рефераты бесплатно

МЕНЮ


Швеция

право на оплату периода временной нетрудоспособности. Однако, если годовой

доход превышает базовую сумму в 7,5 раз, право денежной компенсации не

распространяется.

Страховая поддержка родителей

Шведская система страховой поддержки родителей претерпела развитие от

классической защиты материнства до материальной компенсации потери дохода в

связи с уходом за детьми и новорожденными. В основном эта система

предоставляет равные привилегии обоим родителям. В принципе все родители,

проживающие в Швеции, защищены законом о страховании родительских прав. А в

некоторых ситуациях страховая поддержка осуществляется и в определенный

период до рождения ребенка, когда человек еще продолжает работать. Пособие,

выплачиваемое по закону о страховании родительских прав, называется

родительским пособием.

Страхование на случай увечья на рабочем месте

В рамках общей системы социального страхования шведские установления о

страховании на случай увечья на производстве являются не более, чем

дополнительными. Это означает, что в случае заболевания или инвалидности,

вызванных производственной травмой, сначала выплачиваются общие пособия, а

лишь затем в качестве дополнительной может выплачиваться специальная

страховка на случай производственной травмы. Эта страховка распространяется

на всех лиц, работающих в Швеции по найму. Лицо, не работающее по найму,

должно иметь статус постоянного жителя Швеции.

Материальная поддержка семей с детьми

Пособие на детей выплачивается на всех детей в возрасте до 16 лет,

проживающих в Швеции, из расчета 640 шведских крон на ребенка в месяц.

Существует также специальное пособие как одно из пособий на детей - для

больших семей, имеющих трех и более детей, рожденных до 1996 г. Но

постепенно оно перестает действовать в качестве отдельного пособия. Пособие

на детей никак не связано с базовой суммой. Его величина определяется во

время парламентских слушаний и относится к разряду политических решений.

На детей в возрасте старше 16 лет, но все еще продолжающих посещать

школу в соответствии с законом об обязательном образовании, выплачивается

продленное пособие на детей. Размер этого пособия равен общему пособию на

детей.

Международное положение

Являясь членом Европейского Союза и государством, имеющим соглашения о

социальной безопасности со странами, не входящими в ЕС, Швеция обязана

выполнять определенные международные правила, регулирующие координацию

социального страхования для лиц, мигрирующих из одной страны в другую.

Соответственно не все правила, действующие в рамках упомянутых шведских

систем социального страхования, имеют международную силу. В частности,

получение права на выплату любого вида пособия никак не связывается с

требованиями шведского гражданства или проживания в Швеции.

Пенсионная система

Пенсионный возраст колеблется между 60 и 70 годами. Пенсия

выплачивается до конца жизни. В том случае, если человек начинает получать

пенсию ранее указанного возраста, его пенсия меньше, если позже, то больше.

По положениям и той, и другой схемы лицо, ставшее инвалидом, получает право

на пенсию по инвалидности, соответствующую тому, что он или она получили бы

по достижении установленного пенсионного возраста. Величина этой пенсии

практически не меняется, когда ее получатель достигает пенсионного

возраста. Она просто переходит в пенсию по старости.

ШВЕДСКИЕ ОМБУДСМЕНЫ

Защита прав граждан в их взаимоотношениях с властями - один из

основополагающих принципов шведского права. В осуществлении этого принципа

важную роль играет институт омбудсменов. Омбудсмен - это должностное лицо,

на которое возложен надзор за строгим соблюдением законов и постановлений в

правоприменительной практике государственных, муниципальных и других

органов власти. К омбудсмену может обратиться каждый, по отношению к кому

орган власти или должностное лицо поступили неправомерно. Парламентские

омбудсмены назначаются риксдагом (парламентом). Защищая граждан от

злоупотребления властью, от неправомерных или ошибочных решений

административных органов и судебных инстанций, они укрепляют доверие к

законности и надежность прав граждан.

В ряде специальных областей имеются и другие омбудсмены, которые

назначаются правительством и подчиняются парламентским омбудсменам. Они

осуществляют тот же надзор, каждый в сфере своей специальной компетенции.

