рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Налоговая политика РФ на современном этапе

Курсовая работа: Налоговая политика РФ на современном этапе

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра антикризисного управления, налогов и налогообложения

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «теория и история налогообложения»

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РФ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Работу выполнил:                                                                                                Кирхларова Л.З.

Факультет                                                                                                              Экономический

Специальность                                                                    

 080107 Налоги и налогообложение

Научный руководитель:                                                                                 

Кандидат экономических наук, доцент                                                                    Абовян А.Г.                                                                                              

Краснодар 2007

         Содержание                                                                                         

 

Введение

1. Теоретические основы формирования налоговой политики государства

         1.1 Понятия, инструменты и типы налоговой политики

         1.2 Система органов государственной власти, осуществляющих

                 реализацию налоговой политики

         1.3 Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики

2. Особенности налоговой политики

         2.1 Налоговое планирование

         2.2 Налоговая реформа

3. Основные направления налоговой политики на перспективу

         3.1 Совершенствования системы налогообложения

         3.2 Налоговая политика и экономическое развитие России

Заключение

Список литературы


Введение

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизм.

Финансово-бюджетная система  включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Важной составляющей финансово-бюджетной системы являются налоги. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства.

Государство, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства.

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.

Важным моментом видится  рассмотрение налоговых аспектов экономического роста в России с точки зрения как традиционных, так и нетрадиционных подходов. Особую остроту сегодня приобрела проблема собираемости налогов и уклонения от них, поэтому особое место в данной работе будет отведено проблемам развития налоговой реформы и их взаимосвязи с налоговой политикой. 

Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Ввиду этого актуальность данной работы бесспорна.


1 Теоретические основы формирования налоговой политики

государства

1.1  Понятия, инструменты, и типы налоговой политики

Обеспечение развития страны, решение социальных про­блем общества требуют от государства использовать весь ар­сенал имеющихся у него методов воздействия на экономику. Рыночная экономика вовсе не означает, что государство должно устраняться от процессов управления и регулирования. Напротив, в период создания основ механизма рыночных отно­шений (современный период развития российской экономики) усиливается регулирующая роль государства в развитии эко­номики.  Первым, кто это заметил и сделал соответствующий прогноз, был немецкий экономист А. Вагнер (1835-1917). Его расчеты и теоретические выкладки были поистине революци­онны, так как он один из самых первых понял ограниченность рынка, разделил экономику на два сектора - государственный и частный и сформулировал закон возрастающей государствен­ной активности. В соответствии с последним во всех странах, где быстро развиваются рыночные отношения, государствен­ные расходы должны увеличиваться. Кроме того, по мнению А. Вагнера, в условиях рынка именно государственная финан­совая политика определяет социальный и научно-технический прогресс. Вместе с тем эти процессы не должны вмешиваться в производственно-финансовую деятельность хозяйствующих субъектов. Государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические процессы.

Важнейшим инструментом государства в реализации по­ставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как: кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и др. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономиче­ского роста. Именно с экономическим ростом связываются по­казатели развития производства и его эффективности, возмож­ности повышения материального уровня и качества жизни.

Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования, так как она лишь обес­печивает условия экономической заинтересованности или незаинтересованности в деятельности юридических и физи­ческих лиц и не строится на базе властно-распорядительных отношений. Одновременно налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования более гибко воспри­нимается экономикой и поэтому более широко применяется в рыночных системах, чем методы прямого государственного регулирования.

В каждой стране налоговые системы подвержены непре­рывному процессу совершенствования, оказывают влияние на экономические и социальные условия развития, приспосабли­ваясь к ним. Создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно само­стоятельным направлением - налоговой политикой. В основном формы и методы налоговой политики опре­деляются политическим строем, национальными интересами и целями, административно-территориальным устройством, от­сутствием или наличием и характером взаимодействия разных форм собственности и некоторыми другими положениями.

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социаль­ных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятель­ности государство опирается на налоговые функции и исполь­зует их для проведения активной налоговой политики.

