Курсовая работа: Роль местного самоуправления в решении проблем развития городов
«Иркутск – опорная точка развития ОЭЗ
туристско-рекреационного типа»,
предусматривающий формирование в городе широкой инфраструктуры объектов
коммерческой недвижимости и услуг, ориентированной на организацию различных
видов туризма (в том числе инновационных для региона – делового,
научно-образовательного, экологического и т.д.).
«Иркутск – крупный
траспортно-логистический центр Сибири»,
предполагающий системную модернизацию внутригородской транспортной
инфраструктуры и расширение транспортно-логистических функций города для
транзитных пассажирских и грузовых перевозок.
Для реализации выделенных трех приоритетов
в городе имеется сложившаяся за последние десятилетия инфраструктура. Однако
для интенсивного движения, достижения прорывных результатов и стратегической
цели, необходимо определить еще нескольких базовых стратегических направлений
развития, которые будут обеспечивать устойчивое движение в рамках выделенных
направлений.
В частности, создание в ближайшие 15 лет
комфортной городской среды, обеспечивающей высокие стандарты жизни в городе
Иркутске, на основе существующей стройиндустрии является нереалистичным. Как
показывает анализ существующей социально-экономической ситуации в городе, по
уровню обеспеченности населения жильем, темпам строительства и ввода жилья и
других объектов городской недвижимости Иркутск значительно отстает от
крупнейших городов Сибири и России. Важнейшей причиной такого положения
является несформированность рынка жилья, узость собственной базы строительных
материалов, малые мощности строительных предприятий, отсутствие комплексного
подхода к городской застройке. Этими же причинами сдерживаются и темпы развития
инфраструктуры гостеприимства и других сфер жизни города.
В связи с этим, четвертым стратегическим
приоритетом развития города является:
«Иркутск – город стройка», предполагающий масштабное и коммерческое строительство с
учетом комплексных схем территориального планирования, предусмотренных
Генеральным планом г. Иркутска.
Успешная реализация обозначенных приоритетов
невозможна только силами города и требует максимального привлечения
бизнес-сообщества, интенсивного роста объема внешних инвестиций в экономику
города. Специфика выделенных точек роста Иркутска (туристско-рекреационная и
транспортно-логистическая сферы) для эффективного развития требуют наряду с
привлечением крупных компаний, ускоренного развития предприятий малого и
среднего бизнеса. Последнее необходимо и в связи с тем, что малые и средние
предприятия, как правило, регистрируются и выплачивают основную часть налогов и
сборов по месту фактического нахождения, тогда как большинство крупных компаний
зарегистрировано в Москве и других крупных центрах европейской части России,
что обусловливает отток из города значительных финансовых средств. Таким образом,
пятым приоритетом развития города Иркутска является:
«Иркутск – город широких
предпринимательских возможностей», что
предполагает создание максимально благоприятных условий для привлечения
инвестиций, развития бизнеса, прежде всего, малого и среднего.
Как показал анализ социально-экономической
ситуации в г.Иркутске, потенциал развития традиционной для советского времени
модели экономического развития города на сегодняшний день исчерпан: большинство
предприятий машиностроительного комплекса, предприятий, работавших на ВПК
страны либо поглощены крупными российскими корпорациями, либо
перепрофилированы, либо закрыты. Крупные предприятия обрабатывающей
промышленности Иркутской области размещены в других городских центрах области.
Перспективы реанимации этого сектора экономики города в ближайшие годы не
просматривается.
В связи с этим, эффективное развитие
города на основе выделенных точек роста, создание и успешное функционирование
конкурентоспособной экономики города, а также формирование комфортной городской
среды не представляется возможным без внедрения научно-технических и других
инноваций, основанных на передовых технологиях, ускоренном внедрении новейших
научных разработок в практику, донесения их до потребителя. Для этого
необходима развитая научно-образовательная сфера, включающая комплекс учебных
заведений и научно-исследовательских учреждений, располагающих современной
базой.
Основа такой базы сформирована в Иркутске
на протяжении XX века. Однако в последние годы уровень научно-образовательного
комплекса Иркутска постоянно снижается и по ряду направлений уже уступает таким
центрам как Томск, Новосибирск, Красноярск, что подтверждается результатами
конкурсов Федерального агентства по образованию.
