рефераты бесплатно

МЕНЮ


Город Дмитров. С древних лет до наших дней (+ много фотографий)

княжество становится одним из самых влиятельных на Руси, и с ним вынуждены

считаться не только другие веские княжества и Новгород, но и зарубежные

государства. Сыновья Всеволода III "Большое гнездо ", разделившие после

смерти отца его наследство, вели длительную междоусобную борьбу. В 1213

году Дмитров, принадлежавший князю переславскому Ярославу Всеволодовичу,

подвергся нападению его брата - Владимира. Дмитровцы совали посады,

затворились в крепости и отбили все приступы. Владимир, испуганный вестью о

приближении Ярослава со своей дружиной, отступил к Москве, оставив в

прикрытие часть своей дружины. Отряд был уничтожен дмитровцами,

организовавшими преследование ярославской дружины.

Междоусобицы князей тяжелым бременем легли на плечи простых людей -

горожан и поселян. Но все ужасы померкли перед нашествием иного врага -

татаро-монгольских орд. Вместе с другими городами русской земли Дмитров

подвергся жестокому разорению в 1238 году. Вот свидетельство летописи:

"Татары разсыпашася по всей земли той к Ростову и к Ярославлю »на Городець

по Волге, все грады поплениша и до Галичья Мерьского,а инии к Юрьеву, и к

Переславлю, и к Дмитрову и тех взяша; а инии Тверь взяша, в ней же сына

Ярослава убиша и все грады поимаше по Ростовской земли и Суздальской во

един месяц февраль 14. И несть же места до Торжку по всей земли той, идеже

не быша".

В начале XIV столетия Дмитров упоминается в связи с событием,

свидетельствующим о его роли как стратегического укрепленного пункта,

который занимал центральное местоположение среди городов Владимиро-

Суздальской земли. Под 1301 годом летопись сообщает:

"Того же лета бысть съезд всем князем в Дмитрове о княженьях и бысть

молва велия. Князь великий же Андрей Александрович володи-мирский, князь же

Михаиле Ярославич тверской, князь великий Данило Александрович московский,

князь Иван Дмитриевич, внук Александров переславский и поделишися".

Съезд четырех князей проходил на территории тогдашнего княжества

переславского, в который Дмитров входил еще с начала XIII столетия. Внук

Александра Невского, князь Переславский и Дмитровский Иван принимал у себя

могущественных соседей - князей Владимирского, Московского и Тверского. Эта

мирная конференция "за круглым столом" не прекратила междоусобиц, а для

Дмитрова сохранилась как воспоминание о его былом значении в символике

герба, утвержденного в XVIII веке:

"Герб города Дмитрова представляет в верхней части щита герб Московский,

а в нижней четыре княжеских короны в горностаевом поле, в память бывшего в

оном городе знаменитого четырех Российских князей съезде".

Середина XIV столетия - известный рубеж в жизни Руси. В это время

начинается процесс собирания русских земель вокруг единого центра, в роли

которого выступила Москва. В княжение Дмитрия Ивановича, впоследствии

прозванного Донским, Дмитров входит в состав Московского княжества. Вместе

с москвичами героически сражались дмитровцы на Куликовом поле, вместе с

Москвой и другими городами пережил Дмитров новое нашествие татар в 1382

году.

Еще раньше, в 1372 году, Дмитров подвергся нападению со стороны тверичей,

соперников Москвы. "Михаиле, - сообщает летопись, - с своей ратью единой

Тверской пришед, взя город Дмитров, и посад и села пожже, а бояр и людей

множестве с женами и с детьми среде в Тверь".

И, наконец, последнее нашествие татар под водительством хана Едигея в

1408 году, во время которого Дмитров еще раз подвергся разорению. Но эти

последние усооицы и нашествия уже не могла помешать общему процессу

объединения Руси, усилению политичен ского и военного могущества Москвы, а

вместе с ней и подъему Дмитрова.

Во второй половине XIV столетия происходит интенсивное заселение края, в

котором большую роль играли переселенцы с юга. В междуречье Оки и Волги

возникают новые города и селения, усиливается экономическое и политическое

значение уже существующих городов. В это же время возникают и многие

монастыри, превратившиеся в течение XV и XVI столетий, как, например,

Троице-Сергиев монастырь, в важные укрепленные и торговые центры,

обладающие значительными земельными владениями. Троице-Сергиев монастырь,

основанный в середине XIV столетия, становится вскоре своеобразным

рассадником "дочерних" монастырей.

