Курсовая работа: Пути усовершенствования налогообложения в РБ
Курсовая работа: Пути усовершенствования налогообложения в РБ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. Налоговая как инструмент
государственной социальной и экономической политики
Основные понятия
и сущность налогообложения
Классификация
налогов
Налоговое
администрирование в РБ
II. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки
2.2. Налоги, относимые на
себестоимость
2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли
III.
ПУТИ
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ
3.1. Изменения налоговой нагрузки в
1993-2006 г.г
3.2. Пути реформирования налоговой
системы РБ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются
необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения
государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается
преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной
источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги
используются для экономического воздействия государства на общественное
производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического
прогресса, поэтому данная тема курсовой работы является актуальной в настоящее
время.
Проблемы налогообложения
постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых
разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как
дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не
требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных
забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории
налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто
их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.
Система налогообложения
регламентируется Налоговым кодексом Республики Беларусь, указами и декретами
Президентами РБ, постановлениями Министерства Финансов РБ и Совета Министров
РБ. Вопросы налогообложения рассматриваются на страницах Национальной
Экономической Газеты, «Финансы, анализ, аудит», в журнале «Вестник Министерства
по налогам и сборам Республики Беларусь» и в других периодических изданиях.
Целью написания данной
работы является изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и
современного налогообложения в Республике Беларусь. Также целью является на
основании изученной темы определить пути совершенствования налоговой системы РБ.
Для достижения этих целей
определены следующие задачи:
ü изучение сущности, классификации и
основных понятий налогообложения,
ü изучение налогов, как экономической
категории государства,
ü изучение структуры налогового
администрирования,
ü изучение налогов по способу их
начисления и объекту обложения,
ü анализ изменений налоговой системы
Республики Беларусь за последнее десятилетие,
ü формирование моделей и рекомендаций
по совершенствованию налогообложения в РБ.
Объектом изучения в
данной работе выступают налоги, налогообложение, налоговая система государства,
налоговое администрирование, налоговые ставки и понятие налоговой нагрузки.
Предметом изучения
выступает современная система налогообложения в Республике Беларусь.
При проведении исследования применялись аналитические,
экономико-статистические методы и приемы.
Для написания данной
курсовой работы основными источниками информации выступали: учебник «Налоги»
доктора экономических наук Н.Е.Заяц, учебник Василевской Т.И. «Налоги
Беларуси», периодические издания «Директор», «Налоговый вестник МНС РБ»,
«Финансы, учет, аудит», Налоговый кодекс РБ и другие.
Данная работа состоит из
введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе «Понятие и
сущность налогообложения» рассматриваются: понятие, сущность и основные
элементы налогообложения, классификация налогов, а также структура и задачи
налогового администрирования.
Во второй главе
«Налогообложение в РБ» освещаются все основные налоги, уплачиваемые субъектами
налогообложения в РБ в разрезе налогооблагаемой суммы, ставок налога и
классифицируются на: налоги, уплачиваемые из выручки; налоги, уплачиваемые из
прибыли, а так же налоги, относимые на себестоимость.
В третьей главе «Пути
усовершенствования налогообложения в РБ» анализируется состояние налоговой
системы в Республике Беларусь с момента ее зарождения и до настоящего момента,
а также предоставляются заключения и рекомендации по улучшению налоговой
системы и снижению налоговой нагрузки.
В заключении обобщена
накопленная информация и сделаны выводы о важности развития и улучшения
современной системы налогообложения в Республике Беларусь в настоящее время.
I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
Основные
понятия и сущность налогообложения.
Обширные функции
современного государства в экономической сфере и высокий уровень социальных
обязательств, наряду с традиционными задачами государственной власти по
поддержанию внешней обороноспособности и внутреннего правопорядка, требуют
прочной финансовой базы, основным средство обеспечения которой являются
налоги.[7,c.28]
Основными элементами
налогообложения являются:
Налоги – это обязательные платежи
юридических и физических лиц в бюджет, установленные и принудительно
изымаемые государством в форме перераспределения части общественного
продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.
[15,c.116]
Налогообложение – это процесс установления и
взимания налогов в стране, определение величин налогов, их ставок, а также
порядок уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых
налогами.
Субъект налога
(плательщик) - это
юридическое или физическое лицо, которое обязано платить налог.
Объект налога – это предмет, действие или явление
(доход, имущество, товар, добавленная стоимость и так далее), которые в
соответствии с законом подлежат обложению налогом.
Источник налога – это доход субъекта (прибыль,
заработная плата, проценты, дивиденды и так далее), из которого уплачивается
налог.
Налоговая база – это часть объекта обложения,
которая образуется в результате учета всех льгот и изъятий и служащая
предметом непосредственного применения налоговой ставки.
Налоговая ставка- это величина налога в расчете на
единицу налогообложения. Она устанавливается в процентах, либо в твердых
суммах.
