рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Роль финансов в реализации социальных программ

существенное расширение сферы платности социальных услуг дифференцированного качества;

привлечение ресурсного потенциала некоммерческого сектора к решению социально-значимых задач, особенно на региональном уровне;

участие ряда регионов в международных проектах и программах, финансируемых из международных источников и др.

Финансовые ресурсы общества, потенциал которых используется при финансировании социальных программ и проектов подразделяются на:

1) государственные и муниципальные финансы:

федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных социальных фондов.

2) негосударственные финансовые ресурсы:

кредитные ресурсы; привлечение средств фирм и домашних хозяйств;

потенциал некоммерческого сектора в целом, в том числе различных фондов.

Соотношение бюджетных и внебюджетных, государственных и частных финансовых потоков в каждой отдельной взятой отрасли, да и в каждом регионе складывается по-разному. По оценке экспертов, около 70% финансовых ресурсов социальной защиты населения формируется за счет внебюджетных социально-страховых фондов. В целом на социальную политику в России в 1998-99 гг. расходовалось около 18% ВВП, свыше 9% - из консолидированного бюджета РФ и около 8,5% ВВП - из государственных социальных внебюджетных фондов. Доля финансовых ресурсов, направляемых населением на оплату различных общественных услуг, включая услуги жилищно-коммунального хозяйства, городского транспорта и услуг социальной сферы, сопоставима с расходами федерального бюджета на социальную политику[8].

2.2 Финансирование социальной сферы из Консолидированного бюджета РФ

Консолидированный бюджет Российской Федерации состоит из федерального бюджета; бюджетов 89 субъектов Российской Федерации; местных бюджетов. Особое место в финансировании социальной сферы играют внебюджетные социально-страховые социальные фонды.

Бюджеты субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Бюджетный кодекс РФ определил трехуровневую бюджетную систему, отдельно вынеся категории государственного долга, а также финансов государственных внебюджетных социально-страховых фондов. Государственные финансы дополнены категорией муниципальных финансов, развитие которых наряду с Бюджетным кодексом РФ подчиняется законодательству о местном самоуправлении и его финансовых основах. Кодексом закреплена основная бюджетная пропорция между федеральным и субфедеральными бюджетами по доходам как 50: 50. Доля ВВП, аккумулируемая консолидированным государственным бюджетом РФ возросла с 24,5% в 1998 г. до 28,0% в 2000 г. Для сравнения доля государственных расходов к ВВП в 1998 г. в США составила 33,1%, а в Швеции - 60,8%. Все расходы на социально-культурную сферу из Консолидированного бюджета в 1999 г. составляли 8,2% ВВП.

Доходы и расходы Консолидированного государственного бюджета представлены на схемах (см. схемы 1,2).

Федеральный бюджет России разрабатывается на основе анализа развития экономики. Основные провозглашенные приоритеты этого бюджета - снижение налогового бремени и увеличение социальной направленности бюджета. Однако анализ структуры расходной части федерального бюджета доказывает, что по сравнению с другими статьями социальный приоритет выражен недостаточно. Так, расходы на госуправление, правоохранительную деятельность, национальную оборону из федерального бюджета составляют в среднем свыше трети всех расходов, ещё треть идет на обслуживание и частично погашение государственного внешнего долга и на все остальные цели, в том числе социальную политику, помощь бюджетам других уровней и т.д. направляется всего лишь оставшаяся треть. Частично социальные расходы оплачиваются за счет финансовой помощи федерального бюджета бюджетам других уровней.


Схема 1

Доходы и расходы Консолидированного государственного бюджета

Доходы консолидированного государственного бюджета РФ
Федеральный бюджет Бюджеты субъектов РФ Местные бюджеты

Налоговые

доходы

Неналоговые

доходы

Налоговые

доходы

Неналоговые

доходы

Налоговые

доходы

Неналоговые

доходы

Федеральные налоги и сборы

Таможенные пошлины и

сборы

Государственная

пошлина

Доходы от использования государственного имущества

Доходы от продаж

имущества, находящегося в государственной собственности

Прибыль ЦБ РФ

Доходы от внешне-

экономической

деятельности

Доходы от реализации государственных знаков и

резервов

Региональные

налоги и

сборы

Часть федеральных

налогов и

сборов,

распределяемых в

региональные

бюджеты

по нормативам

Часть прибыли унитарных

предприятий, созданных

субъектами

РФ

Местные налоги

и сборы

Регулирующие

налоговые доходы, направляемые местным

бюджетам федеральным центром и субъектами РФ

Государственная

пошлина, кроме

государственной

пошлины, зачисляемой в федеральный бюджет

Часть

прибыли

унитарных предприятии,

созданных местными

органами власти

Расходы Консолидированного государственного бюджета РФ
Федеральный бюджет Бюджеты субъектов РФ Местные бюджеты

