рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шведская модель социальной экономики

менеджеров и специалистов расти по служебной лестнице

В начале 80-х годов распалась коллективно-договорная система

регулирования, с ней же распалась и система солидарности в области

зарплаты[4].

Это вызвало окончание длительного периода полной занятости, при котором

безработица была на уровне 2-3%. Распались и действенные инструментарии ее

регулирования. Безработица выросла до 6-8%.

Новые данные из Швеции опровергли прогнозы многих пессимистов. ВВП

Швеции в 1999 году увеличился на 3,8%. Безработица сократилась с 8 % в 1997

году, до 5,5% в начале 2000 года. Инфляция осталась на низком уровне,

произошло значительное увеличение реальной зарплаты.

За 90-е годы в шведской экономике произошли и крупные структурные

сдвиги.Так ,например, возросла доля обрабатывающей промышленности в ВВП ( с

19% в 1993 году, до 23% в 2000 году); возрос удельный вес сектора частных

услуг – до 47,5%, а доля госсектора сократилась.

В промышленности ? прироста производства с 1993 года пришлось на

фармацевтику, производства телекоммуникационной аппаратуры и автомобилей.

За 1997-2000 года занятость увеличилась на 3,7%, причем значительная

часть рабочих мест возникла в частном секторе.[5]

Выводы

Экономическое развитие Швеции было столь же насышено различными

кризисами, спадами и подъемами, как и у большинства стран Европы, так как

именно в XIX , а особенно в XX веке интеграция стран в мировой рынок

достигла доселе невиданных высот.

Но шведская модель как раз и постоена таким образом, чтобы снижать

последствия внешних конъюктурных скачков мирового рынка для страны и ее

граждан. Как замечено ранее, это ей в основном удовалось.

Так почему же лишь Швеция до сих пор фактически следует своей модели?

На этот вопрос можно ответить, проанализировав особенности, а главное плюсы

и минусы этой моделю. К чему мы и приступаем.

Глава II. Основы шведской экономики и ее особенности

§ 1 Общие особенности экономической модели Швеции

В экономической теории принято различать 4 основных типа экономических

систем: [6]

. Традиционная (примитивная). Она почти не сохранилась, лишь в примитивных

обществах Австралии и государствах Африки.

. Государственная (централизованная). Ныне полностью государственной

экономики уже нет. В Китае и КНДР появился рынок, и начали медленно

развиваться рыночные механизмы.

. Рыночная. Это результат длительной эволюции хозяйственной жизни. К ней

относят некоторые страны Латинской Америки, Африки и Азии.

. Смешанная.

Но чаще всего последнюю считают лишь вариацией на тему рыночной

экономической системы, когда государство поддерживает конкуренцию на рынке,

ограничивая его монополизацию. Этот тип экономической системы также иногда

называют многоукладным.

Но и смешанная рыночная экономика имеет разнообразные виды. Она делится

на различные типовые группы моделей, в зависимости от соотношения форм

собственности, участия государства в решении социальных проблем общества и

некоторых других критериев[7]:

> Либеральная. Эта модель характерна для США.

> Социально ориентированная. Эта модель характерна для Германии.

> Социал-демократическая. Ярким примером такой модели является ''шведская

социал-демократическая модель''.

Шведская экономическая система обычно характеризуется как смешанная или

многоукладная экономика. В ее основе лежат рыночные отношения на

конкурентных началах с активным использованием государственного

регулирования, что составляет экономический базис шведской модели. Тут

присутствует сочетание, соотношение и взаимодействие основных форм

собственности в капиталистическом рыночном хозяйстве Швеции: частной,

государственной и кооперативной.

Каждая из этих форм заняла свою “нишу”, выполняет свою функцию в общей

системе экономических и социальных взаимосвязей.

Подавляющее большинство (около 85%) всех шведских компаний с числом

занятых свыше 50 человек принадлежат частному капиталу.

На частные предприятия приходится около ѕ занятых в производственном

секторе, из них 8% работают в принадлежащих иностранному капиталу фирмах.

