Курсовая работа: Оценка использования зарубежного опыта при организации управления государственными (муниципальными) финансами России
В целом по плановым
показателям 2009 г. межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации, которые предоставляются в форме дотаций, субсидий
и иных межбюджетных трансфертов, составили 46,1% собственных доходов местных
бюджетов, и в 2010 г. не предполагается внесение изменений в бюджетное и
налоговое законодательство, предусматривающих увеличение собственной доходной
базы местных бюджетов.
Так, в 2010 г. дефицит
консолидированных бюджетов субъектов РФ может составить 324,1 млрд. руб. Вместе
с тем в настоящее время в бюджетное законодательство Российской Федерации не
внесена норма об обязательном формировании стабилизационных фондов в субъектах
РФ, имеющих моноотраслевую структуру экономики, которая способствовала бы
повышению устойчивости бюджетов субъектов РФ к кризисным явлениям в экономике.
Таким образом, на
основе анализа указанных данных можно сделать вывод о том, что в 2010 г. в
большинстве муниципальных образований местные бюджеты будут формироваться в
основном за счет финансовой помощи из бюджетов субъектов РФ и их финансовое
положение существенно не улучшится.
Без учета средств по
подразделу 1105 "Межбюджетные трансферты бюджетам государственных
внебюджетных фондов" объемы межбюджетных трансфертов сократятся на 173
359,8 млн. руб., или на 13,4%. При этом структура межбюджетных трансфертов
изменена за счет уменьшения объемов дотаций, субсидий и иных межбюджетных
трансфертов бюджетам субъектов РФ (на 14,3, 14,0 и 41,8% соответственно).
В целях оказания
финансовой поддержки субъектам РФ на реализацию закрепленных за ними
обязательств в 2010 г. предусмотрены субсидии бюджетам субъектов РФ в объеме
341 145,9 млн. руб. Однако объем указанных субсидий в текущем году составляет
всего лишь 67,4% к уровню 2009 г. Но необходимо учитывать, что в дотационных
субъектах РФ фонды финансовой поддержки муниципальных образований формируются
за счет части средств финансовой помощи, предоставляемой из федерального
бюджета в бюджеты субъектов РФ. Учитывая значительную централизацию доходов в
федеральном бюджете, бюджетная обеспеченность муниципальных образований в
значительной степени зависит от размера финансовой помощи, оказываемой бюджетам
субъектов РФ из федерального бюджета, а также порядка и условий ее
распределения между бюджетами субъектов РФ.
В 2010 г. для
частичного покрытия дефицитов бюджетов субъектов РФ и временных кассовых
разрывов, возникающих при их исполнении, большинство субъектов РФ вынуждено
будет обращаться за предоставлением бюджетных кредитов из федерального бюджета
на срок до трех лет. В Федеральном законе № 308-ФЗ на эти цели предусмотрено
выделить до 140,0 млрд. руб.
Таким образом,
сокращение в 2010 г. объемов финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам
субъектов РФ может негативно отразиться на финансовом положении муниципальным
образованиям.
В условиях
экономического кризиса для повышения качества управления бюджетным процессом в
субъектах РФ и муниципальных образованиях необходимо расширять финансовые
механизмы стимулирования органов государственной власти субъектов РФ и органов
местного самоуправления по эффективному использованию бюджетных средств,
внедрению передовых технологий управления бюджетным процессом, а также
повышению эффективности деятельности в целях реализации закрепленных за ними
полномочий. Для этого Правительство РФ должно создать систему мониторинга и
оценки качества управления бюджетным процессом в субъектах РФ и муниципальных
образованиях, установить показатели оценки качества такого процесса, а также
предусмотреть выделение дополнительных грантов из федерального бюджета на
поощрение субъектов РФ и муниципальных образований, которые более эффективно
решают указанные вопросы.
Следует также отметить,
что в течение нескольких лет одним из механизмов стимулирования деятельности
органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления
по повышению эффективности организации бюджетного процесса являются субсидии,
выделяемые из федерального бюджета на реформирование региональных и
муниципальных финансов. Они позволяли активизировать деятельность субъектов РФ
и муниципальных образований по реформированию бюджетного процесса.
Поскольку выравнивание
бюджетной обеспеченности муниципальных образований осуществляется из бюджетов
субъектов РФ, в федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период до
2011-2012 гг., как и в прошлые годы, предусмотрены средства только на
финансовое обеспечение отдельных категорий муниципальных образований (ЗАТО,
наукограды). Так, положениями Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 "О закрытом
административно-территориальном образовании" бюджетам ЗАТО из федерального
бюджета предусматривается выделение межбюджетных трансфертов с учетом
финансирования дополнительных расходов, связанных с особым режимом их безопасного
функционирования.
В настоящее время в 22
субъектах РФ расположено 43 ЗАТО. Общий объем средств на финансирование ЗАТО в
2010 г. сократится по сравнению с 2009 г. на 33,7% и составит 12 093,1 млн.
