Социально-экономические проблемы угольной промышленности
Социально-экономические проблемы угольной промышленности
УГТУ-УПИ
РЕФЕРАТ
По предмету «экономическая география и
регионалистика»
На тему:
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Кафедра: управление внешнеэкономической
деятельностью предприятий
Выполнил: Гусев Д.А, И-141
Проверил:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ 5
СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ 8
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАКРЫТИЯ ШАХТ 9
Информированность о процедуре увольнения. 9
Выплата выходных пособий и компенсаций в связи с увольнением. 9
Выплата пособий в возмещении вреда (по регрессным искам). Передача дел в
Фонд социального страхования. 9
Содействие Занятости 10
Предоставление высвобождаемым работникам предувольнительных
консультационных услуг. 10
Наличие возможностей для профессиональной переподготовки. 11
Наличие временных рабочих мест в рамках программ общественных работ. 11
Доступность рабочих мест на действующих и новых предприятиях. 12
Расширение возможностей для занятости путем поддержки малого
предпринимательства и микро кредитования. 12
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ ШАХТЕРСКИХ ГОРОДОВ И
ПОСЕЛКОВ 14
Состояние объектов социальной сферы. 15
Снабжение пайковым углем 15
Эффективность работы местных Наблюдательных советов*. 17
Уровень доверия шахтеров и жителей шахтерских городов и поселков к
участникам процесса реструктуризации на местах. 18
Экономические проблемы отрасли 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ВВЕДЕНИЕ
Россия занимает первое место в мире по разведанным запасам углей.
Лучшие по своему качеству угли залегают в Кузнецком и Печорском бассейнах.
Ресурсы углей размещены по территории России неравномерно. Свыше 93 % всех
угольных запасов приходится на восточные районы страны, а его основные
потребители находятся в европейской части.
Важнейшим угольным бассейном России является Кузнецкий. Его площадь –
70 тыс.км.2 . На его долю приходится 40 % всей добычи. Угли бассейна имеют,
как правило, невысокую зольность (4-16%), низкое содержание серы (от 0,3 до
0,65 %), фосфора. Залегают угли на глубине от 300 до 600 м. Мощность
пластов от 6 до 14м, а в ряде мест достигает 20-25 м. Добыча ведется
шахтным и открытым способом. Балансовые запасы составляют 600 млрд.т. По
запасам, качеству углей и мощности пластов Кузбассу принадлежит одно из
первых мест в мире. Угли Кузбасса отличаются небольшой зольностью, высокой
калорийностью – до 8,6 тыс. ккал. Значительны ресурсы коксующих углей.
Второй крупной угольной базой является Печорский бассейн с запасами
210 млрд.т. Его угли отличаются высоким качеством, имеют теплотворную
способность 4-7,8 тыс.ккал. Значительная часть печорских углей коксуется.
К угольным бассейнам общероссийского значения относится Канско-Ачинский
буроугольный бассейн, запасы которого составляют 600 млрд. т. Он расположен
в пределах Красноярского края и Кемеровской области. Пласты угля выходят на
поверхность и создают условия для открытой добычи. Угли бассейна имеют
сравнительно высокую зольность до 8-16 %, теплотворная способность их 2,8-
4,6 тыс.ккал., но содержат значительно количество влаги ( до 48%), что
приводит к быстрому окислению. Мощность пластов огромна - от 14 до 70 м,
расположены они горизонтально и близко к поверхности. Канско-Ачинские угли
имеют самую низкую себестоимость в России и используются как энергетическое
топливо. Здесь создается программно-целевой территориально-производственный
комплекс с уже действующими и строящимися крупными тепловыми
электростанциями. В бассейне выявлено 24 месторождения, в том числе 11
крупнейших –Итатское, Березовское, Боготольское, Назаровское, Ирша-
Бородинское.
