рефераты бесплатно

МЕНЮ


Город Дмитров. С древних лет до наших дней (+ много фотографий)

районом Никольское - Белый Раст - Зарамушки, прочно обеспечивая правый

фланг армии. Командиру бригады для выполнения этой задачи и развития

наступления на Солнечногорск и Волоколамск было приказано создать и лично

возглавить лыжный отряд, вооруженный винтовками, гранатами, ПТР и

минометами. Лыжникам предстояло обходным маневром через лесной массив выйти

к селу Белый Раст, внезапным ударом освободить его, а затем наступать в

направлении Солнечногорска. Созданный лыжный отряд насчитывал в своем

составе 500 человек, из которых, правда, хорошо ходить на лыжах могли

только 150 человек.

Белый Раст, расположенный на вершине холма и занимавший ключевую позицию

на этом участке местности, был превращен в мощный опорный пункт. В нем было

сосредоточено более полка 32-й пехотной дивизии противника, танки,

артиллерия и минометы. Наступление на Белый Раст началось рано утром 4

декабря. Удар противнику был нанесен с двух сторон. Передовая группа

лыжного отряда бригады в составе 1-й роты 1-го батальона под командованием

старшего лейтенанта М.А.Токарева и комиссара батальона старшего ролитрука

И.Ф.Миронова, совершив искусный обходной маневр через лесную чащу, нанесла

удар с тыла. С фронта противника атаковала танковая рота (10 танков) под

командованием старшего лейтенанта Я.Г.Шевченко с десантом моряков (рота

моряков-автоматчиков под Командованием батальонного комиссара Лихоманова).

Внезапной атакой моряки сбили боевое охранение противника и ворвались в

село. Пока танкисты уничтожали вражеские орудия, стоявшие около церкви, и

вели огневой бой с танками, моряки гранатами и огнем из винтовок и

автоматов уничтожали ошеломленных неожиданной атакой гитлеровцев. В этом

бою только танковая рота с десантом уничтожили 11 танков, 5 бронемашин, 6

орудий, 5 мотоциклов, 7 автоцистерн и до роты пехоты противника. Однако

силы были неравные. Основная часть лыжного отряда, наносившему удар по

противнику с тыла, задержалась и своевременно не поддержала атаку. Это

позволило гитлеровцам организовать и провести контратаку силами двух

батальонов с танками. Под ударом значительно превосходящих сил противника

моряки были вынуждены оставить село и отойти на исходные позиции.

Не удалось овладеть Белым Растом и подошедшим основным силам лыжного

отряда. Гитлеровцы стремились во что бы то ни стало удержать этот опорный

пункт, прикрывающий Рогачевское шоссе, по которому они подвозили боеприпасы

и продовольствие.

Упорные бои за Белый Раст продолжались трое суток. После неудачной

попытки с ходу овладеть сильным опорным пунктом противника командование

бригады перешло к проведению частых внезапных атак и вылазок, изнуряющих

противника. Моряки при этом проявили массовый героизм, настойчивость и

боевую инициативу.

Характерным примером мужества и героизма моряков бригады являются

действия артиллерийского дивизиона под командованием капитана Демина и

младшего политрука Дуклера. 5 декабря Демин получил приказ командира

бригады выдвинуть ночью часть артиллерии дивизиона в район Белого Раста,

чтобы нанести внезапный огневой удар по выявленной разведчиками боевой

технике и живой силе противника. Противотанковая батарея из леса севернее

Белого Раста внезапно выдвинулась на огневые позиции в лощине у самой

окраины села и открыла всеми четырьмя орудиями беглый огонь по месту, где

были обнаружены вражеские танки и автомашины.

Выполнив задачу, батарея двинулась в обратный путь. Противник открыл

ожесточенный огонь по тяжелым машинам с пушками на буксире. Орудие сержанта

Литвинова, с которым находился младший политрук Дуклер, прикрывало отход,

продолжая вести огонь. Увлеченные стрельбой, моряки-артиллеристы не

заметили, как враг обошел их позицию со всех сторон. В окружении оказались

23 человека. Оценив обстановку, моряки решили занять крайний дом села и там

обороняться до подхода подкрепления. С рассветом гитлеровцы начали

наступление на дом, где оборонялась группа храбрецов. Целый день

продолжался тяжелый неравный бой. Несмотря на многочисленные атаки,

гитлеровцы не смогли добиться успеха и сломить сопротивление моряков.

