Народное хозяйство Украины
начинать или с договоренности об общей монетарной единице, или с выпуска
собственных бумаг, денег, которые на первом этапе не будут иметь внешней
конвертируемости.
Но выпуск собственных национальных денег, является действительно
эффективной мерой тогда, когда будут гарантироваться стабильность и
скорость их обращения, а также возможность покупать за них любой товар или
любую услугу без всяких ограничений. Это определяет их высокий авторитет
как среди производителей, так и сред потребителей. Такие деньги способны
будут выполнять огромную стимулирующую функцию в деле повышения
производительности труда, развертывания массовой предпринимательской
деятельности и накопление товарного рынка. Если же с момента появления
новые деньги начнут входить в инфляционный "Штопор", то они не оправдают
своего главного назначения и даже валютных расходов на выпуск и введение.
Одновременно необходимо изменить валютно-финансовую и кредитную политику,
подчинив ее стимулированию предпринимательства, обеспечению равновесия
спроса и предложения на товарных рынках, ускоренного развития рыночной
экономики.
Второе направление реформы - осуществление коренного изменения
экономической и отраслевой структуры народного хозяйства, форм и методов
хозяйствования с ориентацией на потребности изменчивого рынка.
Экономика, в которой 70% приходится на отрасли так называемой группы "А" и
лишь 30% на отрасли группы "Б" искусственно деформирована.
Структурная перестройка не возможна без соответствующего первоначального
капитала, мощных экономических стимулов, инвестиций и новейших технологий
четкой системы хозяйственного управления на микро- и макоэкономическом
уровне.
Структурная перестройка народного хозяйства выдвигает ряд требований.
Во-первых: необходимо ускорить конверсию оборонных отраслей, их
переориентацию на создание современных технологий для переоснащения
производства продукции под запросы внутренних и внешних потребителей, а
также на непосредственный выпуск товаров, особенно когда он технологически
возможен без коренной капиталоемкой модернизации.
Именно эти предприятия и объединения призваны поднять общий технологический
уровень нашего производственного потенциала и производства товара,
конкурентноспособного на наших рынках.
Во-вторых: нужно провести деверсификацию капитала в крупных промышленных
объединениях и на предприятиях, превратить их в комплексные хозяйственные
системы, которые кроме основного (профильного) продукта, будет производить
многообразие товаров непосредственно на потребительский рынок.
В-третьих: следует разумно осуществить разгосударствление и приватизацию,
создав настоящую предпринимательскую среду и рыночную конкуренцию на
современных цивилизованных началах.
В-четвертых: государство создает все условия для либерализации рыночных
отношений и цен, для развития торговли и возможностей свободного перелива
не только готовых товаров, но и инвестиций, трудовых и материальных
ресурсов, то есть совокупного капитала, в те сферы, где наибольший дефицит
и самая высокая норма прибыли.
В-пятых: функционируя в условиях рыночного регулирования хозяйственные
системы, независимо от размеров и форм собственности могут стать
восприимчивыми к новейшим научно-техническим разработкам, постоянно следить
за технологическим и организационным обновлением хозяйства, ибо без такого
невозможно выжить в конкурентной борьбе.
В-шестых: приоритет в стратегическом курсе развития экономики Украины
следует отдать прежде всего, обеспечению энергетической, продовольственной
и экологической безопасности народа.
В связи с мизерными запасами нефти на собственной территории, особенно
остро стоит проблема с жидким топливом и смазочными материалами.
С переходом на расчеты в конвертируемой валюте за сырье, импортируемое из
России, нефть придется закупать в объемах из расчета на весьма
расточительную энергоемкость хозяйства и необходимость загрузки мощностей
нефтеперерабатывающей промышленности на сумму 7,4 миллиардов, а газ - 7
миллиардов долларов.
На покрытие только этих затрат предстоит существенно увеличить экспорт
своих товаров на внешние рынки в расчетах по мировым ценам. К тому же
остродефицитными для экономики Украины являются древесина, хлопок и многие
известные металлы. Что осложняет экономическую ситуацию на Украине. Выйти
из нее могут помочь:
-применение жесткой политики энерго и ресурсосбережения.
