рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса (АПК) региона

Нестабильность состояния аграрной сферы в нашем крае требует адекватных мер. Во-первых, сельское хозяйство способно возродиться только при активной государственной поддержке, именно она должна стать центром в системе мер. Однако в целом доля сельского хозяйства в общих расходах федерального бюджета неуклонно снижается (1991 год - 19,8%; 1995 год - 3,8%; 1996 год - 2,2%; 1997 год - 2,4%; 1998 год -  1,9%; 1999 год - 1,6%; 2003 год - 0,9%). Наоборот, развитые капиталистические страны официально рассматривают аграрную политику в качестве важнейшей и приоритетной. В странах ЕС государственные субсидии в доходах фермеров в 2003 году составили 49 процентов, в Финляндии - 71, Норвегии - 77, Швеции - 59, Японии - 66 процентов.

Вторым важным условием выхода АПК из сложной ситуации следует считать всемерное развитие кооперативного движения. Сельскохозяйственная кооперация может стать для края базой мобилизации внутренних сил и ресурсов для подъема аграрной экономике. Именно кооперативы в состоянии защитить интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечить им рынки сбыта и гарантированные цены на продукцию, создать службу агросервиса.

Третьим важнейшим условием стабилизации развития сельскохозяйственного производства является сельская промышленность. Исследования показывают, что создание промышленных предприятий на селе - стратегическое направление в подъеме сельского хозяйства. При сочетании сельского хозяйства с промышленным производством приводит к росту его доходности. Это объясняется более рациональным использованием трудовых и сырьевых ресурсов, достижением ритмичности процесса труда. Организация производства, обработки и переработки сельскохозяйственного сырья непосредственно в хозяйствах позволяет снизить издержки, сократить потери продуктов. Отходы переработки утилизируются в качестве корма для скота или для удобрения полей, а главное, дает возможность исключить из производственной цепочки много численную армию посредников. От переработки сырья на месте производства в готовый продукт выигрывают и потребители. Во-первых, в ценах - они более низкие, Во-вторых, в качестве продукции - оно более высокое.

Таким образом, ныне возникли предпосылки для восстановления возможности эффективного ведения сельскохозяйственного производства и установления стабилизации агропромышленного комплекса.


2.2. Основные направления совершенствования развития АПК

Ставропольского края

Повышение уровня жизни населения связано с необходимостью разработки и реализации эффективной аграрной политики, где должны быть предусмотрены приоритетные основные направления совершенствования и развития АПК Ставропольского края.

Одно из главных условий формирования высоко-эффективного конкурентоспособного АПК - создание условий для его расширенного воспроизводства, которое может быть обеспеченно только при сбалансированных межотраслевых отношениях. К сожалению, такие отношения между отраслями до сих пор не сложились.

Отношение сводного индекса цен на реализованную сельскохозяйственную продукцию и на приобретаемые промышленные средства производства и тарифы на услуги составило в 2003 году всего 0,23 к его величине в 1990 году. Не улучшилась ситуация и в 2004 году. Особенно это относится к ценам на горючее и смазочные материалы. Если цены на сельскохозяйственную продукцию в декабре 2004 года в целом были выше по сравнению с декабрем 2003 года на 17,7 процентов, то на бензин - более чем на 35 процентов, дизельное топливо - почти на 60 процентов. Поэтому в структуре затрат сельскохозяйственных предприятий на энергоресурсы приходится около 53 процентов общих расходов на приобретение промышленных средств производства. В 1991 году этот показатель составлял лишь 12,2 процента.

В результате прекратились связи сельского хозяйства со сферой производственных услуг, многократно уменьшилось приобретение машин и оборудования, строительных материалов, другой промышленной продукции. При таких невыгодных условиях обмена межотраслевые связи сельского хозяйства с другими сферами будут сворачиваться и дальше.

