рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Роль услуг консалтинговых организаций в развитии инфраструктуры предприятий малого и среднего бизнеса

Четкое определение договора оказания консалтинговых услуг и основные требования, предъявляемые к нему, в действующем законодательстве отсутствуют. Общее понятие договора содержится в Гражданском кодексе.[38]

Основным первичным документом, подтверждающим факт оказания услуги заказчиком, является акт приемки услуг с приложенным счетом-фактурой, если консультант является плательщиком НДС.

На акт приемки услуг в полной мере распространяются общие требования к оформлению первичных документов, установленные Федеральным законом от "О бухгалтерском учете":

1. наименование документа;

2. дата составления документа;

3. наименование организации, от имени которой составлен документ;

4. содержание хозяйственной операции;

5. измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

6. наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

7. личные подписи указанных лиц. [39]

Отражение услуг консалтинговых организаций в бухгалтерском учете Заказчика зависит от того, к чему имеет отношение услуга: либо она связана с приобретением активов, либо она привязана к деятельности организации в целом (например, по вопросам трудового законодательства или маркетинговых исследований). В зависимости от этого консалтинговые услуги отражаются на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

Подпункты 14 и 15 п. 1 ст. 264 НК РФ относят к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, затраты на юридические, информационные, консультационные и иные аналогичные услуги.

Обосновать необходимость привлечения сторонних специалистов помогут:

- доказательства более высокой квалификации привлеченных специалистов;

- отсутствие необходимых специалистов в штате организации;

- значительный объем выполняемой работы;

- сокращение издержек на производство и управление в связи с привлечением сторонних специалистов.[40]

Оспаривать принятие консультационных услуг в целях налога на прибыль - давняя традиция налоговых органов. Основными проблемными вопросами могут быть следующие:

- соответствуют ли консультации виду деятельности организации;

- привели ли они к получению прибыли или дохода;

- правильно ли составлены акты об оказании услуг;

- существует ли документация, отражающая результаты услуг;

- не завышена ли стоимость оказанных услуг;

- возможно ли было избежать привлечения сторонних консультантов при наличии в штате организации квалифицированных специалистов соответствующего профиля.

Приняв решение воспользоваться услугами консультантов, организация должна, во-первых, убедиться в положительной репутации выбранной фирмы, во-вторых, позаботиться о том, чтобы консультанты несли гражданско-правовую ответственность за качество своей работы, и, в-третьих, обратить внимание на грамотное документальное оформление проделанной работы.[41]

1.4  Ценообразование на услуги консалтинговых компаний

Плата за консалтинговые услуги связана в умах клиентов со следующими важнейшими характеристиками консалтинговой фирмы:

- профессионализмом;

- опытом;

- успехом;

- вашей фирмы;

- стилем и способами деятельности;

- уровнем доверия и степенью надежности.[42]

Адекватность той или иной цены определяется клиентом. Консалтинговая организация продает не активы, которые в случае неудачи могут быть перепроданы, а нечто неосязаемое: свои знания и опыт, которые выражаются в обещании решить проблему клиента.

Для установления оптимальных цен необходимо отказаться от традиционного затратного подхода, при котором к себестоимости прибавляются накладные издержки и норма прибыли, после чего устанавливается окончательная цена.

В силу специфики природы консалтинговых услуг ценовая эластичность на рынке низкая. Это происходит по ряду причин:

1. Покупатели не обладают всей полнотой;

2. Высока стоимость переключения на другого консультанта;

3. Очень велик риск покупки некачественной услуги.

В мировой практике приняты четыре основные формы установления цены на консалтинговые услуги:

1. Почасовая оплата.

При почасовой оплате сразу же оговаривается стоимость человеко-часа консультантов различной квалификации и приблизительный объем работ. Многим клиентам психологически трудно платить по $50-100 за час работы специалиста, поэтому чаще всего почасовой гонорар применяется, когда работа над проектом занимает несколько недель.

2. Фиксированная оплата за проект.

В практике консалтинга все чаще используется именно этот способ установления стоимости работ, при котором стоимость проекта оговаривается сразу же. Это помогает и клиентам, и консультантам контролировать свои бюджеты.

3. Оплата как процент от результата. Теоретически такая форма оплаты является идеальной, однако, авторы считают, что в большинстве случаев такая форма оплаты должна отклоняться консультантами по следующим причинам:

- ответственность за реализацию проекта лежит на клиенте;

- для того чтобы определить, получил клиент прибыль или убыток, вам необходим независимый арбитр, например аудитор, что потребует времени и денег;

- зачастую советы консультантов позволяют избежать ошибок и предотвратить неверные действия, в таком случае консультант не приносит прибыли;

- эффект от работы консультанта может быть получен только через некоторое время, в течение которого его работа остается неоплаченной;

- перед началом проекта практически невозможно достаточно точно количественно оценить величину будущей прибыли или другой выгоды клиента.