Вместе с тем, научно-образовательный
комплекс Иркутска обладает значительным кадровым потенциалом и
исследовательским опытом в изучении озера Байкал и других уникальных природных
объектов. Это может стать основой для проведения фундаментальных и прикладных
исследований, связанных реализацией потенциала выделенных точек роста
г. Иркутска.
ВУЗы и научные центры города могут стать
не только источником научных открытий, технических и социальных инноваций, но и
мощной точкой притяжения из других регионов России и из-за рубежа молодежи,
ученых, специалистов по внедрению научных разработок в практику. В таком
качестве научно-образовательный комплекс города будет выполнять роль
инструмента адаптации и ассимиляции мигрантов, их легальной и взаимовыгодной
интеграции в городское сообщество Иркутска. Для этого требуется придать
дополнительный импульс развитию научно-образовательного комплекса Иркутска,
позиционировать город как крупнейший научно-образовательный комплекс Восточной
Сибири, центр разработки и внедрения экономических и социальных инноваций.
Таким образом, шестым приоритетом развития
города Иркутска является:
«Иркутск – центр инновационной
экономики», что предусматривает широкую
поддержку науки, образования и инновационного сектора экономики.
Создание комфортной городской среды и
высоко привлекательного туристического центра невозможно без масштабного и
многоаспектного развития культурной жизни города. На сегодняшний день
культурная жизнь Иркутска насыщена событиями не только регионального, но
общероссийского значения. Вместе с тем, требуется более активная позиция в продвижении
города как культурной столицы не только Прибайкальского региона, но и всего
Сибирского федерального округа и в перспективе – всей Азиатской части России.
Такой подход предусматривает комплексное развитие культурной жизни города,
включая реконструкцию памятников истории и культуры в городе, расширение круга
культурных, спортивных мероприятий, физкультурного и оздоровительного движения.
Продвижение идеи «культурной столицы» требует реализации долговременных
PR-программ, по формированию привлекательного имиджа города в России и за
рубежом через средства массовой информации, прежде всего через электронные, по
уровню развития которых Иркутск занимает одно из ведущих мест в стране.
Позиционирование города как культурной
столицы Восточной Сибири позволит не только повысить привлекательность города
для туристов, но и косвенно будет работать на реализацию остальных приоритетов
развития города: повысит привлекательность Иркутска для жизни горожан, позволит
закрепить здесь население (прежде всего молодежь), сформирует дополнительные
ниши для мелкого и среднего бизнеса, сформирует дополнительные транспортные
потоки и т.д. В связи с этим, седьмым приоритетом развития Иркутска является
«Иркутск – культурная столица Восточной
Сибири», предусматривающий сохранение и актуализацию богатых
историко-культурных традиций, создание новых культурных ценностей.
Таким образом, развитие города Иркутска
будет строиться на основе системы из семи стратегических приоритетов:
1. Иркутск – город для жизни;
2. Иркутск – опорная точка развития ОЭЗ
туристско-рекреационного типа;
3. Иркутск – крупный транспортно-логистический центр Сибири;
4. Иркутск – город-стройка;
5. Иркутск – город широких предпринимательских возможностей;
6. Иркутск – центр инновационной экономики;
7. Иркутск – культурная столица Восточной Сибири.
Очевидно, что все выделенные приоритеты не
являются изолированными направлениями, а тесно взаимосвязаны, и реализация
каждого из них способствует более эффективной реализации остальных направлений.
Стратегические приоритеты и задачи
устойчивого социального развития г. Иркутска.
Стратегический приоритет: Иркутск – город
для жизни.
Основные задачи:
1.
Преодоление негативных демографических
тенденций.
2.
Повышение уровня личной безопасности
жителей.
3.
Повышение уровня здоровья населения.
4.
Повышение уровня доходов населения.
5.
Полное и качественное удовлетворение
потребительского спроса.
Стратегический приоритет: Иркутск –
культурная столица Восточной Сибири.
Основные задачи:
1.
Реконструкция и повышение
привлекательности исторической части города и памятников истории и культуры.