Много нерешенных проблем в области финансово-кредитных отношений, лизинга, страхования, налогообложения, использования других инструментов государственной поддержки АПК.

Роль агропродовольственного рынка в экономике на столько велика, что не будет преувеличением считать его стержневым для эффективного функционирования и укрепления всего внутреннего рынка региона. В этой связи правомерно говорить о важном значении АПК для создания конкурентоспособной рыночной экономики Ставропольского края, избавления его от необходимости служить сырьевым придатком мирового рынка. Агропромышленная политика в зависимости от правильности или неправильности ее построения способна превратить край либо в мощный экономический, либо в слаборазвитый край.

Особенно сложное положение отмечается на рынке животноводческой продукции, продолжается угрожающее сокращение поголовья сельскохозяйственных животных в хозяйствах всех категорий.

Основными причинами спада производства животноводческой продукции связаны с низким уровнем его доходности, платежеспособным спросом населения, прекращающимся "давлением" импорта на внутренний продовольственный рынок.

Существуют проблемы и на зерновом рынке края. Они связаны, во-первых, с рисками спада производства из-за погодных условий - такие годы, как 1998, повторяются через каждые 5-7 лет. Во-вторых, для развития животноводства (особенно свиноводства и птицеводства) требуется значительное увеличение валовых сборов зерна, чего можно достичь лишь на основе современных технологий и технического перевооружения зернового хозяйства. В-третьих, продолжается сокращение посевов зерновых культур.

Особое беспокойство вызывает вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). При оценке условий и последствий этого акта для аграрного комплекса необходимо принимать во внимание, что ВТО - это организация экспортеров, ее цель - максимально расширить рынок для экспорта, улучшить условия для проникновения товара на не го.

Существует точка зрения, что при вступлении в ВТО в самом выигрышном положении окажется отечественное сельское хозяйство.

Надо учитывать другие последствия, в частности, рост безработицы, а, следовательно, отток из села дееспособной части населения. Современное состояние российского АПК существенным образом отличается от положения аграрного сектора в странах с развитой рыночной экономикой, расположенных в сходных агроклиматических условиях. Сельское хозяйство в этих странах является приоритетной отраслью, на функционирование которой ежегодно выделяются крупные государственные средства.

Важным направлением аграрной политике должны стать формирования новой институциональной структуры АПК, развитие цивилизованных земельных отношений, обеспечивающих приоритет тех, кто непосредственно работает на земле.

Как известно, в процессе структурных преобразований сложилось многоукладное агропромышленное производство, значительно сократился государственный сектор, доминирующее положение заняло частное предпринимательство, произошли изменения в соотношениях крупного и мелкотоварного производства.

В АПК определились основные организационно-правовые формы хозяйствования. Нынче в аграрном секторе одновременно функционируют, с одной стороны, малые предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйства населения, с другой - крупнотоварный сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия, их ассоциации и союзы, агрофирмы, холдинги, агрокомбинаты и др. Тенденции их развития и экономическая эффективность производственно-финансовой деятельности представляет собой сложную и противоречивую картину.

Наблюдается резкая дифференциация сельскохозяйственных предприятий по финансовому состоянию: лишь небольшая их часть финансово устойчивы, наращивают объемы производства, а остальные закредитованы и неплатежеспособны.

Хозяйство населения, став основными производителями сельскохозяйственной продукции и весомым источником доходов сельского населения, остаются средством выживания в условиях экономического кризиса и безработицы и во многом исчерпали ресурсы своего роста.

Кооперация в сфере сельскохозяйственного производства и его обслуживании могла бы стать важным средством защиты экономических интересов селян. Однако численность сельскохозяйственных производственных кооперативов неуклонно сокращается, а потребительских - растет крайне медленно. Для развития кооперации в аграрном секторе необходимо принять государственные программы в поддержке производственных и потребительских кооперативов, оказание стартовой помощи кредитным и страховым объединениям. Целесообразно устранить двойное налогообложение в системе потребительских кооперативов, всемерно способствовать внедрению инноваций, обеспечивать научное консультирование, оказывать поддержку подготовки кадров.

