рефераты бесплатно

МЕНЮ


Сирия

продукцию кустарных промыслов, парфюмерию). Сирийский импорт из этой группы

государств широк и разнообразен – от различных машин и оборудования до

бытовых электроприборов и зажигалок.

Крупнейшими торговыми партнерами Сирии из их числа выступают

государства Европейского сообщества (ЕС), прежде всего Италия, Германия,

Франция – 35–40% общей торговли Сирии. На США приходится 4–5% общей

стоимости сирийской торговли, на Японию 3 – 4%.

Сирия также предпринимает шаги по развитию торговых отношений с

другими группами государств, прежде всего со странами Восточной Европы,

которые выступают постоянными покупателями не только традиционных товаров

сирийского экспорта, но и нефти и нефтепродуктов, товаров производственного

и потребительского назначения (искусственных тканей, серной и сернистой

кислот, тройного суперфосфата, трансформаторов и др.).

Решая задачи по расширению товарооборота и увеличению экспорта, Сирия

особое внимание уделяет развитию торгово-экономических связей с

развивающимися странами. Основными торговыми партнерами Сирии из числа

освободившихся государств традиционно являются арабские страны.

Характерная черта внешнеторговой политики Сирии в 70-е – 90-е годы –

протекционизм. Страна применяла различные формы внешнеторгового

регулирования, но наиболее важными были лицензирование, валютный контроль и

нетарифные ограничения.

Наряду с торговлей, Сирия использует и другие формы экономических

отношений с зарубежными странами. Наибольшее распространение получили

кредитно–финансовое сотрудничество, участие иностранных фирм и компаний в

освоении природных ресурсов страны, сооружение различных объектов

производственного назначения, закупка и внедрение современной технологии,

предоставление инжиниринговых услуг, создание смешанных предприятий,

обучение сирийских специалистов. При этом Сирия практикует заключение

межправительственных соглашений об экономическом, кредитно-финансовом и

научно-техническом сотрудничестве на двух- и многосторонней основе. В

последнее время активно развивается туризм (прибыль в 1995 году – 150 млн.

долларов США)

11. Города.

11.1 Дамаск.

Дамаск особенно хорош весной. В белой и розовой пелене цветения

утопают сады оазиса. Лёгкий ветерок несет тончайшие ароматы трав и цветов.

Арабы говорят, что, когда пророк Мухаммед создавал картины рая, он брал за

образец Гуту. В центре этого огромного цветущего сада у подножия горы

Касьюн лежит самая древняя столица мира. Город хранит в своих недрах много

неразгаданных тайн. В далекие времена его называли «прекрасным и священным

светом Востока». Он сыграл исключительную роль в формировании многих

цивилизаций. «Дамаск глядел на обломки сотни империй… старый Дамаск должен

по праву называться вечным городом», - писал Марк Твен.

В древней истории Ближнего Востока этот город – важная страница. Он

упоминается в египетских текстах XVIII династии фараонов, на ассирийских

табличках, в библии. Но по-настоящему город вошел в историю в эпоху

Соломона. В этот период он становится столицей арамейского государства. От

той далекой эпохи остался лишь один материальный памятник – базальтовая

плита с барельефом. Ее обнаружили при реставрации мечети Омейядов. Плита

стояла в основании стены северной части города. Барельеф изображает сфинкса

с козлиной бородкой, сложенными крыльями и двойной короной на голове. Между

когтистыми лапами свисает маленький фартук. Судя по характеру исполнения,

работа принадлежит финикийским мастерам.

На юго-западе городской стены возвышается башня Нур-эд-Дина – типично

мусульманское фортификационное сооружение. Блоки нижней части значительно

крупнее тех, что лежат выше. Сохранившаяся с 1168 года башня несет следы

многочисленных перестроек.

На месте двух древнеримских ворот Нур-эд-Дин построил так называемые

Малые и Южные ворота. Над последними помещена плита с куфической надписью,

извещающей, что атабек взимает плату с купцов, идущих в Ирак и

возвращающихся обратно. Ворота и сейчас украшает полукруглая арка.

