Курсовая работа: Роль финансов в реализации социальных программ
Курсовая работа: Роль финансов в реализации социальных программ
Содержание
Введение
1. Сущность и функции финансов
1.1 Социально-экономическая сущность финансов
1.2 Функции финансов
1.3 Социальные реформы и финансы
2. Финансовое обеспечение реализации социальной политики
2.1 Основные принципы финансирования социальной политики
2.2 Финансирование социальной сферы из Консолидированного
бюджета РФ
2.3 Роль государственных внебюджетных социально-страховых
фондов финансирования социальных программ
2.4 Негосударственные источники финансирования социальных
программ
Заключение
Список использованной литературы
Финансы - это особая форма
экономических отношений по поводу образования и распределения денежных доходов
и накоплений предприятий, участвующих в производстве и реализации продукции (работ
и услуг), создания централизованных и децентрализованных фондов денежных
средств.
С 1 января 2001 г. был
ликвидирован Фонд занятости и социальная защита безработных перешла в разряд
государственного обеспечения. Здесь форма и содержание, по крайней мере, обрели
единство. Правда, доля зарегистрированных безработных неуклонно сокращается,
хотя уровень общей безработицы остается достаточно высоким - 8% к началу 2002г.
и по прогнозам в ближайшие 5 лет будет выше 7%[1].
Из них пособие получают сегодня только каждый шестой - седьмой безработный. При
этом ограничен минимальный (не ниже 20% от прожиточного минимума) и
максимальный (не выше прожиточного минимума в регионе) размер пособия. Более
половины безработных в 2000 и 2001 гг. получали минимальное пособие. В 2001 г. коэффициент
замещения заработной платы снизился в 3,5 раза и составлял немногим более 17%.
Все государственные пособия,
исключая немногие пока привилегированные категории не достигают прожиточного
минимума. Степень защиты государственным обеспечением определяется уровнем
минимальных социальных гарантий. В отношении к прожиточному минимуму
соответствующей категории населения они составляли в 1999г. и 2001г. (на 1.01):
пособие на детей - 7% и 5%; стипендии - 19% и 12%; пособие по безработице 10% и
7%; тарифная ставка 1 разряда ЕТС 10% и 14%.
Социальное пособие по бедности
не относятся к числу федеральных гарантий, и устанавливается региональными
органами власти. Различное финансовое положение регионов стало причиной
неравенства возможностей и условий оказания социальной помощи бедным. Наибольшее
распространение в организации социальной помощи получила натуральная форма ее
предоставления - выдача продуктов питания, одежды, обуви, организация
бесплатных обедов, оказание услуг и предоставление льгот на оплату товаров и
услуг и т.д. По данным мониторинга Министерства труда и социального развития, в
1999-2000 гг. непосредственно социальное пособие по бедности (по нуждаемости) предоставлялось
в 21 регионе, при этом только в 17 регионах оно выплачивалось в денежной форме.
По данным статистики в регионах, выплачивающих пособие по бедности, доля бедных
в общей численности населения не опускалась ниже 25-30%, реально же получали
пособие 5-7%.
Система социальной помощи в
форме льгот на получение социальных услуг, которая по сложившейся традиции
предоставляется в виде перекрестного финансирования, по мнению многих
специалистов, оказалась малоэффективной в условиях рыночных преобразований. В
подтверждение несовершенства этой системы приводится много аргументов: их
несоответствие складывающимся условиям функционирования экономики,
нерациональное использование выделяемых на эти цели средств, дублирование
выплат, льгот и дотаций на одни и те же цели за счет сохранения разных
источников финансирования.
Обследования Госкомстата за
самый благополучный в прошедшем десятилетии год - 1997 - показали, что только
1/3 семей (домохозяйств) имела в своем составе получателей какой-либо
социальной помощи в натуральной или денежной форме. Следует уточнить, это не
все члены семей, тогда это была бы треть населения, а только некоторые члены
этой трети семей. Наиболее распространенной можно назвать льготу на оплату
транспортных расходов и оплату жилья. Ее имели соответственно некоторые члены
из 15,6% и 10,8% семей. На каждого получателя в месяц эта льгота составила
соответственно 10% - 8% от прожиточного минимума. Льготу (дотацию) на оплату
отдыха (включая и отдых детей) и на медицинское обслуживание имели только по
1,1% семей.
Таким образом, распределение
общего объема льгот и дотаций между семьями с доходом выше и ниже прожиточного
минимума не является достаточным основанием для их отмены. Намерения
правительства по реформированию системы льгот и дотаций достаточно хорошо
известны - привести обязательства государства в соответствие с имеющимися
ресурсами, перераспределить социальные расходы в пользу социально уязвимых
групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов
обеспеченным семьям, усилить адресность социальной поддержки населения. Но
ликвидация системы дотаций и льгот полностью или частично лишает население
определенного социального блага, а перераспределения средств в пользу бедных
семей не происходит совсем, а если и происходит, то в очень усеченном размере. И
это наглядно демонстрирует проведенное реформирование детских пособий и
жилищных субсидий.
