Курсовая работа: Современная роль государства в реализации финансовой политики (Республика Беларусь)
В 2007 году при реальном росте
всех расходов консолидированного бюджета на 14% по сравнению с 2006 годом в
разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в
динамике финансирования. Значительный реальный прирост наблюдался на физическую
культуру, спорт, культуру и средства массовой информации – 21,8%; национальную
экономику – 18,7%, социальную политику – 14,1%; при сокращении расходов на
жилищные и коммунальные услуги – на 6,4%.
Это обусловило основные
отклонения в функциональной структуре расходов консолидированного бюджета. В
2007 году по сравнению с 2006 годом на 0,8 процентных пункта выросла доля
расходов бюджета на поддержку национальной экономики при сокращении удельного
веса расходов на жилищные и коммунальные услуги – на 1 процентный пункт, на
здравоохранение – на 0,3 п.п., рисунок 2.2.
Рисунок 2.2 – Функциональная структура расходов
консолидированного бюджета, в процентах к итогу
Доля местных бюджетов в доходах и расходах консолидированного
бюджета страны является одним из критериев бюджетной децентрализации. В
последние годы для бюджетного процесса республики было характерно повышение
уровня централизации ресурсов в республиканском бюджете, рисунок 2.3. Удельный
вес доходов республиканского бюджета (без ФСЗН) в доходах консолидированного
бюджета в 2007 году составил 66,5% вместо 50,1% в 2004 году. В формировании
доходной части местных бюджетов значительную роль играют безвозмездные
поступления из республиканского бюджета. В 2007 году финансовая помощь местным
бюджетам составила 14,4% всех доходов этих бюджетов.
Рисунок 2.3 – Структура доходов консолидированного
бюджета (без ФСЗН).
2.3 Денежно-кредитное регулирование
Денежное обращение представляет собой
форму движения денег, в процессе которого они выполняют свои функции. Бумажные
деньги вводятся государством, оно устанавливает их курс, но реальная стоимость,
которую представляют бумажные деньги, не зависит от власти и определяется законами
денежного обращения. В обязательствах погашения долгов деньги выступают как
средство платежа. Не участвующие по каким-либо причинам в обращении деньги
уходят в сокровище, обусловливая концентрацию хранения денег в банках, которые
посредством кредитования находят им прибыльное применение.
Денежно-кредитная политика
заключается в государственном воздействии на денежное обращение и денежную
массу, рынок денежного капитала, цену денег. Механизм денежно-кредитного
регулирования состоит в том, что, воздействуя на денежную массу, банковскую
ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции,
государство влияет на производство общественного продукта, занятость, уровень
цен и т.д.
Денежно-кредитная политика дополняет
финансово-бюджетную политику, но не имеет фискального характера. Основной
составляющей кредитно-денежного регулирования является кредит — движение ссуд
капитала на условиях срочности, возвратности и платности. Эта система управляет
развитием денежных рынков, формирует капитал, создает инвестиционный климат.
В регулировании денежного обращения
государство опирается на банковскую систему. В Республике Беларусь сформирована
двухуровневая банковская система: на верхнем уровне находится Национальный банк
Республики Беларусь, на нижнем — коммерческие банки. Согласно Конституции
Республики Беларусь, Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное
обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии
денег. Национальный банк контролирует практически все элементы системы
безналичных и наличных расчетов. Он обслуживает коммерческие банки, бюджетные
организации, а также представительные и исполнительные органы власти,
государственные внебюджетные фонды. Главной клиентурой Национального банка
являются Министерство финансов и коммерческие банки.
Национальный банк Республики Беларусь
контролирует кредитные учреждения по нескольким направлениям: регистрирует
новые учреждения; лицензирует их деятельность; устанавливает экономические
нормативы, которые они должны соблюдать; разрабатывает и вводит регулирующие
нормы в рамках административного права. Регулирование денежного обращения
осуществляется на основе проводимой Национальным банком и согласованной с Правительством
Республики Беларусь денежно-кредитной политики. Основные ее направления
ежегодно представляются для рассмотрения Национальному собранию.