Существенной проблемой остается формирование цивилизованного земельного рынка в интересах непосредственных сельхозтоваропроизводителей. До настоящего времени он преобладает вблизи городов и курортных зон где осуществляется строительство жилых домов и дачных поселков, а также в регионах располагающих запасами сырья для добычи полезных ископаемых.

В этой сфере распространены коррумпированность, теневой оборот, в котором участвуют огромные денежные средства. Крайне недостаточно влияние земельных органов на процессы, происходящие на рынке сельхозугодий. Сюда следует добавить неразвитость инфаструктуры, отсутствие информационного и консультационного обеспечения.

Низкий доход не позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям использовать землю для ипотеки. Непростая ситуация сложилась с оборотом земельных долей в сельскохозяйственных организациях, в том числе и по причине несовершенства земельного законодательства. Существует реальный риск обезземеливания крестьянства, возникновение долговременных негативных последствий, которые возможны в результате этого процесса.

В области земельных отношений необходимы срочные государственные меры по созданию институтов земельного рынка, землеустройству, укреплению органов, ответственных за регулирование земельных отношений и организацию рационального использования земель, кадастровая, техническая, информационное обеспечение.

Определяющее значение для развития АПК и сельского хозяйства имеет инновационно-инвестиционная политика. В этой связи необходимо принять координальные меры по повышению эффективности использования научно-технических достижений во всех отраслях аграрного сектора экономики.

Эффективная система управления инновационными процессами в АПК, к сожалению, пока не сформировалась. Сильное неблагоприятное воздействие на развитие инновационной деятельности оказывает низкий платежеспособный спрос на научно-техническую продукцию. У большинства сельхозтоваропроизводителей отсутствуют собственные денежные средства, бюджетные источники финансирования ограниченны, нет возможности получить и кредиты. Все это не позволяет хозяйствам внедрять новые ресурсо - и трудосберегающие технологии в производство.

Противоречивость современного состояния инновационной деятельности в сельском хозяйстве заключается в том, что аграрная наука, располагая высоким потенциалом, способным создать и реализовать на практике эффективные научные разработки не задействована в качестве важного стратегического развития АПК.

Сложившиеся темпы инновационного развития в аграрной сфере, несмотря на некоторое оживление этой деятельности, нельзя считать удовлетворенными.

Чтобы создать условия для проведения единой, согласованной научно-технической и инновационной политики в отрасли необходимо:

·     усилить роль Минсельхоза Ставропольского края в выработке обоснованной стратегии научного обеспечения развития края;

·     разработать национальную инновационную систему и принять законы, стимулирующие инновационную и инвестиционную деятельность;

·     использовать различные виды стимулирования(таможенные сборы, специальное страхование, освобождение от налогов прибыли, направляемой на модернизацию производства, и др.);

·     создать многоуровневую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной деятельности в производственно - технологической и научно- технической областях, включая сферу малого инновационного предпринимательства;

·     реализовать важнейшие инновационные проекты государст венного значения;

·     усилить региональный аспект государственной политики в сфере научно-технической и инвестиционной деятельности.

В случае отказа от курса на развитие высокотехнологичного наукоёмкого производства в рамках АПК Россия лишается перспективе вернуться в число лидеров научно-технического прогресса.

Проблемы, накопившееся в АПК, требуют хорошо продуманных, долгосрочных и системных решений. Речь идёт о необходимости принятия взвешенной и эффективной стратегии развития аграрного сектора экономики1.