Особое место занимает омбудсмен по прессе, который, в отличие от других

омбудсменов, назначается особым комитетом заинтересованных организаций и

представителей парламента.

• ПАРЛАМЕНТСКИЕ ОМБУДСМЕНЫ (Justitieombudsman)

Институт омбудсменов при риксдаге (парламенте) был учрежден в 1809 г.

как орган парламентского контроля за соблюдением законов и других правовых

актов всеми судьями, гражданскими должностными лицами и офицерами

вооруженных сил.

При парламенте работают четыре омбудсмена, назначаемых на 4-летний

срок. Один из них является административным руководителем группы, который

определяет основные направления ее деятельности.

Парламентские омбудсмены осуществляют надзор за деятельностью всех

государственных и муниципальных органов и учреждений, их персонала, а также

других должностных лиц. Однако есть несколько исключений. В компетенцию

парламентских омбудсменов не входит контроль за деятельностью членов

правительства, депутатов риксдага и членов муниципальных советов. Каждый

омбудсмен имеет свою сферу деятельности.

Любой гражданин, считающий, что власти поступили с ним неправомерно,

может направить парламентскому омбудсмену письменную жалобу.

В обязанности парламентских омбудсменов входят также периодические

инспекции деятельности органов власти, принадлежащих к сфере их надзора. В

последние годы таким инспекциям часто подвергались центральные

государственные учреждения, административные органы ленов (лен - окружная

административно-территориальная единица, в стране 24 лена), тюрьмы,

воинские части и т.п.

Парламентские омбудсмены проводят также долговременные исследования,

которые нередко приводят к пересмотру существующих законов и порядка их

применения. Поводом к такой форме надзора могут послужить материалы,

опубликованные в средствах массовой информации, или жалобы населения.

Предпринимая такое исследование, парламентские омбудсмены не обязаны давать

какие-либо объяснения о причинах.

Парламентские омбудсмены выступают специальными обвинителями в суде по

делам о нарушениях государственными должностными лицами их служебных

обязанностей и имеют право подвергать виновных дисциплинарным взысканиям.

Институт парламентских омбудсменов пользуется полной автономией даже в

отношении к своему вышестоящему органу - риксдагу, который не вмешивается в

работу омбудсменов. Однако отчеты группы омбудсменов рассматриваются одним

из постоянных комитетов риксдага. После выборочной проверки отчета, комитет

передает свое заключение в риксдаг.

• ОМБУДСМЕНЫ, НАЗНАЧАЕМЫЕ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ

Омбудсмен по антитрестовскому законодательству

(Naringsfrihetsombudsmannen)

Институт омбудсмена по антитрестовскому законодательству был создан в

1954 г. и сейчас в его штате около 30 сотрудников.

Деятельность этого омбудсмена основывается на Законе о противодействии

ограничениям конкуренции от 1982 г., целью которого является обеспечение

такой свободы конкуренции в области экономики, которая соответствовала бы

интересам общества. Закон запрещает под угрозой уголовной ответственности

два вида ограничительной предпринимательской деятельности: поддержание

розничных цен (фиксирование цен “по вертикали”) и предварительный тайный

сговор о ценах в связи с коммерческими торгами. Однако при определенных

обстоятельствах могут быть сделаны исключения.

Многие необходимые расследования омбудсмен по антитрестовскому

законодательству проводит силами своих сотрудников, но наиболее крупные

расследования омбудсмен поручает Государственному комитету по ценам и

картелям. Главной инспекции банков или Центральной инспекции частных

страховых обществ, где хранятся регистры картелей.

Подавляющее большинство дел разрешается путем переговоров между

омбудсменом по антитрестовскому законодательству и затронутыми

предприятиями. Если же усилия омбудсмена окажутся безуспешными, он может

передать дело в Коммерческий суд1.

В задачи омбудсмена по антитрестовскому законодательству входит также

противодействие всяким регулирующим мероприятиям, незаконно ограничивающим

свободу конкуренции, а также распространение информации для привлечения

общественного внимания к проблемам свободы конкуренции.