Основными инструментами
денежно-кредитного регулирования являются: [5, c. 204]
— учетная ставка (процентная ставка
или ставка рефинансирования) - процент, под который центральный банк
предоставляет кредиты коммерческим банкам. Повышение этой ставки вынуждает
коммерческие банки сокращать размеры кредитов, получаемых от центрального
банка, и снижает кредитные вложения в экономику. Эта ставка должна быть выше
текущего темпа инфляции (т.е. положительной), что означает вовлечение денежных
ресурсов в народное хозяйство не бесплатно (не происходит инфляционная эмиссия
денег);
— норма обязательных резервов
(резервная норма) - минимальный процент депозитных обязательств, который банк
должен держать в центральном банке. При повышении этой нормы сокращаются
избыточные резервы банков, и уменьшается денежное предложение;
— операции на открытом рынке -
основной инструмент регулирования денежной массы, используемый в большинстве
стран мира. Через покупку или продажу казначейских ценных бумаг обеспечивается
пополнение или снижение банковских резервов кредитной системы государства.
Операции проводятся центральным банком совместно с группой крупных банков.
На достижение этого же эффекта
направлен выпуск государственных ценных бумаг. Эмиссия позволяет изъять
излишнюю денежную массу у инвесторов, приобретающих ценные бумаги, и пополнить
бюджет без выпуска в обращение новых денег. Особенно очевидны преимущества
такого регулирования в периоды высокой инфляции. За счет продажи государственных
ценных бумаг возможно обеспечивать и увеличение денежной массы, когда
государственные органы (Министерство финансов, Национальный банк) скупают государственные
ценные бумаги на рынке, высвобождая деньги.
От проведения денежно-кредитной
политики во многом зависит поведение валютного курса: жесткая денежно-кредитная
политика государства ограничивает рост денежной массы, что ведет к
относительному сокращению предложения национальной валюты и соответственно к
повышению ее курса; смягчение денежно-кредитной политики создает предпосылки
для снижения курса национальной валюты.
В прежней экономике государство
активно вмешивалось во все функции денег, в том числе определяло меру стоимости
путем назначения цен. В рыночной экономике государство косвенно регулирует
цены, не устанавливая, как правило, их номинального уровня; другие функции
деньги выполняют под регулирующим воздействием государства. Отсутствие
государственного регулирования денежного обращения дезорганизует экономику,
усиливает хозяйственные диспропорции, обесценивает доходы, ведет к стагнации
производства. Сложность разработки оптимальной денежно-кредитной политики
состоит в том, что достижение хороших результатов по одним параметрам вызывает,
как правило, ухудшение по другим. В частности, стимулирование инвестиций
усиливает инфляцию, а рост деловой активности за счет увеличения доходов обычно
сопровождается ростом цен. В то же время меры, направленные на борьбу с
инфляцией и на улучшение платежного баланса, дестимулируют экономический рост,
ухудшают показатель занятости населения.
Современная денежно-кредитная
политика ведет начало с распада единого рублевого пространства. Либерализация
экономики в 1992 г. вызвала одномоментный рост цен, который продолжался и в
дальнейшем. С середины лета 1992 г. была прекращена выдача Банком России
кредитов банкам бывших республик СССР. В 1993 г. обмен банкнот решил судьбу рублевой зоны.
Сколько-нибудь серьезные попытки
использовать рыночные рычаги управления экономическими процессами впервые были
предприняты Национальным банком Республики Беларусь в 1994 г. Анализируя сложившуюся в Республике Беларусь в 1995 г. ситуацию, можно отметить, что усилиями
Правительства и Национального банка в республике была достигнута определенная
финансовая стабильность. Однако монетарные средства укрощения инфляции имеют
объективные пределы, к которым Республика Беларусь приблизилась в начале 1996 г.
