рефераты бесплатно

МЕНЮ


Социально-экономические проблемы угольной промышленности

действующих шахтах. Это обстоятельство способствовало смягчению социальной

ситуации в угольных регионах. Повышению субъективных оценок материального

положения шахтерских семей.

Содействие Занятости

Программой реструктуризации угольной промышленности предусмотрен

широкий комплекс мер, которые должны содействовать занятости высвобождаемых

и высвобожденных работников угольной отрасли, а также жителей шахтерских

городов и поселков в ходе реструктуризации - программы местного развития и

обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

Предоставление высвобождаемым работникам предувольнительных

консультационных услуг.

Согласно результатам третей фазы Мониторинга в Кемеровской области,

наличие возможности получения предувольнительных консультаций отмечено 47%

респондентов, в Ростовской – 58% и в Тульской – 69%. В ходе первой фазы

Мониторинга ситуация складывалась иным образом: 60,38 и 47% соответственно.

Эти данные свидетельствуют, скорее всего, о снижении потребности в

получении консультационных услуг со стороны увольняемых работников в

Кемеровской области. Действительно, в Кемеровской области консультациями

воспользовались 17% опрошенных (в первой фазе – 27%).

Социологические исследования поведения людей на рынке труда выявили,

что люди чаще обращаются к посредникам и нуждаются в консультациях, когда

сталкиваются с трудностями при поиске работы, в противном случае они больше

полагаются на самостоятельное трудоустройство. Эти выводы подтверждают

данные Мониторинга, о которых пойдет речь при рассмотрении вопроса о

доступности рабочих мест на действующих и новых предприятиях. Они

свидетельствуют об улучшении ситуации на рынке труда в Кемеровской области,

о снижении уровня тревожности людей в отношении получения новой работы

после увольнения. К тому же рынок труда в Кемеровской области более

динамичен по сравнению с Тульской и Ростовской областями.

Ответы на вопрос о том, кем организованы консультации, различаются по

регионам. В Тульской области стала более заметной роль службы занятости, в

Кемеровской – профсоюзов. Роль работодателей в качестве организаторов

предувольнительных консультаций осталась сравнительно высокой во всех трех

регионах. Администрацию шахты в качестве основного источника информации о

полагающихся выплатах отметили 46% респондентов в Кемеровской области и по

68% в Ростовской и Тульской областях.

Наличие возможностей для профессиональной переподготовки.

На момент опроса лишь единицы опрошенных из числа уволенных шахтеров,

не имеющих работы и ищущих ее, уже прошли профессиональную переподготовку и

немногим меньше половины этой категории респондентов хотели бы ее пройти.

Желающие пойти на переобучение по большей части такую возможность имеют (от

45 до 55% общего числа желающих в зависимости от региона).

Анализ ответов тех уволенных шахтеров, которые на момент опроса уже

устроились на работу, показывает, что профессиональная переподготовка

довольно распространена среди вновь поступивших на работу: от 17% нашедших

работу шахтеров в Тульской области и 19% - в Ростовской до 31% - в

Кемеровской проходили переподготовку на новом месте работы. В то же время

лишь один-два устроившихся на работу респондента в каждом регионе отмечали,

что они прошли переподготовку с помощь службы занятости.

Наличие временных рабочих мест в рамках программ общественных работ.

Исследования показали, что информация об общественных работах, которые

организуются местной администрацией постепенно распространяется среди

населения. Однако осведомленность о них по-прежнему низка: информированы об

общественных работах не более 10% опрошенных. Менее всего знают об этой

форме временной занятости уволенные по ликвидации или сокращению

численности (штатов) в Кемеровской области (1%), более всего (10%) – среди

уволенных по сокращению в Ростовской области. Исследование, проведенное

качественными методами, выявило тенденцию повышения уровня оплаты и

расширения возможности участия в общественных работах (Ростовская и

Кемеровская области).

Доступность рабочих мест на действующих и новых предприятиях.