Располагают ресурсами углей и другие регионы России. Так, в Центральном
районе находится Подмосковный угольный бассейн, на Урале – Кизеловский,
Челябинский, Южно-Уральский, в Сибири – Минусинский, Черемховский,
Улугхемский, Тунгусский, на Дальнем Востоке – Южно-Якутский бассейн с
высококачественными углями, на базе которого формируется ТПК, а также
Буреинский, Сучанский, Ленский бассейны. Углями богат о.Сахалин. Восточные
районы Росси имеют большие перспективы развития угольной промышленности.
Основная доля углей в России добывается шахтным способом, в тоже время
растет открытая добыча. Уже сейчас она составляет более 40 % общего объема
добычи. В настоящее время добыча угля составляет более 250 млн.т. в год. В
перспективе же она будет снижаться и в первую очередь в европейских
районах. В Кузбассе и Канско-Ачинском бассейнах предполагается некоторое
увеличение добычи углей за счет открытой добычи.
В советские времена специальность шахтёра была одной из престижных и
хорошо оплачиваемых. Но положение дел кардинально изменилось после распада
СССР. Обозначив переход к рыночной экономике, уже российское правительство
не разобралось в ситуации, сложившейся в угольной отрасли. Так как
большинство предприятий угольной промышленности были убыточны и
поддерживались государственными дотациями, в отрасли обозначились огромные
социально-экономические проблемы, вызванные необходимостью реструктуризации
отрасли и ликвидации убыточных предприятий.
ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
Основной причиной социально-экономических проблем угольной отрасли
считается убыточность огромного количества предприятий угольной
промышленности. Кроме того, принимаемые меры по реструктуризации отрасли не
соответствуют изменяющейся ситуации (увеличению тарифов, инфляции, старению
оборудования и т.д.)
Важным показателем экономической оценки угольных бассейнов является
себестоимость добычи. Она зависит от способа добычи, структуры и толщины
пласта, мощности карьера, качества угля, наличие потребителя и дальность
перевозки. Угольные бассейны восточных районов России опережают европейскую
часть по технико-экономическим показателям, что объясняется способом добычи
угля в этих угольных бассейнах. Бурые угли в основном залегают на Урале, в
Восточной Сибири, в Подмосковье. Каменные угли, в том числе коксующиеся,
залегают в Кузнецком, Печорском и Южно-Якутских бассейнах.
На протяжении всей своей советской истории угольная отрасль
руководствовалась крайне искаженными экономическими показателями.. Цены
резко занижались, и половина шахт всегда работала с убытком, но держалась
на плаву посредством государственных дотаций. В начале 90-х годов цены на
уголь были отпущены и стремительно скакнули вверх. И тут выяснилось, что
переход на рыночную систему требует длительной подготовки, причем это
относится не только к угольной отрасли, но и ко всем потребителям.
Основополагающее значение для угольной отрасли и ее экономики имеет
громадное разнообразие горно-геологических условий залегания и природного
качества угольных запасов. В первую очередь природным фактором
определяются большие ( в 5-10 раз) различия в уровнях затрат и прибыльности
отдельных шахт и участков. По мере эксплуатации любого угледобывающего
предприятия горные работы все более передвигаются в глубь земных недр, что
сопровождается удлинением производственных коммуникаций и падении их
«производительности». В итоге добычная способность шахты постепенно
снижается, а ее экономический показатели ухудшаются. Периодическая
реконструкция угольного предприятия является не только средством
экономически выгодного обновления, но и условием его физического
существования.
Выбор эффективной стратегии дальнейшего развития угольной отрасли
России тесно связан с направлениями, темпами и результативностью
осуществляемых в стране социально-экономических преобразований.
Пойдя по пути комплексной реструктуризации отрасли правительство,
столкнулось с множеством трудностей и проблем.
Угольная промышленность России в течение длительного периода является
дотационной отраслью, что обусловлено не результатами хозяйственной
деятельности, а сложившейся методологией и практикой формирования оптовых
цен на топливные ресурсы, при которых цены на уголь практически всегда
оставались ниже затрат на его добычу.
В России для угольной промышленности в целях обеспечения ее устойчивой
хозяйственной деятельности ежегодно из государственного бюджета выделяется
дотация на выполнение работ по воспроизводству мощностей и техническому
перевооружению (капитальные вложения), на оплату труда шахтеров по
тарифному соглашению, покрытие убытков части предприятий, а также на
содержание социальной сферы.