В 1997–1998 гг. государство
столкнулось с ростом неплатежей, вынужденным государственным финансированием
убыточных предприятий, увеличивало денежную массу. Снижение темпов инфляции в
1995–1996 гг. не способствовало положительным изменениям, так как основывалось
не на развитии экспорта, а на жестком валютном регулировании.
В последние годы в Республике
Беларусь проявляется тенденция экономического роста. Однако эффективность
производства низка. Инвестирование невыгодно белорусским банкам из-за низкой
эффективности производственной сферы. Поэтому, разрабатывая и реализуя
денежно-кредитную политику, Национальный банк и правительство республики должны
повысить привлекательность производственного сектора, преимущественно
государственного, либо заменить его более эффективным — частным.
Сегодня в Республике Беларусь
практически отсутствует специализация коммерческих банков. Российский опыт
показал, что нужны банки двух типов: расчетные центры, обеспечивающие
прозрачность перечислений средств клиентов, налоговые платежи и т.д., и инвестиционные,
содействующие эффективному размещению вкладов, отбору максимально выгодных
проектов. В частности, такую функцию может выполнять Белорусский банк развития,
питаемый капиталами на инвестиционные цели по специальным каналам. Нужны и
государственные банки с льготными условиями кредитования для выполнения
специальных функций (обслуживание госдолга и т.д.).
Национальному банку следует
однозначно заявить о таких приоритетах денежно-кредитной политики, как
восстановление оборотных средств в производственной сфере, поддержка занятости
населения, жесткий контроль за оттоком капитала, вытеснение денежных суррогатов
из оборота, дедолларизация экономики, страхование вкладов, построение
адекватной банковской системы.
Важно, чтобы названные атрибуты не
только присутствовали в денежно-кредитной политике, но и обеспечивали реальный
эффект.
В декабре 2005 г. создана Комиссия по оценке финансовой устойчивости банковской системы Республики Беларусь.
Комиссия состоит из 9 человек, включая председателя Комиссии.
Комиссия
осуществляет рассмотрение ключевых тенденций в экономике и денежно–кредитной
сфере и их значимости для обеспечения финансовой устойчивости банков, а также
разрабатывает меры по недопущению дестабилизации банковской системы и
поддержанию ее устойчивого функционирования.
Кроме того, Комиссия осуществляет координацию действий структурных
подразделений центрального аппарата Национального банка Республики Беларусь по
накоплению и обработке информации, характеризующей состояние и перспективы
развития банковской системы.
Глобализация экономики порождает
тенденцию интернационализации денежной политики, валютной консолидации.
Международной валютой уже стал евро. Не исключено, что в XXI веке получат
хождение в основном три валюты: для Европы — евро, Америки — доллар, Азии —
иена. Для многих стран своя валюта стала дорогим удовольствием, вызывая
инфляцию, девальвацию, финансовые кризисы. Присоединение к международной валюте
снимает с государства ряд сложных проблем, но, с другой стороны, лишает
государство экономической самостоятельности. Денежно-кредитная политика
Республики Беларусь определяется внешними факторами, зависит от международных
финансовых организаций, перспектив рефинансирования и реструктуризации внешнего
долга. Однако здесь еще достаточно широкое поле для проведения собственной
денежно-кредитной политики в интересах развития национальной экономики.
3. Основные направления
совершенствования финансовой политики Республики Беларусь
Для обеспечения устойчивого роста экономики предусматривается
дальнейшее усовершенствование бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой
политики, развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего
предпринимательства.
Так, в соответствии с основными направлениями
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. бюджетно-налоговая
политика в предстоящем пятилетии будет направлена на создание макроэкономических
условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки
экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.
В области
налоговой политики в 2006 – 2010 годах будет продолжена налоговая
реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области
налогообложения и повышение эффективности налоговой системы в целом, ориентацию
ее на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности
национальной экономики.
Одним из
важнейших направлений налоговой реформы станет упрощение налоговой системы и
реальное снижение налогового бремени на экономику.