руб.
В 2010 г. с учетом
мероприятий по оптимизации расходных обязательств ЗАТО из федерального бюджета
планируется предоставление дотации, связанной с проживанием и работой граждан в
условиях особого режима ЗАТО, в объеме 8876,1 млн. руб., или 85% суммы
бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2009 г. Кроме того, в текущем году
из федерального бюджета бюджетам ЗАТО предусмотрено выделение иных межбюджетных
трансфертов, в частности:
-
на
переселение граждан из ЗАТО в объеме 527,2 млн. руб. (с сокращением объемов
финансирования на 60% по сравнению с 2009 г.);
-
развитие
социальной и инженерной инфраструктуры ЗАТО с учетом концентрации средств,
необходимых для завершения строительства (реконструкции) объектов высокой
степени готовности, в объеме 2689,8 млн. руб. (со снижением объема
финансирования на 50% против уровня 2009 г.).
2.2 Анализ состояния
государственного долга России
В абсолютном выражении
российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6
млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в мире. По
относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема
ВВП страны. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился,
составив $31,1 млрд. или 2,5% ВВП. В то же время в этом месяце Россия после
двенадцатилетнего перерыва снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке,
разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд.
По принятому
трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен был удерживаться в
рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал
дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит планируется покрывать за счёт новых
кредитов. В наихудшем случае в ближайшие три года внешний долг России может
вырасти на $75 млрд. Для сравнения в странах Закавказья долг составляет в
несколько раз меньше. Так, например у Грузии долг составляет 3.8 млрд.
долларов, у Армении - 4,4 млрд. долларов, Азербайджана - 2,5 млрд. долларов.
Объем государственного
долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований на 01.09.2010
предоставлен в Приложение 1.
Динамика
государственного внешнего долга России.
В 2004—2008 годах, по
поручению бывшего в то время президентом В. В. Путина, учитывая рост доходов
России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это
сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных
переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5
млрд. долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг
составил 53 млрд. долларов (9 % ВВП).
Таблица 4 Структура
государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2010 года
Наименование
Сумма,
млн. долларов США
Сумма,
млн. ЕВРО
Задолженность
перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба
999,8
696,9
Задолженность
перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба
1
820,4
1
268,9
Задолженность
бывшим странам СЭВ
1
300,1
906,2
Коммерческая
задолженность бывшего СССР
830,5
578,9
Задолженность
перед международными финансовыми организациями
3
793,9
2
644,6
Задолженность
по еврооблигационным займам
26
239,6
18
290,5
Задолженность
по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)
1
775,3
1
237,5
Задолженность
по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте
881,4
614,4
Государственный
внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР,
принятые Российской Федерацией)
37
641,0
26
237,9
Задолженность
по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте
881,4
614,4
Для сравнения, по
данным МВФ за 2009 г, государственный долг Великобритании составлял 68,2 % ВВП,
Германии — 72,5 %, Франции — 77,4 %, Канады — 81,6 %, США — 83,2 %, Италии —
115,8 %, Японии — 217,6 %.
Внешний долг частного и
федерального сектора.
По данным Центрального
Банка Российской Федерации, общий внешний долг России (частный и федеральный
сектор) на 1 января 2010 года составил 471,6 млрд. долл. США. В относительном
выражении внешний долг частного и федерального сектора составляет 38,2 % от
объема российского ВВП.
Общие выплаты в 2009
году должны составить $141,0 млрд. (из них только $5 млрд. приходится на органы
государственного управления), 2010 — $91,3 млрд. ($4,6 млрд.).
Таблица 5 Динамика
государственного внешнего долга России
Дата
Сумма,
млрд. долл. США
1991,
25 декабря
95,0
1997,
31 декабря
123,5
2000,
1 января
158,7
2001,
1 января
143,7
2002,
1 января
133,5
2003,
1 января
125,7
2004,
1 января
121,7
2005,
1 января
114,1
2006,
1 января
76,5
2007,
1 января
52,0
2008,
1 января
44,9
2009,
1 января
40,6
2010,
1 января
37,6
Таблица 6 Внешний
долг частного и федерального сектора
Дата
Сумма,
млрд. долл. США
1994,
1 января
117,8
1995,
1 января
126,7
1996,
1 января
132,7
1997,
1 января
153,0
1998,
1 января
182,8
1999,
1 января
188,4
2000,
1 января
178,2
2001,
1 января
160,0
2002,
1 января
146,3
2003,
1 января
152,3
2004,
1 января
186,0
2005,
1 января
213,5
2006,
1 января
257,2
2007,
1 января
313,2
2008,
1 января
471,0
2009,
1 января
479,9
2010,
1 января
471,6
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ РОССИИ В СООТВЕТСТВИИ С ГЛОБАЛЬНЫМИ
ИЗМЕНЕНИЯМИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВