Курсовая работа: Современная роль государства в реализации финансовой политики (Республика Беларусь)
4) ограничение дефицита, покрытие его
большей доли за счет кредитов Национального и коммерческих банков, выпуска
государственных ценных бумаг, привлечения внешних займов.
На сегодняшний день финансовые ресурсы Республики Беларусь образуются
главным образом (80%) за счет прибыли, НДС, акцизов, отчислений в социальные
фонды и около 80% расходуется на народное хозяйство.
2.2 Бюджетное регулирование
Бюджет представляет собой централизованный
фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания
государственного аппарата, вооруженных сил, а также для выполнения необходимых
социально-экономических функций. По сути, государственный бюджет — это годовой
план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Доходы
бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных
платежей и иных поступлений. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается
законодательным органом страны, а по завершении года исполнительная власть
отчитывается об его исполнении.
Бюджетная система Республики Беларусь
включает республиканский и местные бюджеты. Государственный бюджет Республики
Беларусь разрабатывается Министерством финансов и утверждается Национальным
собранием в виде государственного закона. Отчеты об исполнении республиканского
и местного бюджетов представляются на рассмотрение Парламента и местных Советов
депутатов соответственно в определенный законодательством срок.
Государство использует бюджет для
регулирования рыночной экономики, применяя разные методы в процессе
формирования и использования доходов и расходов. К наиболее важным из них можно
отнести:
1. Налоги, влияющие на развитие
производства, спрос и предложение на отдельные виды услуг, товаров, работ.
2. Прямое бюджетное финансирование
общегосударственных программ, обеспечивающих расширение общественного
воспроизводства, совершенствование его структуры. К ним относятся крупные
природоохранные, инвестиционные программы, программы приватизации,
фундаментальных исследований, развития топливно-энергетического комплекса,
создания новых рабочих мест на основе расширения малого бизнеса.
3. Субсидирование некоторых отраслей,
предприятий для выравнивания экономических условий их хозяйствования (например,
сельского хозяйства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства).
4. Выдача беспроцентных и льготных
кредитов, гарантий для банковских ссуд (для фермерских хозяйств, венчурных и
других малых предприятий, предприятий топливного комплекса и др.).
5. Создание за счет бюджетных
резервов особых фондов и резервов для поддержки предпринимательства
(стабилизационный фонд и др.), предупреждения диспропорций в развитии
экономики.
Построение бюджета основано на
принципах единства (наличие в государстве единой бюджетной системы,
единообразие финансовых документов и бюджетной классификации), полноты (учет
всех затрат и поступлений по каждой статье), реальности (правдивое отражение в
бюджете доходов и расходов государства), гласности (информирование населения об
основных расходах и источниках дохода бюджета).
Важнейшими регуляторами в рамках
бюджетного регулирования являются:
- уровень централизации средств в
бюджете;
- соотношение между республиканским и
местными бюджетами;
- дефицит бюджета;
- соотношение между государственным
бюджетом и внебюджетными фондами;
- структура государственного бюджета
по источникам поступления и направлениям использования.
Чрезмерная централизация финансовых
ресурсов в государственном бюджете Республики Беларусь является одной из
основных проблем бюджетного регулирования. Если на начальной стадии проведения
экономических реформ, когда государство нуждалось в значительном объеме централизованных
ресурсов, высокий уровень их централизации можно было оправдать, то в дальнейшем
это обусловило хронический недостаток финансовых ресурсов у предприятий и
населения. Долгосрочной такая стратегия быть не может, ибо она сдерживает
экономический рост и не способствует привлечению инвестиций в экономику. В
развитых странах уровень централизации средств в бюджете составляет: во Франции
— 45%, Великобритании — 39%, Германии — 37%, США — 30% к ВВП. В перспективе
ставится задача снижения уровня централизации финансовых ресурсов государства
до 43% к 2015 г. [9, c. 86]
Что касается соотношения средств,
аккумулированных в республиканском и местных бюджетах, то здесь сохраняется
тенденция незначительного изменения соотношения в пользу местных бюджетов.