Процесс производства
общественного продукта в стране, обеспечение его непрерывности, т.е. воспроизводства,
опосредствуется движением стоимости в денежной форме. На основе денежного
оборота (наличного и безналичного) возникают финансы. Как стоимостная категория
финансы выражают экономические отношения по поводу образования, распределения и
использования денежных доходов и накоплений хозяйствующих субъектов и
государства. Финансы охватывают лишь те экономические отношения, которые
связаны с формированием и использованием различных фондов денежных средств - децентрализованных
и централизованных.
Таким образом, финансы - это
особая форма экономических отношений по поводу образования и распределения
денежных доходов и накоплений предприятий, участвующих в производстве и
реализации продукции (работ и услуг), создания централизованных и
децентрализованных фондов денежных средств.
Субъектами финансовых отношений,
между которыми образуются финансовые потоки, являются: предприятия и
предприниматели (финансы хозяйствующих субъектов), работающее население (финансы
домашних хозяйств), государство (централизованные фонды: бюджет, внебюджетные
фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок).
Масштабы и интенсивность
финансовых потоков зависят от экономической активности хозяйствующих субъектов
и населения, социальной политики государства. Удовлетворяя потребности,
связанные с развитием производства, потребности работника и его семьи, финансы
предприятий и домохозяйств обслуживают процесс смены форм стоимости (товарной,
денежной). Финансы государства обслуживают этот процесс в общегосударственном
масштабе, обеспечивая удовлетворение общественных потребностей (оборона,
экология, управление и др.) и социальную защиту отдельных групп населения.
Именно стоимостная форма
движения товаров порождает соответствующий денежный оборот и экономические
отношения распределительного характера. В этом и состоит сущность финансов. Поскольку
материальной основой финансов является общественное производство, то и
финансовая устойчивость предприятий и государства зависит от состояния
экономики. Спад производства сопровождается ростом взаимной задолженности и
неплатежами, все это тормозит процесс финансового оздоровления экономики.
Сущность финансов,
закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и
роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем
общества, природой и функциями Государства.
Финансы - неотъемлемая часть
денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место
денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие
денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег
как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Деньги - это всеобщий
эквивалент, при помощи которого прежде всего измеряются затраты труда
ассоциированных производителей, а финансы - экономический инструмент
распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) [2]
и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов
денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования
денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и
предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых
ресурсов.
Финансы выражают денежные
отношения, возникающие между:
предприятиями в процессе
приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
предприятиями и вышестоящими
организациями при создании централизованных денежных средств и их распре делении;
государством и предприятиями при
уплате ими на логов в бюджетную систему и финансировании расходов;
государством и гражданами при
внесении ими налогов и добровольных платежей;
предприятиями, гражданами и
внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
отдельными звеньями бюджетной
системы;
страховыми организациями и
предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при
наступлении страхового случая, а также де нежные отношения, опосредствующие
кругооборот фондов предприятий.
По своему материальному
содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности
представляющие финансовые ресурсы страны. Главное условие роста финансовых
ресурсов - увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы - не
тождественные понятия. Финансовые ресурсы сами по себе не определяют сущности
финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансовая
наука изучает не ресурсы как таковые, а общественные отношения, возникающие на
основе образования, распределения и использования ресурсов; она исследует
закономерности развития финансовых отношений.
Хотя финансы относятся к
базисной категории, они во многом зависят от проводимой правительствами
финансовой политики.
Финансы - это прежде всего
распределительная категория. При их помощи осуществляется вторичное
распределение или перераспределение национального дохода. Доля национального
дохода, перераспределяемая через все звенья финансовой системы, резко возросла:
с 9-18% накануне Первой мировой войны до 35-50% и более в настоящее время.
Функция финансов - это
проявление их сущности в действии.
Две основные функции финансов - распределительная
и контрольная - осуществляются ими одновременно. Каждая финансовая операция
означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль
за этим распределением.
Распределительная функция
финансов связана с распределением стоимости произведенного общественного
продукта, формированием у субъектов экономических отношений доходов и
накоплений, с созданием фондов денежных средств. Распределение как стадия (фаза)
воспроизводства общественного продукта следует за стадией производства,
финансы, опосредствуя этот процесс, обеспечивают образование, распределение и -
на стадии обмена - использование доходов и накоплений.
Движение общественного продукта
из производства в потребление протекает в стоимостной форме, опосредуется
денежным оборотом, обеспечивающим распределение и использование
централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Здесь и
проявляется сущность распределительной функции финансов.
Распределение национального
дохода заключается в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их
сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении
национального дохода среди участников материального производства. Они делятся
на две группы:
зарплата рабочих, служащих,
доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
доходы предприятий сферы
материального производства.