Проект такой стратегии до 2010 года подготовлен специалистами Минсельхоза Ставропольского края. Ведущая роль в решении системных проблем в нём отведена государству, которое должно обеспечивать:

·     формирование эффективной конкурентной среды посредством антимонопольного регулирования;

·     развитие рыночной инфраструктуры;

·     ликвидацию административных барьеров на пути движения аграрной продукции;

·     разработку и внедрение систем информационного обеспеченья деятельности сельскохозяйственных предприятий;

·     регулирование тарифов естественных монополий и транспорта;

·     товарные и закупочные интервенции на аграрных рынках;

·     создание специализированных кредитных институтов;

·     подготовку квалифицированных кадров для сельского хозяйства;

·     поддержку инновационной деятельности;

·     стимулирование экспорта продукции АПК;

·     сохранение и воспроизводство природных ресурсов сельского хозяйства.

Главная цель стратегии - обеспечение динамичного, эффективного и устойчивого развития АПК. Достижение поставленной задачи должно идти по трём основным направлениям:

форсированное развитие животноводства в режиме импортозамещения на внутренних рынках;

·     восстановление и наращивание экспорта зерна;

·     комплексное развитие сельских территорий.

Стратегия предусматривает разработку и принятие федеральных цельных программ (ФЦП): во-первых, повышения эффективности и развития ресурсного потенциала сельского хозяйства, во-вторых, сохранения и восстановления плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России. Предложено также скорректировать действующую ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года". Здесь же обозначено необходимость разработки нескольких отраслевых программ, а именно по поддержке малого предпринимательства и сельскохозяйственной потребительской кооперации; созданию единой системы информационного обеспечения АПК.

Из выше изложенного, можно сделать вывод, что мероприятия по совершенствованию развития агропромышленного комплекса Ставропольского края будут реализованы при достаточной поддержке со стороны государства.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное состояние экономики сельского хозяйства характеризуется продолжением кризисных процессов, происходящих в аграрном секторе страны с начала девяностых годов. В годы реформ оставалась неблагоприятной макроэкономическая ситуация, происходило ухудшение межотраслевых экономических отношений, отмечалось устойчивое сокращение и дальнейшее ухудшение основных фондов сельского хозяйства, снижение плодородия почв и генетического потенциала, сокращение посевных площадей и поголовья продуктивных животных.

Ориентация государства на мировые цены на энергоносители и другие средства производства, отказ от эффективного регулирования рынка и монополизм производителей ресурсов вызвали рост внутренних цен на них, многократный диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги), резкое падение покупательной способности сельских товаропроизводителей. Это послужило одной из главных причин разрушения производственного потенциала сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг, работающих на АПК.

Однако реформирование сельскохозяйственного производства не сопровождается повышением его эффективности. В условиях кризисной ситуации в аграрном секторе и перехода к рыночной экономике исключительно большое значение имеет разработка мер, реализация которых позволит стабилизировать и обеспечить дальнейшее развитие этой важной для общества сферы производства. Правительством Российской Федерации 27 июля 2000 г. одобрены "Основные направления агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001 - 2010 гг. " с целью вывода аграрной экономики из кризисного состояния, увеличения производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, повышения экономической эффективности агропромышленного производства, социального обновления сельских поселений.

Решение проблемы выхода АПК страны из экономического кризиса, необходимо начинать с анализа ситуации и изучения современного состояния развития региональных систем, где основными направлениями совершенствования развития агропромышленного комплекса являются: формирование эффективной конкурентной среды посредством антимонопольного регулирования, развитие рыночной инфраструктуры, ликвидацию административных барьеров на пути движения аграрной продукции, разработку и внедрение систем информационного обеспеченья деятельности сельскохозяйственных предприятий, товарные и закупочные интервенции на аграрных рынках, создание и развитие специализированных кредитных институтов, подготовку квалифицированных кадров для сельского хозяйства, поддержку инновационной деятельности, стимулирование экспорта продукции АПК, сохранение и воспроизводство природных ресурсов сельского хозяйства.