Налоговая политика, как и любая другая политика государ­ства, имеет свое содержание, которое характеризуется после­довательными действиями государства по выработке научно обоснованной концепции развития налоговой системы, по оп­peдeлeнию важнейших направлений использования налогового механизма, а также по практическому внедрению налоговой системы и контролю за ее эффективностью.

В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает при­оритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики. Будучи составной частью экономической и финансовой политики, налоговая политика во многом зависит также от форм и методов экономической и финансовой поли­тики государства.

Одной из форм налоговой политики выступает политика максимальных налогов. В этом случае государство устанав­ливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает нало­говые льготы и вводит большое число налогов, стараясь полу­чить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Естест­венно, что подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраорди­нарные моменты его развития, такие как экономический кри­зис, война. Подобная налоговая политика проводилась в России с самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой системы в стране в 1992 г. Вместе с тем экономиче­ских, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к резко негатив­ным последствиям, суть которых состояла в следующем:.

Во-первых, у налогоплательщиков после уплаты налогов практически не оставалось финансовых ресурсов, что делало невозможным расширенное воспроизводство. Экономика стра­ны с каждым годом все сильнее сползала в пропасть кризиса, падали темпы роста производства во всех отраслях.

Во-вторых, широкие масштабы приобрело массовое укры­вательство от налогообложения, приведшее к тому, что госу­дарство собирало по большинству налогов чуть более половины причитающихся средств. При этом каждый третий легальный налогоплательщик, стоящий на учете в налоговом органе, на­логов вообще не платил, практически каждый второй - нало­гов платил меньше, чем положено по закону, и только один из шести налогоплательщиков исправно и в полном объеме рассчитывался по своим обязательствам с государством.

В-третьих, массовый характер приобрела так называемая "теневая экономика", уровень производства в которой по раз­ным оценкам достигал от 25 (по официальным данным Госком­стата России) до 40% (по экспертным оценкам). Но укрываемые от налогообложения финансовые ресурсы не шли, как правило, на развитие производства, а переводились на счета в зарубеж­ных банках и "работали" на экономику других стран.

Все это стало одной из главных причин разразившегося в августе 1998 г. острого финансового кризиса в стране, послед­ствием которого стали изменившаяся налоговая политика и уси­ление регулирующей роли государства в развитии экономики через более активное использование рыночных механизмов, в том числе налогов.

Другой формой проявления налоговой политики является политика экономического развития, когда государство в максимально возможных размерах налогового бремени учи­тывает не только фискальные интересы, но и интересы налого­плательщиков. В этом случае государство, ослабляя налоговый пресс для предпринимателей, одновременно сокращает свои расходы, в первую очередь, на социальные программы. Цель данной политики, как следует из названия, состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирова­ние инвестиционной активности за счет обеспечения наиболее благоприятного налогового климата. Такая политика про водит­ся в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика" , были исполь­зованы, в частности, в США в начале 80-х . ХХ в. Проведение такой политики провозгласило российское пра­вительство на рубеже XXI в. при подготовке части второй Нало­гового кодекса РФ и федерального бюджета на 2002 г., и которая продолжается в настоящее время. Сделаны важнейшие шаги по сокращению числа налогов, снижению налоговой нагрузки.

Третья форма налоговой политики - политика разум­ных налогов представляет собой нечто среднее между первой и второй. Суть ее состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при одновременной реальной социальной защите граждан, наличии значительного числа государственных социальных программ.

В зависимости от длительности периода реализации и стоя­щих перед ней целей налоговая политика носит стратегический или тактический характер. В первом случае - это налоговая стратегия, во втором - налоговая тактика.

Налоговая стратегия направлена на решение крупно­масштабных задач, связанных с разработкой концепции и тенденции развития налоговой системы страны. Налоговая стратегия тесно увязана и вытекает из экономической, финан­совой, а также из социальной стратегии соответствующего госу­дарства. Она рассчитана на длительную перспективу и поэтому представляет собой долговременный курс налоговой политики.

