Курсовая работа: Пути усовершенствования налогообложения в РБ
ü Объемы используемых (изымаемых,
добываемых) природных ресурсов;
ü Объемы выбросов (сбросов)
загрязняющих веществ в окружающую среду;
ü Объемы переработанной нефти и
нефтепродуктов;
ü Объемы перемещаемых по территории РБ
нефти и нефтепродуктов;
ü Объемы отходов производства,
размещенных на объектах размещения отходов;
ü Объемы размещения товаров, помещенных
под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а
также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под
этот режим;
ü Объемы полезных ископаемых, добытых
на разведанных за счет средств бюджета месторождениях, в стоимостном выражении.
Налог состоит из:
¨
Платежей за
использование (изъятие, добычу) природных ресурсов, платежей за выбросы
загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих
веществ в окружающую среду, платежей за размещение отходов производства в
пределах установленных лимитов, сверх установленных либо без установленных
лимитов в случаях, предусмотренных законодательством;
¨
Платежей за
переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку
нефти;
¨
Платежей за
перемещение по территории РБ нефти и нефтепродуктов;
¨
Платежей за
геологоразведочные работы, выполненные за счет средств бюджета.
Ставки налога за
использование природных ресурсов и за выбросы загрязняющих веществ в окружающую
среду устанавливаются Советом Министров РБ по представлению специально на
то уполномоченных государственных органов. Ставки экологического налога
утверждены Постановлением Совета Министров РБ от 5 февраля 2002г. №146 «О
ставках экологического налога, лимитах добычи природных ресурсов и допустимых
выбросов (сбросов) загрязняющих веществ». [16,с.17]
3. Платежи за землю
(земельный налог).
Плательщиками налога
являются юридические и физические лица (включая иностранные), которым земельные
участки предоставлены во владение, пользование либо в собственность.
Земельным налогом
облагаются земли:
v сельскохозяйственного назначения,
v населенных пунктов,
v промышленности, транспорта, связи,
обороны и иного назначения,
v лесного фонда,
v водного фонда.
Размер земельного налога
определяется в зависимости от качества и местоположения земельного участка и не
зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землевладельца,
землепользователя и собственника земель. Размер земельного налога на земли
сельскохозяйственного назначения определяется по данным кадастровой оценки
земли. Земельный налог устанавливается в виде ежегодных фиксированных платежей
за гектар земельной площади. В 2005 году ставки земельного налога индексируются
на 34%.[16,с.9]
2.3.
Налоги,
уплачиваемые из прибыли.
Налоги, уплачиваемые из
прибыли включают в себя:
1. Налог на прибыль.
Плательщиками налога
являются: юридически лица РБ, иностранные юридические лица и международные
организации, простые товарищества, хозяйственные группы; филиалы,
представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющие
отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет. Прибыль организации
облагается налогом по ставке 24%. Облагаемая налогом прибыль исчисляется исходя
из суммы прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей,
имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на
сумму расходов по этим операциям.
2.
налоги на
доходы
подразделяются на:
налог на
доходы по дивидендам и приравненным к ним доходам.
Плательщиками налога
являются юридически лица (включая иностранные юридические лица). Дивиденды и
приравненные к ним доходы, начисленные организациями, облагаются по ставке
15%.
налог на
доходы, полученные в отдельных сферах деятельности.
Плательщиками налога
являются банки, небанковские кредитно-финансовые учреждения, страховые и
перестраховочные организации, а также иные юридические лица, получившие доходы
от операций с ценными бумагами. Налог на доходы кредитно-финансовыми
учреждениями и страховыми организациями исчисляется и уплачивается по ставке
30%, а иными организациями по доходам от операций с ценными бумагами – по
ставке 40%.
Налог рассчитывается как:
НП=(НБ*С)/100, где НБ-
налогооблагаемая база, С- ставка налога.