Понеся большие потери и утратив всякую надежду взять советских моряков в

плен, фашисты решили сжечь их заживо. Они подожгли соседние дома, откуда

дул небольшой ветер. Вскоре загорелся и дом, в котором оборонялись отважные

воины. От нестерпимой жары и дыма становилось трудно дышать. Дым ел глаза,

мешал наблюдать за противником. Моряки напрягали все силы, чтобы

продержаться до вечера. Было решено под покровом темноты по 2-3 человека

скрытно отойти к своим. Снаряды, патроны, гранаты - все было на исходе.

Почти все моряки получили ранение, некоторые по два и по три, но продолжали

стойко держаться.

С наступлением темноты моряки стали ползком отходить к ложбине. Их отход

прикрывали огнем те, кто уже не мог двигаться и остался, чтобы геройски

погибнуть. Они решили последними гранатами взорвать фашистов и себя, если

гитлеровцы ворвутся в дом. Из 23 отважных воинов вернулись в бригаду

шестеро героев.

Обескровив и измотав противника в частых и тяжелых стычках, бригада снова

в ночь на 7 декабря повела решительное наступление на Белый Раст. Атака

началась неожиданно и так стремительно, что противник не успел оказать

сколько-нибудь организованного сопротивления. Отступая, враг оставил много

исправной военной техники, а штабной автобус и два бронированных тягача

были брошены с работающими моторами.

Продолжая наступать, моряки освободили село Никольское в 2 километрах

северо-западнее Белого Раста.

68 моряков отдали жизни в бою за освобождение Белого Раста. Еще шли

сражения на фронтах Великой Отечественной войны, а в 40 километрах севернее

Москвы, в селе Белый Раст, на месте боев 64-й морской стрелковой бригады

силами самих военных моряков был воздвигнут памятник. 1 ноября 1942 года

при открытии этого первого на подмосковной земле памятника советским

военным морякам состоялся многолюдный митинг, на котором выступил и

участник боев за Белый Раст А.Л.Дуклер. После войны этот памятник был

реставрирован. На пьедестале, перед которым лежит привезенный с Тихого

океана корабельный якорь, изваян советский воин-победитель с боевым

знаменем. На памятнике надпись: «Героическим морякам, павшим смертью

храбрых в боях с немецко-фашистскими захватчиками при защите Москвы.

Декабрь 1941 г." На могиле моряков всегда живые цветы. Особенно много их в

день освобождения села от фашистских захватчиков. Ежегодно возлагают венки

и отличники боевой подготовки, делегаты от моряков-тихоокеанцев.

А в одном из залов Центрального военно-морского музея в Ленинграде стоит

76-миллиметровая пушка. Она доставлена сюда из Белого Раста. На пушке выбит

№115, рядом надпись: "С этим орудием воевал зимой 1941 года под Москвой

отряд моряков под командованием младшего политрука А.Л.Дуклера". Да, это та

самая пушка, из которой корабельный командор комсомолец Литвинов,

впоследствии инженер одного из уральских заводов, вел огонь до последнего

снаряда, когда 23 отважных моряка были окружены гитлеровцами.

Как в тяжелый период упорной обороны, так и в ходе решительного

наступления моряки покрыли себя неувядаемой славой. Их дерзкие и умелые

действия наводили ужас на фашистских солдат и офицеров. Один пленный

офицер заявил на допросе: "О, эти ваши черные люди... Я прошел много стран

Европы, и всюду меня ожидала только победа. Этот ваш особый народ положил

на меня и моих воинов вечное пятно позора". Бригады военных моряков

освободили 250 населенных пунктов Московской области, приняли самоё

активное участие в разгроме наиболее опытных вражеских группировок,

рвавшихся к Москве. Маршал Советского Союза Г.К.Жуков писал, что моряки

"под Москвой окрыли себя боевой славой и в значительной степени

содействовали 5щему успеху советских войск".

ДМИТРОВ ПРАВОСЛАВНЫЙ

Дмитров, как и многие древние города России, имеет богатые духовные

традиции. Наиболее распространено в районе православное вероисповедание.