В отличие от налоговой стратегии налоговая тактика направлена на достижение целей достаточно конкретного эта­па развития экономики. Она обеспечивает достижение этих целей путем своевременного изменения элементов налогового механизма.

Стратегия и тактика налоговой политики неразрывно связа­ны друг с другом. С одной стороны, налоговая тактика представ­ляет собой механизм решения стратегических задач. С другой стороны, стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

При анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия, как субъекты, принципы формирования, ин­струменты, цели и методы налоговой политики.

Субъектами налоговой политики, в зависимости от госу­дарственного устройства, выступают федерация, субъекты фе­дерации (земли, республики, входящие в федерацию, области и т. д.) и муниципалитеты (города, районы, городские округа, поселения и т. д.). В Российской Федерации субъектами налого­вой политики являются Федерация, республики, области, края, автономные области, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, а также местное самоуправление - горо­да, районы, городские округа, поселения, районы в городах. Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым су­веренитетом в пределах их полномочий, установленных нало­говым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установ­ленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им предоставляются широкие полномочия по установле­нию налоговых ставок, льгот и других преференций, а также в установлении налоговой базы. Проводя налоговую политику, ее субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствова­ния, которые наиболее выгодны как для самих налогоплатель­щиков, так и для экономики региона в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие основные принципы построения налоговой системы:

• соотношение прямых и косвенных налогов;

• применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание    пропорциональных ставок;

• дискретность или непрерывность налогообложения;

• широта применения налоговых льгот, их характер и цели;

• использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность.

Нередко к принципам налоговой политики относят также со­отношения федеральных, региональных и местных налогов.

В целом указанные принципы обуславливают основные направления налоговой политики, ее социальный характер и структурные элементы. Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики: стимулирует расширение объемов производства товаров, ра­бот и услуг, инвестиционную активность, качественный рост экономики. Благодаря комплексному применению принципов построения налоговой системы осуществляется реальное струк­турное и социальное реформирование экономики. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направ­ленных на выход экономики из кризисного состояния.

Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, к которым стремится государство, проводя налоговую политику. В современной мировой практике наиболее широ­кое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних спо­собов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и пре­ференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок      Налоговая  политика  проводится   (осуществляется)   ими   посредством

методов:

• Управление заключается в организующей и распорядительной  деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на  создание совершенной системы  налогообложения и основывается на познании   и   использовании объективных закономерностей ее развития.

• Информирование (пропаганда)  —  деятельность  финансовых  и  налоговых органов по доведению до налогоплательщиков  информации  необходимой  им  для правильного исполнения налоговых обязанностей. В  данном  случае  имеется  в виду информация о действующих налогах и  сборах,  порядке  их  исчисления  и сроках уплаты и т.п.

• Воспитание имеет своей целью  привитие  налогоплательщикам  осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих  налоговых  обязанностей, и  предполагает  осуществление  просветительской   работы   по   разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.

• Консультирование  сводится  к  разъяснению  финансовыми  и  налоговыми органами  лицам,  ответственным   за   исполнение   налоговых   обязанностей положений  законодательства  о  налогах  и  сборах,  применение  которых  на практике вызывает у них затруднения.

• Льготирование — деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков  (плательщиков  сборов)  возможности не уплачивать налоги или сборы.

• Контролирование представляет собой деятельность  налоговых  органов  с использованием  специальных  форм   и   методов   по   выявлению   нарушений законодательства о  налогах  и  сборах,  в  конечном  счете,  нацеленную  на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди  налогоплательщиков  и налоговых агентов.

Принуждение есть деятельность налоговых органов по принудительному исполнению  налоговых  обязанностей  посредством  применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.

Цели налоговой политики не являются чем-то застывшим и неподвижным. Они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономи­ческая и социальная ситуация в стране, расстановка социаль­но-политических сил в обществе. Цели налоговой политики в значительной мере обусловлены также социально-экономиче­ским строением общества, стратегическими задачами развития экономики страны, международными финансовыми обязанно­стями государства. Поэтому при выработке налоговой политики государство преследует следующие цели:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.