Омбудсмен по защите прав потребителей

(Konsumentombudsmannen)

Омбудсмен по защите прав потребителей вступил в должность в 1971 г.

Его задача - обеспечить соблюдение двух законов, защищающих права

потребителей: Закона о торговой деятельности и Закона о несправедливых

договорных условиях.

Этот закон регулирует методы маркетинга торговых фирм и других

предприятий, занятых продажей товаров, услуг и т.п., но не касается

объявлений, выражающих разные мнения или содержащих политическую

пропаганду. Такого рода объявления защищены Актом о свободе печати. Любая

форма маркетинга в коммерческой деятельности может быть запрещена, если она

противоречит обычной торговой практике или будет признана неправомерной по

другим причинам. Цель состоит в том, чтобы защитить покупателей и торговцев

прежде всего от вводящей в заблуждение рекламы. Закон может быть применен,

например, когда поместивший рекламное объявление коммерсант обещает слишком

много или привлекает покупателей ценой, которую он впоследствии не может

удержать.

Закон о несправедливых договорных условиях защищает потребителей от

применяемых продавцом необоснованных условий договоров купли-продажи,

особенно при продаже по типовым договорам дорогостоящих потребительских

товаров длительного пользования и услуг. Согласно этому закону могут быть

запрещены такие условия договора, которые дают продавцу непомерные

преимущества в ущерб покупателю.

Дела, касающиеся некоторых методов торговой практики, продажи опасных

потребительских товаров, несправедливых договорных условий, омбудсмен по

защите прав потребителей передает на рассмотрение Коммерческого суда.

Обнаружив по поступившим жалобам или в результате собственных

расследований нежелательные методы маркетинга или неприемлемые договорные

условия. Управление по делам потребителей сначала предпринимает попытку

урегулировать дело путем переговоров с целью добровольного соглашения

сторон. Если же такое соглашение невозможно, омбудсмен может передать дело

в Коммерческий суд с требованием запретить предпринимателю дальнейшее

применение таких методов маркетинга или условий договоров. Решение суда о

запрете обычно содержит угрозу наложения на предпринимателя денежного

штрафа. Решение это не может быть обжаловано.

Омбудсмен по равным возможностям (Jamstalldhetsombudsmannen)

Институт омбудсмена по равным возможностям был учрежден в 1980 г.,

когда был принят Закон о равенстве прав мужчин и женщин в трудовой

деятельности. Задача омбудсмена по равным возможностям - добиваться

соблюдения этого закона и в остальном всемерно содействовать стремлениям

общества добиться равенства полов в трудовой жизни. Закон о равенстве

должен способствовать достижению равных возможностей полов в труде, в его

условиях, в возможностях развития потенциальных способностей в процессе

труда. Закон запрещает дискриминацию по признаку пола и требует активных

действий для достижения равенства полов на рабочем месте.

Деятельность омбудсмена по равным возможностям заключается, главным

образом, в информации, воздействии на общественное мнение и рассмотрении

отдельных случаев дискриминации. Омбудсмен должен, насколько возможно,

действовать методами консультации, советов и разъяснений, дискуссий,

стремясь в первую очередь к тому, чтобы работодатель добровольно следовал

предписаниям закона.

Омбудсмен по вопросам этнической дискриминации (Ombudsmannen mot etnisk

diskriminering)

В 1986 г. был учрежден пост омбудсмена по вопросам этнической

дискриминации. Этот институт был создан в соответствии с Законом о

противодействии этнической дискриминации, принятым в том же году. Закон

определяет этническую дискриминацию как несправедливое, оскорбительное

отношение к человеку по признаку расы, цвета кожи, национальности,

этнического происхождения и вероисповедания. Задачей омбудсмена по вопросам

этнической дискриминации является противодействие ее проявлениям в обществе

и в особенности на работе (но не в частной жизни).

Омбудсмен должен: 1) помогать жертвам дискриминации в защите их прав,

давая компетентный совет и информацию, 2) участвовать в формировании

общественного мнения, выступая на публичных дискуссиях, 3) давать

рекомендации по законодательным и другим мерам борьбы с этнической

дискриминацией.