Издревле дмитровцы строили храмы в честь особо значимых библейских событий,

великих праздников, а также местночтимых святых земли Русской. Часто храмы

возводились на народные деньги или пожертвования состоятельных прихожан.

Одним из старейших храмов в районе является Успенский собор в

Дмитровском кремле, построенный в первой половине XVI века в княжение Юрия

Ивановича и претерпевший позднее некоторые перестройки. С самого начала он

был замыслен как главный храм удельного Дмитровского княжества, и потому он

так выделяется среди других церквей города величавым благолепием. И когда в

1788 году в Дмитрове была учреждена архиерейская кафедра. Успенский собор

стал кафедральным храмом, наметим попутно, что далеко не каждый город в

Подмосковье удостоен чести иметь свою кафедру.

По установившейся церковной традиции, Дмитровским епископом является

ректор Московских духовных академии и семинарии, расположенных в Троице-

Сергиевой Лавре. В разное время Дмитровскую кафедру занимали выдающиеся

церковные деятели

Дмитров является также и центром церковного округа (благочиния) ,

включающего в себя Дмитровский и Талдомский районы и город Дубну. В районе

в настоящее время действует 22 общины Русской Православной Церкви. Верующим

принадлежат 21 храм и 2 монастыря (Борисо-Глебский в г.Дмитрове и Спасо-

Влахернский в Деденеве). В этих храмах регулярно, а в некоторых ежедневно

совершаются богослужения .

Особо почитаемым в Дмитрове является святой великомученик Димитрий

Солунский Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках

(современный греческий город Салоники, славянское название - Солунь). Шел

третий век христианства. Римское язычество усиливало гонения на

последователей новой веры. Отец и мать святого Димитрия были тайны ми

христианами, поэтому мальчик был крещен и наставлен в христианской вере.

Когда умер отец, Димитрий уже достиг совершеннолетия, и император Валерий

Максимиан, убедившись в его образованности и военно-административных

способностях, назначил его на место отца проконсулом фессалоникийской

области. Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в

обороне города от варваров и истреблении христианства. Воля императора была

выражена однозначно: "Предавай смерти каждого, кто призывает имя Христа".

Приняв же назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и вместо того,

чтобы гнать и казнить христиан, стал открыто учить жителей города

христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Про него

говорили, что он стал для фессалоник "вторым апостолом Павлом", который

основал когда-то в этом городе первую общину верующих; Димитрию

предназначено было последовать за святым апостолом Павлом и в мученической

кончине.

Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул - христианин и

многих римских подданных, увлеченным его примером, обратил в христианство,

гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье,

император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться

с солунскими христианами. Узнав об этом, Димитрий заблаговременно повелел

раздать имение нищим со словами: "Раздели богатство земное между ними

-будем искать себе богатства небесного".

Когда император вошел в город, Максимиан приказал заключить исповедника в

темницу, а сам предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его

любимый силач сбрасывал побежденных им в борьбе христиан с помоста на копья

воинов. Отважный юноша из солунских христиан, по имени Нестор, пришел в

темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на

единоборство с варваром. По благословению Димитрия, Нестор одолел свирепого

германца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник

сбрасывал до того христиан. Разгневанный император приказал тут же казнить

Нестора и осудил на смерть благословившего его на подвиг святого Димитрия.

На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились

воины и пронзили его копьями. Тело святого великомученика Димитрия было

выброшенного на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и

тайно предали земле. Позднее над могилой святого Димитрия была воздвигнута

церковь.

Сто лет спустя, при строительстве нового храма на месте ветхого, обретены

были нетленные мощи святого мученика. С VII века при раке великомученика

Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мирра, в связи с чем

великомученик Димитрий получает церковное наименование Мирроточивого.

Несколько раз почитатели чудотворца делали попытки к перенесению его святых

мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий

таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных

Фесссалоник.

Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от

стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего

ужас. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо

в славянских народах после принятия ими христианства. Да и сами греки

считали Димитрия, по преимуществу, славянским святым.

С именем Димитрия Солунского связаны первые же страницы русской летописи.

Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает

летопись, "убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий

послан на нас от Бога". Русские воины всегда верили, что они находятся под

особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в

старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по

происхождению - так сливался этот образ с душой русского народа.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви

началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов XI столетия

относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного

впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь, сыном Ярослава Мудрого,

великим князем Изяславом, в Крещении Димитрием. Мозаичная икона святого

Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших

дней и находится в Государственной Третьяковской галерее.