2.
Развитие и продвижение города как
ведущего культурного центра Байкальской Сибири.
3.
Развитие города как центра спортивной
жизни Байкальской Сибири (в т.ч. физкультурного движения).
4.
Формирование и продвижение
привлекательного имиджа города.
Стратегические приоритеты и задачи
устойчивого экономического развития г. Иркутска
Стратегический приоритет: Иркутск –
опорная точка развития ОЭЗ туристско-рекреационного типа.
Основные задачи:
1.
Развитие сферы гостеприимства
(гостиницы, многофункциональные деловые центры и туристско-рекреационные зоны),
охватывающей все сегменты рынка.
2.
Развитие инновационных туристических
технологий.
3.
Создание комплексных схем
туристического трансферта (внутриобластного, межрегионального, международного
/Восток-Запад/).
4.
Комплексное благоустройство города.
5.
Формирование и продвижение
привлекательного имиджа города.
Стратегический приоритет: Иркутск –
крупный транспортно-логистический центр Сибири.
Основные задачи:
1.
Комплексная модернизация
внутригородской транспортной системы.
2.
Создание многофункциональных центров
внутригородской транспортной логистики (грузо- и пассажироперевозки).
3.
Создание комплексов транзитной
логистики (грузовой и пассажирской) обрабатывающей авиа, ж/д и автоперевозки.
Стратегический приоритет: Иркутск – город
широких предпринимательских возможностей.
Основные задачи:
1.
Формирование привлекательного
инвестиционного климата в приоритетных направлениях развития города.
2.
Приоритетная поддержка бизнес-проектов,
ориентированных на глубокую переработку сырья и выпуск готовой продукции.
3.
Стимулирование малого и среднего
бизнеса в сфере производства и оказания услуг.
4.
Создание условий для
внешнеэкономического сотрудничества.
Стратегический приоритет: Иркутск – центр
инновационной экономики.
Основные задачи:
1.
Повышение конкурентоспособности
образования в городе до уровня ведущих российских образовательных центров.
2.
Создание условий для разработки и
внедрения инноваций в интересах города и бизнеса.
3.
Формирование системы непрерывного
образования.
4.
Удовлетворение потребности предприятий
и организаций города в квалифицированных кадрах.
Стратегические приоритеты и задачи
пространственного (градостроительного) развития г. Иркутска
Стратегический приоритет: Иркутск –
город-стройка.
Основные задачи:
1.
Обеспечение комплексного подхода к
застройке города.
2.
Развитие местной стройиндустрии и
производства стройматериалов.
3.
Комплексная модернизация инженерной
инфраструктуры.
4.
Обеспечение притока внешних инвестиций
в индустрию строительства и эксплуатации объектов недвижимости и инженерной
инфраструктуры города.
5.
Формирование рынка жилья.
Заключение
Местное самоуправление – это тот уровень
власти, который наиболее приближен к населению, им формируется и ему
непосредственно подконтролен; именно на этом уровне решаются вопросы
удовлетворения основных жизненных потребностей населения, и именно здесь ошибки
и неэффективность дорого обходятся людям. Именно местное самоуправление и
является той частью публичной власти, которая обеспечивает, в конечном счете,
устойчивость и демократический характер всей системы властных институтов.
Совершенствование механизмов регулирования
социально-экономического развития городских и районных муниципальных
образований должно осуществляться с учетом приоритетных направлений их
развития.