В целях
совершенствования налоговой системы будут реализованы следующие мероприятия:
- улучшение
налоговой структуры за счет повышения доли и значения прямого налогообложения,
применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов,
пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы каждого из
установленных налогов и сборов;
- снижение
нагрузки на фонд заработной платы;
- оптимизация
ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в Фонд социальной
защиты населения Министерства труда и социальной защиты и отчислений в
государственный фонд содействия занятости;
- повышение
стимулирующей роли таможенной политики;
- выравнивание
условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем оптимизации налоговых
ставок;
- совершенствование
системы налогового администрирования, которое должно обеспечивать снижение
уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так
и для плательщиков;
- оптимизация
соотношения республиканских и местных налогов и сборов с ориентацией на
повышение роли и расширение самостоятельности местных бюджетов за счет
увеличения удельного веса имущественных налогов и экологических платежей.
При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика в
2006 – 2010 годах будет направлена на:
- создание условий для полного и устойчивого выполнения финансовых
обязательств государства и концентрацию ресурсов бюджета на решении ключевых
задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;
- обеспечение эффективной работы системы управления государственными
финансами на всех стадиях бюджетного процесса, включая формирование новых
систем финансовой поддержки регионов;
- принятие
мер по совершенствованию процедур государственных закупок, устранению нарушений
в данной сфере.
Стратегические
цели денежно-кредитной политики в 2006 – 2010 годах – обеспечение
эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие
достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных
доходов населения, росту инвестиций и сбережений.
Денежно-кредитная
политика будет направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных
инструментов наряду с мерами общей экономической политики. Предусматривается
также обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его
покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам.
Основные
задачи развития банковской системы страны:
- повышение
устойчивости банков, увеличение их капитала и ресурсной базы;
- оптимизация
структуры активов и пассивов банков для увеличения объемов долгосрочного
кредитования реального сектора экономики и населения;
- расширение
состава и улучшение качества банковских услуг, развитие информационных и новых
банковских технологий.
Темпы
наращивания денежного предложения в национальной валюте будут выдерживаться в
соответствии со спросом экономики на деньги и с целевым параметром инфляции,
допустимый уровень которого к 2010 году не должен превысить 5 процентов. При
этом валовые кредиты банков увеличатся в 2,7 раза.
Продолжится
процесс взаимовыгодного сближения денежных систем и банковских секторов
Республики Беларусь и других стран СНГ, прежде всего Российской Федерации, в
рамках функционирования Союзного государства и других интеграционных
образований.
Важнейшими
направлениями ценовой политики определены формирование механизма,
стимулирующего структурную перестройку экономики, создание условий для
повышения эффективности функционирования и конкурентоспособности отраслей
экономики, стабильный рост жизненного уровня населения страны. Для достижения
этих целей предусматривается проведение взвешенной ценовой политики,
базирующейся на гибком сочетании свободных и регулируемых цен.
Основные
задачи в области ценообразования:
- сокращение ценовых диспропорций;
- совершенствование механизмов ценового регулирования, направленных на
создание барьеров для неоправданного роста издержек и установления завышенных
цен, в том числе и для субъектов естественных монополий;
- регулирование
внутреннего уровня цен с учетом цен в сопредельных странах для защиты
экономических интересов Республики Беларусь.
Антимонопольная
политика будет направлена на создание условий для равной, добросовестной
конкуренции производителей на национальном рынке посредством:
- предупреждения,
ограничения и пресечения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов
и государственных органов управления;
- пресечения
недобросовестной конкуренции;
- обеспечения
правовой защищенности добросовестной конкуренции;
- содействия
развитию конкуренции на товарных рынках страны;
- контроля за
экономической концентрацией;
- совершенствования
регулирования деятельности естественных монополий;
- приведения
антимонопольного регулирования с учетом открытости национальной экономики в
соответствие с международными нормами.
Важнейшей
задачей в институциональной области будет развитие системы институтов,
необходимых для мобилизации финансовых ресурсов на модернизацию экономики,
повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе внедрения и
распространения новых технологий.
