Курсовая работа: Статистическое изучение объема, состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета
На основании
данных таблицы 3.4 проведем следующие расчеты:
Таблица 3.4
Доходы
консолидированного бюджета Российской Федерации в 2003-2004 гг.
(млрд. руб.)
Год |
Доходы
млрд. Руб.
|
Абсолютный прирост,
млрд.руб. |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
Абсолютная величина 1%
прироста,млр. руб. |
Пункты роста,% |
|
|
постоянная база |
переменная база |
постоянная база |
переменная база |
постоянная база |
переменная база |
|
|
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
2000 |
1132,1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2003 |
2586,2 |
1454,1 |
1454,1 |
228,44 |
228,44 |
128,44 |
128,44 |
11,32 |
128,44 |
|
2004 |
3428,9 |
2296,8 |
824,7 |
302,88 |
132,58 |
202,88 |
32,58 |
25,86 |
80,44 |
|
Итого |
7147,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При расчете
показателей использовались следующие формулы[6]:
1)
Абсолютный
прирост (базисный) , где – любой уровень, – первый уровень ряда
(за базу взят первый уровень ряда, то есть данные за 2000 г.).
2)
Абсолютный
прирост (цепной) , где – любой уровень, – предшествующий
уровень ряда.
3)
Средний
абсолютный прирост , где – первый уровень ряда, – последний уровень
ряда, n
– количество уровней.
4)
Коэффициент
роста (базисный) , где – любой уровень, – первый уровень ряда
(за базу взят первый уровень ряда, то есть данные за 2000 г.).
5)
Коэффициент
роста (цепной) , где – любой уровень, – предшествующий уровень
ряда.
6) Средний
коэффициент роста , где – первый уровень ряда, – последний уровень
ряда, n
– количество уровней ряда.
7)Темп роста % (по этой формуле рассчитываются цепные,
базисные и средний показатель).
8)Темп прироста % (по этой формуле рассчитываются цепные,
базисные и средний показатель).
9) Абсолютное
значение одного процента прироста .
Из приведенных данных видно, что доходы бюджета за рассматриваемый период
постоянно росли: от 1132,1 млрд.. рублей (в фактически действовавших ценах) в
2000 г. до 3428,9 млрд. руб. в 2004 году. Проведенные подсчеты показали, что
прирост доходов бюджета происходил из года в год (базисные показатели
абсолютного прироста постоянно увеличиваются).
Об этой
тенденции свидетельствуют и показатели коэффициента роста: на фоне стабильного
роста базисных показателей происходит уменьшение цепных показателей.
Максимальный цепной коэффициент роста был в 2003г. (2,28), он достиг своего
минимального значения в 2004 г. и составил 1,32. Средний коэффициент роста
составил 33,65.
Эту же тенденцию можно
проследить при анализе темпов роста и прироста. Необходимо сделать одно
замечание: по каждому из этих показателей наблюдается снижение значений в 2004
году. Особое же внимание следует уделить абсолютным значениям 1% прироста.
Минимальный темп прироста был в 2003 г. (128,44%), ему соответствовало
минимальное абсолютное значение 1% прироста (11,32 млрд.. руб.). Аналогично, в
2004 г. темп прироста был максимальным (202,88 %), ему соответствовало
максимальное абсолютное значение 1% прироста (25,86 млрд.. руб).
Таблица 3.5
Расходы
консолидированного бюджета Российской Федерации в 2003-2004 гг. (млрд. руб.)
Год |
Расходы
млрд. Руб.
|
Абсолютный прирост,
млрд.руб. |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
Абсолютная величина 1%
прироста,млр. руб. |
Пункты роста,% |
|
|
постоянная база |
переменная база |
постоянная база |
переменная база |
постоянная база |
переменная база |
|
|
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
2000 |
1014,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2003 |
2372,0 |
1357,8 |
1357,8 |
233,88 |
233,88 |
133,88 |
133,88 |
10,14 |
133,88 |
|
2004 |
2768,1 |
1753,9 |
396,1 |
272,93 |
116,7 |
172,93 |
16,70 |
23,72 |
39,05 |
|
Итого |
6154,3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При расчете
показателей использовались следующие формулы[7]:
6)
Абсолютный
прирост (базисный) , где – любой уровень, – первый уровень ряда
(за базу взят первый уровень ряда, то есть данные за 2000 г.).
7)
Абсолютный
прирост (цепной) , где – любой уровень, – предшествующий
уровень ряда.
8)
Средний
абсолютный прирост , где – первый уровень ряда, – последний уровень
ряда, n
– количество уровней.
9)
Коэффициент
роста (базисный) , где – любой уровень, – первый уровень ряда
(за базу взят первый уровень ряда, то есть данные за 2000 г.).
10)
Коэффициент
роста (цепной) , где – любой уровень, – предшествующий уровень
ряда.
6) Средний
коэффициент роста , где – первый уровень ряда, – последний уровень
ряда, n
– количество уровней ряда.
7)Темп роста % (по этой формуле рассчитываются цепные,
базисные и средний показатель).