Современный христианский район Дамаска Баб-Тум широко известен своим

госпиталем, магазинами, затененными зеленью чистыми улицами. Название его

идет от названия ворот, построенных при Айюбидах на месте древнеримских в

1128 году. Монументальные ворота, привлекающие внимание туристов, являются

образцом фортификационной мусульманской архитектуры. Они стоят почти в

центре современного города, а когда-то несли защитную функцию. Сохранились

остатки разрушенной зубчатой стены, примыкавшей к воротам.

Северные ворота – Баб-эс-Салами – народ назвал Воротами спасения:

врагу особенно трудно было проникнуть в город через них, так как мешала

многоводная Барада и многочисленные деревья.

К воротам Баб-Шарки примыкает район с узкими уличками, старыми домами

из глины и камня с характерно нависающим вторым этажом. Из маленьких

мастерских раздается стук молотков. Здесь живут знаменитые дамасские

ремеслинники. Слава их изделий давно стала мировой. Шкатулки,

инкрустированные перламутром, перемежаются огромными или совсем небольшими

блюдами-подносами. Точеные кувшины с тонкими горлышками стоят рядом с

кофейником и чашечками в желтых металлических подставках с восточным

орнаментом. Случайно попавший сюда турист может увидеть шитые золотыми

нитями халаты, знаменитую дамасскую парчу, остроносые кожаные шлепанцы с

загнутыми носками.

Неповторимый колорит создают многочисленные мечети Дамаска. В1213 году

Айюбиды построили первую свою мечеть – Джами Музаффари, повторившую в плане

мечеть Омейядов. Здесь также есть внутренний двор с бассейном в центре,

окруженный портиками с древними коринфскими колоннами. Внутренний дворик –

кусочек живой природы – необходимый фрагмент мечетей. В Коране сказано: «И

пусть соединятся растения и воды с созданием людским, как часть одной

природы, воздвигнутой рукой Аллаха…» Над северным входом мечети поднимается

квадратный минарет. Зал молитв разделен двумя рядами аркад, которые создают

ощущение легкости, воздушности. Над каждой из семи дверей – деревянная

резиновая решетка. На каменной михрабе остался след орнамента,

нарисованного когда-то масляной краской.

Мечеть Джами ат-Табуа построена в 1234 году, сгорела в 1299-м, затем

вновь восстановлена. Когда-то на ее месте стоял караван-сарай,

пользовавшийся дурной славой. Его ликвидировали, снова использовав план

Омейядской мечети, построили Джами ат-Табуа. Просторный двор окружен

портиками. Вдоль южной стены тянется зал молитв. Бросается в глаза бедность

интерьера, голые стены, отсутствие украшений, что очень характерно для

архитектуры того периода. Только михраб этой мечети почитается как один из

наиболее совершенных михрабов Дамаска. Он резко выделяется на фоне тусклых

стен тонкой резьбой по камню, ярким цветочным и геометрическим орнаментом.

По бокам украшен тонкими витыми колонками. Над самим михрабом раскинулась

объемная арка, декорированная переплетением цветочных гирлянд. Под аркой –

две квадратные резные пластины, между ними – медальон, выполненный с

большим искусством.

Сердцем Дамаска является мечеть Омейадов. Обширный двор ее ограничен

сводчатой галереей с трех сторон. В четвертой – молельный зал. Мы минуем

куполообразный павилион с тонкими колоннами, где когда-то хранилась казна.

Направляясь в молельный зал, проходим мимо традиционного фонтана и бассейна

для омовений. Два ряда коринфских колонн, капители которых были когда-то

позолочены, образуют три придела. Над центром зала – массивный купол.

Михраб мечети отделан инкрустацией, резьбой. Это блестящий образец

мусульманского прикладного искусства. Круглая лестница ведет на

беломраморный амвон. В восточной части зала для молитв находится мраморный

павильон, в котором, по преданию, покоится голова Иоанна Крестителя.

Гробница святого равно уважаема как христианами, так и мусульманами.

Надгробие – шедевр восточного искусства, как и большой михраб у южной

стены.

Говоря о мечети Омейядов, нельзя не упомянуть о трех ее минаретах. В

юго-восточном углу от христианского храма сохранилась башня, так называемый

минарет Иисуса. Юго-западный минарет, построенный, как и первый, на одной

из башен бывшего храма Юпитера, возник в XV веке и хранит черты египетского

стиля. И, наконец, в северной части – Минарет невесты, наиболее старый,

созданный еще в омейядский период, за исключением верхней части, возникшей

в недавнее время.