-постепенный переход от экспорта сырья на производство и экспорт более
дорогих покупаемых товаров конечного потребления.
- широкое использование (там, где это возможно) возобновляемых местных
энергоисточников ( энергии солнца, воды, ветра, термальных вод, малых рек,
а также биоэнергетики).
- поиски и введение в хозяйственный оборот принципиально новых,
экологически чистых энергоносителей (в частности газовой энергетики,
источников водородной энергии), а также гарантий безопасности атомной
энергетики.
В-седьмых: Украина имеет наибольшие возможности выйти в ближайшее время из
продовольственного кризиса и экспортировать сахар, растительное масло,
льняные ткани и готовые изделия из них, пшеницу, алкогольные напитки
(водку, вина высших сортов), табачные изделия и т.д.
Если умело выделить зоны производства экологически чистых продуктов
питания, наладить их глубокую переработку и надлежащую товарную упаковку с
помощью современных технологий мирового уровня, то наши продукты будут
конкурентноспособными даже на высоко насыщенном Европейском рынке.
Для этого необходимо выработать и ввести разумную аграрную и
агропроизводственную политику, исходя из экономических интересов
крестьянства, его собственного выбора относительно форм и методов
хозяйствования. Крестьянин должен стать свободным хозяином земли, других
средств производства, продуктов и доходов, то есть настоящим
предпринимателем в рыночной экономики. Система его взаимоотношений с
поставщиками машин, удобрений и других промышленных товаров и услуг, а
также с покупателями сельскохозяйственной продукции и в том числе с
государством, должна строиться на принципах перепродажи по паритетным
ценам, которые обеспечивали бы высокую, стабильную доходность и рост
накоплений крестьянских хозяйств, кооперативных и государственных систем.
Но экономика Украины достигнет современного мирового уровня лишь тогда,
когда все ее звенья возглавят специалисты-профессионалы с глубоким знанием
проблем воспроизводства и рынка не только внутреннего, но и внешнего;
когда они будут разговаривать со своими зарубежными коллегами на одном
профессиональном языке, находить с ними общие экономические интересы,
смогут быть конкурентноспособны в своих экономических и организационно-
управленческий действий. В современных трудных условиях в определении
экономической стратегии нужно быть особенно внимательными, не попасть на
влияние на сегодня модных, но настолько же и легковесных идей как
экономического романтизма, так и экономического авантюризма.
Рыночная экономика - это эффективная в тоже время жесткая система реализма
и выживания. Она основывается исключительно на высоком уровне экономических
интересов, знаний и умения на точных расчетах эффективно вести хозяйство,
организовать беспрерывный процесс совершенствования технологий, купли
необходимых ресурсов, продажи готовых товаров и управлять им, на
объективных законах рыночной экономики на теории функционирования в ней
валютно-финансовой системы, различных форм собственности в условиях
конкуренции и меняющейся конъюнктуры рынка.
4.2. Проблемы хозяйственного взаимодействи
Украины с государствами СНГ.
Распад СССР породил в бывших союзных республиках две противоположные
тенденции. С одной стороны, бывшие союзные республики стремились закрепить
свой национальный суверенитет изоляционистскими мерами в экономике. За
этим, главным образом, стояло расхождение реальных экономических интересов,
обусловленное различиями в развитии производительных сил и предшествовавший
период, и желание мексимальнео использовать национальные ресурсы для
удовлетворения потребностей внутреннего рынка в условиях ухудшающейся
экономической ситуации. С другой стороны, все более настойчивыми
становились требования сохранить ранее существовавшие производственно-
технологические связи с другими бывшими союзными республиками, и в первую
очередь, с Россией. Это обосновывалось наличием единой сети транспортных
коммуникаций и информационных систем с высокой степенью интеграции научно-
технического потенциала, общностью технических условий поизводства,
единством использования стандартов и прочими условиями.
Итог 1995 года, завершившего четвертый год самостоятельной экономической
политики, большинству новых независимых государств дал немало для
экономического анализа ситуации, сложившейся в противоречивой обстановке, а
также дла выработки возможных путей восстановления нарушенных связей. В
1995 году, как и в предыдущие несколько лет, в бывших союзных республиках
отмечалось постоянное ухудшение функционирование экономики. Так, в странах
СНГ в 1994-1995 годах продолжалось падение объема валового национального
продукта (ВНП), которое в среднем составило 19% и 16% соответственно. В
1995 году объем ВНП в этих станах продолжал падать, уровень падения
составил от 7,5% в Узбекистване до 35,6% в Грузии.
