятельности Минфина России является выработка и реализация единой
государственной финансовой политики, необходимой для устойчивого развития
экономики и функционирования финансовой системы.
Минфин России в пределах своей компетенции обеспечивает выполнение
и создает нормативные и методологические основы для оптимизации действующих и
вновь принимаемых расходных обязательств Российской Федерации, необходимых для
эффективной реализации полномочий и функций федеральных органов государственной
власти. При этом должны быть обеспечены макроэкономическая стабильность и
эффективное функционирование налоговой системы, создающие условия для
устойчивого экономического роста.
Выполнение первой цели также подразумевает осуществление бюджетной
политики, направленной на повышение эффективности управления общественными
финансами. В Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на
2009 год, одобренной на заседании Правительства Российской Федерации 19 марта
2009 года, в качестве одного из приоритетов государственной политики было
отмечено осуществление комплекса мероприятий по реструктуризации и оптимизации
расходных обязательств, усилению целевого характера и повышению эффективности
бюджетных расходов.
Страницы: 1, 2, 3
|