Для этого
предусматриваются:
- активизация
рынка корпоративных бумаг;
- расширение
спектра инструментов фондового рынка;
- совершенствовование
финансовых услуг, оказываемых небанковскими институциональными инвесторами
(инвестиционные фонды, финансовые, лизинговые, трастовые, страховые компании);
- развитие
специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, способствующих
накоплению и перераспределению капиталов (институт кредитной кооперации);
- активизация развития системы финансовых рынков и институтов, включая
банковский сектор и сеть небанковских финансовых организаций (портфельные
фонды, фонды венчурного (рискового) капитала, лизинговые и факторинговые
компании, страховые компании);
- формирование эффективной системы финансового посредничества в
экономике, что потребует развития доверия к институтам финансового посредничества.
Для дальнейшего развития страховой
деятельности необходимо:
- развивать
добровольные виды страхования, включая виды страхования, относящиеся к страхованию
жизни;
- совершенствовать
порядок формирования страховых резервов;
- ввести
обязательные виды страхования в сферах, связанных с наибольшими рисками, в том
числе обязательное страхование жилых помещений при ипотечном жилищном кредитном
страховании;
- повысить
капиталоемкость страховых организаций;
- сформировать
национальную систему экспортных кредитов.
Государственная
политика поддержки малого и среднего предпринимательства будет направлена на
создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих
динамичному и устойчивому развитию данного сектора экономики, формированию
рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности,
стимулированию развития предпринимательства в малых городских поселениях и
сельской местности.
Для этого
предусматриваются:
- комплексное совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей
деятельность субъектов малого предпринимательства;
- обеспечение координации деятельности государственных органов и
общественных организаций по оказанию поддержки малому и среднему предпринимательству;
- создание благоприятных условий для доступа субъектов малого предпринимательства
к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов
микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, внедрение
механизмов гарантирования возврата микрокредитов, а также к
материально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническим
разработкам, новым и высоким технологиям;
- дальнейшее расширение и совершенствование системы подготовки и
переподготовки кадров для предпринимательства;
- активизация производственной, инновационной, инвестиционной,
внешнеэкономической деятельности и наращивание экспортного потенциала субъектов
малого предпринимательства на основе повышения уровня конкурентоспособности
производимой ими продукции;
- организация взаимодействия малых производственных предприятий с крупными
путем развития кооперативных связей.
Прогнозируется,
что к 2010 году доля валового внутреннего продукта, произведенного субъектами
малого и среднего предпринимательства, в общем объеме ВВП достигнет 20 - 22 процентов.
Планирование, прогнозирование и программирование – важный элемент
управления экономики и социальных процессов. Они используются для
предопределения рациональных пропорций в развитии экономики, изменений за
конкретный период темпов роста отдельных отношений, звеньев хозяйств. [11, c. 87]
Для финансового планирования это деятельность по сбалансированности и
пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность – это оптимальные
соотношения между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении
государства, и доходами, остающимися в руках государственных субъектов. Пропорциональность
– рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налогов и после
уплаты по предприятиям, отраслям и регионам.
Финансовое планирование – составная часть народнохозяйственного
планирования, которая базируется на показателях плана социально-экономического
развития страны. Система финансовых планов отражает особенности форм и методов
образования и использования денежных средств. Главный объект финансового планирования
– это звенья финансов, получающие в плане количественное выражение.
Движение средств денежного фонда выражается и закрепляется в финансовых
планах, которые являются единой системой. Центральное место в системе
финансовых планов принадлежит бюджетному плану, где отражается движение
бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структура
доходов и расходов. Движение внебюджетных фондов отражается в сметах доходов и
расходов. Важное место в обеспечении пропорциональности и сбалансированности
общественного воспроизводства и регулирования денежного обращения занимает
сводный государственный баланс государства, то есть баланс финансовых ресурсов,
а также баланс доходов и расходов каждого субъекта Республики Беларусь. Эти
документы разрабатываются Министерством экономики при участии Министерства финансов.