Остальная часть приходится на государство и кооперативы, на каждый по

11-13%. Государственный сектор расширялся, а удельный вес кооперативного

почти не менялся с 1965 года.[8]

Кроме этих трех форм собственности существует множество компаний со

смешанной собственностью, фирмы, принадлежащие профсоюзам, сберегательным

банкам и т.п. Однако их доля очень мала.

§ 2 Частный сектор

Самую значительную роль в производстве товаров и услуг в Швеции, как

и почти во всех рыночных экономических системах играет частный сектор.

В его рамках можно выделить крупный капитал, доминирующий в отраслях,

определяющих экспортную специализацию, прежде всего в обрабатывающей

промышленности. Остальная часть частного сектора состоит из мелких и

средних фирм. По этому критерию частные компании можно разделить на две

группы. К одной относится множество мелких фирм, в которых основатель,

собственник и директор-распорядитель часто одно и тоже лицо. В другую

группу входят крупные компании, зарегистрированные на фондовой бирже. За

последние десятилетия в структуре собственности этой группы произошли

большие изменения. Заметно снизилась доля акций, принадлежащих домашним

хозяйствам (населению) и частным индивидуальным лицам - с 47% в 1975 году

до 21% в 1985, в то время как страховые, инвестиционные и нефинансовые

компании, фонды, в том числе государственный Всеобщий пенсионный фонд

(ВПФ), заметно увеличился - с 53% в 1975 году до 79% в 1985 (включая 7%,

принадлежащих иностранцам). За послевоенный период произошло падение доли

очень крупных индивидуальных акционеров - с 70% в 1951 году до примерно 20%

в 1985 - вследствие, прежде всего высоких ставок налогов на доходы и

собственность.

Таким образом, институциональная собственность в

значительной степени заменила частных лиц. В настоящее время 20 крупнейших

владельцев портфелей акций - учреждения. Особенно возросли доли

нефинансовых, инвестиционных и страховых компаний, на которые в 1985 году

приходилось соответственно 14, 14 и 10%.

Повышение роли нефинансовых компаний, занимающихся коммерческой

деятельностью, произошло в силу различных причин. Некоторые из них ввели

принадлежащие им дочерние компании на фондовую биржу, сохраняя

значительную, а часто и подавляющую часть акций в своем распоряжении.

Другие, продавая фирму или ее отделения, получали в качестве платежа акции

покупающей компании. Некоторые крупные пакеты акций возникли в результате

тесного долгосрочного сотрудничества фирм. Обычным явлением стали

“стратегические” вложения капитала в акции. Этому способствовала высокая

ликвидность многих фирм вследствие роста продаж и прибылей после 1982 года.

В частности, “Сканска” купила “Сандвик”, “Вольво”- значительную часть

“Фармасия” и “Стура” - “Суидиш мэтч”.

Вместе с тем резко возросло и число шведов, владеющих акциями. Это

объясняется как сокращением портфелей акций частных индивидуальных

собственников, так и быстрым ростом числа компаний, зарегистрированных на

Стокгольмской фондовой бирже. Важную роль сыграло появление новой группы

индивидуальных владельцев акций после создания в 1978 году различных

акционерно-инвестиционных фондов. Сбережения в этих так называемых всеобщих

фондах под управлением банков или фирм получали разнообразные налоговые

субсидии от правительства. До 1984 года вкладчики получали скидку 30% с

налогов на свои годовые сбережения в дополнение к необлагаемым налогом

дивидендам и приросту стоимости акций. В 1984 году налоговая скидка была

отменена, но остальные стимулы остались. В 1985 году на эти инвестиционные

фонды приходилось 6% всех акций, и эта доля продолжала постепенно расти.

В последние годы большой интерес к шведским акциям проявили

иностранные инвесторы. К концу 1985 года на них приходилось примерно 7%

стоимости всех акций. Кроме того, некоторые шведские компании появились на

некоторых западноевропейских фондовых биржах, а также в Нью-Йорке и Токио,

что объясняется их желанием обеспечить лучшие, чем в Швеции, финансовые

условия и дополнительную рекламу за границей.