В 1194-1197 годах князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в

крещении Димитрий, "создал церковь прекрасную на дворе своем, святого

мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием" (т.е. фресками).

Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира.

Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса этого собора

написана на доске от гроба святого великомученика Димитрия, принесенной в

1197 году из Солуни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого -

фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти

святого Преподобного инока-иконописца Андрея Рублева.

Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду святого Александра

Невского. Святой Александр назвал в честь великомученика старшего сына. А

младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский воздвиг в Москве

храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился

первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе

Иване Калите, он был разобран, а на его месте воздвигнут Успенский собор.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с

воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на

иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На

свитке (в более поздних изображениях) писали и молитву, с которой святой

Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: "Господи, не погуби

град и людей. Если град спасешь и людей - с ними и я спасен буду, если

погубишь - с ними и я погибну".

Почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с

памятью защитника Родины, святого великого князя Московского Димитрия

Донского, который, как гласило "Слово о житии и о преставлении великого

князя Димитрия Ивановича, царя русского", "страну земли Русской мужеством

своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой

Москву стенами чудными оградил ". Князь Димитрий Донской был великим

почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне

Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную

святыню владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия

Солунского. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя

великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве,

установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская

суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом

монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским в

присутствии самого святого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она

ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев

Куликовской битвы.

В Дмитревском раойне почитается и Преподобный Мефодий, игумен Пешношский,

основатель Пешношского монастыря. В юности он пришел к Преподобному Сергию

Радонежскому и провел несколько лет под его руководством, затем, по

благословению Преподобного Сергия, удалился в пустынное место и за рекою

Яхромой в лесу поставил келлию. Вскоре в эту глухую и болотистую местность

к нему явилось несколько учеников, желавших подражать его жизни.

Преподобный Сергий также посетил его и дал совет построить обитель и храм.

Преподобный Мефодий сам трудился при построении храма и келлии, "пеш" нося

деревья через речку, которую с тех пор стали называть Пешноша. С 1391 года

Преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря. По временам он удалялся

для молитвы за две версты от монастыря, сюда же для духовных бесед к нему

приходил Преподобный Сергий, почему эта местность и получила название

"Беседы".

Преподобный Мефодий был погребен в 1392 году в основанной им обители. В

1732 году над его мощами была сооружена церковь во имя преподобных Сергия

Радонежского и Мефодия Йешношского. Начало местного празднования относят к

концу XVII века.

Одной из наиболее известных дмитровских святынь является Животворящий

Крест Господень, о явлении которого из письменных источников можно узнать

следующее.

В лето 1291 г., во княжение Димитрия Александровича, сына святого

Александра Невского, в пятницу перед Троицею, слепая отроду девица, купаясь

в реке Яхроме, внезапно прозрела. Пораженная дневным светом и внезапно

совершившимся над нею чудом, она закричала. На крик собрался народ и монахи

из бывшего Никитского монастыря, находившегося поблизости. Невдалеке от

места свершившегося чуда собравшиеся увидели Животворящий Крест Господень,

который плыл против течения реки Яхромы. Крест этот был взят в Никитский

монастырь, а спустя некоторое время, по просьбам духовенства и людей

Дмитревского уезда, был перенесен в Успенский собор.

До 1824 года подробных сведений о Животворящем Кресте не имеется. В тот

год в Дмитров привезена была купеческая жена Параскева Алексеевна Бабкина,

долгое время бывшая одержимой злым духом. В соборе пред Животворящим

крестом она исцелилась. Передаются и другие предания о его чудесных

свойствах. Так, в 1834 году 19 августа в городе был страшный пожар. Из-за

сильного ветра огонь угрожал истребить все лавки в городских рядах. И когда

неоткуда было уже ждать помощи, некоторые горожане пошли в собор и вынесли

Крест на городской вал - ветер, с еще большей силою, подул в

противоположном направлении, и пожар вскоре потух. Во времена

опустошительных эпидемий 1830-31-47-48-70-71 годов в летнее время

Животворящий Крест Господень обносился по всему уезда, во всех приходских

храмах и просто больших селениях служили молебны, и многие получали

облегчение и исцеление.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.