В балансе отражаются формирование и использование ресурсов. планируемых в
составе бюджетного и внебюджетного фонда, фонда страхования, кредитных фондов
предприятий и организаций и денежных средств граждан.
Финансовое прогнозирование – предвидение возможного финансового положения
государства и обоснование показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть на
5-10 и более лет. Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления
финансовых планов и вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный
период развития общества.
Цель финансового прогнозирования – определение реально возможного объема
финансовых ресурсов, источников формирования и их использование в прогнозном
периоде. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты
развития и совершенствования системы финансов, форм и методов реализации
финансовой политики.
Финансовое программирование – метод финансового планирования,
использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены и четко
сформированы цели и средства их достижения. Финансовое программирование
предполагает установление приоритетов государственных расходов по направлениям;
повышение эффективности расходов негосударственных средств; прекращение
финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта. Финансовые
программы используются в развитых странах с 60-ых гг. Их суть – составление
пятилетних "скользящих" плановых расходов. Каждый год план
корректируется на основе ожидаемого исполнения показателей плана текущего года.
При этом показатели передвигаются, скользят по 5-летней шкале на год. Планируемые
показатели первого года являются директивными, остальные – ориентировочными. В
Республике Беларусь используются целевые комплексные программы, представляющиеся
в систему научно-исследовательских организационно-хозяйственных и других мероприятий,
направленных на достижение производственных целей, сбалансированности по
ресурсам и исполнителям.
Заключение
Финансовые системы возникли с зарождением классового общества и развивались
как часть политической, социальной и экономической системы государства.
История экономического развития и финансов показывает, что в периоды
относительного благополучия и устойчивого развития государства для оживления
деловой активности используют либеральный подход, а в периоды кризисов и
возрастания социальной напряженности усиливается роль государства,
государственных финансов в социальных и экономических преобразованиях.
Действующий финансово-кредитный механизм не в полной мере способствует
становлению и развитию производств, эффективному использованию финансовых
ресурсов. Кризис финансовой системы РБ, дефицит госбюджета обусловили снижение
объемов финансовых ресурсов, направленных на развитие предприятий. Многие
предприятия ощущают нехватку средств на финансирование производственной
деятельности и инвестиций. Финансовые возможности предприятий сузились,
достигнув критического уровня.
Программа оздоровления экономики и финансов предприятий, снижение их
платежеспособности может быть решена только совместными усилиями предприятия и
государства. Многое зависит от эффективности работы самих предприятий, т.е.
наращивание объема производства дешевой и качественной продукции для завоевания
рынка, применения интенсивных технологий. Внедрение высокоэффективных
технологий позволяет повысить производительность труда, снизить затраты на
единицу продукции, экономить материальные и энергетические ресурсы.
Интенсификация производства должна обеспечит опережающий рост окупаемости
инвестиций и затрат выхода продукции, т.к. при несоблюдении данного условия
теряется ее смысл. В условиях рынка организация производственной деятельности
субъектов хозяйствования осуществляется методом финансирования, т.е. за счет
выручки от реализации продукции вносятся платежи в бюджет, возмещаются производственные
затраты, погашаются ссуды, финансируется прирост оборотных средств и т.д., т.е.
обеспечивается расширенное воспроизводство предприятия.
Можно назвать следующие основные направления использования финансов в
оздоровлении экономики:
1) принята антикризисная программа в РБ – финансирование некоторых
отраслей начинается на приоритетных началах. В РБ сформированы основные
направления использования финансирования в оздоровлении экономики. Они
базируются на комплексном взаимодействии ценообразования с прямым бюджетом
финансирования, налоговой и таможенной политикой, кредитованием и др.
финансовыми рычагами;
2) возрастает значение цены как основы осуществления предприятием
хозрасчетной деятельности, поскольку большая часть финансовых ресурсов формируется
за счет выручки;
3) реальное распределение средств централизованного финансирования в
условиях их дефицита по направлениям использования осуществляется с учетом
приоритетного развития отраслей производства;
4) важный финансовый регулятор рыночной экономики – налоговый механизм.