Проблема получения работы особенно актуальна для тех высвобожденных

шахтеров, которые спустя несколько месяцев после увольнения ищут новое

место работы. На момент опроса доля неработающих и ищущих работу среди

уволенных по ликвидации или сокращению существенно различалась от региона к

региону. Лучше дела обстоят в Кемеровской области, хуже – в Тульской и

Ростовской областях. При этом доля неработающих среди уволенных шахтеров по

иным причинам практически одинаковая для исследованных регионов и

составляет около четверти опрошенных.

Сравнение полученных данных с результатами первой фазы Мониторинга

показывает, что ситуация на рынке труда для уволенных шахтеров в

Кемеровской и Тульской областях значительно улучшилась, а в Ростовской

области не изменилась. О том, что ситуация на рынке труда анализируемых

регионов несколько улучшилась, говорят не только объективные показатели (с

точки зрения доли ищущих работу), но и субъективные: у людей снизились

опасения потерять работу. Судя по субъективным оценкам опрошенных, ситуация

на рынке труда в Ростовской области хуже, чем в других областях, где

увольняющиеся преимущественно по собственному желанию (более мобильные)

шахтеры обладают существенно меньшим уровнем тревожности.

Расширение возможностей для занятости путем поддержки малого

предпринимательства и микро кредитования.

Исследования, проведенные в рамках третьей фазы Мониторинга, показали,

что в процессе создания новых рабочих мест путем развития самозанятости и

поддержки малого предпринимательства, существуют проблемы. Это малый объем

субсидий и кредитов, отсутствие рынков сбыта, маркетингового анализа,

нехватка навыков ведения бизнеса у тех, кто начал свое дело на субсидии или

кредиты в рамках программ поддержки малого предпринимательства.

Вместе с тем в Тульской области есть примеры успешного развития

бизнеса, открытого на средства господдержки угольной промышленности в

рамках программ местного развития. Так, были выделены кредиты на

строительство электроремонтного предприятия, цеха по разливу газированных

напитков, станции техобслуживания. Эти предприятия успешно функционируют и

планируют расширяться.

Все они созданы представителями руководящего состава закрывающихся шахт

– энергетиками, инженерами. Они имели доступ к информации о

реструктуризации отрасли и о возможностях помощи новым предприятиям.

Большинство работающих на этих предприятиях – высвобожденные угольщики.

Практически во всех регионах участники программ местного развития

подчеркивали еще одно обстоятельство – низкую привлекательность

предоставляемых кредитов. По словам всех, кто пользовался кредитами или

получал субсидии на создание бизнеса, решающего значения эти деньги не

имели. Во-первых, речь идет о небольших суммах. С их помощью ускоряется

решение второстепенных задач, но важнейшим фактором успеха они не

становятся. Во-вторых, короткий срок кредита. Не оказывая существенного

влияния на организацию бизнеса, кредит, не успевая окупиться, уже должен

быть возвращен.

В целом в рассматриваемых угольных регионах положение на рынках труда

улучшилось. Программы создания новых рабочих мест, содействия занятости

путем поддержки самозанятости и малого предпринимательства, осуществляемые

в рамках смягчения социальных последствий реструктуризации угольной

отрасли, по-прежнему не в состоянии эффективно противостоять безработице.

Предпринимаемые усилия по созданию новых рабочих мест недостаточны для

обеспечения работой всех высвобождаемых работников угольной отрасли,

способных и желающих работать.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ ШАХТЕРСКИХ ГОРОДОВ И ПОСЕЛКОВ

Изменения в структуре доходов и занятости жителей шахтерских городов и

поселков по сравнению с базовыми данными. Изменения в структуре доходов и

занятости жителей шахтерских городов и поселков исследованных регионов

происходили на фоне общей положительной динамики социально-экономического

развития страны в целом, начиная с января 1999 г., когда проводились

исследования в рамках первой фазы Мониторинга.

Особенно заметно существенное повышение субъективных оценок изменения

материального положения семей жителей шахтерских регионов и их текущего

материального положения.

Сравнение данных количественных исследований, проведенных на первой и

третьей фазах Мониторинга, свидетельствует о росте денежных доходов семей и

улучшении их имущественного обеспечения (т.е. увеличении в среднем

количества товаров длительного пользования, имеющихся в распоряжении

семей).