В то же время лишь в Туркменистане омечался рост ВНП, в первую очередь за
счет роста сельскохозяйственного производства, где важнейшей экспортной
культурой был хлопок, а также за счет развития нефтедобычи и переработки
нефтепродуктов. Спад промышленного производства был еще более глубоким. В
целом за период 1990-1994 гг.сокращение ощего объема призводства в странах
СНГ достигло почти 50% для России и 60% для Латвии, Литвы, Молдовы и
некоторых других бывших республик СССР.
В целом основные экономические показатели стран СНГ в 1994 году в
сопоставимых ценах к 1991 году указана в таблице.
Основные экономические показатели стран СНГ в 1994 году к 1991 году ( по
данным Статкомитета СНГ )
(%, в сопоставимых ценах)
| |Валовой |Общий | |Капита|Индекс |
| |внутренн|объем |Валова|льные |потреби|
| |ий |промышл|я |вложен|тельски|
| |продукт |енной |продук|ия |х цен |
| | |продукц|ция | |(раз) |
| | |ии |сельск| | |
| | | |ого | | |
| | | |хозяйс| | |
| | | |тва | | |
|Азербайджан |46 |53 |56 |113 |2369 |
|Армения |40 |50 |4 |20 |12,2 |
|Беларусь |65 |68 |82 |47 |3207 |
|Грузия |25 |24 |46 |3 |- |
|Казахстан |57 |52 |79 |29 |5615 |
|Киргизия |52 |42 |73 |23 |582 |
|Молдова |48 |51 |66 |15 |909 |
|Россия |51 |56 |79 |39 |742 |
|Таджикистан |51 |48 |52 |33 |764 |
|Туркменистан |149,4 |66 |108 |- |4236 |
|Узбекистан |83 |98 |94 |52 |1129 |
|Украина |60 |62 |77 |43 |10790 |
|Всреднем по содружеству |61 |56 |78 |41 |1604 |
Глубокий кризис в 90-е годы также вызвал резкое падение производства в
Украине. Начиная с 1990 года происходило постоянное нарастание кризисных
явлений. Пик кризиса пришелся на период с октября 1993 года по январь 1994
года, когда отметка максимаьного падения ВНП достигла 45%.
В какой-то мере 1994 год можно назвать обнадеживающим, поскольку именно в
этом году наметилась определенная производственная и финансовая
стабилизация.
К сожалению, эта тенденция была прервана очередным падением производства в
декабре 1994 года на 7,3% и в январе 1995 года на 16,7%. Выпуск
промышленной продукции в феврале и марте 1995 года практически
стабилизировался, что дает некоторые надежды на дальнейшую экономическую
стабилизацию в Украине. Однако слабые признаки стабилизации все же не дают
ясной перспективы для большинства отраслей экономики Украины. В первую
очередь тревогу вызывают низкие темпы проводимых реформ. Таким образом,
впервые возникшие в экономике положительные тенденции пока еще не являются
следствием долго ожидаемого перелома в экономическом развитии и не
приобрели устойчивого характера. В то же время в экономике продолжают
сохраняться и углубляться кризисные явления, особенно в машиностроительном
и некоторых других секторах. Эти процессы вызвала значительное обострение
социально-экономической обстановки, рост скрытой безработицы.
Из материалов Минстата Украины следует, что на конец 1995 года уровень
безработицы по стране составил 0,49% населения трудоспособного возраста.
Одовременно Министерство статистики сообщило, что в условия неполной
занятости на протяжении года в промышленности работал почти каждый третий
работник. Приведенные цифры свидетельствуют о довольно медленном развитии
рыночных отношений в Украине.
В ряде стран СНГ, в том числе в России, Молдове и др., процессы рыночных
преобразований набрали значительно большие обороты. Намного больше создано
рыночных структур и значительно шире ведется процесс разгосударствления
имущества предприятий. Однако эти процессы несут с собой и большие лишения,
трудности, а в ряде отраслей распад производственных структур.