В заключение следует отметить, что Республика Беларусь переживает сложный
период формирования правовых, экономических, социальных основ демократического
общества. Государственная власть — это направляющая и организующая сила,
способная принимать решения и претворять их в жизнь. От того, какие критерии и
приоритеты будут положены в основу оценки эффективности функционирования
созданной системы, зависит будущий успех.
Список использованных источников
1.
Конституция
Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на
Республиканском референдуме от 24.11.1996г., в редакции Решения
Республиканского референдума от 17.11.2004г.)
2.
Закон
Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (с изм. и доп.)
3.
Указ Президента
Республики Беларусь № 282 от 3 июня 2002 г. «О некоторых вопросах совершенствования системы республиканских органов государственного управления и иных
государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь».
4.
Положение о
Министерстве финансов Республики Беларусь», утвержденного Постановлением Совета
Министров РБ от 31.10.2001 №1585 в редакции от 28.02.2007 №252
5.
Агапова Т.А.,
Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. – М.: ДИС, 2006
6.
Антоненко Ю.А.
Банковская система: Надежность в крепкой и открытой структуре // Банковский
вестник. – 2008. - №8, - С. 6-11
7.
Антонова Н.Б.
Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. В 2-х частях. – Мн.:
Академия управления при президенте Республики Беларусь, 1999
8.
Атаманчук Г.В.
Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы. – М.: ПРИОР,
2000
9.
Актуальные
проблемы государственного строительства и управления: Сб. науч. трудов / Под
ред. Н.И.Глазуновой. – Мн., 2007
10.
Бирюкова О. Н.
Дневник успеваемости белорусской экономики // Белорусский рынок. 2008. №2. С.
12-13
11.
Бондарь Н.Н.
Отношения личного потребления в трансформационной экономике РБ. // Весник БДЭУ.
- 2008. - №8. – с. 23-25
12.
Бурносенко И.В.
Нестандартная социальная ориентация. // Белорусский рынок. 2008. - № 41. С. 11-17
13.
Василевич Г.А.
Органы государственной власти РБ. Конституционно-правовой статус. – Мн.:
Амалфея, 2006
14.
Глазунова Н.И.
Система государственного управления. Учебник. – М.: Инфра-М, 2006
15.
Гуторова А.Л.
Система государственного управления: В 5 кн. Кн. 2. Государство и политика. –
М.: ДИС, 2007
16.
Заико Л.Ф.
Макроэкономические парадоксы Беларуси. // Бел. экономика: анализ, прогноз,
регулирование. 2008. №7. С. 17-22
17.
Корбут Н.И.
Финансовая система жива, специалисты реально оценивают проблемы и имеют
программы последовательных действий. // Финансы. Учет. Аудит. 2008. - № 9. С.
4-9.
18.
Никитенко П.Г.,
Комков В.Н. Долгосрочное прогнозирование экономического развития в условиях
переходной экономики. // Белорус. экон. журнал. – 2008. – № 3. - С. 13-21
19.
Образкова Т.В.
Особенности прогнозирования бюджетно-налоговой сферы. // Белорусский экономический
журнал. 2008. - № 9. С. 26-29.
20.
Осмоловский В.В.
Основы управленческой деятельности государственного аппарата. Ч. 1-2. – Мн.:
Академия управления при президенте Республики Беларусь, 2006
21.
Пронкин С.В.,
Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. – Мн.: Амалфея,
2001
22.
Тенденции в
денежно-кредитной сфере РБ. // Банковский вестник. – 2008, - №7, С.27-32
23.
Теория
национальной экономики: Учебное пособие. В 3-х частях. / Под ред. И.М. Лемешевского
– Мн.: «Амалфея», 2004
24.
Формирование
экономических и социальных основ белорусской государственности: Материалы
науч.-практ. конф. – Мн.: Право и экономика, 2006
|