Как свидетельствует предание, один из учеников основателя Троицы - Сергия

Радонежского - Мефодий поселился в глухом лесу на берету Яхромы. Постепенно

вокруг него собирается все больше и больше любителей уединения и

благочестия, и, по совету своего наставника Мефодий основывает новый

монастырь. В его истории рассказывается: "Преподобный Мефодий, приняв совет

и благословдевие своего наставника, начал сам трудиться в построении церкви

и кедий, пеш ноша деревья через речку, которая и получила от сего название

Пешноши, а по ней и монастырь наименован Пешношским. цщеаяаевским же

называется он от соборной церкви, сооруженной во имя святителя и чудотворца

Николая". Объяснение названия реки Пешноши - типичная топонимическая

легенда, но сама история основания монастыря настолько типична, что не

вызывает сомнений.

Примерно в одно время с Николо-Пешношским или немного позднее на берегу

реки Сестры возникает Богородице-Рождественский монастырь на Медведевой

пустыни.

Удельные князья, на территории которых находились монастыри, всячески

поддерживали их - жаловали земельные владения, предоставляли льготы в

торговле и т.п. Для монастырей Дмитровского края одним из первых таких

благодетелей был князь Петр Дмитриевич, получивший во владение Дмитровский

удел по завещанию своего отца - Дмитрия Донского.

В описании удела Петра Дмитриевича, данном во втором завещании Дмитрия

Ивановича, можно найти довольно четкие границы земель, расположенных вокруг

Дмитрова и связанных с ним как центром удельного княжества.

Вхождение Дмитрова в состав Московского княжества, укрепление политических

и хозяйственных связей с Москвой и другими городами и, в то же время,

известная его самостоятельность как удельного центра вызвали экономический

подъем города и края. Дмитров, расположенный на удобном речном пути

("водяном ходе") по Яхроме, Сестре, Дубне в Волгу, становится в концу XV -

началу XVI столетий одним из центров внутреннего и международного обмена.

Наибольшего расцвета Дмитров достигает в княжение Юрия Ивановича, сына

Ивана 111,8 первой трети XVI столетия.

«Речной путь, шедший из Дмитрова, затем разветвлялся: одна ветвь вела на

север, другая на запад. Северный путь по Волге и Шексне связывал Дмитров с

Белым Озером, где находился Кирилло-Белозерский Монастырь, один из важных

торговых центров на севере Руси. По этому пути доставлялись в Дмитров соль,

рыба и другие товары. В 1553 году этой дорогой ездил на богомолье в Кирило-

Белозерск Иван Грозный. Западный путь шел через Тверь к Новгороду Великому,

а далее на север, к Ладоге и Орешку.

Третий путь вниз по Волге вел к Нижнему Новгороду, а далее на юг до самого

Каспия. Кроме того, получили некоторое значение и другие пути, водные и

сухопутные. Для Дмитрова наибольшее значение имела дорога на Москву. В это

время Дмитров становится своего рода северным портом Москвы, перевалочным

пунктом, где товары перегружались с воды на сушу. Среди товаров, привозимых

в Москву через Дмитров, кроме соли и рыбы, имели значение железная руда и

упоминаемые в таможенных грамотах Дмитрова икра, мед и другие товары.

Главным товаром, отправлявшимся через Дмитров на север, был хлеб.

Оживление торговли в крае подняло значение и других пунктов, связанных

так или иначе с главными торговыми путями. Крупнейшим торговцем становится

Троице-Сергиев монастырь. Принимали участие в торговле и другие монастыри

Дмитровского края - Николо-Пешношский и Медведева пустынь, а также

дмитровский Борисоглебский монастырь, возникший, вероятно, в первой

половине XV столетия.

Все это время растет торговое значение села Рогачева, расположенного у

реки Яхромы выше Дмитрова. К Рогачевской пристани подходили довольно

крупные суда, а здесь товары перегружались и далее следовали на юг к

Дмитрову в лодках, имевших небольшую осадку. Рогачево сохранило роль

местного торгового центра и после упадка Дмитрова.

Экономический подъем XV - первой половины XVI столетий сказался и на

других сторонах жизни края. Именно в это время возводятся в Дмитрове

величественные каменные здания Успенского собора в кремле и собора

Борисоглебского монастыря. Строятся каменные здания и за пределами Дмитрова

- Никольский собор в Пешношском монастыре, Богородице-Рождественский собор

в Медведевой пустыни.