Во всех обследованных регионах за последние полтора года возросла доля

работающего населения, особенно это заметно в Тульской области. Как минимум

осталась неизменной или даже сократилась доля граждан, не имеющих работу и

ищущих ее. При этом заметно уменьшилась доля населения, занятого в угольной

промышленности: в Ростовской и Кемеровской областях почти на треть. Доля

занятых в угольной промышленности Тульской области низка (4-6% занятого

населения), поэтому делать выводы о динамике занятых в этой отрасли

затруднительно.

Так же, как и уволенные шахтеры, опрошенное население своими ответами

подтверждает вывод об улучшении положения на рынках труда шахтерских

городов и поселков анализируемых областей России. В полтора-два раза

снизилась доля работающего населения, опасающегося потерять свою работу.

Улучшилось положение дел в части полноты и своевременности выплаты

заработной платы. В апреле 2000 г. во всех анализируемых регионах 2/3

работающих (напомним, что речь идет о населении, а не только о шахтерах)

уже получили заработную плату за месяц, предшествующий опросу. В начале

1999г. в среднем лишь ? работающих респондентов давала такой ответ (16% - в

Тульской, до 37% - в Кемеровской области). В целом сократилась доля тех

респондентов, кому приходилось получать заработную плату в натуральной

форме (товарами, продуктами питания, зачетом коммунальных платежей и п.т.).

В целом исследования третьей фазы зафиксировали наметившееся улучшение

социально-экономического положения в угольных регионах. Сравнение данных

первой и третьей фаз Мониторинга убедительно демонстрирует положительную

динамику ситуации на рынке труда анализируемых областей и улучшение

материального положения жителей шахтерских городов и поселков.

Состояние объектов социальной сферы.

Данные качественных исследований, проведенных в рамках третьей фазы

Мониторинга, подтвердили, что состояние объектов социальной сферы в

шахтерских городах неудовлетворительное. Передача объектов социальной

инфраструктуры в ведение муниципальных властей чаще всего осуществлялась

без достаточного финансирования, поэтому объекты постепенно приходят в

негодность, перестают функционировать или перепрофилируются. В Киреевском

районе Тульской области, где проходило качественное исследование, нехватка

жилья и его плохое состояние – одна их главных проблем.

Количественные исследования показали, что в сравнении с респондентами,

представляющими все население шахтерских городов и поселков, уволенные

шахтеры чаще проживают в частных домах. А это значит, что качество жилья у

них существенно хуже, поскольку, как правило, это одноэтажные дома старой

застройки и без необходимых удобств, которые обычно имеются в стандартных

многоэтажных и многоквартирных домах.

Состояние жилого фонда у уволенных шахтеров и населения в целом

различается незначительно: в Кемеровской области – от 38 до 44% опрошенных

считают, что их жилье нуждается в капитальном ремонте, еще 4% респондентов

заявили об аварийном состоянии домов, в которых они живут. У 41-46%

респондентов дома требуют текущего ремонта, у остальных квартиры или дома

находятся в нормальном состоянии. В Тульской и Ростовской областях ситуация

с жилым фондом шахтерских городов и поселков такова: 46-50% жилья требует

капитального ремонта,2-5% - находятся в аварийном состоянии, 10-12% - в

хорошем состоянии, у прочих жилье (дом, квартиры) нуждается в текущем

ремонте.

Уровень удовлетворенности своими жилищными условиями среди уволенных

шахтеров ниже, чем у населения шахтерских городов и поселков, особенно это

заметно в Ростовской и Тульской областях.

По оценкам самих респондентов, характер обеспечения коммунальными

услугами не изменился или незначительно ухудшился. Речь идет главным

образом об ухудшении положения с водоснабжением в Ростовской и Тульской

областях и отключениях электричества в Ростовской области.