Правительством было принято решение о переходе с 1 июля 1993 г. на
продажу угольной продукции по свободным ценам. В III и IV кварталах 1993 г.
свободные цены на уголь превысили действовавшие ранее оптовые цены в 6-9
раз с резкой дифференциацией по отдельным регионам.
Но в связи с продолжавшейся инфляцией и постепенным ростом затрат на
добычу угля отрасль и при свободных ценах не возмещает затрат, необходимых
для добычи угля, воспроизводство мощностей и решение социальных проблем.
Остаются убыточными около 200 шахт и разрезов или 67% их общего количества.
Таким образом, государственная поддержка угольной промышленности
остается сегодня и в обозримом будущем решающим фактором финансовой
стабильности отрасли. Причем, зарубежный опыт свидетельствует, что процесс
реструктуризации угольной промышленности не может быть не капиталоемким и
быстрым и, по существу, невозможен без гарантированной государственной
поддержки.
Кроме того программа реструктуризации отрасли должна руководствоваться
уникальностью ситуации в угольной отрасли.
Во-первых, можно отметить специфику трудовых ресурсов, заключающуюся в
том, что 30-40% трудящихся активного возраста готовы, несмотря на тяжелые и
опасные условия труда, изменить место жительства с целью сохранения
горняцкой профессии ввиду ее престижности и традиционно более высокого
уровня оплаты труда. Ликвидация нерентабельных горных предприятий вызывала
во всем мире социальные потрясения. Негативный опыт закрытия части угольных
шахт России на первом этапе реструктуризации наглядно показал, что в
короткие сроки и без создания надлежащих компенсирующих рабочих мест и
организованного переселения трудовых ресурсов эту задачу решить нельзя.
Во-вторых, характерной особенностью горнопромышленных территорий
является крайне низкий уровень предпринимательской активности населения,
измеряемой числом занятых в малом и среднем бизнесе к общему числу
трудящихся в регионе. Если в крупных городах это соотношение достигает 25-
30%, то в горнопромышленных поселениях оно, как правило, не превышает 5-7%.
Это объясняется особым, сформировавшимся за десятилетия, менталитетом
местного населения, которое привыкло работать на крупном промышленном
предприятии. Такая работа гарантировала им уверенность в завтрашнем дне и
определенные социальные условия (в том числе оплату труда, обеспечение
жильем, местами в детских дошкольных учреждениях и т.п.).
В-третьих, на большинстве территорий социально-экономическая ситуация
осложняется высокой долей пенсионеров, часто доходящей до 40-50% местного
населения, что обусловлено льготными условиями выхода горняков на пенсию.
В-четвертых, необходимо иметь ввиду крайне низкий уровень развития
социальной инфраструктуры. Если в аналогичных поселениях горнодобывающих
стран запада (США, Швеции, Канады и др.) в социальной сфере занято 60-70%
трудящихся, а в производственной - 30-40%, то у нас это соотношение имеет
обратное значение, причем за годы реформ оно практически не изменилось.
В-пятых, характерной особенностью горнопромышленных регионов является
градообразующий характер горнодобывающих предприятий. Так, удельный вес
населения занятого на них часто составляет от 30 до 60% трудоспособного
населения, а поступления от них в местный бюджет - 70-90% всех поступлений,
что усиливает зависимость социально-экономической ситуации на территории от
финансово-экономического положения градообразующих предприятий.
Пожалуй, все помнят забастовки шахтеров у стен «Белого Дома» в 1994-6
году, заставившие всю страну задуматься над результативностью таких мер,
как забастовки и заставившие правительство по-новому взглянуть на шахтеров
с их проблемами. Эти забастовки были вызваны той тяжелейшей ситуацией,
которая сложилась в угольной отрасли.
СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
Социально-экономические проблемы угольной отрасли требуют комплексного
решения со стороны государства. Решить их призвана программа комплексной
реструктуризации угольной промышленности. Но эта программа не решает всех
проблем отрасли, так как ситуация в угольной промышленности стремительно
меняется в связи с такими факторами, как рост тарифов, инфляция,
недостаточное финансирование программы, задержки в финансировании и т. д.