Но этот расцвет Дмитрова оказался временным, и уже в середине XVI

столетия появились признаки упадка. После ликвидации удела упала роль

Дмитрова как административного центра. Переместились и основные направления

торговых путей: приобрел большое значение путь к Белому морю через

Ярославль и Вологду. Крупным торговым центром становится Архангельск, через

который осуществляется связь с Западной Европой. Дмитровская торговля все

больше приобретает местный характер.

В период польско-литовской интервенции Дмитров на короткое время оказался

в центре военных событий. После неудавшейся шестнадцатимесячной осады

Троице-Сергиевого монастыря, оборона которого - одна из героических страниц

отечественной истории, интервенты под предводительством гетмана Сапеги в

январе 1610 года отступили по дороге к Дмитрову. Их по пятам преследовало

русское войско князя М.Скопина-Шуйского. Сильный отряд интервентов захватил

Дмитров и подверг его страшному разорению.

"Город Дмитров взяли, - повествует летописец, - и огнем пожгли, а

Московскую силу, посадских людей, жен их детей посекли и церкви божий

поколебали и одеяние с них пограбили, и с икон оклады сдирали, иконы метали

и книги пограбили и церкви пожгли".

Мрачную картину запустения являет собой Дмитровский край в первой

четверти XVII столетия. По данным "Сотной выписи" города Дмитрова 1624

года, здесь на посаде показано 107 дворов, а людей в них 127 человек;

пустых же дворовых мест 99, т.е. почти столько же. По этому же описанию, в

городе числилось торговых мест: лавок 45, харчевен 6, три погребушка, да

скамьи, да 2 места лавочных, пустых же лавочных мест было около 200.

На территории бывшего Дмитровского удела наблюдается подобная же картина:

резкое уменьшение числа дворов и населения в селах и деревнях, а зачастую и

исчезновение целых селений, упоминаемых в документах XVI столетия.

Восстановление края происходило постепенно на протяжении XVII столетия. К

концу века наблюдается довольно значительный рост населения, оживление

торговли и ремесел, как в самом Дмитрове, так и в других местах края.

Проследим его на примере Дмитрова. Переписные книги 1646 года показывают

такую картину: в Дмитрове в середине XVIII столетия было уже 242 двора с

общим населением около 1300 человек (по подсчетам М.Н.Тихомирова), хотя это

намного меньше того, что было в городе в период его наибольшего расцвета, и

почти полное отсутствие пустых дворов.

В этих же переписных книгах встречается упоминание об одном событии,

характерном, по-видимому, для Дмитрова в этот период - об оттоке населения

в Москву и другие места: у жителя Сторожевской лободы Тимошки Биричева сын

Гришка "бежал", о другом посадском человеке говорится, что он "збрел з

бедности", его сосед Аноха Мошмяков» "сам сшел к Москве". При описании

Васильевской слободы упоминаются два человека, ушедшие из Дмитрова. "Живет

в Москве в наймах", - говорит о них переписная книга.

Переписная книга 1705 года так определяет занятие большого числа

Дмитровцев : "кормится черной работою огородной". Как мы видим,

традиционное занятие жителей Дмитрова, огородничество, к началу XVIII

столетия играло важную роль в хозяйственной жизни города. В последней

трети XVII столетия некоторое значение в хозяйстве Дмитрова приобрели

рыбные пруды, в которых содержалась живая рыба (для нужд царского двора).

Рыба привозилась в особых «прорезанных стругах с севера по старому водному

пути с Волги» и ее притоков Шексны. В Дмитрове существовал специальный

"государев высший двор", ведавший учетом и поставкой рыбы для царского

обеда. Кроме того, в дворцовом ведомстве состояла Конюшенная слобода.

Специальные выборные люди от этой слободы заведовали государевыми лугами по

реке Яхроме, с которых поставлялось сено на нужды двора.

Город управлялся воеводами, а некоторое время в 30-40-х годах XVII века -

губными старостами. Посадские люди избирали из своей среды земского

старосту и его помощников.

Дмитровцы страдали от притеснений приказных людей и откупщиков. Как видно

из жалобы старосты и посадских людей города Дмитрова 1697 года, приезжающие

из Москвы различных чинов приказные «Мхи по приказу воеводы ставятся на

постой посадским людям, подцы у них емлют и корм себе и лошадям берут, сено

и овес безденежно...". Ранее, в 1632 году, посадские люди жаловались на

откупщиков, что "от великого их насильства" они "в конец погибли".