Реализация предложенных мер по восстановлению и развитию агропромышленного производства, в рамках стратегии государства, должна улучшить общее экономическое положение, обеспечить продовольственную безопасность и достаточный уровень питания всех слоев населения как в регионе, так и в стране в целом.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.               Акинин П.В., Гаевский В.В., Рязанцев СВ. Экономика Ставропольского края: Ставропольское книжное издательство, 2000. -385 с.

2.               Аграрная экономика. / Под ред. М.Н. Малыша. - СПб.: Изд-во "Лань", 2002. - 688 с.

3.               Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М.: ГУВШЭ, 2000. -493 с.

4.               Давыдянц Д.Е. Оценка, анализ и пути повышения эффективности экономики (макро-, мезо-, микроуровни и торговля). - Ставрополь:

5.               Кавказский край, 2001. - 500 с.

6.               Давыдянц Д.Е. Эффективность функционирования экономики (теоретико-методологический анализ). - Ставрополь: Кавказский край, 2001. -130 с.

7.               Дружинин А.Г., Ионов А.Ч. Концептуальные основы регионализации экономики. - Ростов-на-Дону.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001. -65 с.

8.               Затраты на производство в отраслях экономики Ставопольского края: Ст. сб. / Госкомстат России, Ставропольский комитет госстатистики. - Ставрополь, 2001. - 39 с.

9.               Ионов А.Ч. Экономические предпосылки регионализации АПК. -  Ставрополь: Ставропольское книжное изд-во, 2004. - 64 с.

10.             Итоги работы хозяйственного комплекса Ставропольского края за 1998 год // Ставропольская правда, 1999, 3 марта. - С.З.

11.             Коркмазова А.Б. Организационно-экономический механизм формирования финансово-промышленных групп в АПК. -  Ставрополь: Изд-во СтГАУ "АГРУС", 2004. - 152 с.

12.             Ксенофонтов М.Ю. Возможные сценарии развития АПК Ставропольского края // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. №5. 2005. - С.13-18.

13.             Кулешов В.В., Маршак В.Д. О перспективах развития экономики

14.             федеральных округов // Регион. №4. 2003. - С.6-16.

15.             Куницына Н.Н. Экономическая динамика и риски. - М.: Ред. журн.

16.             "Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий", 2002. - 288 с.

17.             Петриков А. Экономическая политика в АПК // Экономист. №7.

18.             1998. -С.31-39.

19.             Развитие регионов экономики в условиях Усиления государственности: материалы XLVI научно-методической конференции "Университетская наука - региону". Ч 1-2 / Гл. ред.

20.             В.А. Шаповалов. - Ставрополь: СГУ. 2001.

21.             Склярова Ю.М. Развитие инвестиционной деятельности в АПК Ставропольского края: состояние и проблемы // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. №5. 2005. С.48-49.

22.             Современная экономическая ситуация в России: теория, практика, региональные аспекты: материалы научной конференции преподавателей и студентов "Университетская наука - региону" / отв. ред. П.В. Акинин, - Ставрополь: Изд-во СГУ. 1997. - 105 с.

23.             Современное состояние и перспективы развития экономики регионов России: Сб. научных трудов по материалам всероссийской научно-практической конференции (г. Ставрополь, 26-28 ноября 2003г) / СтГАУ. - Ставрополь, 2003. - 367 с.

24.             Социально-экономическое положение Ставропольского края в 1998 г. - Ставрополь: Ставропольский краевой комитет государственной статистики. 1998. - С.24.

25.             Финансово-экономические аспекты развития региона: Сб. научных трудов - Ставрополь: Изд-во СтГАУ "АРГУС", 2003. - 384 с.

26.             Экономика регионов России: анализ современного состояние и перспективы развития: Сб. научных трудов по материалам 68 ежегодной студенческой научно-практической конференции факультета "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". - СтГАУ, 2004. - 376 с.

27.             Ушачев И. Основные направления аграрной политики РФ // АПК: экономика и управление. №6. 2005. - С.3-12.


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.