Функционирование федеральных

органов управления

Федеральные судебные системы

Международная деятельность

Оборона, безопасность, конверсия

Фундаментальные науки

Компенсация государственным

внебюджетным фондам

Господдержка железнодорожного,

воздушного, морского транспорта

Атомная энергия

Космос

Государственный долг

Содержание учреждений,

находящихся в федеральной

собственности

Финансирование помощи бюджетам других уровней

Финансирование инвестиционных

программ

Прочие расходы

функционирование

региональных органов

власти

Обслуживание и погашение государственного

долга

Реализация региональных целевых программ

Формирование государственной собственности

Осуществление между-

народных связей

Содержание предприятий и учреждений, находящихся в региональной

собственности

Обеспечение деятельности средств массовой

информации

Помощь местным

бюджетам

Прочие расходы

Содержание органов местного

самоуправления

Управление муниципальной собственностью

Учреждения образования, здравоохранения, культуры

и спорта

Охрана общественного порядка

Жилищно-коммунальное

хозяйство

Транспортное обслуживание

Противопожарная безопасность

Экология на территории муниципальных образований

Реализация местных целевых

программ

Обслуживание муниципального

долга

Целевое датирование населения

Содержание муниципальных

архивов

Прочие расходы


Схема 2. Совместные расходы федерального, региональных и местных бюджетов

Государственная поддержка промышленности, строительства, сельского хозяйства, связи, автомобильного и речного транспорта, метрополитенов, дорожного хозяйства Деятельность правоохранительных органов Обеспечение противопожарной безопасности Научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы Социальная защита населения

Экология

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

Развитие рыночной инфраструктуры Обеспечение деятельности субъектов избирательных комиссий РФ

Обеспечение деятельности средств массовой информации Финансовая помощь другим бюджетам

Для выравнивания материального положения уязвимых слоев населения, проживающих в разных регионах в федеральном бюджете России на 2001 год впервые создан Фонд компенсаций, из которого будут финансироваться Федеральные законы "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Фонд компенсаций обеспечивает единые государственные гарантии социальной защиты населения на территории России, предусмотренные федеральных законодательством.

В 1995 г. субъектам Российской Федерации передана значительная часть расходных полномочий по реализации социальных законов, которые выступали в форме нефинансируемых федеральных мандатов, т.е. принятые на федеральном уровне законы должны выполнятся региональными органами власти без соответствующего финансирования из "центра". Большинство регионов вынуждено было изыскивать средства в своих дефицитных бюджетах на реализацию принятых Федеральным центром законов, но из-за ограниченности средств отказывали инвалидам, ветеранам в их законных требованиях. По этим законам в субъектах Федерации накоплены самые большие объемы невыплат, что усиливало социальную напряженность.

Значительное различие в уровнях экономического развития регионов, бюджетной обеспеченности субъектов Федерации привело к тому, что финансирование этих законов колебалось от 100% (Москва) до менее чем 10%[9].

Сохранение единого социального пространства в стране предполагает, что эти законы должны в равной степени выполняться во всех регионах страны. Поэтому средства Фонда компенсаций распределяются между территориями пропорционально численности соответствующих категорий граждан, без учета налогового потенциала и вне зависимости от бюджетной обеспеченности регионов. В 2001 г. Фонд компенсаций включен в раздел федерального бюджета "Финансовая помощь бюджетам других уровней", структура этого раздела представлена ниже в таблице 1.

Правительство России первоначально планировало финансировать из Фонда компенсаций и закон "О ветеранах", но в окончательном варианте отказалось от этого из-за недостаточности средств федерального бюджета. Большая часть финансирования Федерального закона "О ветеранах" осталась за региональными бюджетами.

Таблица 1

Распределение ассигнований из федерального бюджета на 2007 г. по разделу "Финансовая помощь бюджетам других уровней"

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации 1003 млрд. руб
Фонд компенсаций 33,4 млрд. руб.
Фонд развития региональных финансов 0,6 млрд. руб.
Фонд регионального развития 3,3 млрд. руб.
Дотации и субвенции в т. ч. дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования Фонда компенсаций 8,3 млрд. руб.
Расходы на реализацию федеральных полномочий по льготам, установленным Федеральным законом "О ветеранах" 4,0 млрд. руб.

Ряд регионов-доноров, положительно оценивая создание Фонда компенсаций в целом, выступил против перераспределения средств от "богатых" регионов в пользу "бедных". Высоко дотационные регионы полностью поддержали идею и механизмы создания Фонда. Федеральный Центр должен оказывать помощь территориям, не получавшим в прошлом достаточных средств для своего социально-экономического развития, но дотации этим регионам должны идти из федерального бюджета без использования механизма межрегионального перераспределения.

Создание Фонда компенсаций позволит регулярно выплачивать ежемесячные пособия на детей во всех регионах страны. К концу 2000 г. только 14 из 89 субъектов Российской Федерации не имели задолженности по выплате ежемесячных пособий. Расчет субвенций из Фонда компенсации на выплаты ежемесячных пособий на детей каждому региону проведен по числу детей в семьях с доходами ниже прожиточного уровня. В 2001 г. ежемесячные пособия из Фонда компенсаций будут адресно выплачиваться 23,3 млн. детей или 63,8% от всех детей, имеющих право на них. Базовое пособие составляет 70 руб., пособие на детей одиноким матерям - 140 руб.

По расчетам Минтруда России, общая стоимость льгот и выплат по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в 2000 г. оценивалась в 29,7 млрд. руб. На учете в органах социальной защиты, по данным Минтруда России, в целом по стране в конце 2000 г. стояло 10,4 млн. инвалидов. Общий объем субвенций регионам из федерального бюджета на 2001 год на реализацию закона через Фонд компенсаций - 10,5 млрд. руб. Средний по Российской Федерации объем расходов на реализацию этого закона на 1 инвалида составляет 877 руб., исходя из общего объема выделенных субсидий и с учетом региональных коэффициентов удорожания бюджетных услуг.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.