В лучшем положении, по-видимому, находились Конюшенная слойка. Жители ее

были свободны от многих повинностей, которые приходилось выполнять

посадским людям. В одном документе 1704 года об Обитателях Конюшенной

слободы говорится, что они "в Дмитрове и в посаде торгуют и промышляют

всякими торгами и промыслами и, дела в Дмитрове свои имеют".

Значительную роль в землевладении Дмитровского края в этот период играли

монастыри. Самым богатым землевладельцем в северном Подмосковье в это время

был Троице-Сергиевский монатырь. Авторитет монастыря, особенно после

событий смутного времени и интервенции, настолько вырос, что он находился

под особым покровительством монархов, которые использовали его иногда и как

место защиты (Петр 1, например, дважды укрывался в монастыре во время

стрелецких бунтов в 1682 и 1689 годах), и как место важных государственных

переговоров (так, мирный договор 1618 года был заключен в окрестностях

Троице-Сергиева монастыря - в селе Деули). Увеличение монастырских владений

продолжалось вплоть до второй половины XVII века. К концу столетия в

монастырских и архиерейских вотчинах Дмитровского уезда числилось 2710

крестьянских дворов. Из этого числа дворов 1103 находились во владении

одного только Троице-Сергиева монастыря. Кроме Троицы, имели свои владения

в уезде и другие монастыри: Кирилло-Белозерский, Троице-Калязинский,

Новодевичий и др. Новгородскому архиерейскому дому принадлежало село

Ильинское, а патриарху - Игнатово.

Среди местных монастырей выделялся своим богатством Николо-Пешношский. Он

довольно быстро оправился после разорения периода "смуты" и заново

отстроился: к XVII столетию относится строительство новой каменной

Богоявленской церкви, каменных стен и башен, окружающих монастырь. В уезде

Николо-Пешношскому монастырю, по данным середины XVIII столетия,

принадлежало 13.189 десятин земли и 2.327 "душ" крестьян.

Расслоение, существовавшее в монастырской вотчине - как внутри монастыря

и в подмонастырской слободе между меньшой братией и высшим духовенством,

так и вовне, между монахами и крестьянами -приводило не раз к

столкновениям. Вторая половина XVII века - время упорных восстаний

приписных крестьян против монастыря. Об одном из таких восстаний монахи

Пешношского монастыря писали в своем прошении царю Алексею Михайловичу:

"...В прошлом, государь, 173 (т.е. 1665) году все крестьянешки и служка

Левка Винидиктов с товарищи приходили на монастырь бунтом, и крепости

всякие пограбили и казначея старца Нафонаила смертным боем били и на чепь

сажали".

Известную роль в XVII столетии в Дмитровском уезде играет и поместное

землевладение, получившее развитие позднее, особенно с середины XVIII века.

XVIII столетие, и особенно вторая его половина - время нового

экономического подъема Дмитрова, а вместе с ним и края.

В петровскую эпоху Дмитровский край вовлекается в орбиту общерусских

экономических связей. В связи со строительством новой русской столицы -

Петербурга - и созданием отечественной промышленности оживляются и

транзитные торговые пути, проходящие по территории северного Подмосковья.

Получил некоторое значение и старый речной путь на север, заметно оживилась

торговля в Рогачеве и Дмитрове. Известен целый ряд указов Петра,

относящихся непосредственно к Дмитрову и касающихся посылки мастеровых,

торговых и работных людей в строящийся Петербург. В это же время начинается

крупная "отпускная" торговля хлебом с новой русской столицей.

Но особенно сильно сказались последствия реформ и новых экономических

связей уже в царствование Екатерины II в последней трети XVIII столетия.

Время Екатерины II, как известно, характеризуется увеличением роли

помещичьего землевладения и все усиливающимся закрепощением крестьян. В

Дмитровском уезде, по данным генерального межевания, проводившегося в

последней трети XVIII столетия, существовали большие помещичьи владения:

Нарышкиных и Разумовских - 7.641 десятина, Голицыных - 5.294 десятины,

Салтыковых - 4.914 десятин целый ряд других.

Положение помещичьих крестьян было несравненно тяжелее государственных,

бывших монастырских. Отчуждение монастырских владений, по указу 1764 года,

сыграло положительную роль в улучшении участи бывших монастырских крестьян

за счет развития промыслов и торговли. Это привело к обогащению некоторых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.