Экономика Швеции характеризуется высоким уровнем концентрации

производства и капитала и монополизации в ведущих отраслях. На крупных

предприятиях (с числом занятых свыше 500 человек) сосредоточено около 40%

занятых в промышленности, а на мелких (до 50 человек) - 17%. При этом рост

концентрации проявляется, прежде всего, на уровне крупных фирм. В одной из

20 крупнейших компаний трудится более 40% рабочей силы в промышленности. На

долю 200 крупнейших компаний приходится по 75% объема производства, числа

занятых, капиталовложений и экспорта Швеции.

В последние годы роль ведущих шведских компаний в мировой экономике

возросла. В 1987 году среди 500 крупнейших неамериканских промышленных

компаний насчитывалось уже 20 шведских. Конечно, в число гигантов

капиталистического мира они не входят.

Так, крупнейшая шведская фирма “Вольво” уступает по размеру оборота

почти в 7 раз компании номер один капиталистического мира “Дженерал моторз”

(15 млрд. долл. против 102 млрд. долл.). Ныне хозяевами двух крупнейших

автомобильных компаний Швеции являются два трансконтинентальных гиганта

автомобилестроения, являющиеся ''извечными конкурентами''. ''СААБ-Скания''

работает под руководством ''Дженерал Моторс'', а компания ''Вольво'' –

''Форд Мотор компани''.

Ведущие шведские промышленные фирмы имеют ярко выраженную международную

ориентацию.

В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она

наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как

производство шарикоподшипников (СКФ), черная металлургия (“Свенска столь”),

электротехника (“Электролюкс”, АББ, “Эрикссон”), деревообрабатывающая и

целлюлозно-бумажная (“Свенска целлюлоза”, “Стура”, “Му ок Думше” и др.),

самолетостроение (“СААБ-Скания”), фармацевтика (“Астра”, “Фармасиа”),

производство специальных сталей (“Сандвик”, “Авеста”).

В Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал среди

стран Северной Европы. Он нашел свое организационное выражение в финансовых

группах. В настоящее время в Швеции можно выделить три финансовые группы.

Во главе двух из них (по принятой в шведской экономической литературе

терминологии, “сфер банков”) стоят ведущие частные коммерческие банки

страны - “Скандинависка эншильда банкен” и “Свенска хандельсбанкен”, при

этом первая по всем показателям существенно превосходит своего конкурента.

В первой половине 80-х годов началось формирование третьей финансовой

группы (“третьего блока”) во главе с крупнейшей компанией страны -

автомобильным концерном “Вольво”.

В финансовую группу “Скандинависка эншильда банкен”,

контролирующую до 40% экспорта, 20% ВВП страны и обеспечивающую 40%

занятости в промышленности Швеции, входят семейные группы Валленбергов,

Юнсонов, Боньеров, Лундбергов, Седербергов. Среди них выделяется семейство

Валленбергов, контролирующее компании, биржевая стоимость акций которых

превышает 1/3 акционерного капитала всех зарегистрированных на бирже фирм.

В целом примерно 25 компаний Валленбергов имели в 1986 году оборот 250

млрд. крон и прибыли около 18 млрд. крон. В Швеции и за границей на их

предприятиях занято примерно 450 тыс. человек. Империя Валленбергов

считается одной из крупнейших в Западной Европе.

Вторая финансовая группа - “Свенска хандельсбанкен” - включает

в свой состав кроме объединения вокруг самого банка группы финансовых

воротил Андерса Валля и Эрика Пенсера и семейные группы Стенбеков и чемпе.

Однако здесь семейства не играют значительной роли.

§ 3 Государственный сектор

Хотя государственный сектор и производит не столь много товаров, как

частный, но у него есть очень важная роль – это аккумуляция и

перераспределение значительных денежных средств на социальные и

экономические цели согласно концепции шведской модели.

Государственный сектор имеет два уровня владельцев собственности:

центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний

уровень иногда выделяется в коммунальную форму собственности. Они, вместе

составляя по форме собственности единое целое, различаются как по месту в

сфере экономики, так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в

совокупности) деятельности.

Государственный сектор и государственная собственность - разные

понятия. Под государственной собственностью принято считать предприятия,

принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность).