К примеру, в 1995 году безработица в такой сравнительно небольшой стране,
как Молдова, достигла 23%, практически остановились все крупные предприятия
машиностроительного профиля, зависящие от поставок сырья и комплектующих из
других стран СНГ. Можно смело утверждать, что одной из главных причин
падения объемов ВНП в странах СНГ было постепенное прекращение
межреспубликанской торговли. Действительно, уже в 1992 году торговля между
странами бывшего СССР сократилась на треть. В 1993 году она упала еще на
одну треть, а в 1994 году падение было более одной трети.
Объм экспортно-импортных операций Украины со странами СНГ в 1995 году
оценивался в 36 трлн.руб., в том числе экспорт - 15 трлн.руб. Экспортные
операции в 1995 году осуществлялись в основном с Россией, Молдовой и
Беларусью, импортные - с Россией и Туркменистаном. Анализ показывает, что
отрицательное влияние падения межреспубликанской теории наиболее болезненно
проявляется в экономиках небольших стран СНГ, степень зависимости которых
от внутрисоюзного рынка была более значительной. К сложным экономическим,
политическим и социальным аспектам переходного периода в странах СНГ
следует добавить также и тот факт, что техническая помощь и инвестиции из-
за рубежа были значительно ниже ожидаемых.
Таким образом, к началу 1996 года сложилась настоятельная необходимость
попытаться приостановить падение производства и направить торговлю и
экономическое сотрудничество между странами СНГ и Балтии на новую, рыночно
ориентированную основу.
В опубликованном в конце 1994 года докладе экспертов международного
валютного фонда (МВФ) дается оценка экономической обстановки в бывших
республиках СССР и излагается взгляд МВФ на пути дальнейших преобразований
в их торговле. "Не внушающая оптимизма картина"- так МВФ оценивает
перспективы экономического развития региона. Однако в исследовании
отмечается, что распад СССР создал уникальную возможность для выработки
торговой политики с новыми сувереными странами. По оценкам МВФ, уровень
инфляции в республиках бывшего СССР составил в 1994 году 457,4%, а в 1995
году - 85,2% ( в 1992-1993 гг.этот показатель превышал 1200%). По мнению
экспертов МВФ, в то время как большинство стран мира почувствует реальные
блага от либерализации торговли, большинство новых независимых государств,
в особенности Украина и Беларусь, по-прежнему будут ощущать экономических
ущерб от продолжающегося процесса разрыва экономических связей. Во главу
угла в своих рекомендациях МВФ ставит процесс либерализации торговли в
странах СНГ и на первое место выдвигает снятие контроля над экспортом. И
хотя эта мера связана с необходимостью решения других проблем -
либерализации цен и валютного обмена, выработки ответственной финансовой
политики и т.д., уже на первой стадии возможно снятие таможенного контроля
в количественном выражении.
Три года становления содружества независимых государств для истории - лишь
мгновение, но за эти годы произошло стремительное разъединение молодых
государств, сопровождавшееся глубоким кризисом как политического, так и
экономического характера. Три года поиска путей и средств преодаления
возникших противоречий породили стремление к развитию региональных
интеграционных процессов нового характера, обосновали необходимость поиска
подходов к двустороннему и многостороннему экономическому сотрудничеству.
Последние три года убедительно доказывают, что без восстановления бывших
хозяйственных связей невозможно быстро преодолеть повсеместные кризисные
явления и приостановить спад производства.
Договор о создании экономического союза, подписанный 24 сентября 1993 года,
явился закономерным и объективным итогом происходящих в СНГ процессов и
заложил основу согласованной стратегии по преодолению кризисных явлений и
реформированию всей экономической сферы СНГ. Главной особенностью договора
является то, что он провозглашает принцип уважения суверенитета каждого
государства и невмешательства в дела друг друга, уважения прав и свобод
человека, неприменения экономического давления во взаимоотношениях.
К основным целям экономического союза относятся: формирование условий
стабильного развития экономик сторон, поэтапное создание общего
экономического пространства на базе рыночных отношений, создание равных
возможностей и гарантий для всех хозяйственных субъектов, совместное
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|