Плательщик налога не
позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предоставляют налоговым органам
декларацию о сумме начисленных сборов. Уплата налога производиться не позднее
22 числа месяца, следующего за отчетным.
3.
Налог на
недвижимость.
Плательщиками налога
являются юридические лица РБ, иностранные юридические лица и международные
организации, простые товарищества, хозяйственные группы; филиалы,
представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющих
отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет. Налогом облагается
стоимость основных средств, являющихся собственностью или находящихся во
владении плательщиков, объектов незавершенного строительства, и также стоимость
принадлежащих физическим лицам жилых домов, садовых домиков, дач, жилых
помещений, гаражей и иных зданий и строений. Годовая ставка для организаций
установлена в размере 1%; для физических лиц – в размере 0,1%.
4.
Целевой сбор
на содержание и развитие инфраструктуры городов и районов.
Плательщиками налога
являются организации и индивидуальные предприниматели. Ставка сбора
установлена в размере 2% от налоговой базы.
Налог рассчитывается как:
НП=(НБ*С)/100, где НБ- налогооблагаемая
база, С- ставка налога.
Плательщик налога не
позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предоставляют налоговым органам
декларацию о сумме начисленных сборов. Уплата налога производиться не позднее
22 числа месяца, следующего за отчетным.
5. Целевой
транспортный сбор на обновление и восстановление городского, пригородного
пассажирского транспорта, автобусов междугородного сообщения и содержание
ведомственного городского электрического транспорта.
Плательщиками сбора
являются организации и индивидуальные предприниматели. Ставка сбора
установлена в размере 2% от налоговой базы.[16,с.11]
Сбор рассчитывается как:
НП=(НБ*С)/100, где НБ-
налогооблагаемая база, С- ставка налога.
Плательщик налога не
позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предоставляют налоговым органам
декларацию о сумме начисленных сборов. Уплата налога производиться не позднее
22 числа месяца, следующего за отчетным.
III. ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ.
3.1.Изменения налоговой нагрузки в 1993-2005 г.г.
Высокая налоговая
нагрузка – одна из причин низкой конкурентоспособности отечественной продукции.
Ситуацию в реальном секторе усугубляет существование значительного числа
косвенных налогов, целевых бюджетных фондов, которые в полной мере не решают
задачу формирования доходной части бюджета и финансирования программ
социального развития.
В течение последних лет
происходило снижение налоговой нагрузки, хотя она по-прежнему остается самой
высокой на территории ЕврАзЭС, что отражено в таблице 3.1.
Таблица 3.1.
Сравнительный анализ
экономического роста и уровня налоговой нагрузки на экономику РБ в
1995-2003г.г.
Показатели
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
Темпы роста ВВП, %
89,6
102,8
111,4
108,4
103,4
106
104,1
104,7
105,6
Реальная налоговая нагрузка на
экономику (без учета ФСЗ), %
32,1
28,5
31,2
30,4
32,0
31,8
30,2
28,2
29,4
Реальная налоговая нагрузка на
экономику (с учетом ФСЗ), %
42,6
39,2
41,9
41,1
42,4
42,2
41,5
39,7
40,7
Задолженность по платежам в бюджет
и внебюджетные фонды, в % к ВВП
4,6
7,6
1,3
0,5
0,3
0,5
0,8
0,9
1,5
Номинальная налоговая нагрузка на
экономику (с учетом ФСЗ), %
47,2
46,9
43,1
41,6
42,7
42,7
42,3
40,6
42,2
Источник: [11,c.33 ]
Основная доля налоговых
изъятий приходиться на налоги, взимаемые с фонда оплаты труда, что дает
двойной негативный эффект: уменьшает финансовый результат (прибыль) и приводит
к сокращению реальных доходов населения. Динамика их изменений за
предшествующие годы представлена в Таблице 3.2.
Таблица 3.2.
Уровень
налоговых изъятий от фонда оплаты труда в 1998-2002 годах, в %