2. Комбинированная форма оплаты.

В российских условиях зачастую используется комбинированная форма оплаты, когда, например, консультант получает гарантированную базовую оплату и премию за результат.[43]

1.5 Преимущества использования услуг консалтинговых компаний для предприятий-клиентов.

Предприятия обращаются за помощью к консалтинговым организациям в следующих случаях:

1. когда предприятие, имеющее статус надежного, намечает перестройку всей системы, связанную либо с расширением, либо с изменением формы собственности, либо к коренным изменением спектра деятельности предприятия и переориентацией ее на более перспективные и/или выгодные направления бизнеса.

2. когда предприятие, имеющее статус надежного, с целью утверждения своих позиций на рынке и создания необходимого имиджа в глазах потенциальных партнеров, обращается к услугам консультанта, проводит ревизию своей деятельности и затем делает ее результаты достоянием гласности.

3. когда предприятие находится в критическом положении (или даже на грани краха) и своими силами из этого положения выбраться не в состоянии ввиду отсутствия опыта и внутренних ресурсов для адекватной и своевременной реакции на создавшуюся ситуацию. Услуги консультанта (консалтинговой фирмы) в этом случае носят характер кризис-консалтинга.[44]

Привлечение специализированных сторонних организаций целесообразно:

- для реализации краткосрочного и долгосрочного обучения топ-менеджеров и менеджеров среднего звена;

- для проведения деловой оценки топ-менеджеров и менеджеров среднего звена, для проведения оценки кандидатов на ключевые менеджерские позиции (например, ассессмент-центров);

- для организационной диагностики или независимой оценки ситуации, результаты которой могут значительно повлиять на положение вещей в организации либо при проведении которой своими силами может значительно влиять субъективизм или вероятны намеренные искажения (например, оценка удовлетворенности трудом, диагностика стиля управления руководителей, психологического климата в подразделениях, исследования типа "тайный покупатель");

- для глобальных организационных преобразований в больших и стабильных организациях, разработки и внедрения изменений, которые могут значительно повлиять на сложившуюся практику деятельности в организации и на "силовой баланс", внедрения управленческих технологий (например, внедрение BSC, оптимизация бизнес-процессов, реструктуризация, оптимизация численности);

- для проведения время от времени обучения (тренингов, семинаров, мастер-классов) для разных категорий персонала по разным тематикам.[45]

Характеристика внутренних и внешних консультантов представлена следующим образом:

Таблица 1.5.1 Характеристика внешних и внутренних консультантов[46]

Внутренний консультант Внешний консультант
Зависим: Независим:
Материально, от работодателя Материально; в пределах контрактных сумм
Административно; зависит от позиции руководителя Административно; не зависит от руководителя
Находится под давлением внутренних взаимоотношений Эмоционально; свободен от внутренних обязательств и условностей
Имеет личные интересы в организации Не имеет никаких личных интересов в организации
Зависит от текущих процессов, результатов работы и последствий изменений Не зависит от развития бизнеса и не всегда отвечает за последствия изменений
Находится в трудовых отношениях с организацией Выполняет работу по контракту.
Разбирается в особенностях и тонкостях бизнеса Зачастую не знаком с бизнесом клиента
Работает, как правило, один. Работает в команде
"Выпадение" из процесса (болезнь, увольнение) внутреннего останавливает процесс изменений Возможность замены специалиста, обеспечивает непрерывность процесса
В основе - личный опыт Обладают большим опытом решения подобных задач
Цели - интересы организации Цели - максимизация прибыли внешних консультантов

1.5  Риски консалтинговой деятельности

Риски при оказании консалтинговых услуг обычно возникают в связи с налоговым учетом данных расходов организации.

В связи с этим, предприятиям необходимо следовать следующим советам, позволяющим избежать внимания налоговиков:

1. Предпринимателю рискованно оказывать услуги фирмам, в которых он или его близкие родственники являются учредителями или занимают руководящие посты.

2. Если стоимость услуги, оказываемой предпринимателем, превышает среднерыночный уровень более чем на двадцать процентов, то должны быть веские основания для установления подобных цен.

3. Договор оказания услуг должен содержать четкий прейскурант цен.

4. Кроме внесения записей в книгу продаж, имеет смысл оформлять и хранить максимально подробные оправдательные документы

5. По возможности "материализовывать" результат оказания услуги.

6. Чем шире круг клиентов, тем лучше. Как показывает практика, если в качестве источника поступления денежных средств предприниматель имеет одного партнера или целую группу партнеров, тесно связанных между собой, его деятельность привлекает внимание.