Однако первичные доходы еще не
образуют общественных денежных средств, достаточных для развития приоритетных
отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны,
удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо
дальнейшее распределение, или перераспределение, национального дохода.
Перераспределение национального
дохода связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в
интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и
накоплений предприятий и организаций; с наличием наряду с производственной
непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение,
здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); с
перераспределением доходов между различными социальными группами населения.
Активно участвуя в распределении
и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации
пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в
пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого
перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и
финансовыми ресурсами, и прежде всего между размером денежных фондов, с одной
стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления - с
другой.
Распределение и
перераспределение доходов субъектов экономических отношений осуществляются
финансово-бюджетным и кредитно-банковским методами. Первый из них используется
при изъятии части доходов предприятий и работающего населения в бюджет, и при
безвозвратном финансировании из бюджета. Принтером методе аккумулируемые
банками кредитные ресурсы (за счет временно свободных денежных средств
предприятий и населения) выдаются на основе возвратности и под проценты.
Контрольная функция финансов
определяется их свойством служить средством контроля за процессом стоимостного
распределения и перераспределения общественного продукта, формирования и
использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Эта
функция осуществляется:
финансовыми подразделениями
предприятий в целях выявления резервов рационального использования ресурсов
предприятия - финансовых, материальных и трудовых (внутрифирменный финансовый
контроль);
2) финансовыми и налоговыми
органами в отношении:
предприятий в части полноты и
своевременности налоговых платежей и неналоговых отчислений, правильности
отражения затрат на производство и реализацию продукции (товаров и услуг) и т.д.;
учреждений бюджетной сферы в
части исполнения сметы расходов, а также - при условии предпринимательской
деятельности - в части формирования, распределения и использования доходов от
нее;
3) банками при кредитовании
предприятий, когда проверяется финансовая устойчивость заимополучателя,
обеспеченность и гарантии погашения выдаваемого кредита.
Контрольная функция финансов
неотделима от распределительной функции и обслуживает не только
распределительные отношения, но также и смену форм стоимости в кругообороте
средств предприятий.
Контрольная функция проявляется
в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим
фондам и расходованием их по целевому назначению.
В условиях перехода на рыночные
отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития
общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса,
всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он
охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на повышение
экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование
материальных, трудовых и финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение
непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и
расточительства.
Одна из важных задач финансового
контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам,
своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной
системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий
и организаций по расчетам и платежам.
Контрольная функция финансов
проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники
финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в
процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей
бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления
контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.
Функции финансов реализуются
через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма.
В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый
механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной
системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования
и др.
Расширенное воспроизводство
включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост
ВВП и его главной части - национального дохода, воспроизводство рабочей силы и
производственных отношений. Оно осуществляется с использованием экономических
рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных (отношений. Важная роль в
воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам
и финансам предприятий.
Государство воздействует на
воспроизводственный процесс через финансирование предприятий и отдельных
отраслей хозяйства, расходов на социальные цели и налоговую политику.
Финансы Российской Федерации находятся
в состоянии глубокого кризиса, что выражается в крупных бюджетных дефицитах,
инфляции, неплатежах предприятий, падении курса рубля по отношению к свободно
конвертируемым валютам, большой внутренней и внешней задолженности страны.
Для достижения финансовой
стабилизации необходимо остановить спад производства, инфляционный процесс,
активизировать инвестиционную деятельность в реальный сектор экономики,
усовершенствовать систему налогообложения и все финансовые отношения.
Попытки революционного
преобразования общества в нашей стране и странах Восточной Европы не дали
обнадёживающих результатов. В тоже время движение по пути социальных реформ
ряда стран, представило убедительные доказательства эффективности избранного
ими пути. Преимуществами эволюционного развития общественного прогресса
являются: замена старых общественных форм новыми; отсутствие вооружённой
классовой борьбы; возможность избежать бессмысленных разрушений в период
революции; возможность проведения реформ в условиях благоприятной
идеологической обстановки.
Преемственность финансовых
отношений обеспечивает плавный переход от отживающих форм финансовых отношений
к прогрессивным способам организации финансов. При этом можно постепенно
осуществлять переподготовку финансовых кадров, изменять методы работы.
Парламентские, мирные формы
борьбы политических сил и идей требуют значительных финансовых затрат,
отвлекают людей от созидательной деятельности, затягивают процесс
реформирования общества. В результате страна несёт определённые потери. Однако
они бесконечно малы по сравнению с материальными и финансовыми издержками,
сопутствующими ведению классовой вооружённой борьбы. Гражданская война требует
огромных военных расходов и подрывает нормальные источники доходов, что
приводит к чрезвычайному расстройству государственного бюджета; она истощает
финансы предприятий.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|