Вместе с тем задачи, которые стоят перед властями областей, городов, районов и
сельских поселений, требуют изменения этого соотношения в пользу последнего.
Структура государственного бюджета в
каждой стране имеет свои особенности. Они зависят от характера административной
системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов. Если
проанализировать динамику изменения структуры доходной части бюджета, то можно
отметить, что начиная с 1992 г. основным ее источником стала новая система
налогов. К налогу на прибыль и подоходному налогу с населения добавились налог
на добавленную стоимость, налог на землю, налог на недвижимость, налог за
пользование природными ресурсами, косвенный налог с оборота. Начиная с 1992 г. основными источниками доходной части бюджета являлись налог на прибыль и доходы, НДС, акцизы.
Высокий уровень налогообложения привел к сокращению производства, уменьшению
налогооблагаемой базы и, как следствие, к снижению налоговых поступлений в
бюджет. В дальнейшем для усиления стимулирующей функции бюджета необходимы
снижение уровня налогообложения с уменьшением количества налогов и платежей,
совершенствование их структуры при одновременном увеличении собираемости
налогов.
Расходы государственного бюджета выполняют функции политического,
социального и хозяйственного регулирования. В Республике Беларусь в структуре
расходной части бюджета основными направлениями использования средств являются
социально-культурные мероприятия и народное хозяйство.
Тяжким бременем на государственный
бюджет Республики Беларусь легли расходы по ликвидации последствий аварии на
ЧАЭС.
Наиболее сложной проблемой как в
зарубежных странах, так и у нас, в республике, является сбалансированность
бюджета, т.е. достижение равенства доходной и расходной частей. Превышение
расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита. Для решения этой
проблемы используются различные средства: государственные займы (внутренние и
внешние), дополнительная эмиссия денег. Государственные займы осуществляются в
виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов,
получения кредитов в банках. Эмиссия денег чаще используется в кризисных
ситуациях (в условиях войны, длительного кризиса).
Однако и та, и другая формы решения
проблемы имеют свои негативные последствия для экономики страны. В результате
эмиссии развивается неконтролируемая инфляция, снижается инвестиционная
активность, падает уровень жизни населения. Государственные займы в какой-то
мере подрывают сами основы рыночной экономики: если имеет место принудительное
размещение государственных ценных бумаг или сужаются возможности получения
кредитов частными фирмами, это ведет к увеличению спроса на кредиты на рынке
ссудных капиталов и способствует удорожанию кредита — росту учетной ставки.
Практически во всех странах с рыночной
экономикой существуют бюджетные дефициты и государственный долг, но если
государственный долг превышает ВВП более чем в 2,5 раза, появляется угроза
стабильности экономики, устойчивости денежного обращения. Наиболее тяжелыми для
страны являются краткосрочные долги, требующие соответствующих выплат с
высокими процентами. Продление срока выплат ведет к увеличению процента, т.е.
требуется выплата процентов на проценты. Государство, как правило, старается
консолидировать краткосрочную и долгосрочную задолженность, т.е. превратить ее
в долгосрочные долги, продлив срок выплаты основной суммы и ограничиваясь
ежегодной выплатой процентов.
Внутренний государственный долг — это
долг государства своему населению (он может иметь форму кредитов,
государственных займов, долговых обязательств, гарантированных правительством).
Внешний долг — это задолженность государства иностранным государствам,
организациям, отдельным лицам. В соответствии с методикой Мирового банка к
числу государств, имеющих низкий уровень кредитной безопасности, относятся те
страны, у которых три показателя превышают расчетные уровни:
1) отношение общей суммы внешнего
долга к ВНП — 50%;
2) отношение общей суммы внешнего
долга к годовому объему экспорта — 50%;
3) отношение выплат по внешнему долгу
в течение года к экспортной выручке — 30%.