Реструктуризация отрасли также несет некоторые социально-экономические
последствия, которые можно разделить на:
. -социальные последствия закрытия убыточных шахт
. -социальные последствия для жителей шахтерских городов и поселков
. -социально-экономические последствия реструктуризации для отрасли в
целом
Рассмотрим их более конкретно.
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАКРЫТИЯ ШАХТ
V По материалам мониторинга, проведенного объединением «РОСУГОЛЬ» с 1995
по 2000 год в основных регионах угольной промышленности
Информированность о процедуре увольнения.
В большинстве регионов шахтеры, уволенные в связи с ликвидацией шахт
или массовыми сокращениями, хорошо осведомлены об основных правилах
увольнения, в том числе о возможности получения полагающихся пособий и
компенсаций. Как показали исследования, основными источниками информации о
действующей системе выходных пособий и компенсаций для уволенных работников
являлись администрации их предприятий и межличностное общение на работе и
дома. В Кемеровской области стала заметней роль профсоюзов в информировании
шахтеров об их правах.
Выплата выходных пособий и компенсаций в связи с увольнением.
Если сравнивать размеры начисленных и фактически выплаченных сумм, то
доля выплат составляет от 91 до 99%.
Как свидетельствуют опросы, существенно сократилась группа
респондентов, столкнувшихся с трудностями при получении выплат, положенных
в связи с увольнением. В Кемеровской области в январе 1999 г. об этом
заявили 41% уволенных в связи с ликвидацией шахт, в апреле 2000 г. – 2%
респондентов. В Ростовской области – соответственно 47% и 6%. Положительная
динамика наблюдалась и в Тульской области: в январе 1999 г. 80%
респондентов указывали на наличие серьезных проблем с получением выплат в
связи с увольнением, в апреле 2000 г. – 22% респондентов.
Выплата пособий в возмещении вреда (по регрессным искам). Передача дел в
Фонд социального страхования.
Из числа опрошенных шахтеров, уволенных по ликвидации и массовым
сокращениям, в Кемеровской, Ростовской и Тульской областях пособия в
возмещение вреда получают около 100 респондентов. В силу малочисленности
категории получателей пособий в возмещение вреда, причиненного работникам
увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья,
связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, данные количественного
исследования были проанализированы в совокупности только по трем регионам.
Результаты опроса показывают, что большая часть респондентов (около 70%)
оформили свое право на получение пособий в возмещение вреда в течение
первого года после получения травмы и возникновения заболевания, каждый
пятый сделал это спустя три и более года.
Большинство получателей пособий в возмещение вреда знают, что теперь
эти выплаты осуществляет Фонд социального страхования (85% опрошенных). В
основном люди получают деньги в Сбербанке (51%) или на почте (25%). У 18%
респондентов возникали проблемы с оформлением при передаче дел в ФСС. На
момент опроса 60% респондентов вовремя получили пособия в возмещение вреда.
Имеющаяся задолженность относится в основном к 1998-1999 гг.
Результаты исследования позволяют также утверждать, что средства на
выплату пособий поступают регулярно, механизм оформления документов и
осуществления выплат отлажен.
Как показывает анализ индикаторов, произошли ощутимые положительные
сдвиги в решении ряда социальных проблем, возникающих в ходе закрытия
неперспективных шахт и реструктуризации действующих угольных предприятий. В
первую очередь следует отметить высокий уровень информированности шахтеров,
затронутых процессом ликвидации шахт, об основных правилах увольнения, в
том числе о возможности получения полагающихся пособий и компенсаций. За
полтора года Мониторинга социальных последствий реструктуризации угольной
отрасли (с начала 1999 г. до середины 2000 г.) заметно улучшилось положение
с выплатами выходных пособий и компенсаций, регрессных выплат, выплат
задолженности по заработной плате как на ликвидируемых, так и на
Страницы: 1, 2, 3
|