Налоговая нагрузка - это общая величина налоговой
суммы.
Налоговая льгота – это предоставление отдельным
категориям налогоплательщиков при наличии возможностей не уплачивать налог или
уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплательщиками размере,
установленных законодательно.
Уплата налога – это совокупность действий
налогоплательщика по фактическому внесению суммы налога в бюджет или во
внебюджетный фонд.
Налоговая система государства - это совокупность
действующих в данном государстве существенных условий налогообложения.
Сущность налогов
выражается в отношениях между государственной властью, хозяйствующими
субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального
дохода на общегосударственные нужды. Специфичность этих отношений состоит в
том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным
действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в
свое распоряжение части доходов населения на условиях безвозвратности. По
своей сути налог – это одностороннее движение средств в бюджет, а приводным
механизмом к его осуществлению служит принудительный и бесспорный характер
взимания.[22,c.66]
Налогообложение в
структуре общественных отношений выполняет ряд чрезвычайно важных и сложных
задач. Принципиально их можно свести к трем основным функциям:
1.
фискальная – обеспечивает формирование доходов
государства, создает материальную основу государственной политики. Мобилизуя
через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение
с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные
возможности влиять на развитие экономики в нужном направлении,
2.
регулирующая - состоит в способности налогов
воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя
возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом.
Регулирующая функция реализуется через механизм налогового регулирования,
который включает совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие
производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет,
повышения или понижения общего уровня налогообложения, предоставления
налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах
предпринимательства или регионах страны[9,c.51],
3.
стимулирующая - ориентирует налоговый механизм на
стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради достижения
необходимого ему эффекта государство может предоставлять льготы, отсрочки
платежей, налоговых каникул. Задача стимулирующей функции состоит в том, чтобы
на ряду с применением оптимального уровня изъятий, создавать стимулы для
развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический
прогресс общества[3,c.215].
Система налогообложения
государства базируется на определенных принципах, основными из которых
являются:
1.
Каждое лицо
обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым
это лицо признается плательщиком.
2.
ни на кого не
может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) и иные
взносы и платежи.
3.
налогообложение в
РБ основывается на признании всеобщности и равенства.
4.
не допускается
установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб
национальной безопасности РБ, ее территориальной целостности, политической и
экономической стабильности.
5.
допускается
установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок
таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в
соответствии с налоговым кодексом и таможенным законодательством.[13,c.24]
Принципы и задачи
налогообложения базируются на налоговом законодательстве, которое включает в
себя: Налоговый Кодекс РБ; Декреты, указы и распоряжения Президента РБ,
Постановления Правительства РБ, Нормативные правовые акты республиканских
органов государственного управления, органов местного управления и
самоуправления, регулирующие и содержащие вопросы налогообложения.
Налоговая система
государства складывается в результате его исторического развития под влиянием
множества факторов. Характеристика налоговой системы прежде всего основывается
на таких экономических показателях, как налоговое бремя (налоговый гнет),
соотношение и структура прямых и косвенных налогов. В то же время определяющее
значение имеют политико-правовые факторы, определяющие распределение
хозяйственно-экономических функций и степень контроля центральных и местных
органов государственной власти.[8,c.46]
Налоговая система
Республики Беларусь представляет собой совокупность предусмотренных налоговым
законодательством налогов РБ, сборов (пошлин); порядка их установления,
введения и отмены; установления прав и обязанностей плательщиков, налоговых
органов и других участников отношений, регулируемых актами налогового
законодательства; а так же форм и методов налогового контроля. [18,c.25]
Классификация
налогов.
Множество объектов
налогообложения требует классификации налогов по различным признакам. Основными
классификационными признаками являются:
1.
в зависимости
от каналов поступления различают:
республиканские или общегосударственные налоги
(взимаются центральным правительством на основании государственного
законодательства РБ и направляются в государственный бюджет), к которым
относятся:
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
налог на прибыль;
налоги на доходы;
подоходный налог с физических лиц;
экологический налог;
налоги с пользователей природных
ресурсов;
налоги на имущество;
земельный налог;
дорожные налоги и сборы;
таможенная пошлина и таможенные сборы;
гербовый сбор;
оффшорный сбор;
консульский сбор;
экологический сбор за проезд
автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников;
государственная пошлина;
регистрационные и лицензионные сборы;
патентные пошлины.
[13,c.38]
местные или региональные
налоги (взимаются местными органами управления на соответствующей территории и
поступают в местный бюджет), к которым относятся:
налог с розничных продаж;
налог за услуги;
налог на рекламу;
сборы с пользователей.
2.
по видам плательщиков:
взимаемые
с юридических лиц,
взимаемые
с физических лиц.
3.