Снабжение пайковым углем

V Согласно действующему законодательству получение бесплатного

(пайкового) угля является одной из льгот, которыми пользуются

следующий категории: пенсионеры, которым назначена пенсия в связи с

работой на шахте, разрезе, в подразделениях военизированной

горноспасательной части (ВГСЧ); инвалиды, которые пользовались правом

получателя бесплатного угля до наступления инвалидности; вдовы

(вдовцы) бывших работников угольной отрасли, подразделений ВГСЧ;

семьи, которые получают пенсию по случаю потери кормильца, работавшего

в угольной отрасли, в подразделениях ВГСЧ.

В рамках Мониторинга было проведено специальное количественное

исследование 499 получателей пайкового угля. Для анализа также

использовались углубленные интервью с получателями пай-угля,

представителями местной администрации, руководства угольных компаний и

шахт, профсоюзными работниками.

Материалы этого исследования (в силу отсутствия региональной

репрезентативности выборки) не позволяют проводить межрегиональные

сравнения.

Около 80% опрошенных получателей пай-угля - пенсионеры, работавшие на

предприятиях угольной отрасли или в военизированных горно-спасательных

частях. Вторая по величине категория получателей бесплатного угля – вдовы

бывших работников угольной отрасли (12% опрошенных). Инвалиды составляют

около 5% получателей этой льготы. Практически все получатели пай-угля – это

неработающие (96% опрошенных). Средний возраст получателей пай-угля – 66

лет.

Большая часть опрошенных проживает в частном секторе (имеет отдельный

дом или полдома) – 60% респондентов. Средний доход в семьях получателей

бесплатного угля весной 2000г. составил 563 руб. на одного члена семьи в

месяц. Субъективные оценки респондентами уровня жизни своих семей

свидетельствуют о его весьма скромном уровне.

Практически все участники опроса реально нуждаются в угле: 97%

респондентов отметили, что их семьи используют уголь для отопления и других

бытовых нужд.

Исследование показало, случаев нарушений при выдаче талонов на

получение бесплатного угля в 1999 г. практически не было.

В основном люди не смогли получить талон по личным причинам. Лишь

четыре респондента отметили, что им было отказано в выдаче талона.

В основном талоны выдаются на тех шахтах, где респонденты или члены их

семей ранее работали (68% опрошенных). В городской администрации талоны в

1999 г. получили 11% опрошенных. Остальные получили талоны в ликвидационных

комиссиях, на других шахтах и т.п. В большинстве случаев талоны выдаются в

летний период, а уголь по ним получают несколько позже, по мере надобности,

- чаще осенью, перед началом отопительного сезона. На момент опроса (апрель

– май 2000 г.) респонденты уже успели получить по талонам 1999 г.

причитающийся им бесплатный уголь (87% опрошенных). Остальная причина, по

которой респонденты еще не получили уголь, - отсутствие в пунктах выдачи.

Никто из респондентов не сослался на проблемы с транспортом как причину

несвоевременной доставки бесплатного угля.

Вместе с тем транспортировка получаемого бесплатного угля является

прерогативой самих получателей. В соответствии с законодательством

государство не берет на себя решение этой части проблемы по обеспечению

льготных категорий граждан пайковым углем. Исследование показало, что

нередко транспорт предоставляется администрацией угольных предприятий (34%

респондентов отметили, что транспорт был предоставлен шахтой, на которой

они получали уголь, 6% - шахтой, выдающей талоны на уголь), в редких

случаях – местной администрацией (2%). Остальные респонденты ответили, что

транспортировку бесплатного угля они обеспечивали самостоятельно (с помощью

родственников, путем частного найма автотранспорта и т.п.).

Независимо от того, каким способом был обеспечен транспорт для

перевозки бесплатного угля, он, как правило, оплачивался получателями из

собственных средств. Лишь 16% опрошенных отметили, что уголь был им

привезен бесплатно. За доставку пай-угля получателям пришлось заплатить в

среднем 157 руб. (т.е. примерно 40 руб. за доставку 1 т угля).

Многие респонденты не знают, за счет каких средств финансируется выдача

бесплатного угля.

Таким образом, исследование показало, что у большей части респондентов

трудностей с отоплением в 1999 г. не возникало (такой ответ дали 61%

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.