• ОМБУДСМЕН ПО ПРЕССЕ

(Pressombudsmannen)

Шведский Совет по прессе, или Суд чести, основанный в 1916 г.,

является старейшим в мире и единственным в своем роде. Его учредителями

были Национальный Пресс-клуб, Союз журналистов и Ассоциация издателей

газет.

Совет по прессе состоит из судьи, который является председателем,

представителей названных выше организаций-учредителей (по одному от каждой)

и двух представителей общественности, никак не связанных с издателями газет

и их организациями.

Институт омбудсмена по прессе для широкой общественности был создан в

1969 г. Назначение на пост омбудсмена производится особым комитетом,

состоящим из парламентских омбудсменов и председателей Пресс-клуба и

Шведской ассоциации адвокатов. Раньше, когда омбудсмена по прессе не было,

жалобы на нарушение общепринятой газетной практики рассматривались в Совете

по прессе, теперь же они направляются сначала омбудсмену по прессе, который

имеет также право возбуждать дела о нарушениях по собственной инициативе.

Любой заинтересованный гражданин может направить омбудсмену по прессе

жалобу или протест по поводу опубликованного в печати материала, который он

считает нарушением журналистской этики. Однако задетое газетой лицо должно

дать свое согласие в случае, если его жалоба повлечет за собой взыскание

газете.

Получив заявление с жалобой, омбудсмен должен установить, готова ли

газета опубликовать исправление или соответствующий ответ. Для этого

омбудсмен может связаться с газетой. Если урегулировать дело таким путем

невозможно и омбудсмен считает, что газета нарушила общепринятую практику,

он может начать расследование, обратившись прежде всего к главному

редактору газеты.

Закончив расследование, омбудсмен может выбрать одну из следующих

возможностей: 1) признать, что жалоба не дает оснований вынести газете

порицание, 2) решить, что полученные сведения достаточно серьезны, чтобы

передать дело в Совет по прессе, 3) если нарушение незначительно, - вынести

газете порицание без обращения в Совет по прессе. Решения омбудсмена по

альтернативам 1 и 3 могут быть обжалованы в Совете по прессе. Недовольные

решениями омбудсмена и Совета по прессе имеют право обжаловать их в общем

суде.

За подачу жалоб омбудсмену по прессе плата не взимается. Омбудсмен

отвечает также на вопросы граждан, касающиеся журналистской этики и

газетной практики.

Газета, нарушившая общепринятую газетную практику, должна опубликовать

результаты расследования, проведенного омбудсменом или Советом по прессе.

Кроме того, на нее может быть в административном порядке наложен штраф.

Эта система самодисциплины прессы не предписана шведским

законодательством - она является совершенно добровольным соглашением,

основанным на этических нормах журналистской и газетной практики. Система

полностью финансируется тремя организациями прессы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

. Публикации Шведского нститута1 в ИНТЕРНЕТ на официальном сайте посольства

Швеции в Москве (http://sweden.ru/sheets.html).

. СОВЕТСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (1983 г.).

© 2000г. by Пекишев Михаил

школа №378

1 До настоящего времени было проведено только пять совещательных

референдумов; последний состоялся в ноябре 1994 года по вопросу о

вступлении Швеции в Европейский Союз.

1 ДИВЕРСИФИКАЦИЯ – это явление в экономике развитых кап. стран, связаное с

процессом концентрации на межотраслевом уровне и усилением внутр.

неустойчивости капиталистического хозяйства.

1 Коммерческий суд представляет собой специальный судебный орган, состоящий

из юристов, экономических экспертов, а также представителей делового мира и

потребителей.

1 Шведский Институт - фонд, финансируемый правительством, созданный для

распространения знаний о Швеции за границей. Шведский институт публикует на

различных языках материалы, освещающие многие аспекты жизни шведского

общества. Эти материалы изданы Шведским Институтом в рамках его

информационной деятельности. Они могут использоваться в качестве информации

при условии ссылки на источник.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.