по способу изъятия:
прямые – направлены на
имущественные объекты или доходы юридических и физических лиц, к которым
относятся:
реальные – взимаются с
отдельных видов имущества налогоплательщиков на основе перечня, учитывающего
среднюю, а не действительную доходность налогоплательщика. К ним относятся:
·
земельный
налог,
·
налог
с объектов строений,
·
налог
с владельцев транспортных средств,
·
сельскохозяйственный
налог.
личные – это налоги на доход
или имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источников дохода или
по декларации, при исчислении которых принимается во внимание финансовое
положение налогоплательщика. К ним относятся:
·
подоходный
налог с населения,
·
налог
на прибыль предприятий,
·
налог
на прибыль иностранных юридических лиц от деятельности на территории РБ,
·
налог
на доходы.
косвенные
– это платежи, включаемые в цену товара. К ним относятся:
акциз – налог с оборота,
взимаемый со стоимости товаров массового производства,
налог
на добавленную стоимость, который является частью вновь созданной
стоимости,
таможенная пошлина – косвенный
налоги на импортные или экспортные товары, поступающие в доход бюджета
государства.
4.
по объекту обложения:
платежи,
уплачиваемые из выручки от реализации:
·
НДС,
·
Акцизы,
·
Платежи
по общему нормативу 3,9% (сельскохозяйственный сбор, отчисление в
жилищно-инвестиционный фонд),
·
Налог
на продажу в розничной торговле,
·
Налог
с продаж автомобильного топлива,
·
Таможенные
сборы.
платежи,
включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг:
·
единый
платеж от фонда оплаты труда,
·
отчисления
в Фонд социальной защиты населения,
·
платежи
за землю,
·
экологический
налог,
·
отчисления
в центральные инновационные фонды,
·
сбор
на содержание и размещение отходов,
·
государственная
пошлина.
платежи, уплачиваемые из прибыли:
·
налог
на недвижимость,
·
налог
на доходы,
·
налог
на прибыль,
·
транспортный
сбор,
·
сбор
на содержание и развитие инфраструктуры города.
сборы, относимые юридическими лицами на финансовый
результат:
·
оффшорный
сбор – объектом налогообложения является перечисление денежных средств
резидентом РБ нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне.[17,с.12]
Налоговое
администрирование в РБ.
Одно из важнейших
условий стабилизации финансовой системы любого государства – это обеспечение
устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Уплата
налогов оказывает мощное регулирующее воздействие на жизнь общества.
В начале рыночных
преобразований в Республике Беларусь отсутствовали традиции рыночного
хозяйствования, в том числе и в области налогообложения. Большинство
государственных контролирующих органов и налогоплательщиков оказалось не
готовым к принципиально новой экономической ситуации. Прежде платежи в бюджет
осуществлялись автоматически и граждане считали, что перечисление налогов в
бюджет – обязанность, скорее, самого государства. [8,c.49]
Возникла необходимость в
создании самостоятельной государственной структуры, обеспечивающей не только
сбор налогов в бюджет и контроль за соблюдением законодательства о налогах и
предпринимательстве, но и осуществляющей разработку методологической базы по
налогообложению и доведение ее до сведения налогоплательщиков. Весной 1990 года
такая структура появилась: в составе Министерства финансов на базе инспекции
государственных доходов была образована Главная государственная налоговая
инспекция при Министерстве финансов БССР. В течение последующих 10 лет
налоговая служба республики неоднократно преобразовывалась: это была и Главная
государственная налоговая инспекция при Кабинете Министров Республики
Беларусь, и Государственных налоговый комитет Республики Беларусь. И, наконец,
Указом Президента РБ от 24.09.2001г. №516 «О совершенствовании системы
республиканских органов государственного управления и иных государственных
организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» Государственный
налоговый комитет РБ был преобразован в Министерство по налогам и сборам
Республики Беларусь.
В РБ к числу
государственных органов, осуществляющих налоговое администрирование, относятся
также таможенные и иные государственные органы, обладающие полномочиями
налоговых органов (например, органы Комитета государственного контроля РБ).
Специфика вопросов,
решаемых органами налогового администрирования, предопределяет содержание их
деятельности и функции.
Функции налоговых
органов, их права и обязанности, права и обязанности должностных лиц налоговых
органов изложены в Законе РБ «О государственной налоговой инспекции Республики
Беларусь».
Основные задачи налоговых
органов – это:
1.
контроль за
соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве,
2.
обеспечение
правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет,
3.
обеспечение учета
налогов,
4.
разработка предложений
по совершенствованию налогового законодательства и организации работы
государственных налоговых органов,
5.
осуществление
валютного контроля в пределах своей компетенции,
6.
предупреждение,
пресечение правонарушений в сфере своей компетенции,
7.
привлечение к
ответственности лиц, виновных в правонарушениях, предусмотренных
законодательством о налогах и предпринимательстве,
8.
подготовка
налоговых соглашений с другими государственными, осуществление связей с их
налоговыми службами, изучение опыта их работы,
9.
издание
методических указаний и разъяснений о порядке исчисления и взимания
налогов.[14,c.29-30]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|