8)Темп прироста % (по этой формуле рассчитываются цепные,
базисные и средний показатель).
9) Абсолютное
значение одного процента прироста .
В период 2003-2004 г.
наблюдалось увеличение базовых показателей абсолютного прироста с 1357,8 (2003
г.) до 1753,9 млрд. руб. (2004 г.).
На фоне стабильного роста
базисных показателей происходит уменьшение цепных показателей. Максимальный
цепной коэффициент роста был в 2003 г. (2,34), он достиг своего минимального
значения в 2004 г. и составил 1,17..Интересно отметить, что, в случае с
динамикой расходов бюджета, минимальное абсолютное значение 1% прироста (10,14)
приходится на год с минимальным темпом прироста (133,88) – 2003г., Это
означает, что при увеличении темпов роста доходов консолидированного бюджета,
на каждый процент прироста приходилось меньше дополнительных денег.
Таким образом, мы
проанализировали интенсивность изменения во времени, динамику и структуру
доходной и расходной частей государственного бюджета.
Заключение
Сейчас Российская
Федерация находится в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно
правильно и грамотно осуществлять экономическое регулирование государства,
одним из механизмов которого является бюджетная система государства и
включенный в нее государственный бюджет. Бюджет является источником
финансирования многих составных частей государства, таких как: армия, наука,
культура и т.д. С помощью бюджета стимулируются наиболее важные отрасли
экономики. В итоге, при помощи бюджета государство может выполнять свои
функции.
Для нормального существования и развития нашего
государства необходимо продумано регулировать и движение денежных средств, так
как сильная устойчивая система регулирования денежных потоков способствует
надежному функционированию государства, гармоничному развитию экономических и
социальных отношений, росту благосостояния, как государства так и его граждан.
Бюджетные отношения характеризуются большим
многообразием, поэтому их показатели отражают разные механизмы
перераспределения финансовых ресурсов вертикального и горизонтального характера
(межотраслевой и межтерриториальный). Статистические данные о государственном
бюджете выполняют очень важную задачу так как с их помощью можно определить,
как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от хозяйствующих
субъектов и соответствует ли размер этих ресурсов объему общественных
потребностей и их составляющим, ранжированным в порядке первоочередности.
Статистические данные также позволяют
проанализировать, в какой степени потребности государственного управления в
расходах и кредитах могут быть удовлетворены за счет имеющихся в наличии
ресурсов, без привлечения заемных средств или средств, накопленных за прошлые
периоды. Этот принцип положен в основу классификаций государственного бюджета.
Без статистических расчетов нельзя определить
степень исполнения государственного бюджета, сравнить фактические показатели с
установленными, установить причины дефицита ( или профицита) бюджета,
проанализировать величину налоговых задолженностей, тенденции изменения
основных показателей государственного бюджета во времени.
Необходимо отметить, что
конечным результатом существования любого государства, на мой взгляд, является
экономическое благополучие и процветания его граждан. Надежная бюджетная
система является одним из важнейших структур государства, поэтому, для
достижения главной цели государства необходимо постоянно развивать и
совершенствовать науку, характеризующую своими показателями и методами
финансовую систему страны, т.е. статистику.
Список используемой
литературы
1.
Бюджетный
кодекс Российской федерации. Принят ГД РФ 17.07.98.с изменениями, внесенными ФЗ
от 31..12.99 и ФЗ от 5.08.2000.
2.
Гусаров
В.М. Теория статистики: Учебн. Пособие для вузов. − М.: Аудит, ЮНИТИ,
1998. − 247с.
3.
Российский
Статистический Ежегодник 2004: стат.сб./Росстат. М,2004-725с.
4.
Рябушкин
Б.Т. Основы статистики финансов: уч. пособие. − М.: Финстатинформ, 1997. −
80 с.
5.
Социальная
статистика: Учебник/Под ред. И.И.Елисеевой.- М.: Финансы и статистика,2001.
6.
Теймурова
Т.Ю. Финансовая статистика: уч. пособие.− Калуга: Издательский дом
«Эйдос», 2003. − 330с.
7.
www.government.gov.ru Агентство экономической информации «Прайм − ТАСС»
7. www.prime-tass.ru Пресс-релиз к заседанию Правительства РФ рт
26.05.2005
[1] Рябушкин
Б.Т. Основы статистики финансов. − М.: Финстатинформ, 1997. − С.
27.
[2]
Бюджетный кодекс. Часть 2. Раздел 1. Глава 5. Статья 28
[3]
Бюджетный кодекс. Часть 2. Раздел 1. Глава 4. Статья 19.
[4]
Теймурова Т.Ю. Финансовая статистика. − Калуга: Издат. Дом «Эйдос»,2003. −
С. 245
[5]
Теймурова Т.Ю. Финансовая статистика. − Калуга: Издат. Дом «Эйдос»,2003. −
С. 245
[6]
Гусарев В.М. Теория статистики. − М.: Аудит , ЮНИТИ, 1998. С. 127 −
138.
[7]
Гусарев В.М. Теория статистики. − М.: Аудит , ЮНИТИ, 1998. С. 127 −
138.
|