В 2007 году макроэкономическая ситуация характеризовалась
высокой деловой и инвестиционной активностью в большинстве отраслей экономики,
замедлением инфляционных процессов, ростом уровня занятости и реальных денежных
доходов населения, а также увеличением объемов внешней торговли. Высокие темпы
экономического роста, превысившие прогнозные параметры, улучшение финансового
состояния организаций и предприятий способствовали более высокому, чем
планировалось, росту доходов консолидированного бюджета. Наряду с продуманной
политикой государственных расходов это позволило сформировать бюджет с
профицитом и тем самым ослабить инфляционное давление на экономику.
В январе-декабре 2007 года в консолидированный бюджет Республики Беларусь
поступило 38,4 трлн. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты
населения (далее – ФСЗН), или 102,3% годового плана. Из них на долю НДС, налога
на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 41,7%. При этом
19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную
стоимость.
Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том,
что централизация доходов бюджета к ВВП в 2007 году по сравнению с 2005 годом
увеличилась с 47,8 до 48,8%, или на 1 п.п. При этом удельный вес доходов
консолидированного бюджета в ВВП вырос с 47,4 до 48,5% в сравниваемых периодах
(рост – на 1,1 п.п.), а недоимка сократилась с 0,4 до 0,3% ВВП (падение – на
0,1 п.п.). По данным Министерства по налогам и сборам, задолженность по платежам
в бюджет по состоянию на 1 января 2008 года составила 234,7 млрд. рублей и
сократилась по сравнению с началом 2007 года на 16,7%. Отношение недоимки к
скользящим годовым доходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с
1,2% на 1.01.2007 г. до 0,8% на 1.01.2008 г. [19,
c. 26]
Одним из
факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является
показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и
дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как
отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП.
Расчеты показывают, что за 2007 год энергетичность доходов составила 1,065 что
свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного
бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 6,5 п.п.), и, во-вторых, что рост
ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на
единицу (для сравнения отметим, что в 2006 году энергетичность доходов была
1,16).
Ниже приводится анализ структуры консолидированного бюджета (с учетом
доходов ФСЗН) по новой бюджетной классификации за 2006-2007 годы, таблица 2.1.
Как видно из таблицы, в 2007 году выросли поступления, рассчитываемые от фонда
заработной платы, – подоходный налог, налоги на фонд заработной платы, взносы
на государственное социальное страхование. Налоги на товары и услуги
увеличились на 2,5 п.п. в основном за счет роста акцизов (в реальном выражении
акцизы выросли в 1,9 раза). Неналоговые доходы выросли на 1,9 п.п. по сравнению
с 2006 годом за счет увеличения доходов от использования имущества,
находящегося в государственной собственности, в 2,3 раза в реальном выражении.
[19, c. 27]
Таблица 2.1
Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за
2006-2007 гг., %
Показатель |
январь-декабрь 2006 |
январь-декабрь
2007
|
Налоговые доходы - всего |
72,4 |
70,1 |
в том числе: |
|
|
Прямые налоги на доходы и прибыль |
16,0 |
16,0 |
в т.ч. - подоходный налог |
6,1 |
6,5 |
Налоги на фонд заработной платы |
1,7 |
1,8 |
Налоги на собственность |
3,7 |
3,3 |
Налоги на товары и услуги |
35,9 |
38,4 |
в т.ч. - НДС |
19,2 |
19,2 |
- акцизы |
4,4 |
7,4 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
5,5 |
5,4 |
Взносы на государственное социальное страхование |
23,8 |
24,2 |
Неналоговые доходы |
3,8 |
5,7 |
Итого доходов |
100,0 |
100,0 |
Расходы бюджета в 2007 году
были ориентированы на выполнение параметров Программы социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы и, прежде всего, на повышение
заработной платы работников бюджетной сферы. Бюджетные ассигнования на выплату
заработной платы составили 6 528 млрд. рублей и увеличились по сравнению с 2006
годом на 15,3% (в реальном выражении). Их удельный вес в расходах
консолидированного бюджета вырос с 17,3% в 2006 году до 17,5% в 2007 году. Это
позволило увеличить среднемесячную заработную плату работников бюджетной сферы
до 536,3 тыс. рублей, или на 15,3% в реальном выражении по сравнению с 2006
годом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|