7. По возможности избегать равных периодических платежей.[47]

Наиболее распространены два способа уклонения от уплаты налогов с помощью договора возмездного оказания услуг:

Первый из них направлен на уклонение от уплаты налога на прибыль путем увеличения затрат на производство и вывода с предприятия наличных денежных средств через подставного индивидуального предпринимателя.

Второй направлен на снижение единого социального налога путем увольнения части работников, регистрации их как индивидуальных предпринимателей и заключения с ними договоров возмездного оказания услуг. Оба способа известны достаточно давно.

Обвинения в уклонении от уплаты налога с физического лица в отношении М. Ходорковского и П. Лебедева базировалось на следующем:

- тесная связь между предпринимателем и компанией, которой он оказывает консалтинговые услуги;

- обвиняемый не смог пояснить, когда и при каких условиях заключались договоры, а также какие именно услуги он оказывал, с кем из представителей компании партнера сотрудничал;

- отсутствовали какие-либо документы (кроме самого договора и записей в книге продаж), подтверждающие оказание услуг.

Кроме того, как показывает практика, проверяющие обратят свое внимание на предпринимателя, занимающегося консалтингом, если:

- он оказывает услуги только одной компании, особенно если ранее у него с данной фирмой был заключен трудовой договор;

- договор предусматривает, что предприниматель должен находиться в конкретном месте в определенное время (особенно если речь идет об офисе заказчика);

- заказчик предоставляет какие-либо социальные льготы предпринимателю-исполнителю, например продолжает оплачивать его работу и во время болезни;

- выплата вознаграждения по договору производится приблизительно равными долями с четко отслеживаемой периодичностью;

- место оказания услуг оборудовано (мебелью, электронной техникой, средствами связи) за счет средств заказчика;

- завышенная стоимость услуг по отношению к рыночному уровню цен.[48]


1.6 Развитие консалтинговых услуг в Кемеровской области

По результатам исследования, проведенного журналом «Эксперт-Сибирь», в I полугодии 2008 года выручка от консалтинговых услуг компаний Сибирского федерального округа составила 309,4 млн.. рублей. Это больше показателя предыдущего года на 11,9% — весьма умеренный рост. Из 27 местных консалтинговых компаний за изучаемый период девять имели отрицательный прирост выручки.

Направления консалтинга по популярности:

1. Юридический консалтинг в области хозяйственного права (из 28 компаний данную услугу оказывают 18);

2. Налоговый консалтинг (16 компаний);

3. Финансовое управление (14 компаний);

В качестве наиболее динамичного направления продемонстрировал себя консалтинг в области маркетинга и отношений с общественностью. Темп роста полученных от него средств равнялся 199,5% (14,1 млн.. рублей в I полугодии 2008 года по сравнению с 4,7 млн.. в аналогичном периоде прошлого года). На второй позиции — стратегическое планирование: 111,4% (рост с 17,5 до 36,9 млн.. рублей).

В конце списка с отрицательным результатом управленческий консалтинг в сфере ИТ. Сумма дохода от него снизилась на 23,4%. Хотя движение к ним в области разработки и системной интеграции, несомненно, идет: по объему полученных средств направление занимает пятое место в списке с суммой 36,6 млн.. рублей, что больше показателя предыдущего года на 31,9%.

Структура выручки от консалтинга по сферам народного хозяйства сходна с аналогичной в области аудиторской деятельности. Больше всего денег компаниям принесли клиенты сферы торговли, строительства и транспорта — 51,5, 32,4 и 27,5 млн.. рублей соответственно. Прирост доходов по указанным направлениям составил 41, 6,2 и 19,5%.

Проблемы консалтинговых компаний Сибирского региона:

1. Отсутствие культуры потребления консалтинговых услуг в регионах. Это выражается, например, в неверной формулировке запросов, нерегулярности обращения к консалтингу (только при возникновении серьезных проблем в организации.

2. Распространена практика обращения к «дешевым» консультантам, влекущая за собой неудовлетворение качеством продукта и недоверие к услуге в целом. Такой негативный опыт тормозит развитие не только консалтинга, но и бизнеса потенциальных потребителей. Также в качестве наиболее острой участники рынка выделяют проблему нехватки квалифицированных кадров.

Чем дальше располагаются города от регионального центра, тем сильнее там ощущаются перечисленные проблемы.

В целом в связи с финансовым кризисом во II полугодии 2008 года показатели деятельности консалтинговых компаний обещают снизиться. Спрос на услуги будет заметно ниже, так как средства заказчиков уйдут на погашение более приоритетных статей расходов. С другой стороны, за счет естественного отбора это значительно оздоровит рынок.[49]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.