Приоритетными направлениями
социально-экономического развития слаборазвитых муниципальных образований
являются:
·
выравнивание уровня их социального
развития для обеспечения гарантированных государством минимальных социальных
стандартов;
·
развитие и поддержка сети предприятий и
производств путем организации более полной переработки исходного минерального,
лесного, сельскохозяйственного сырья и увеличения выработки конечной продукции,
особенно в таких отраслях промышленности как цветная и черная металлургия,
машиностроение и металлообработка, деревообрабатывающая, пищевая, легкая,
производство строительных материалов;
·
повышение качества и удешевление
продукции, производимой на промышленных предприятиях; создание новых
конкурентоспособных производств; перепрофилирование предприятий, продукция
которых не находит реализации; укрепление производственных связей предприятий;
·
осуществление структурных
преобразований в агропромышленных образованиях на основе перепрофилирования
сельскохозяйственных предприятий с учетом эффективного использования местных
природно-экономических условий, оптимизации соотношения уровня развития
отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности;
·
организация строительной базы за счет
передислокации строительных подразделений в малые города, рабочие поселки,
районные центры, организация производства строительных материалов на ресурсах
местного сырья;
·
создание производственной, социальной,
рыночной инфраструктуры;
·
развитие туризма на базе имеющихся
природного и историко-культурного потенциалов;
·
разработка и реализация долгосрочных
целевых комплексных программ в городах и районах с высоким уровнем безработицы,
острыми демографическими и миграционными проблемами, сложной экологической
ситуацией;
·
создание зон экономического
благоприятствования; обеспечение притока отечественного и иностранного
капитала, широкого использования современных зарубежных технологий, углубления
рыночных реформ.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 28.08.1995
№154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ) // Собрание
законодательства РФ, 28.08.1995, №35, ст. 3506.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003
№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» (в ред. Федерального закона от 10.06.2008 №77-ФЗ) // Собрание
законодательства РФ, 06.10.2003, №40, ст. 3822.
3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию от 19 апреля 2002 г. // Российская газета. N 71. 2002.
4. Аникин С.Б. Местное самоуправление в системе совместного
ведения Российской Федерации и ее субъектов // Административное право и
процесс, 2008, №5.
5. Итоги социально-экономического развития г. Иркутска за 2006 г. / Инф.-справ. издание.–Иркутск: изд-во «Облмашинформ», 2007.–104 с. и информационных
материалов официального сайта Федеральной службы государственной статистики
http://www.gks.ru.
6. Мадьярова А.В. Принципы и критерии определения
государственных полномочий, которые могут передаваться органам местного
самоуправления. М., 2006.
7. Не надо ломать Конституцию. Интервью с С. Шахраем //
Независимая газета. 2002. 27 дек.
8. Холопов В.А. Задачи местного самоуправления при реализации
комплексного подхода к стратегическому планированию // Конституционное и
муниципальное право, 2008, №13.
9. Яковлев О.П., Картаева Е.А., Родина Н.В. Комплексное
территориальное развитие и постановка стратегического управления в
администрации муниципального образования: Учебно-методическое пособие. М.,
2002.
[1]
Федеральный закон Российской Федерации от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред.
Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ) // Собрание законодательства РФ,
28.08.1995, №35, ст. 3506.
[2]
Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред.
Федерального закона от 10.06.2008 №77-ФЗ) // Собрание законодательства РФ,
06.10.2003, №40, ст. 3822.
[3]
Не надо ломать Конституцию. Интервью с С. Шахраем // Независимая газета. 2002.
27 дек.
[4]
Яковлев О.П., Картаева Е.А., Родина Н.В. Комплексное территориальное развитие и
постановка стратегического управления в администрации муниципального
образования: Учебно-методическое пособие. М., 2002.
[5]
Холопов В.А. Задачи местного самоуправления при реализации комплексного подхода
к стратегическому планированию // Конституционное и муниципальное право, 2008,
№13.
[6]
Мадьярова А.В. Принципы и критерии определения государственных полномочий,
которые могут передаваться органам местного самоуправления. М., 2006.
[7]
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 19 апреля
2002 г. // Российская газета. N 71. 2002.
[8]
Аникин С.Б. Местное самоуправление в системе совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов // Административное право и процесс, 2008, №5.
[9]
Расчет производился по данным кн.: Итоги социально-экономического развития г. Иркутска
за 2006 г. / Инф.-справ. издание.–Иркутск: изд-во «Облмашинформ», 2007.–104 с.
и информационных материалов официального сайта Сибирского официального округа
http://www.sibfo.ru
[10]
Расчет производился по данным кн.: Итоги социально-экономического развития г. Иркутска
за 2006 г. / Инф.-справ. издание.–Иркутск: изд-во «Облмашинформ», 2007.–104 с.
и информационных материалов официального сайта Федеральной службы
государственной статистики http://www.gks.ru.
|