Государственный сектор можно охарактеризовать как объем вмешательства

государства в экономическую жизнь. По этому показателю Швеция занимает

среди развитых стран первое место.

Размер государственного сектора может измерятся в таких показателях,

как удельный вес государственных расходов, потребления, налогов в ВВП,

населения, занятого в государственном секторе. В 1988 году в нем работал

31% работоспособного населения, государственное потребление составляло 30%

ВВП, а государственные капиталовложения - 3%. Доля государственных

расходов, включающих потребление, инвестиции и трансферты, достигала 61%

ВВП в 1989 году. Она возросла с 33% в 1960 году до 45%в 1970, 50% в 1975

году и 67% в 1982 (рекорд капиталистического мира). Затем она несколько

снизилась. За последние десятилетия государственный сектор возрастал во

всех странах, но наиболее активно - в Швеции.[9]

Коммунальная собственность весьма ограничена и по закону разрешена в

сфере коммунальных услуг и жилищном строительстве.

Национализированные предприятия в основном сконцентрированы в

сырьевых отраслях: горнодобывающей, черной металлургии, а также в

судостроении, коммунальных услугах и в транспорте.

В этих секторах на национализированные или принадлежащие государству

предприятия приходится больше половины всех товаров и услуг. Их основная

цель - расширение производства с достижением прибыльности. Однако конец 70-

х годов характеризовался убыточным расширением, особенно после

национализации коалиционным буржуазным правительством в 1977 г.

судостроительных и металлургических частных компаний и их дальнейшего

слияния в результате структурного кризиса в этих отраслях с целью

сохранения занятости. Правительство активно субсидировало эти компании до

тех пор, пока возвратившиеся к власти социал-демократы в 1982 г. не

покончили с политикой “кормления хромых уток”.

Государственная собственность принимает форму либо акционерных

компаний, либо государственных предприятий. Последние имеют значительную

свободу действий в финансовых и кадровых вопросах. Решения в области цен

ими принимаются также самостоятельно. Они должны покрывать издержки и

приносить прибыль на вложенный капитал.

Созданный в 1970 г. для координации деятельности государственных

предприятий холдинг “Статсферетаг” был реорганизован в 1983 г., когда из

него вышла группа крупных компаний, занимающихся добычей и переработкой

сырья, а оставшиеся вошли в фирму, получившую название “Прокордиа”. Сейчас

она объединяет около 15 фирм в химической, фармацевтической, пивоварной

промышленности, машиностроении, производстве потребительских товаров и

услуг. В 1987 г. число занятых в “Прокордии” составило 25 тысяч человек.

Кроме “Прокордии” в число государственных и смешанных предприятий

входят горнодобывающая компания ЛКАБ, целлюлозно-бумажные АССИ и НСБ,

металлургическая “Свенска столь”, судостроительная “Цельсиус” и

коммерческий банк “Нурдбанкен”. В 1987 г. число занятых в этих фирмах

составило 48 тыс. человек, а всего в государственных компаниях - около 150

тыс. человек.

Предприятия государственного управления предназначены для выполнения

особых целей и в некоторых случаях по закону являются монополиями. На почту

и связь - две крупнейшие государственные монополии - приходится свыше 60%

всех занятых на государственных предприятиях. Другая важная сфера -

транспорт. Шведские государственные железные дороги составляют 95% всех

жел. дорог в Швеции и на них работают 33 тыс. человек. Около половины

производства электроэнергии приходится на государственное управление

“Ваттенфалль”. В последние годы оно также занялось исследованиями в области

как новых источников энергии (солнце, ветер и вода), так и традиционных

(уголь, торф и природный газ).

Центральное правительство воздействует на экономику страны

посредством различных экономических инструментов. Основной из них -

государственный бюджет.

В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные

платежи, то есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и

предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей,

сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда же входят выплаты

процентов по государственному долгу.

Оставшиеся после вычета трансфертных платежей из общих

государственных расходов средства составляют государственное потребление и

инвестиции. На государственное потребление приходится порядка 90%

оставшейся суммы, в том числе почти ? тратится на здравоохранение,

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.