Через северную дверь, украшенную бронзовыми рельефами, мы покидаем

двор метечи. Идем вдоль византийской колоннады, минуем два древних медресе.

Перед нами гробница Салах-ад-Дина –талантливого полководца и правителя,

освободившего эту землю от крестоносцев. Под рифленым куполом два надгробия

– Салах-ад-Дина и его сподвижника.

Фриз здания украшен стихами из Корана, выполненными в манере

куфического письма, все его четыре стороны – резьбой по камню, повторяющей

геометрические мотивы. Гробница в целом – образец декоративного искусства

периода Айюбидов. Вид ее несколько изменился в конце XIX века.

Почти каждый камень Дамаска несет на себе печать истории. Странно,

что за этими древними стенами шумит вполне современный город. С рынка

Хамидийе мы попадаем на другой – Сук аль-Харир. Здесь когда-то был

знаменитый шелковый базар. А рядом купола старого хана Гумрок, где после

долгих караванных переходов находили покой и отдых купцы и путешественники.

К этому постоялому двору примыкают бани XVIIвека, сейчас частично

разобранные и превращенные в помещения рынка.

Среди исторических памятников старого Дамаска особое место занимает

дворец Азема, построенный в XVIII веке одним из правителей Дамаска. Дворец

уникален тем, что дает образцы всех видов сирийского декоративного

искусства. Осмотрев его, можно составить полное представление о

расположении комнат и внутреннем убранстве знаменитых сирийских дворцов, их

мужской и женской половин, о красоте высоких стен, украшенных

инкрустированным деревом и мрамором. Можно послушать мелодичное журчание

фонтанов в маленьком дворе и посидеть в тени лимонных и апельсиновых

деревьев. Сейчас здесь создан музей народного творчества. Число посетителей

растет из года в год.

С горы Касьюн открывается вид на весь Дамаск. В центре серая масса

тесно сгрудившихся домов, высокие стрелы минаретов и башен. Ближе к окраине

– улицы, утопающие в зелени. Когда-то здесь были великолепные сады, и в

названиях проспектов еще осталось упоминание о них. Например, Абу-Руммани –

одна из красивейших улиц города. Ее особняки прячутся среди деревьев, и

каждый совершенно не похож на другой. Их украшают чугунные решетки,

волнообразные ленты балконов, живописные крошечные дворики с яркими пятнами

ухоженных клумб.

Почти каждая улица или район Дамаска несут следы истории. Такова улица

Малики, застроенная многоэтажными современными домами и выходящая на

площадь, где стоит памятник борцу за национальную независимость Сирии

полковнику Малики.

Архитектура Дамаска представляет собой своеобразный синтез новейших

международных веяний с элементами восточного декора. Своеобразны здания

старой части города. Они отличаются массивными стенами, огромными

порталами. В 30-х годах в строительстве начали применять железобетонные

конструкции. Так построен отель «Орьян-Палас», обращенный широкими

верандами к горам. Комнаты отеля связаны с внешним миром остекленной дверью

с ажурным барьером, что очень практично в жарком климате. Открытые веранды

спускаются каскадом. Их железные решетки просты по рисунку, как и плита

венчающего карниза, задерживающего отвесные лучи солнца.

Дамаск богат не только следами и находками тысячилей. Это столица

молодой страны, открытой современным культурным, экономическим и социальным

устремлениям, страны, идущей по пути мира и прогресса.

Ведущей отраслью сирийской экономики является текстильная

промышленность. Дамасские ткани извечно составляли славу страны. Крупные

государственные комбинаты «Хумасия» и «Дебс» известны и за рубежом. Блуждая

в узких уличках, примыкающих к Хамидийе, можно встретить такое зрелище: у

примитивного станка сидит седой человек в свободной рубахе, руки его быстро

двигаются, и на наших глазах появляются метры голубой шелковой ткани,

пользующейся спросом у туристов. Такие ремесленные предприятия еще

существуют. И их пока не мало.

Красивейшие пейзажи, старинные архитектурные памятники в окрестностях

Дамаска, однажды увидев, нельзя забыть. Это красивейшее зрелище породило

немало поэтических строк, и среди них стихи популярнейшего современного

арабского поэта Рашида аль-Ясина:

О Дамаск, я любуюсь тобой!

