Участие Минфина России в реализации Программы антикризисных мер
Правительства Российской Федерации на 2009 год включает подготовку материалов
для Отчета Правительства Российской Федерации о реализации мер по поддержке
финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики
Российской Федерации, социальному обеспечению населения и других мер социальной
политики в соответствии с федеральным законом от 3 июня 2009 года №102-ФЗ «Об
Отчете Правительства Российской Федерации и информации Центрального Банка
Российской Федерации о реализации мер по поддержке финансового рынка,
банковской системы, рынка труда, отраслей экономики Российской Федерации,
социальному обеспечению населения и других мер социальной политики». Минфин
России также осуществляет контроль за достоверностью представленной главными
распорядителями бюджетных средств информации по распределению бюджетных
ассигнований, выделенных в рамках Антикризисной программы, и представляет в
Минэкономразвития России ежеквартальный отчет.
Вторая цель – поддержание
макроэкономической и финансовой стабильности как основы для устойчивого
социально-экономического развития страны. В Бюджетном послании Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной
политике в 2009–2011 годах подчеркивается, чтобюджетная политика должна
сохранить свое значение как важнейший инструмент макроэкономического
регулированияиспособствовать обеспечению сбалансированного
развития экономики.
Одной
из базовых предпосылок решения этой задачи является соблюдение установленных в
2007 году Бюджетным кодексом Российской Федерации требований по обеспечению
долгосрочной устойчивости бюджетной системы, использованию нефтегазовых доходов
и ограничению дефицита федерального бюджета, что стимулирует роста экономики и
повышает уровень жизни населения в долгосрочной перспективе. Бюджетная
стратегия Российской Федерации до 2023 года создает основы для увеличения
горизонта планирования и повышения эффективности расходов бюджета, одновременно
являясь сдерживающим фактором для их необоснованного роста.
Третья цель – формирование и
функционирование эффективной налоговой системы – также соответствует основным
направлениям налоговой политики, выделенным Бюджетном послании Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной
политике в 2010–2012 годах. Налоговая политика должна быть нацелена на решение
двух основных задач – модернизация российской экономики и обеспечение
необходимого уровня доходов бюджетной системы в кризисный период.
Четвертая и пятая цели предполагают
выработку и реализацию финансовой политики в соответствующих сферах с учетом и
исходя из максимально эффективного выполнения расходных обязательств,
администрируемых Минфином России.
Обеспечение
прозрачности и надежности финансовой системы создает необходимые условия для
достижения всех целей, поставленных перед Минфином России.
Минфин
России и подведомственные ему федеральные службы исполняют три типа
государственных функций:
1)
правоустанавливающие – регулирование, в том числе
нормативно-правовое, и выработка государственной политики в финансовой,
бюджетной, налоговой и других сферах;
2)
правоприменительные – непосредственное администрирование и
управление, в том числе предоставление государственных услуг, выполнение
административных функций, администрирование государственных расходов (функции
разработки проекта федерального бюджета, управления государственным долгом,
сбора налогов, управления Резервным фондом и Фондом национального
благосостояния, кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы);
3)
контрольные – контроль и надзор за исполнением налогового,
бюджетного и валютного, страхового, финансового законодательства, а также
законодательства в других сферах компетенции Минфина России.
Специфика
деятельности Министерства финансов Российской Федерации состоит в существенной
роли правоустанавливающей (регулятивной) деятельности, которая не направлена
непосредственно на потребителей услуг (физические и юридические лица). [13]