Я люблю твоих утренних улиц простор,

Брызги первых лучей и садов аромат,

И когда вечерами над шапками гор

Пламенеет багровый закат,

Озаряя вдали минарет золотой,

О Дамаск, я любуюсь тобой!

Лирическое настроение рождается не только у поэтов. Дамаск, древняя и

современная столица, остается в сердце каждого, кто здесь побывал.

11.2 Латакия.

Латакия – крупнейший порт Сирии. Жизнь порта отражает жизнь страны.

Новые веяния оттесняют старые традиции. Каждое утро из ворот порта выезжают

огромные грузовики с техническим оборудованием для строек, лесом, машинами

и прочими предметами сирийского импорта. Они едут в глубь страны: в Халеб,

Дейр-эз-Зор, далеко на север, где развивается нефтеперерабатывающая и

нефтедобывающая промышленность.

Суета, обычный деловой шум, грохот в порту сменяются относительной

тишиной: наступает время обеда. Рабочие идут к крану, совершают омовение

рук и лица. Постелив платок на землю, они становятся на колени, обращают

лицо в сторону Мекки и начинают молитву. Затем не спеша разворачивают

узелок с едой: пресная лепешка, оливки, немного лябана (густого кислого

молока). Наступает священный час еды. Мелкие торговцы развозят на

самодельных тележках «арабские сэндвичи». Это самая популярная еда в Сирии.

На лотках – фрукты, а летом в кувшинах – охлажденный финиковый напиток. Лед

колют и кладут в эти кувшины здесь же, прямо на мостовой.

Как в большинстве приморских городов, улицы Латакии бегут вверх, к

холму, на котором когда-то стояла крепость крестоносцев. Красные блики

поднимающегося солнца играют в окнах домов. Много зданий-новостроек. В

последние годы город неузнаваемо изменился. Дома многоэтажные, с ярусами

балконов. Первые этажи привлекают внимание многочисленными витринами новых

магазинов. Относительно широкие улицы с интересными в архитектурном

отношении домами теснят старый город. Но все они направлены к морю,

планировка осталась прежней с эллинских времен. История же города уходит

корнями в еще более далекую эпоху.

Во времена финикийцев здесь была маленькая гавань. Древние монеты

донесли до нас изображение проходящего под латакийским маяком корабля,

груженного хлебом. Город в ту далекую пору представлял собой центр

финикийского государства Угарит и располагался в семи километрах от

современного города. Затем им попеременно владели ассирийцы, вавилоняне,

персы. Александр Македонский завоевал его после победы при Иссе. Во времена

Селевкидов он становится одним из самых крупных в стране наряду с

Антиохией, Апамеей. Латакией город был назван Селевком I в честь его

матери.

Город процветал в эллинистическую и римскую эпохи. Красивые здания,

храмы были окружены зеленью садов, виноградников. Старую часть горда до сих

пор украшает Триумфальная арка, через которую проходили доблестные римские

легионеры, проезжали колесницы императоров, сопровождаемые рабами,

закованными в цепи. Среди фрагментов орнамента арки – каски легионеров, их

оружие.

Сохранилась и античная колоннада. С неё открывается вид на город и

море. Между стройными колоннами проглядывает небо. В разное время суток

круг колонн по-разному освещен солнцем, создает ощущение вечного движения.

Безупречно выбрано место строительства.

В V – VI веках город потрясли два сильных землетрясения, разрушевшие

многие здания, храмы, колоннады, составлявшие гордость жителей. Страдал

город и во время многочисленных новых попыток овладеть им. За него боролись

арабские халифы и византийские императоры, турки-сельджуки и крестоносцы.

На город нападали, его грабили, жгли, но он продолжал жить. Во время

французского мандата он становится столицей государства алавитов. Когда же

последний французский солдат покинул землю Латакии, город возродился к

новой жизни.

Следы прошлых эпох, соседствуя с современностью, создают своеобразие

особого толка. В старой части города – узкие улочки, длинные глухие

каменные заборы. Под арками время от времени мелькают закутанные с ног до

головы в черное фигуры. Этот район сохранил черты первых веков

мусульманства. Над лабиринтом улиц и тупичков поднимается самая красивая

мечеть города – Мограби, или марроканская, построенная в прошлом веке.

Двадцать восемь ступеней ведут вверх. В маленьком дворике – фонтан и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.